Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Онлайн-конференция

Соблюдение санитарных норм и правил в сфере розничной торговли и общественного питания

В соответствии с указом №567 "О дополнительных мерах по защите прав потребителей" заместитель министра здравоохранения - главный государственный санитарный врач получил дополнительные полномочия по контролю за соблюдением санитарных норм и правил в сфере розничной торговли и общественного питания. В том числе санитарные службы наделены правом принимать решения о приостановке работы объектов торговли и общественного питания в случае выявления нарушений правил содержания производственных и торговых помещений, случаев реализации товаров с истекшим сроком годности, без маркировки и сопроводительных документов, которые бы указывали на происхождение и сроки реализации и других. Согласно документу главный санитарный врач также вправе принимать решения о запрете ввоза на территорию Беларуси или обращения на ее территории продукции, не соответствующей требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Во время онлайн-конференции Игорь Гаевский расскажет о первых результатах работы в соответствии с новыми полномочиями.

Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции. Ответы будут публиковаться 15 января после 11.00 по мере готовности.


Вопросы конференции

Ленивко С.В.
С момента вступления в силу указа "О дополнительных мерах по защите прав потребителей", который наделяет заместителя министра здравоохранения - главного государственного санитарного врача правом проверять объекты торговли и общепита, прошло более месяца. Дайте оценку первым результатам работы (динамика количества нарушений, числа звонков на линии доверия).
За месяц работы по указу №567, которым были предоставлены дополнительные полномочия, мы вынесли 240 решений о приостановлении работы объектов торговли и общественного питания. Динамика такова: бывает по-разному, но в целом тенденция к уменьшению закрытий.

Сейчас у нас непростой период: завершились новогодние праздники. Люди уже купили то, что хотели купить. Торговые предприятия могли поработать с определенным запасом, кое-что осталось некупленным. Поэтому у нас этот период считается ответственным. Нужно не допустить, чтобы испорченный товар попал к покупателям. Сегодня мы смотрим предприятия торговли и стараемся, чтобы таких товаров в реализации не было.

Этот период не будет вечным. Далее мы все-таки надеемся, и для этого есть предпосылки, что выйдем на достаточно стабильную работу. Все-таки мы отмечаем, что появилась серьезнейшая озабоченность у субъектов хозяйствования. Они стали делать правильные выводы, принимать правильные управленческие решения, и мы это ощущаем. Риск быть закрытым никому не нравится. Скажу откровенно, на мой уровень из Совмина пришло обращение из торговых сетей, отдельные субъекты хозяйствования обращаются, что мы, может быть, где-то чрезмерно жестко подходим к тем или иным ситуациям, приостанавливаем работу объекта там, где еще можно было не делать этого. В таких ситуациях мы разбираемся. Закрытие, по сути, никому не надо. Это приводит к тому, что люди не получают зарплату, не уплачиваются налоги, страдают покупатели, которые привыкли к этому объекту. Негативных моментов много, поэтому мы к закрытию относимся как к крайней мере, которую мы вынуждены применять, когда остальные не приносят желаемого результата.

Дополнительных полномочий, сверх того, что предоставлено указом, нам не надо. Но такого документа в нашей деятельности не хватало. К глубокому сожалению, достаточно недобросовестных юридических, должностных лиц. Платят штраф, а потом смотрят, какая выгода от того, что у них нет дополнительного штата, который следит, допустим, за реализуемыми товарами, выполняет другие мероприятия. Они видят, что уплата штрафов выгоднее, чем соблюдение законодательства от А до Я. Но когда грозит закрытие, тут уже о какой выгоде можно говорить? Закрылся субъект: никакой работы, прибыли нет - значит, никакой выгоды нет в принципе. Это здорово помогает управлять ситуацией на потребительском рынке в плане соблюдения законодательства.

Корр. БЕЛТА
Как часто приостанавливается деятельность ресторанов и кафе в Беларуси?
В 2014 году было вынесено 224 постановления о приостановлении деятельности минских объектов общественного питания. Штрафов было значительно больше. Кстати, в столичных объектах общепита было забраковано около 2,6 т продукции негарантированного качества. Это продукция либо с истекшим сроком годности, либо без документов, которые свидетельствовали бы, откуда получен товар.
Настасья Занько, Минск
Многие владельцы ресторанов и кафе жалуются на жесткие санитарные нормы, которые существуют у нас. "К примеру, зачем два холодильника на готовую и сырую продукцию? Мы же дома так не делаем и не травимся", - возмущаются часто владельцы. И таких жалоб очень много. При этом многие говорят, что в той же Польше таких жестких требований нет. И это одна из причин, по которой там бюджетных кафе и небольших закусочных гораздо больше, чем у нас. Какой вы видите путь решения этой проблемы?
Я не считаю, что требования к объектам общепита в Беларуси чрезмерны. Если бы это было так, то не открывались бы объекты общепита на скромных площадях. А возможность открыть небольшое кафе присутствует всегда. Не так давно я был на совещании в Министерстве торговли, где присутствовал шеф-повар одного из белорусских ресторанов. Так вот у этого человека не возникает никаких вопросов в отношении установленных требований. Он воспринимает их как само собой разумеющееся: как культуру приготовления пищи, культуру нахождения на рабочем месте персонала и его лично. У этого человека высокий уровень сознания. Даже если бы не было наших требований, он установил бы их для себя и соблюдал. Приготовить качественно, эстетично и безопасно для клиента блюдо по-другому невозможно. Рассуждать в такой ситуации о том, что прописанные требования слишком жесткие, могут только те, кто чего-то не до конца понимает, или те, кто не собирается следить за порядком на кухне.

Белорусские работники сферы общепита иногда выезжают в Польшу, Францию, Бельгию и другие страны. Возвращаясь, они делятся своими впечатлениями. Был, например, случай, когда в одном из чешских придорожных ресторанов посетителя накормили стеклом. Я считаю, что, когда человек кормит других, он отвечает за их здоровье. И он должен понимать, какая степень ответственности лежит на нем и нести ответственность. Мне приятно посещать то заведение, где перед глазами проходит весь процесс приготовления блюд, когда я вижу, как работают шеф-повар и его помощники, как моется посуда, в какой одежде работает персонал, какая технология приготовления используется. Такие рестораны есть, и к ним не возникает ни одного вопроса. Но иногда, когда по работе я захожу на кухню, то могу наблюдать там неприятную картину: все загромождено, грязно, отсутствует технология приготовления. Мы боролись и продолжим бороться с такими заведениями. Я хотел бы, чтобы нам не было стыдно за белорусские кафе.
Корр. БЕЛТА
Деятельность скольких объектов торговли и общественного питания приостановлена в соответствии с указом "О дополнительных мерах по защите прав потребителей" от 5 декабря 2014 года? На какой минимальный и максимальный сроки? Какое количество магазинов уже вернулось к работе (будет открыто в ближайшее время)? Имели ли место случаи прекращения работы субъектов хозяйствования из-за их неспособности устранить выявленные нарушения?
За месяц вынесено 240 решений о приостановлении деятельности объектов торговли и общепита. Сегодня уже 173 объекта возобновили работу. Сроки приостановки колебались от одних суток до 90 дней.

Наталья Жукова: По городу Минску за месяц с небольшим к административной ответственности привлечены 223 должностных лица, приостанавливалась эксплуатация 110 предприятий. Сегодня 15 из них - в стадии устранения нарушений.

Сіпачоў Аляксей, Мінск
Апошнім часам мы ўсё часцей чуем пра тое, што Расійская санітарная служба забараніла ўвоз нейкіх беларускіх прадуктаў. Ходзяць чуткі, што гэта свайго роду палітычны ціск. Калі і як будзе праводзіцца праца з прадпрыемствамі экспарцёрамі, якія трапілі пад такія забароны? Ці будзе надавацца больш увагі расійскаму імпарту, асабліва прадуктам харчавання?
Во-первых, был период, когда российская санитарная служба запрещала экспорт продукции различных предприятий, производящих продовольствие. Сегодня у Роспотребнадзора нет ни одного запрета ни по одному белорусскому предприятию. Все запреты, которые сегодня существуют, вынесены Росельхознадзором и находятся в компетенции ветеринарной службы. Здесь надо проявлять грамотность. В России два основных органа – Россельхознадзор и Роспотребнадзор, которы следят за сырьем и продовольствием. Там есть еще и Росалкогольнадзор.

В данной ситуации ваш вопрос нужно задать департаменту по ветнадзору с тем, чтобы его прокомментировали. Некорректно мне говорить, что и как предпринимается, и политический это или не политический аспект.

Что касается вопроса о качестве российских товаров, то все в жизни бывает. В том числе в ряде российских товаров мы находим несоответствия по определенным показателям безопасности. Есть соглашение между Минздравом Беларуси и Роспотребнадзором России. Мы о соответствующих "находках" немедленно информируем друг друга. После либо мы у себя, либо они выходим на объекты с инспекциями, отбираем образцы, проводим комплекс необходимых мероприятий и информируем о проделанной работе. Это нормальное взаимодействие, потому что закрытие поставок предприятий – крайняя мера. Плюс нужно помнить, что иногда товар, который мы обнаружили в торговых сетях, это не тот бренд, под которым он реализуется. Выясняется, что это вообще из ниоткуда взявшийся товар, фальсификат, который нужно снимать с продажи. Так бывает зачастую и в России. По таким ситуациям нужно отдельно разбираться, а только потом выносить решение о прекращении поставок завода или фабрики. Я думаю, что некоторая поспешность при вынесении решений Россельхознадзором в приостановлении поставок была.

Мы с Роспотрбенадзором решили, что должны выстроить конструктивные отношения, и не должны принимать поспешных решений, которые могут нанести ущерб предприятиям и экономике. Пока мы слышим друг друга, обмениваемся информацией, проводим совместную работу.
Александров А.С., Минск
Здравствуйте. Известно, что в конце декабря Ассоциация розничных сетей обратилась в правительство с просьбой установить своеобразную шкалу соразмерности нарушений в торговле и санкций за них. Как в Минторге и Минздраве отреагировали на эту инициативу?
Мы эти вопросы проработали заранее. Поводом, причиной служат нарушения, которые всегда были на слуху, по которым к нам чаще всего обращаются сейчас граждане. Это наличие в торговых сетях и системе общественного питания товаров с истекшим сроком годности, товаров без документов и нарушения условий хранения. Есть определенные критерии. И их нарушения, из-за чего товар может прийти в негодность, нанести реальный вред здоровью человека, стали основой для того, чтобы у санслужбы появились дополнительные полномочия по приостановке работы объекта.

Могут быть и другие факторы, например отсутствие у работника медосмотра, несоблюдение личной гигиены. Но это сопутствующие вещи, которые могут быть учтены. Но в основу при закрытии ложится то, что может нанести реальный вред.

Если торговый объект попался на этом первый раз, то закрытию он не подвергается. Каждый человек имеет право на ошибку, она могла быть неосознанной или допущена из-за недопонимания. После однократного выявления этих нарушений, как правило, проводится такая работа: штраф (причем не максимальный), предписание по устранению нарушений, но ни в коем случае не закрытие.

Если через определенное время мы приходим на этот объект вторично, а выводы не сделаны, эти нарушения повторяются - это уже повод для закрытия. Как правило, это хронические нарушители. Плюс к тому мы же работали с этими объектами не первый раз в 2014 году. У нас есть история работы со всеми сетями, частными предпринимателями, рынками. У нас накоплен богатый опыт, как и где реагируют на то, чтобы не было нарушений на их объектах. Все эти сведения у нас содержатся в базе данных. С учетом этой информации мы принимаем решения. Мы не действуем по принципу "приехали, увидели и сразу же закрыли".
Оксана, Могилев
Как обстоят дела с соблюдением законодательства в кафе и ресторанах? Какие заведения могут попасть в зону внимания проверяющих в ближайшее время? Расскажите о планах по дальнейшей реализации указа.
Общепит находится под пристальным вниманием, даже еще более пристальным, чем торговля. В связи с чемпионатом мира в прошлом году тотально были проверены все объекты общественного питания. Мы тогда озвучивали результаты. К сожалению, на тот момент нам нечем было хвастаться - в 100% проверяемых объектов мы находили нарушения. В 100% случаев, какие бы ни были заведения - элитные или не элитные, находили продукты с истекшим сроком годности. Картина была не радужная. Но проводилась соответствующая работа, и результаты по улучшению положения в этой сфере имеют место сегодня. Работа продолжается.

Закрытые предприятия общественного питания есть в Витебской области и других регионах. Мы будем за ними наблюдать. Потому что, к глубокому сожалению, невзирая на то, что система надзора за ними выстроена, периодически они нам усложняют жизнь. Например, в прошлом году в Кореличах 13 человек заболели после посещения ресторана. Притом что накануне было вынесено постановление о закрытии этого объекта, но там почему-то посчитали возможным продолжать работу. В результате пострадали люди.

Объекты закрываются, когда там грубо нарушают санэпидтребования, игнорируют все. Знаю, что иногда есть нарекания, обращения, недовольство. Но мы всегда готовы выслушать любое замечание или обращение. Мы не только ждем плановых проверок. Это ведь те объекты, которые доступны. Когда заходишь как посетитель, уже можешь сложить себе картину, что это за объект общественного питания, насколько там серьезно относятся к делу.
Александров А.С, Минск
Расскажите, пожалуйста, подробно о полномочиях районных санитарных служб, которые у них появились после указа №567. Если я правильно понимаю, первоначально речь не шла о расширении их полномочий. Спасибо.
Здесь разумно то, что городские и районные санитарные службы работают в прежних полномочиях - их и так достаточно много.

Оправданно, что дополнительными полномочиями будет пользоваться главный государственный санитарный врач области, города Минска и республики. Потому что у них есть возможность оценить ситуацию, проанализировать, есть более высокий профессиональный уровень, позволяющий принять более грамотные решения. Поспешные решения – вроде "показалось", "померещилось" - выносить нельзя.

Ракоть Елена, Минск
Недавно в Беларуси вступили в силу санитарные требования для мини-детсадов в домах существующей застройки, согласно которым мини-детсады можно устраивать на первых этажах в жилых помещениях существующего жилищного фонда или в коттеджной застройке. Есть ли уже такие детсады и есть ли к ним претензии у санитарной службы?
Эта тема обсуждалась на уровне правительства довольно долго, в ней есть крайняя заинтересованность, поскольку сейчас, особенно в Минске, ощущается нехватка детских садов. Проблему решать надо. Понятно, что быстро сразу 100 детсадов не построишь, а детям надо где-то находиться. Поэтому есть различные варианты решения этой проблемы. Если говорить о мини-детсадах, то их пока нет, но планируется их открытие. Требования к ним несколько смягчены. Мы оценили риски, посмотрели, как их можно минимизировать. Так, к примеру, если нет условий для того, чтобы готовить пищу непосредственно в таком детском саду, она может привозиться и пр.

Наталья Жукова: Что касается органов Госсаннадзора, то к нам за заключением решения (об открытии мини-детсада) не обращались. На сегодня этот вопрос пока еще только прорабатывается. Надо отметить, что даже такой небольшой объект обустроить довольно сложно. Однако эта тема широко обсуждается сегодня, и могу сказать, что специалисты и образования, и здравоохранения все же склоняются к тому, что если есть возможность, то нужно строить типовые детские дошкольные учреждения, поскольку там условия оптимальные, а такие детские учреждения, как мини-детсады, - это крайняя мера. Насколько я знаю, у нас на сегодня не готово ни одно такое помещение, которое могло бы принять деток. При этом имеются планы по строительству в ближайшее время нескольких дошкольных учреждений в микрорайоне Каменная горка, на них выделены деньги.
Корр. БЕЛТА
Насколько санитарные нормы, существующие в Беларуси, являются жесткими или они, наоборот, либеральные по сравнению с соседними странами, с мировой практикой.
Главная задача санитарных требований - минимизация рисков для здоровья и жизни человека. Если раньше действовали санитарные правила СССР, то сейчас - Беларуси. За последнее десятилетие эти правила неоднократно пересматривались. Изменения в основном были направлены на либерализацию требований. Убирались излишние, дублирующие, требующие больших затрат, но при этом недостаточно эффективные. Сравнивать с Евросоюзом я не могу, так как вместо санитарных требований у них директивы, принципы, регламентирующие, какие требования должны соблюдаться. А уже как они будут соблюдаться, каждый решает для себя.

Мы и наши коллеги из стран, ранее входивших в состав СССР, руководствуемся санитарными правилами. Говорим субъектам хозяйствования, что и как необходимо делать. Таким образом, помогаем предприятиям советами.

Нормы, прописанные в белорусском законодательстве, гармонизированы с требованиями стран, в союзе с которыми находится Беларусь, - Россией и Казахстаном. Не стоит забывать, что на территории республики действуют технические регламенты Таможенного союза. И как раз техрегламент о пищевой безопасности, который работает у нас уже больше года, распространяется не только на предприятия, производящие пищевые продукты, но и на объекты общепита.

Игорь Гаевский: Ранее Международная финансовая корпорация устроила на территории Беларуси семинарские занятия, для участия в которых приехали эксперты из ЕС. Они рассказали о своих требованиях (директивах и принципах), которые используют в работе. Услышав, каковы их подходы, я вспомнил все санитарные правила, которые действовали в Советском Союзе. Когда они выставили все требования, которые предъявляются к субъектам хозяйствования при проверке производств, объектов торговли и общепита, стало ясно, что не все в ЕС просто и легко.

Наша цель - приблизиться к применению санитарных требований мировым сообществом. Например, в Беларуси действуют чек-листы (список контрольных вопросов), которые мы даем предпринимателям, чтобы они оценивали состояние объектов. Если, скажем, разбита плитка на входе в заведение, то это фиксируется как нарушение (оно небольшое, из-за него нельзя налагать слишком большой штраф). Но если, допустим, отсутствует вода на предприятии торговли, это совсем другой вопрос.

Наталья Жукова: Были случаи, когда мы давали чек-листы руководителям предприятий, чтобы они могли сами оценить, как организована система производственного контроля. После того, как к нам возвращались заполненные чек-листы, мы оценивали и состояние объекта, и достоверность чек-листов. При этом обнаруживали 30-40% расхождений. Так что можно сказать, что отсутствует должная ответственность со стороны руководителей.

Игорь Гаевский: Указ №567 "О дополнительных мерах по защите прав потребителей" от 5 декабря 2014 года будет удобен в плане применения чек-листов. Чек-лист у всех есть, все знают, что в соответствии с ним нарушения необходимо исправлять. Если субъект хозяйствования этого не делает, то в соответствии с указом его деятельность можно прекратить.
Татьяна Боровская, Витебск
Причиной нарушения санитарных норм и правил в сфере общепита и торговли зачастую становится отсутствие соответствующих знаний у работников. Как сейчас решается эта проблема? Планируется ли организовать в Беларуси курсы, семинары на знание основных требований санитарных норм и правил для работников общепита, торговли? Будет ли улучшена подготовка в учреждениях образования по этому профилю?
Основная причина нарушений в сфере общепита, действительно, недостаточные знания работников. В настоящее время на базе Центра здоровья в Минске проводятся занятия для работников общепита и торговли столицы. Любопытны результаты своеобразного социологического исследования. Мы задали руководителям предприятий по 10 базовых вопросов в указанной сфере до и после занятий. Если до занятий 70-80% ответов были неправильными, то после - их количество снизилось до 30%. После этого было принято решение о постоянном проведении семинаров для работников торговли и общепита по вопросам, связанным с санитарным законодательством. Но руководители не горят желанием направлять на эти семинары сотрудников. Это говорит о недостаточной ответственности представителей бизнеса, связанного с реализацией продуктов питания. Обязательно должна быть организована система тренингов на рабочем месте (мы не говорим о небольших объектах). Однако организация тренингов в сетевых объектах торговли, общепита является одной из обязанностей руководства.

Анжела Скуранович:Законодательно уже определено, что те лица, которые работают с пищевыми продуктами, питьевой водой, должны обязательно проходить гигиеническое обучение. В санитарных правилах и нормах записано, что при поступлении на работу и затем ежегодно они должны приходить в центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Если при проверке выявляются грубые нарушения, мы видим, что человек не владеет необходимыми навыками, то наши специалисты вправе назначить внеплановое гигиеническое обучение и, соответственно, аттестацию. Но знания закрепляются, когда их постоянно применяют, поэтому рассчитывать только на курсы не стоит. Очень важен человеческий фактор.

Игорь Гаевский:Я думаю, что угроза закрытия объектов торговли и общепита заставит руководителей предприятий встать по одну сторону баррикад с государством, т. е. проявить явную заинтересованность, помочь выработать программы обучения. Мы предлагаем проводить на предприятиях гигиенический аудит. Это услуга носит не наказывающий, а профилактический характер. Наши предложения пока отторгаются, но мы ждем, что вскоре все изменится.

Санитарные нормы сейчас являются не более жесткими, чем 20 лет назад.

Вергеенко Юлия, Брест
Игорь Владимирович, вашим постановлением приостановлено обращение на территории Беларуси стеклоомывающих жидкостей шести производителей из России по причине "нарушения по содержанию метанола, что не соответствует санитарно-эпидемиологическому законодательству". Расскажите, пожалуйста, чем опасен метанол, какой опасности мы себя подвергаем, используя "омывайку" с метанолом, и производится ли контроль продукции белорусских производителей на наличие этого вещества? Спасибо.
Наверное, всем известно, что метанол - это яд. Особенно, если употребить его внутрь вместо этилового спирта (он очень похож на этанол). К сожалению, спасти в таком случае человека уже невозможно. Это если мы говорим о больших дозах. Однако и при малых проблемы со здоровьем неизбежны.

Если говорить о том, почему метанол попадает в те же омыватели, то, видимо, потому что он очень дешевый, его легко добыть. Отмечу сразу, что в Беларуси с этими "омывайками" все достаточно прозрачно. В России тоже достаточно грамотное законодательство, хорошие специалисты, но, видимо, в силу того, что Россия очень большая, всегда есть возможность организовать где-то подпольное производство и поставлять некачественную продукцию на рынок.

Как такая продукция могла попасть к нам? Думаю, ситуация могла быть следующая: регистрации подвергли качественный товар, затем, получив необходимые документы, докупили дополнительное сырье (подешевле), организовали производство и выпустили на рынок.

Относительно "омывайки" с метанолом запрет вынесен, он достаточно обоснованный, правильный, доведен до сведения абсолютно всех и выполняется. Однако у нас нет возможности поставить специалиста на каждый торговый объект по стране, поэтому мы всегда рады информации. Сразу же выйдем на этот объект, снимем с реализации продукцию, накажем тех людей вплоть до закрытия объекта. Если все решения приняты, но кто-то все равно продает некачественный товар, значит, он рискует, что его объект закроют на срок вплоть до 90 дней.
К списку