Вероника Митрошкина, Гомель
Владимир Павлович, это уже пятый по счету оперный форум, который всегда становится событием в белорусской культурной жизни. Насколько изменился формат мероприятия по сравнению с первым таким событием?
Если формат устраивает нас, если он устраивает публику и мировую оперную общественность, то мы следуем этим путем и дальше.
Изначально ставка была сделана на то, что форум должен отличаться от тех, которые проходят в мире. По сути, мы делаем фестиваль наших премьерных спектаклей с приглашением звезд мировой оперы. На форум также, как правило, приглашается один театр со своим спектаклем, проводится гала-концерт звезд мировой оперы.
За время проведения мероприятия у нас в гостях со своим спектаклями побывали и Софийская опера, и Московский театр "Новая Опера", и музтеатр им.Станиславского и Немировича-Данченко, и другие театры, с которыми у нас подписаны меморандумы о сотрудничестве, с которыми работаем.
За эти годы у нас в гостях побывало много знаменитых оперных певцов, что, на наш взгляд, тоже является очень важным, потому что, как правило, люди идут в оперу на названия и имена. Как бы прекрасно ни пели наши артисты, а они, безусловно, поют потрясающе, им рукоплещут не только зрители Беларуси, но и многих других стран, но, тем не менее, к голосам привыкают. И новый голос, появляющийся на сцене в спектакле, привлекает публику, дает толчок для самосовершенствования нашим артистам.
Виолетта П., Минск
Станет ли конкурс вокалистов ежегодным? Есть ли у оперных исполнителей потребность в такой сцене?
Немного рано об этом говорить. Хотя факт, что все проекты, которые рождаются в Большом театре Беларуси - Большой новогодний бал, Рождественский оперный форум, Вечера Большого театра в резиденции Радзивиллов, новый балетный проект, - становятся традиционными. Мы думаем, что и этот конкурс тоже станет традиционным и будет проходить каждый год.
Может быть, по временным рамкам не будем делать его близко с Рождественским оперным форумом, а сделаем, например, недельную или десятидневную разницу во времени, с тем расчетом чтобы победители смогли спеть потом на гала-концерте звезд мировой оперы Рождественского оперного форума. Но эту тему мы будем обсуждать по завершении первого конкурса вокалистов.
Кристина Ковалькова, Брест
Кто войдет в состав профессионального жюри конкурса вокалистов?
В состав жюри к тем руководителям театров многих стран мира, которые были уже представлены, мы добавили нескольких человек из Беларуси. Это главный хормейстер Большого театра Беларуси народная артистка Беларуси Нина Ломанович, главный дирижер Большого театра Беларуси заслуженный артист Украины Виктор Плоскина, солистка оперы Большого театра Беларуси заслуженная артистка Беларуси Оксана Волкова и руководитель труппы солистов оперы Большого театра Беларуси заслуженная артистка Беларуси Нина Козлова. Все остальные члены жюри были озвучены ранее.
Виктория Ивановна Железнякова, Гродно
Конкурс вокалистов - по-моему, очень хорошее начинание, он предоставляет молодым оперным исполнителям возможность показать себя большому числу профессионалов, а значит рассчитывать на развитие творческой карьеры. Предполагаете ли вы завязать сотрудничество с кем-то из артистов? Возможно, победитель получит контракт с белорусским театром?
Эти предложения могут исходить не только от нас, но и от других членов жюри, и на таких конкурсах так всегда бывает. Например, в прошлом году на конкурсе молодых исполнителей итальянской оперы я победителю, хоть он получил не первую, а вторую премию, вручил свой приз, это возможность выступить на гала-концерте Рождественского оперного форума. Заслуженный артист Узбекистана молодой прекрасный тенор Рамиз Усманов спел у нас тогда, а потом мы дали ему возможность спеть партию Альфредо в "Травиате". Точно так же и другие руководители театров, которые были представлены в жюри, вручали свои призы, думаю, что аналогичная ситуация будет и у нас, и руководители театров тоже учредят свои призы.
Что касается нашего театра, то, если мы будем видеть прекраснейшие голоса, которые нас устраивают и которых нам не хватает, конечно же, мы будем иметь с ними договорные отношения. В прошлом году по завершении Рождественского оперного форума я объявил, что четыре артиста будут петь в наших спектаклях по одной партии в каждом спектакле. Это нормальная практика, и, безусловно, такие цели тоже преследуются.
Инна Голубок, Минск
Имена каких звезд украсят афишу V Рождественского оперного форума? Гостьей нынешнего форума станет Елена Образцова. А кого планируете пригласить на будущий форум?
На этот форум мы выносим три своих премьерных спектакля: "Риголетто", "Пиковую даму", впервые свет в рамках форума увидит спектакль "Паяцы" в постановке главного режиссера театра Михаила Панджавидзе. Партию Канио в этой опере исполнит народный артист Грузии Теймур Гугушвили. Этот артист известен нашей публике со второго Рождественского форума. С тех пор он исполнял у нас в гостях партии Радамеса, Каварадосси, Герцога в "Риголетто", давал сольный концерт, принимал участие в гала-концерте звезд мировой оперы. То есть публика с большим воодушевлением принимает этого солиста.
Сроки приезда народной артистки СССР Елены Образцовой, которая должна была выйти на сцену белорусской оперы в "Пиковой даме", немного переносятся. Это связано с тем, что она по настоянию врачей выехала на реабилитацию в Германию. Так как все концерты с участием оперной дивы отменены и перенесены, на рождественский форум она приехать не сможет. Мы позавчера получили от артистки письмо, в котором она приносит извинения нашим зрителям и заверяет, что в обязательном порядке споет Графиню в "Пиковой даме" в следующем году и не обязательно на Рождественском оперном форуме. Думаю, что это произойдет зимой или в начале весны. Исполнить партию Графини на форуме согласилась не менее известная народная артистка СССР Ирина Богачева.
В гала-концерте звезд мировой оперы примут участие представители 11 стран. Приедут звезды и Софийской, и Пражской, и Братиславской, и Литовской, и Варшавской опер, и Мариинского театра, и из Азербайджана, и Армении, и Узбекистана.
Павел Вытришков, Минск
Какие нововведения планируют устроители форума в будущем году?
Рождественский оперный форум в Минске нашел свой уникальный формат. Такого больше нигде нет. Вряд ли где-то можно увидеть выступление приглашенных театров. Интересным является и участие артистов других театров, с которыми у нас есть давние партнерские связи, в наших премьерных постановках. А ведь не так-то просто ввести солиста в ту или иную партию в спектакле.
В нынешнем году мы не приглашали в Минск со спектаклем другой театр, поскольку в эти же сроки проводим Первый Минский международный Рождественский конкурс вокалистов. Организовать эти два мероприятия одновременно было бы проблематично.
И.Первушин, Минск
Как оценивают белорусских вокалистов за рубежом? В каких проектах за пределами страны успешно выступают белорусские оперные исполнители? И каких голосов не хватает Большому театру Беларуси?
Самая большая проблема в любом театре и самым дефицитным голосом, безусловно, является тенор, особенно драматический тенор. Конечно же, это "кровавые" партии, которые не так просто спеть, к тому же возраст должен быть соответствующий. Не каждому дано сразу спеть, к примеру, герцога или Калафа в опере "Турандот", Измаила в спектакле "Набукко" - это сложнейшие партии. Народный артист Беларуси Сергей Франковский и Эдуард Мартынюк - это, пожалуй, на сегодня два голоса, которые реально могут петь все. Далее тенора идут по своим группам и по своим партиям. Конечно же, нам хотелось бы иметь хорошие голоса, хотя бы в качестве приглашенных артистов, такая практика много где существует, и некоторые наши солисты являются приглашенными артистами в других театрах.
Что касается выступления наших солистов за рубежом, такая практика тоже существует, достаточно много где наши артисты выступают. Например, наши солисты уже "прописались" в Азербайджане, мы с этим театром несколько лет назад подписали меморандум о сотрудничестве, а таких меморандумом у нас уже 25, и не только со странами бывшего Советского Союза, но и европейскими странами, Китаем и др. Так выступают Владимир Громов, Нина Шарубина, Сергей Франковский, Владимир Петров, Эдуард Мартынюк, Анастасия Москвина, Оксана Волкова, Юрий Городецкий, и этот перечень можно продолжать. А есть еще обменные гастроли наших солистов с театрами, с которыми мы сотрудничаем, и не только в рамках спектаклей, но и индивидуальные туры.
Корр. БЕЛТА
Победы наших артистов в различных конкурсах и проектах добавляют внимания со стороны зрителей? Может быть, публика на таких артистов начинает реагировать иначе?
Публика ценит своих артистов и очень сильно. Когда кто-то из чужих танцует или поет, люди получают удовольствие, аплодируют, но при этом говорят, что наш, белорусский артист лучше и ярче. И это очень приятно!
Хотел бы еще сказать, что Минск, хоть и большой город, для поклонников оперного искусства очень маленький город, и публика примерно одна и та же. А сколько мы премьер делаем ежегодно?! Ведь сегодня в репертуаре театра 75-76 спектаклей, 45-46 из них мы поставили за последние годы вместе с камерным залом и малой сценой, но даже на большой сцене мы ставим как минимум три оперных и три балетных спектакля, а то и по четыре, и люди идут на них. Потом интерес немного остывает, но новое имя - и опять интерес поднимается. Публика все равно одна и та же, поэтому, если мы будем одни и те же спектакли крутить постоянно, то к нам не будут ходить. К тому же есть оперы, которые не так просто воспринимаются зрителем (они могут быть яркими и замечательными, и без них невозможен репертуар Большого театра), но к ним нет большого интереса, а новым именем можно привлечь интерес публики.
Е.В.Волынец, Гомель
Такие масштабные проекты, как оперный форум и конкурс вокалистов, требуют немалых затрат. Где театр берет средства на это? Насколько в этом участвует государство? И есть ли в нашей стране меценаты, готовые поддерживать большое искусство?
Бюджетные деньги мы не тратим. Деньги от реализации билетов на мероприятия форума значительно больше, чем от обычных показов. Если билетная книжка на обычный спектакль стоит порядка Br120-130 млн, на премьерные спектакли это может быть Br250-350 млн. Есть билеты стоимостью Br30-40 тыс., это места с ограниченной видимостью. На мероприятия форума продаются билеты, которые стоят Br1-1,5 млн, в партере есть места стоимостью Br500-600 тыс. Это ложится в основу тех затрат, которые мы несем. Это один источник финансирования. Билетная книжка - это 1 тыс.188 билетов на один спектакль, столько, сколько составляет коммерческая вместимость зрительного зала. Средняя стоимость билета в театре на каждый спектакль - порядка 10 евро, на мероприятия такого уровня, как Рождественский форум или спектакль с участием звезд, она на порядок выше.
Безусловно, есть меценаты. Пятый год подряд в качестве генерального партнера Рождественского оперного форума выступает Банк БелВЭБ. Вместе с нами в течение всех пяти лет автомобильный холдинг "Атлант-М". Здесь же и "Белгосстрах", и "Белавия", и Белорусская железная дорога помогает. А если брать первый конкурс вокалистов, то в качестве генерального партнера выступает Беларусбанк. В разные годы в разных проектах выступали другие организации в качестве партнеров.
Личных вложений как таковых не было, об этом мы не говорим. А вот организация-меценат - да, это есть. А называем партнерами, потому что это взаимовыгодное сотрудничество. Мы предлагаем им свои услуги, они нам свои. Это общепринятая мировая практика.
З.П.Ягодкина, Гродно
Как бы вы охарактеризовали публику, которая посещает театр? И какие предпочтения у зрителей, вкусы? Что они выбирают?
Аншлаги у нас всегда и абсолютно на все спектакли. Редко когда зал заполнен на 80%, такое бывает на некоторых операх, но в основном зал заполнен на 100%, билеты нужно покупать заранее, притом что они недешевые. Люди приходят с удовольствием и приходят не просто на стены посмотреть, а посмотреть и послушать искусство. И мы действительно создаем те премьеры и те спектакли, которые заслуживают того, чтобы их смотрели и слушали.
Публика у нас разная, по возрасту в том числе. Если кто-то думает, что к нам приходят в основном люди пожилого возраста, то они глубоко заблуждаются, потому что очень много приходит к нам молодежи, людей среднего возраста, и приходят они не потому, что стало модно посещать Большой театр, а потому что им это интересно и им это нужно. Ну а в репертуаре театра обязательно должны быть знаковые и яркие названия и имена зарубежной классики, должен, безусловно, присутствовать Верди, Пуччини, Бизе, Россини и другие известные названия русской классики - "Евгений Онегин", "Иоланта", "Пиковая дама". Безусловно, и национальная классика должна присутствовать в репертуаре, и она есть. Вот недавно был поставлен шедевр - "Седая легенда" (композитор Дмитрий Смольский и автор либретто Владимир Короткевич). Может быть, национальной классики мало, но будут достойные предложения, появится что-то еще. Это все должно способствовать привлечению публики, к тому же мы делаем концерты в камерном зале, ставим камерные оперы, это способствует повышению имиджа театра и привлечению публики.
Евгения Плотникова, Могилев
Как родилась идея организации конкурса вокалистов? Какие аналоги конкурса вокалистов существуют в мире?
Конкурсов в мире проводится много. И в качестве члена международного жюри я немало ездил. Как правило, конкурсы проводятся для молодых вокалистов, а люди в возрасте, например, 35-36 лет остаются не у дел. Не так много существует площадок, где они могли бы посостязаться, показать свое мастерство, голос, завязать контакты.
Идея создать подобный конкурс в Минске появилась у меня в прошлом году по приезду с конкурса вокалистов "Монмартр-2013". Это очень престижно и для театра, и для страны, и очень нужно солистам. Вроде бы и конкурсов много, а в тоже время на некоторые из них выстраивается очередь. Потому что каждому артисту хочется быть услышанным, многим хочется, чтобы их послушали менеджеры, для кого-то это новые перспективы в профессиональной деятельности, новые контракты, работа.
Разрабатывая положение конкурса, мы изучили огромное количество положений аналогичных мероприятий, учли все плюсы и минусы, ведь лучше учиться на чужих ошибках. Хотя и от своих никто не застрахован.
Ожидали мы или нет такого ажиотажа вокруг нашего конкурса? Но то, что он существует - это факт. Я ни разу не видел такого количества желающих принять участие в конкурсе. В последний день приема заявок, 25 октября, мы просмотрели 280 заявок от 21 страны. И это что-то невероятное. Я могу только порадоваться тому, что наша театральная команда, служба маркетинга и рекламы, так прекрасно сработала. Мы смогли раскрутить наш конкурс.
О себе дали знать и четыре года работы в рамках Рождественского оперного форума, наша активная международная деятельность. Не случайно журналисты называют Минск оперной столицей СНГ. Такое сравнение появилось после того, как мы провели в столице фестиваль молодежной оперной элиты стран СНГ. То есть нас узнают, нас знают, к нам хотят приезжать.
Жанна Солнышкина, Минск
Подрабатывают ли артисты вашего театра?
Некоторые наши ведущие солисты являются доцентами, профессорами или просто преподавателями в Академии музыки - не с целью подработать, а чтобы участвовать в процессе подготовки кадров, певцов, в том числе для нашего театра.
Перепечатка метериалов запрещена без письменного разрешения агентства.