Транспортный комплекс Беларуси объединяет более 10 тыс. организаций всех форм собственности, в которых работают свыше 280 тыс. человек. В составе транспортной системы около 1 млн единиц коммерческих транспортных средств, свыше 100 тыс. км автомобильных дорог и 5,5 тыс. км железнодорожных путей общего пользования, 1,7 тыс. км внутренних водных путей, почти 1 тыс. км трамвайных и троллейбусных путей и линий, 50 км метрополитена, а также около 12 тыс. км магистральных трубопроводов. В преддверии Белорусской транспортной недели первый замглавы ведомства ответит на вопросы, касающиеся реконструкции и строительства автодорог, планов по развитию внутренних и международных пассажирских и грузоперевозок, о возможности увеличения белорусским авиаперевозчиком транзита пассажиров между Москвой и Киевом и др.
В этом году на выставочной площадке будут представлены продукция и услуги более 200 компаний из Германии, Австрии, Казахстана, России, Латвии, Литвы, Польши и других европейских стран. В рамках Белорусской транспортной недели впервые пройдет международная специализированная выставка "Транспортная инфраструктура".
В нынешнем году Президент поддержал инициативу председателя КНР о стыковке стратегий развития двух стран и реализации концепции экономического пояса Шелкового пути - глобальной идеи, которая предполагает создание инфраструктурной сети от западных границ Китая через Среднюю Азию в Европу. Потенциал транспортной инфраструктуры и логистической системы Беларуси, перспективы участия нашего государства в проекте "Экономический пояс Шелкового пути" - основные направления, на которых будет сосредоточено внимание Министерства транспорта и коммуникаций в ближайшие годы, и это те вопросы, которые предлагаются к обсуждению на пленарной дискуссии и других мероприятиях Белорусской транспортной недели.
Белорусская транспортная неделя пройдет с 6 по 8 октября 2015 года в Футбольном манеже в Минске. Форум включает IX Международную специализированную выставку "Транспорт и логистика-2015", IV Международную специализированную выставку "Логистический инжиниринг-2015", I Международную специализированную выставку "Транспортная инфраструктура-2015" и IX Белорусский транспортно-логистический конгресс.
Запланированы двусторонние встречи главы Минтранса Беларуси с министром транспорта и коммуникаций Литвы Римантасом Синкявичюсом и министром сообщения Латвии Анрийсом Матиссом. В ходе встреч будут рассмотрены актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в области транспорта и логистики, а также намечены перспективы взаимодействия.
В мероприятиях Белорусской транспортной недели примет участие генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) Умберто де Претто. Планируется встреча заместителя премьер-министра Беларуси Анатолия Калинина и министра транспорта и коммуникаций Анатолия Сивака с генсекретарем МСАТ. На встрече Анатолия Сивака с Умберто де Претто, в частности, предполагается рассмотреть вопросы текущей ситуации на международном рынке автотранспортных услуг и перспективы развития автомобильных перевозок грузов в регионе Евразии.
Снижение в 2014 году доходов от транзита на 9,4% по сравнению с прогнозным показателем, установленным Государственной программой развития транзитного потенциала Беларуси на 2011-2015 годы, обусловлено неблагоприятными внешними факторами, сложившимися во второй половине прошлого года. Главными среди них являются экономические санкции, принятые США и Евросоюзом в отношении России, а также ответные санкции со стороны России. Наряду с продолжающимися кризисными процессами в мировой экономике это существенным образом повлияло на объем внешней торговли между Россией и странами Запада и как следствие, на транзит грузов по территории Беларуси.
Так, если за первое полугодие 2014 года темп роста объема перевозок железнодорожным транспортом в транзитном сообщении составил 106,8% к аналогичному периоду 2013 года, то по итогам года - 96,5%. Процесс снижения перевозок грузов железнодорожным транспортом в транзитном сообщении и, соответственно, доходов от них продолжается и в этом году. В первом полугодии объем грузоперевозок по железной дороге составил 81% к аналогичному периоду 2014 года, а доходы от этих перевозок - 74,9%.
Помимо вышеназванных неблагоприятных факторов, снижение эффективности использования транзитного потенциала железнодорожного транспорта связано с девальвацией российского рубля, поскольку логистика внешнеторговых поставок грузовладельцами из России выстраивается в валюте этой страны. Также повлияло изменение вектора внешней торговли России с западного направления (страны ЕС) на восточное (Китай, Япония и страны АТР), продолжение переориентации российских внешнеторговых грузопотоков на собственные порты (с портов Литвы и Латвии на порты Ленинградской области), то есть без участия Белорусской железной дороги.
Для минимизации негативного влияния внешних факторов БЖД проводит работу с железнодорожными администрациями, грузовладельцами и операторами рынка транспортных услуг по привлечению дополнительных транзитных грузопотоков, в том числе по увеличению объемов перевозок ускоренными контейнерными поездами в сообщении Китай-Европа-Китай, которые проходят транзитом через нашу территорию. Повышению привлекательности транзита грузов способствует сокращение времени проведения таможенных, фитосанитарных и пограничных операций с грузовыми поездами. Но следует отметить, что применяемых мер явно недостаточно.
Следует отметить, что в результате негативного влияния внешних факторов снижение объемных и финансовых показателей в первом полугодии 2015 года произошло также на воздушном и автомобильном транспорте. Так, количество транзитных полетов иностранных воздушных судов и доходы от услуг по их сопровождению в первом полугодии 2015 года снизились на 14 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Количество транзитных поездок грузовых автомобилей и автобусов, принадлежащих иностранным перевозчикам сократилось на 30,2% и 22,6% соответственно.
Количество поездок белорусских перевозчиков при выполнении автомобильных перевозок грузов в (из) третьих стран транзитом через Беларусь в первом полугодии этого года снизилось по сравнению с соответствующим периодом 2014 года на 15,5%. Доходы белорусских перевозчиков от выполнения этих перевозок сократились на 29,2%.
Таким образом, исходя из перечисленного, ожидается, что по итогам 2015 года общий объем доходов от транзита составит примерно 70% от прогноза, установленного госпрограммой.
С 1 января 2015 года международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств - членов ЕАЭС, осуществляются на безразрешительной основе между страной, на территории которой перевозчики зарегистрированы, и другим государством-членом, транзитом через территории других государств-членов. Распоряжением коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 марта 2015 года №17 было поручено проработать с уполномоченными органами стран ЕАЭС вопрос либерализации перевозок грузов автомобильным транспортом в/из третьих стран, не являющихся членами союза, для подготовки проекта решения Высшего Евразийского экономического совета по данному вопросу.
В мае Минтранс Беларуси был проинформирован письмом ЕЭК, что, кроме белорусской стороны, уполномоченные органы Армении, Казахстана и России не поддержали рассмотрение данного вопроса. В частности, Минтранс России отметил "нецелесообразность" рассмотрения данного вопроса на площадке ЕАЭС.
Таким образом, с российской стороной действует принцип разрешительной системы для белорусских перевозчиков при осуществлении перевозок в/из третьих стран и переговорный процесс продолжается.
Актуальным вопросом является необходимость либерализации каботажных перевозок автомобильным транспортом в ЕАЭС. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 года утверждена программа поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена ("каботажные перевозки"), на период с 2016 по 2025 годы с определением степени и условий этой либерализации. При этом договором допускаются разные уровни и скорости проведения либерализации таких перевозок.
Минтранс в течение 2014-2015 годов принимал участие совместно с Евразийской экономической комиссией и другими государствами-членами в разработке и согласовании проекта данной программы.
Важно подчеркнуть, что белорусская сторона с первого дня переговоров выступала за более быструю либерализацию и максимальную прозрачность условий допуска к таким перевозкам. Однако Казахстан категорически отказался от участия на начальных этапах и согласился присоединиться только с 2025 года. С российской стороной были долгие переговоры на разных уровнях, в том числе на уровне руководства Минтранса, по согласованию конкретных этапов и условий либерализации. В итоге стороны пришли к компромиссным решениям, которые и нашли отражение в последней редакции программы.
Так, предусмотрено четыре этапа либерализации каботажных перевозок (после завершения международной перевозки в попутном направлении в страну регистрации ТС). В 2016-2017 годах будет возможна одна перевозка только в рамках приграничных территорий, 2018-2019-м - одна перевозка с остальной части территории государства-члена в приграничную территорию, в 2020-2024-м - одна перевозка в пределах всей территории государства-члена. Предполагается, что с 2025 года будет до трех последовательных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории государства-члена.
В настоящее время департамент транспорта и инфраструктуры ЕЭК занят практической работой по подготовке порядка ведения бортового журнала учета и контроля выполнения каботажных перевозок.
15 мая 2015 года Центр профессиональной подготовки в области авиационной безопасности Национального аэропорта Минск был сертифицирован Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в качестве Учебного центра авиационной безопасности ИКАО. Центр осуществляет подготовку специалистов в области авиационной безопасности.
13 октября в Национальном аэропорту Минск состоится торжественное открытие центра с участием представителей штаб-квартиры ИКАО (Канада), регионального бюро ИКАО (Франция), глав авиационных администраций и руководителей аналогичных центров Европейского и Североатлантического регионов, представителей министерств, руководителей авиационных организаций и служб авиационной безопасности Беларуси.
Открытие в республике Учебного центра ИКАО, а в мире их всего 29, является важным шагом в деле повышения эффективности мер защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и позволит повысить имидж Беларуси в международном авиационном сообществе, привлечь к процессу подготовки специалистов по авиационной безопасности значительные опыт и ресурсы этой авторитетной международной организации. Также удастся не только сэкономить валютные средства, которые направлялись на подготовку таких специалистов за рубежом, но в перспективе и зарабатывать на обучении иностранных специалистов, в первую очередь из стран СНГ и Балтии.
Транспортной отраслью реализуется ряд серьезных проектов. Это в том числе проект "Электрификация участков Гомель-Жлобин-Осиповичи и Жлобин-Калинковичи" - мы планируем закончить работы по электрификации второго участка Гомель-Жлобин протяженностью 86 км (электрификация первого участка Жлобин-Осиповичи завершена в 2013 году). Это позволит перевозить грузы по нашим транспортным коридорам с большей скоростью и меньшими затратами. Начата также электрификация транспортного коридора в сторону Литвы.
В 2015 году запланирован ввод в эксплуатацию второй кольцевой автомобильной дороги вокруг Минска на первом участке от автодороги М3 до М6.
В этом году будет сдаваться первая очередь авиаремонтного завода возле Национального аэропорта Минск. Кроме того, будем начинать подготовительные работы по второй взлетно-посадочной полосе.
Действительно, в этом году определены дополнительные требования к деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств. В настоящее время подготовку водителей автомобилей осуществляют более 460 учебных организаций, что позволяет полностью удовлетворять потребность населения в данных услугах.
В то же время во многих автошколах качество подготовки водителей находится на достаточно низком уровне. За 2014 год подготовлено 160 143 водителя, при этом процент сдачи экзамена с первого раза в подразделениях ГАИ составляет около 56%. Наименьший процент сдачи экзамена с первого раза в подразделениях ГАИ регистрируется в Минске (около 30%).
Предложение касательно ЕРИП вносилось Национальным банком и поддержано Минтрансом. Вступление в силу данной нормы расширит возможности учащихся по оплате за оказанные услуги, в том числе с использованием интернета, и будет способствовать развитию безналичных расчетов в республике. Несмотря на то, что все автошколы проинформированы о вступлении в силу в декабре этих требований, многие заняли выжидательную позицию и, соответственно, подключение автошкол к ЕРИП идет недостаточными темпами. Ориентировочно, подключилось около 20% автошкол.
Хотелось бы напомнить, что у Национального банка достаточно плотный график подключения организаций республики к ЕРИП, и в связи с этим автошколам следует заблаговременно направить заявки на подключение в главное управление единого расчетного и информационного пространства Национального банка. В случае невыполнения автошколами после 20 декабря этого года новых требований и выявления нарушений, деятельность таких автошкол может быть прекращена или приостановлена до выполнения этих требований.
Учитывая, что по статистике более 70% дорожно-транспортных происшествий совершаются по вине водителей механических транспортных средств, вопросы качества подготовки водителей в значительной мере определяют и уровень безопасности дорожного движения. В связи с этим работа по совершенствованию системы подготовки водителей Минтрансом будет продолжена. В 2016 году будут вступать в силу требования о применении видеорегистраторов при экзаменах в учебной организации, и поэтому ведется работа по подготовке сопутствующих нормативных правовых актов.
Потери компенсировать не удалось, снижение пассажиропотока на БЖД по сравнению с прошлым годом наблюдается и в настоящий момент. Этот достаточно серьезный пробел в работе Белорусской железной дороги. Сейчас мы активно работаем с БЖД над снижением расходов и издержек, есть соответствующее поручение правительства, и я думаю, что есть чем заняться в плане снижения цены билета как в части международных перевозок, так и в части перевозок внутри страны. Мы работаем над этими вопросами. Полагаю, что в ближайшее время будут приняты соответствующие решения.
Грузовые автомобильные перевозки - это один из тех рынков, на которые государство оказывает влияние в меньшей степени. Предприятия в сфере грузовых перевозок, акции которых подконтрольны государству, Минтрансу, сейчас составляют не более 15%. По нашей статистике и данным совместной работы с ассоциациями "БАМАП", "БАМЭ", на рынке сейчас тяжелая ситуация. Нельзя сказать, что она тяжелее или легче ситуации в соседних европейских странах - Литве, Латвии, Польши. Ситуация в Украине также не лучшим образом отражается на транспортном рынке. Не в лучшем положении находятся и российские перевозчики.
Положение тяжелое, это в целом отражает ту ситуацию, которая сложилась в связи с санкциями в отношении России. Перевозки белорусских грузов перераспределяются, работа находится в том числе на перевозках из третьих стран в Россию. Восстановить объем, который был до кризисных ситуаций, на сегодняшний момент не удалось.
На сегодняшний момент мы не видим для авиационных властей и белорусской транспортной отрасли в целом какой-то проблемы в связи с этой ситуацией. И Национальный аэропорт Минск, и областные аэропорты, и компания "Белавиа" полностью готовы к приему пассажиров, которые примут решение направляться в Украину транзитом через нашу страну. Мы бы не хотели делать из этого ажиотаж, это наша ежедневная работа - обеспечивать потребности пассажиров в качественном сервисе. Известно, что столичный аэропорт имеет после реконструкции достаточный резерв и обеспечит качественное обслуживание всех пассажиров.
Что касается "Белавиа", то авиакомпания планирует открыть рейс Минск-Одесса-Минск, но этот рейс мы прорабатывали давно. Возможно, нам придется открывать не один рейс туда. Но данное решение не связано с тем, что происходит в странах, которые являются нашими ближайшими соседями. Также не исключается возможность, что мы будем летать чаще в Киев.
Продолжаются переговоры с авиационными властями Украины и России, с авиакомпаниями. При необходимости "Белаэронавигация" и наши авиавласти проработают все необходимые стыковки, чтобы пассажирам было комфортно.
Одно из перспективных направлений перевозок, которое удалось освоить железной дороге, - перевозки по новому Шелковому пути. Инициативу этого пути озвучил глава Китая, и ее поддержали лидеры ряда стран, в том числе Беларуси. Мы сейчас активно работаем с Китаем и нашими партнерами, которые находятся на пути следования по этому маршруту, - Казахстаном, Монголией, Россией. БЖД и ее структуры достаточно активно работают в этом направлении. В частности, РТУП "Белинтертранс - транспортно-логистический центр" работает с перевозками грузов из Китая в Европу, созданная этим предприятием дочерняя компания в Германии - один из лидеров в этой области.
Стоит отметить, что потери при перемещении контейнерных грузов, которые были в связи с введением санкций в отношении России, за счет перевозок китайских грузов (как в Европу, так и в обратном направлении) нивелированы и даже имеется небольшой рост. Эти перевозки будут развиваться, в том числе в рамках Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК). Думаю, что, развивая этот транспортный коридор совместными усилиями, мы можем достичь увеличения объемов перевозок.