В учреждениях образования Беларуси начинается распределение выпускников. Одна из гарантий для самореализации молодежи - право на первое рабочее место. Оно предоставляется молодому специалисту в соответствии с полученной им специальностью и присвоенной квалификацией.
Сколько молодых людей в этом году получат распределение? Все ли бюджетники будут обеспечены первым рабочим местом? Какие льготы положены молодым специалистам и будут ли усиливаться меры поддержки выпускников? Как решаются жилищные вопросы? Может ли получить распределение платник? На эти и другие вопросы выпускников, молодых специалистов и их родителей ответили представители Министерства образования, высших учебных заведений.
В 2019 году мы распределили более 19 тыс. выпускников, получивших высшее образование, или 99,9%; более 18,5 тыс. получивших среднее специальное образование (фактически 99,5%); 24,5 тыс. выпускников с профессионально-техническим образованием (99,8%). Это говорит о том, что мы имеем ситуацию, когда фактически все выпускники, получившие образование за счет средств бюджета в дневной форме, распределяются.
В этом году планируем с учетом выпусков, которые состоятся в учреждениях профессионального образования, распределить около 19 тыс. специалистов с высшим образованием, 18 тыс. со средним специальным и 23 тыс. рабочих с профтехобразованием. Мы полагаем, что все они получат первое рабочее место.
Если говорить о нехватке рабочих мест, таких моментов мы не прогнозируем. Дело в том, что сама процедура распределения предполагает значительную степень гибкости. Комиссии по распределению в учреждениях образования будут иметь пул заявок, которые сформированы в долгосрочном плане, и пул разовых заявок. Вопрос только в том, чтобы максимально удовлетворить интересы конкретного выпускника и конкретного заказчика кадров. Сама система планирования подготовки кадров в стране построена на основе заказа, чтобы максимально исключать ситуации, связанные с нехваткой заявок на выпускников в момент окончания учебного заведения.
Однако возникают моменты, когда компании, которые заказывают кадры, в отдельных случаях перестают существовать, меняются их кадровые потребности, определенные на начальной стадии иногда субъективно и без расчета всех особенностей, связанных с развитием конкретной компании, организации, предприятия. В этом случае комиссии имеют право и возможности направлять выпускников в другие организации. Естественно, здесь активность проявляют и учреждения образования в поиске мест. В отдельных случаях эта активность не бывает лишней со стороны выпускника, когда он сам пытается найти себе рабочее место, которое ему интересно и устраивает. Активность проявляет и работодатель.
Эти вопросы решаются в соответствии с Жилищным кодексом. Я уже упоминал о возможности льготной постановки на очередь в Минске и Минском районе. В этих регионах подобные вопросы решать в некоторых случаях сложнее. Еще один важный момент: наниматели участвуют в обеспечении прибывших по распределению выпускников, если имеют для этого возможность. Они предоставляют места в общежитиях, служебное жилье, оказывают денежную помощь, выделяют средства для компенсации затрат на наем жилых помещений. В этом участвуют и местные органы власти. Но говорить об обязательном характере нельзя, потому что нет такого жесткого обязательства - все связано с возможностями конкретных регионов и нанимателей. Но наниматель, заботящийся о своих специалистах, планирующий взращивать молодые кадры, эти вопросы помогает решать. Причем помощь бывает весьма существенная вплоть до помощи в строительстве жилья.
Да, действительно, у выпускника есть такая возможность. Здесь самое главное - подойти системно. Молодые люди имеют преимущественное право быть распределенными туда, где проходили производственные, преддипломную практику. Ничего не мешает на стадии обучения, на третьем-четвертом курсе в университете, вместе с кафедрой активно поучаствовать в выборе места практики с прицелом на то, чтобы потом к этому нанимателю уйти работать. Что касается других траекторий. Если выпускник без длительных системных контактов с нанимателем в виде практики, выполнения научных работ в процессе обучения по заказу этой организации приносит от нее заявку непосредственно перед распределением, то такой вариант тоже возможен. Но такие заявки удовлетворяются уже после заявок заказчиков кадров, базовых организаций.
Практика персональных заявок в нашем университете неплохо развита. Мы тоже имеем договоры с базовыми организациями, от которых выпускник тоже может принести индивидуальную заявку. Нам тогда понятно, что наниматель провел предварительный отбор и хочет именно этого выпускника взять к себе на работу. Обязательным условием является соответствие места работы специальности и квалификации.
Если говорить о персонифицированном подборе, а это достаточно современная практика, то у нас больше половины плановых заявок, которые мы отрабатываем с нанимателями, потом персонифицируются. Эти заявки приходят с фамилиями конкретных молодых специалистов, которые идут на дипломную практику, пишут дипломную работу и затем устраиваются на работу.
Любой платник при желании может получить направление на работу. Ежегодно их получают более тысячи выпускников-платников. Вопрос о стопроцентном их направлении или распределении не стоит. Все определяет личный выбор выпускника и совокупность факторов - желание, возможность трудоустроиться, специальность, по которой он получил образование.
В проекте новой редакции Кодекса об образовании заложена норма, определяющая, что выпускник-платник, получивший направление на работу, также имеет статус молодого специалиста, как и выпускник бюджетной формы обучения.
Конечно, студентам-платникам предоставляется такая возможность. У нас есть заявки, мы их предлагаем, но не навязываем: если человек сам хочет пойти работать в другое место, то никаких ограничений нет. Правда, и со стороны нанимателей хотелось бы видеть больше активности по закреплению молодых специалистов, чтобы выпускники вне зависимости от формы обучения чувствовали себя профессионально востребованными, реализовавшимися и социально защищенными.
Платники имеют возможность выбора. У нас платники учатся в том числе по сокращенной форме подготовки. Это те, кто получил среднее специальное образование, уже работает в системе и хочет повысить профессиональный уровень - получить высшее образование или закончить магистратуру. Они тоже платники, но не распределяются, а продолжают работать в системе. Все они востребованы на рынке труда.
Эти случаи, действительно, исключительные. Но следует разграничивать причины. Первое - причины бывают уважительными. Это поступление на более высокий уровень образования, например, в магистратуру, либо выпускника колледжа на уровень высшего образования первой ступени. Также это служба в армии, вопросы, связанные с нетрудоспособностью. Мы проводим такой анализ - это около 7% выпускников. Если мы говорим о тех, кто не прибывает на первое рабочее место без уважительной причины, то цифры здесь весьма невелики. Например, по данным о возмещении средств (решения, которые были приняты на уровне учреждений образования), в 2018 году - это чуть более 130 человек, близкая цифра у нас по 2019 году. Здесь данные еще могут измениться, потому что выпускник, который не прибыл, имеет время, чтобы возместить средства: сначала в добровольном порядке, если необходимо - в судебном. Эти цифры невелики, поскольку большинство выпускников осознает важность этого процесса и возможность, которая ему предоставляется.
Я хочу только подтвердить, что это единичные случаи. Причем мы мониторим ситуацию в течение двух лет после того, как выпускников направили на первое рабочее место. Мы очень редко сталкиваемся с ситуацией, когда человек меняет место работы. Но это жизненная ситуация: кто-то замуж выходит и переезжает условно по месту работы мужа либо жены. Тогда комиссия принимает решение по перераспределению. В этом случае должно быть согласие обоих нанимателей: один должен быть готов отпустить, другой - принять на работу. И мы всегда идем навстречу таким выпускникам. Если выпускник принимает решение, что он хочет возместить средства и получить свободное трудоустройство, на это есть соответствующая процедура. Это не только единичные, но и исключительные случаи. Как правило, большая часть вопросов связана с более высоким уровнем получения образования, службой в армии, силовых структурах и жизненными ситуациями, которые законодательством регулируются достаточно четко. Понимая, что количество этих случаев небольшое, мы можем говорить, что и сам процесс трудоустройства выстроен достаточно качественно, потому что мы его заранее начинаем и потом мониторим в течение длительного времени.
По примеру нашего университета могу привести цифры, что за три последних года не приступили к работе после распределения всего 15 выпускников. С учетом того, что мы за это время почти 2,5 тыс. подготовили - это примерно 0,5%. Второй аспект, который подтверждает, что люди сознательно получают профессии, - показатель закрепляемости на рабочем месте. Мы ведем такой мониторинг ежегодно, как и коллеги. Могу сказать на примере Минской области: мы все 23 района мониторим, и выпускники 2014, 2015, 2016 годов от 80% до 100% остаются в системе образования, закрепляясь на тех местах, куда они распределены. Это, конечно, и результат работы местных органов власти и управлений образования. Они создают условия, чтобы человек имел хорошие условия для труда, жилье. В целом можно сказать, что система государственного распределения и получения первого рабочего места - это благо. Беларусь одна из немногих стран, которая имеет такую систему. Беларусь показывает пример другим государствам, что забота о молодых специалистах, предоставление им первого рабочего места, система поддержки и льгот - благо для молодых людей. Благодаря поддержке на самом высоком государственном уровне это сегодня у нас существует, и поэтому, может быть, у нас такая небольшая безработица. И я знаю, что другие страны сейчас изучают опыт Беларуси по введению системы предоставления первого рабочего места.
Таких изменений не планируется. Нынешние сроки распределения сбалансированы. Работодатель понимает свои обязательства по трудоустройству молодого специалиста. Но он должен быть мотивирован и уверен, что человек, в профессиональное развитие которого он вкладывает, будет у него работать какой-то период времени: выпускник вуза - два года, по целевому направлению - пять лет, специалист с профтехобразованием - один год. Срок работы по распределению - один из мотиваторов, который позволяет сделать выбор в пользу молодого специалиста. Это помимо прочих преимуществ таких кадров: они перспективны, есть возможность сформировать из них того, кто нужен компании.
Если смотреть на распределение со стороны самого выпускника, то отработка дает возможность пройти профессиональное становление. За два-пять лет можно стать конкурентоспособным, получить прикладные компетенции.
Да, участвуют. Трудоустройство выпускника не зависит от формы собственности компании. Мы направляем специалистов и на государственные предприятия, и в организации смешанной и частной формы собственности. Есть полное равенство и доступность рабочих мест, государство в этом плане работает унифицированно по отношению ко всем работодателям.
Да, могут.
Дело в том, что сейчас такого понятия, как прописка, уже нет.
Есть регистрация: постоянная, временная, место жительства. Тем не менее, если говорить обстоятельно по этому вопросу, то могу сказать, что комиссия принимает решение, руководствуясь законодательством. Место работы может быть предоставлено в любом населенном пункте страны. Естественно, учитываются поступившие заявки от базовых организаций, которые удовлетворяются в первую очередь, заявки от других нанимателей, заявки, которые индивидуально представлены самими выпускникам, и по возможности, конечно же, учитывается место проживания выпускника. Университеты и колледжи, естественно, понимают эти обстоятельства и при наличии возможности выпускнику работа предоставляется в том населенном пункте, в котором он проживает, но так бывает далеко не всегда.
Еще такой аспект можно отметить. Скажем, в нашем университете больше половины выпускников - это девушки, и в случае, если выпускница выходит замуж, собирается ехать по месту жительства мужа, но остаться в системе образования педагогом, то мы идем навстречу и такую возможность предоставляем, если есть заявка из этого региона.
Выпускники БГУИР не испытывают каких-либо сложностей с поиском рабочего места, особенно те, кто имеет высокие показатели в учебе. Что касается особенностей распределения в нашем вузе, мы начинаем этот процесс раньше - в ноябре-декабре. Это связано с планированием преддипломной практики и выполнением дипломного проекта или работы. Таким образом, выпускники работают непосредственно с теми руководителями предприятий или организаций, где они потом будут востребованы в качестве молодых специалистов. При этом тема диплома связана с их будущими обязанностями, молодые люди входят в процесс как можно раньше.
Вместе с тем мы постоянно находимся в контакте и с заказчиками кадров с точки зрения отработки их заявок, и с нашими выпускниками. Есть вопросы, которые приходится рассматривать точечно.
Если говорить о том, куда распределяются выпускники, то это широкий спектр предприятий как государственной, так и частной формы собственности. Более 20% выпуска этого года уйдет в компании-резиденты ПВТ. А по отдельным факультетам и 30%, и 40% выпускников работают в этой сфере. Кроме того, что мы имеем места для трудоустройства выпускников, подлежащих распределению, есть и дополнительные заявки, которые остались неудовлетворенными. В этом году, например, у нас такая ситуация по специальности "медицинская электроника". Традиционно очень востребованы специалисты в сфере разработки современных информационных технологий. Заявки, которые остались неудовлетворенными, накапливаем, предлагаем выпускникам, обучавшимся на платной основе.
Распределение у нас 100%. А в цифрах - это более 1,3 тыс. выпускников, которые уже сейчас знают, где они будут работать. Все наши выпускники, которые должны быть трудоустроены в порядке распределения, уже обеспечены первым рабочим местом.
В последние годы потребность в педагогических кадрах очень высока. Наш университет в этом году выпускает 720 человек, которые подлежат распределению. К сожалению, мы можем удовлетворить поступившие заявки примерно на 40%. На сегодня мы имеем свыше 1850 заявок, более 1,5 тыс. - из учреждений образования Минской области и города Минска. Из других регионов к нам уже поступило около 300 таких заявок. Наиболее востребованы выпускники факультета дошкольного образования. Выпуск составит 118 человек, а поступило почти 500 заявок. То есть их мы сможем удовлетворить только на четверть. По начальному образованию - на 50%. В этом году очень востребованы специалисты социальной сферы - социальные работники, социальные педагоги. Также мы только на четверть сможем удовлетворить заявки.
При этом у нас около 180 выпускников - целевики, которые поедут по направлениям в те учреждения, на которые были сделаны заявки четыре года назад.
Мы осуществляем работу по распределению на системной, плановой основе. В первую очередь удовлетворяем заявки так называемых базовых организаций - тех учреждений, с которыми у нас заключены договоры на подготовку кадров. У нас есть договоры со всеми районными отделами образования Минской области и почти со всеми районами Минска.
На данный момент законодательство не содержит норм, которые запрещают распределение или перераспределение к индивидуальному предпринимателю после удовлетворения заявленных потребностей организаций. Так что запрета нет.
Сегодня этот перечень весьма обширный. Начнем с того, что молодому специалисту - выпускнику университета, колледжа или учреждения профтехобразования - гарантируется трудоустройство в соответствии с полученной специальностью. Запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора с прибывшим по распределению. Фактически отсутствует испытательный срок. В то же время предусмотрена возможность увольнения до окончания установленного срока отработки без возмещения средств при нарушении нанимателем законодательства о труде.
При приеме на работу молодые специалисты получают и другие льготы. Например, положен отдых продолжительностью 31 календарный день. Выпускникам, направленным на педагогическую работу, даже больше - 45 календарных дней. По инициативе выпускника продолжительность отпуска может быть сокращена: они могут выйти на работу раньше и быстрее влиться в профессиональную жизнь.
Возможна денежная компенсация в связи с переездом на работу в другую местность.
Материальная помощь в размере месячной стипендии положена выпускникам с высшим или средним специальным образованием, а выпускникам с профтехобразованием - выплата из расчета тарифной ставки по присвоенной квалификации, разряду, классу, категории.
Кроме того, местные органы власти или наниматели могут устанавливать дополнительную денежную помощь молодым специалистам и молодым рабочим и выделять средства для компенсации затрат на съем жилья.
Молодым специалистам, работникам бюджетных организаций, потребкооперации, сельхозпредприятий выдаются льготные кредиты на приобретение домашнего имущества.
Установлены доплаты (повышение окладов на 10%) для молодых специалистов, получивших направление в бюджетную организацию. Повышение оклада на 50% предусмотрено для молодых специалистов, включенных в банк данных одаренной и талантливой молодежи. Отдельно предусмотрены доплаты молодым специалистам, которые направляются на работу в организации отдельных отраслей, например, на сельхозпредприятия.
Есть льготы для молодых специалистов и при постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. В Минске и Минском районе для регистрации в очереди не нужна прописка или регистрация в течение 10 или 5 лет, что обязательно должно выполняться в отношении всех других граждан.
Важно понимать, что льготы есть, они существенные, перечень регулярно пересматривается. Например, сегодня работаем над тем, чтобы реализовать и внести в законодательство норму о приоритетном праве на выбор организации для распределения тем выпускникам, которые прошли срочную военную службу. Это связано с повышением престижа военной службы. Проводим системные мониторинги совместно с учреждениями образования, чтобы оценивать целесообразность тех или иных льгот.
Но ключевая льгота - это возможность работать по специальности в соответствии с полученной квалификацией. Это позволяет усилить конкурентное преимущество выпускника в сравнении с теми, кто уже есть на рынке труда.
Выпускнику нужно наоборот сначала поработать по распределению, а затем - пожалуйста, можно ехать учиться в магистратуру за рубеж. У нас нет процедуры отнесения работы по распределению на неопределенную перспективу. Срок распределения фактически переносится, если выпускник в год окончания первой ступени высшего образования поступает в бюджетную магистратуру в нашей стране. Подобный подход реализуется при поступлении после получения среднего специального образования на первую ступень высшего. Аналогичная схема действует при поступлении в учреждения среднего специального образования после получения профессионально-технического. Если человек в год выпуска поступает на бюджет на более высокий уровень, тогда распределение переносится.
В ряде случаев распределение - это благо для молодых людей. Помню, был на отдыхе в одной стране, и нас из аэропорта в отель вез водитель, который закончил университет, дипломированный экономист. Я спросил у него, почему он не работает по специальности. Ответил, что уже два года не может найти работу, но хотел бы работать по специальности. Когда государство затрачивает деньги на подготовку специалиста и планирует потом использовать его в той или иной отрасли, то, наверное, разумно, чтобы человек отрабатывал оплаченное государством обучение. При этом у него есть возможность внести компенсацию, если его не устраивает такой вариант, и получить свободное распределение. Мне кажется, что здесь подход сбалансированный и разумный.
Если говорить о трудоустройстве, то схожая с белорусским распределением процедура есть и в европейских странах. Только механизм может быть разным. Где-то он больше обязывает нанимателя на государственном уровне предоставить льготы молодому специалисту, где-то - меньше. Более того, иногда и сами наниматели используют контрактую форму работы с выпускниками с дополнительными средствами мотивации, закрепления молодых специалистов. В Германии, например.
Сам по себе вопрос, связанный с трудоустройством, комплексный. Он учитывает взаимоотношения рынка труда, выпускников, нанимателей. В этом процессе уровень социальной поддержки молодежи в нашей стране является приоритетом.
С нашей точки зрения, механизм распределения эффективен. Он позволяет удовлетворять как возможности для трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, так и кадровые потребности нанимателей. Нужно смотреть в начало процесса, и это не распределение. Вначале идет формирование потребности в кадрах через автоматизированную систему заказа на подготовку квалифицированных кадров для всех отраслей экономики страны. Мы заранее получаем от нанимателей информацию о том, сколько и каких специалистов им нужно, с каким уровнем образования. Это позволяет устранять серьезную диспропорцию, которая существует в европейских странах - с огромной безработицей среди молодых граждан на рынке труда. Эффективность системы доказана, мы не рассматриваем сегодня вопрос об уходе от этого механизма, его отмене. Хотелось бы еще отметить: в ряде стран, в том числе у наших ближайших соседей, есть точечные моменты, связанные с реализацией процедуры распределения по отдельным направлениям и сферам, в частности социальной. В отношении медиков, педагогов, военных существуют аналоги нашего распределения. Просто, об этом мало говорят. А на самом деле, это фактически то же распределение.