Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Онлайн-конференция

Проект Кодекса о культуре: обсудим вместе

Беларусь - первая страна на постсоветском пространстве, которая подготовила проект Кодекса о культуре. Свод норм в сфере культуры стал трудом более чем в 200 страниц, в котором разработчики попытались охватить все стороны отрасли. Проект документа принят в первом чтении парламентом и представлен на общественное обсуждение. Свое видение вопроса могут озвучить как специалисты, так и просто заинтересованные.

Белорусское телеграфное агентство предоставило возможность получить комментарии по проекту Кодекса о культуре из первых уст. Представители Министерства культуры расскажут о планируемых нововведениях и ответят на вопросы посетителей сайта.

Участники:

Ирина Дрига
Начальник главного управления государственных специальных культурных мероприятий и профессионального искусства Министерства культуры Беларуси
Елена Вешторт
Начальник юридического отдела Министерства культуры
Игорь Чернявский
Эксперт в области историко-культурного наследия, член правления фонда "Культурное наследие и современность"

КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАВЕРШЕНА

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
Ирина Владимировна, представляя документ в Палате представителей, вы отметили, что подобных документов пока нет в мире. Чем вызвана необходимость подготовки такого документа? Как это поможет учреждениям культуры?
Дрига Ирина

В настоящее время отношения в сферы культуры в Беларуси регулируют 7 законов, более 10 указов Президента Беларуси, около 40 постановлений правительства, более 100 нормативных правовых актов Министерства культуры и примерно такое же количество правовых актов местных исполнительных и распорядительных органов. Такое число нормативных правовых актов создает трудности в процессе правоприменения и не способствует комплексному регулированию общественных отношений в сфере культуры.

Вместе с тем нормативные правовые акты в сферы культуры действуют длительное время, носят устойчивый характер и получили апробацию на практике. Таким образом, сложились все условия для кодификации законодательства о культуре: накоплена достаточная нормативная правовая база и имеется возможность вычленения обобщающих норм.

В Кодекс включены нормы 7 законов, 4 указов Президента Республики Беларусь, 20 постановлений Совета Министров и 25 постановлений Министерства культуры. Это будет способствовать упрощению применения норм законодательства всеми субъектами культурной деятельности, в том числе учреждениями культуры.

Кодекс о культуре должен вступить в силу через 6 месяцев после его официального опубликования. В настоящее время идет подготовка проекта Кодекса ко второму чтению в Палате представителей Национального собрания Беларуси. Если проект будет принят на весенней сессии, то возможно его вступление в силу в конце 2016 или начале 2017 года.

Корр. БЕЛТА
Уже третью неделю идет общественное обсуждение проекта Кодекса.. Анализировали ли вы первые отзывы? Каких тем они касаются? Ожидаете ли каких-то существенных правок после общественного обсуждения документа?
Дрига Ирина

Общественное обсуждение проекта кодекса, на самом деле, началось достаточно давно, еще до внесения в Палату представителей. Кодекс обсуждался, в частности, на сайте Министерства культуры. Предложения, которые поступали, рассматривались, и если были разумными и дельными, то учитывались. Сейчас идет второе обсуждение, и каких-то серьезных коррективов мы не ожидаем. Проект достаточно отработан, это системный документ.

Беларусь первая страна, где принимается такой кодекс. У нас накоплен достаточный опыт кодификации законодательства в важных сферах деятельности: Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс. Что касается социальной сферы, то есть Кодекс об образовании. Поэтому вопрос кодификации законодательства о культуре назрел. Есть множество правовых актов разного уровня, которые необходимо объединить и систематизировать, потому что жизнь не стоит на месте. К законодательству о культуре обращаются разные категории граждан. Это не только те, кто профессионально работает в этой сфере, но и потребители культурных услуг. Естественно, удобней, если есть единый документ.

Также, анализируя законодательство, мы увидели, что некоторые нормы устарели. Где-то в законодательстве есть лакуны, есть противоречия. Разработка кодекса позволила их снять. Нормы порядка 60 нормативных правовых актов, начиная от законов и кончая документами правительства и Министерства культуры, будут объединены в кодекс. Самое главное, что их приведут в соответствие с требованиями жизни.

Представители других стран пока к нам не обращались, что ознакомиться с кодексом. Думаю, это связано с тем, что он пока не принят. Полагаю, что после принятия и официальной публикации документом заинтересуются. Если наш опыт будет кому-то полезен, мы им с удовольствием поделимся.

Прищепова Татьяна, Минск
Предусмотрено ли кодексом более активное участие общественных объединений в сохранении историко-культурного наследия?
Дрига Ирина

Общественная наблюдательная комиссия при Министерстве культуры по охране историко-культурного наследия создана по постановлению правительства от 22 октября 2008 года исходя из статьи 4 закона "Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь", которой определено участие общественных объединений в сфере охраны историко-культурного наследия.

Проект Кодекса о культуре предусматривает передачу местным исполнительным и распорядительным органам части функций по охране наследия, например, по приданию материальным объектам статуса историко-культурной ценности и категории "3". Также сохраняется ряд функций, которые установлены действующим законодательством. Естественным является и более активное вовлечение общественности в сферу охраны наследия на местном уровне.

Формироваться общественные наблюдательные комиссии будут из представителей местных подразделений общественных организаций, основной уставной деятельностью которых является охрана, изучение, пропаганда наследия, организация творческой работы. Проект кодекса не содержит ограничения по привлечению к работе наблюдательной комиссии представителей учебных заведений, творческой и научной общественности. В каждом областном центре есть университеты, где работают специалисты, связанные со сферой охраны историко-культурного наследия.

Алеся, Гродно
Одним из направлений работы Минкультуры является деятельность по возвращению в республику белорусских культурных ценностей. Что удалось сделать за последнее время? Как этот вопрос регулируется в кодексе?
Дрига Ирина

При Совете Министров Республики Беларусь создана комиссия по выявлению, возвращению, совместному использованию и введению в научный и культурный оборот национальных культурных ценностей, которые оказались за пределами Беларуси. Комиссия выполняет координирующую роль в принятии решений по возвращению культурных ценностей на национальном уровне. В ее состав включены представители различных министерств и ведомств республики, учреждений культуры, образования, отдельные научные работники, имеющие опыт в осуществлении поиска и изучения культурных ценностей, оказавшихся за пределами Беларуси. Ежегодно проводятся заседания, на которых рассматриваются вопросы по возвращению в страну культурных ценностей.

Компетенция комиссии обозначена в статье 79 проекта Кодекса о культуре. В 2015 году была создана база данных и интернет-портал национальных культурных ценностей, которые оказались за пределами Беларуси. В начале следующего года на заседании комиссии будет рассмотрен вопрос о дальнейшем ведении этой базы данных, а также о координации и ответственности различных ведомств по ее дальнейшему развитию.

Согласно статье 78 проекта Кодекса о культуре культурные ценности, вывезенные из Беларуси с нарушением актов законодательства, международных договоров, которые действовали в стране на момент их вывоза, и других норм международного права, а также временно вывезенные из Беларуси в эвакуацию во время вооруженных конфликтов или на ином основании и не возвращенные без законных оснований, подлежат обязательному возвращению независимо от времени, обстоятельств и места вывоза.

По сложившейся мировой практике оригиналы культурно-исторических ценностей, за редким исключением, практически не возвращаются странам их происхождения.

В Беларуси принимаются меры по возвращению культурных ценностей альтернативными способами. В частности, на условиях долгосрочного депозита, который в настоящее время широко практикуется во всем мире, организации выставок зарубежных коллекций, оцифровки произведений искусства, архивных документов, библиотечных собраний. Примером может служить передача польской стороной в качестве депозита на 25 лет предметов интерьера для Дома-музея Адама Мицкевича в Новогрудке. В результате музей воспользовался возможностью подготовить свою равноценную экспозицию.

Еще один пример - организация в Национальном художественном музее выставки Слуцких поясов из фондов Государственного исторического музея Российской Федерации. Это случай совместного использования культурных ценностей. В настоящее время по дипломатическим каналам изучается вопрос о возможной передаче Слуцких поясов в собственность Национального художественного музея.

Национальной библиотекой Беларуси при содействии секретариата Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО осуществлен проект "Создание каталога "Библиотека Хрептовичей". Сохранившаяся часть библиотеки в настоящее время находится в фондах Национальной библиотеки Украины имени В.И.Вернадского. Проект позволил объединить части библиотеки Хрептовичей путем создания библиографической базы данных и обеспечить доступ к ней заинтересованных.

При содействии Бюро ЮНЕСКО в Москве переведены находящиеся в Российском государственном архиве древние акты архива политического деятеля и композитора М.К.Огинского на микрофильмы, а наиболее ценные материалы были сканированы. Архив включает 5 930 листов документов, писем, нотных рукописей, рисунков, литературных трудов композитора. Эти материалы переданы Государственному музею истории театральной и музыкальной культуры Беларуси.

Совместно с библиотеками и архивами России, Украины, Литвы, Польши, Финляндии, на территории которых находятся части архивно-библиотечного комплекса Несвижской ординации Радзивиллов, реализуется проект по виртуальной реконструкции документального наследия и библиотеки. Итогом проекта должен стать единый информационный ресурс, отражающий все сохранившиеся части архива, библиотеки, музейных коллекций. Ресурс будет доступен для международного научного сообщества и широкой общественности.

Начата реализация проекта виртуальной реконструкции библиотеки Сапег. Фонды Национальной библиотеки Беларуси пополнили электронные копии 11 изданий Франциска Скорины из фондов Верхнелужицкой научной библиотеки (г. Герлиц, Германия); 13 электронных копий изданий Франциска Скорины из Российской государственной библиотеки; 7 книг и 42 наименования газет (1 208 экземпляров) из Национальной библиотеки Литвы им. М.Мажвидаса.

В нынешнем году фонды Национального художественного музея Беларуси пополнились несколькими ценными предметами. Это пояс кунтушовый односторонний Слуцкой мануфактуры (1767-1780-е годы), пояс кунтушовый двусторонний, аналог Слуцкого пояса, изготовленный на мануфактуре Пасхалиса Якубовича (после 1791 года - до 1795 года). В музее также экспонировались пояса Слуцкой мануфактуры и пояса Гродненской королевской мануфактуры из собраний Национального музея Варшавы и Национального художественного музея им. М.К. Чюрлёниса (Каунас).

Это лишь часть проводимой в стране работы по возвращению культурного наследия, оказавшегося в силу различных причин за пределами Беларуси.

Корр. БЕЛТА
Какие историко-культурные ценности хотелось бы вернуть в Беларусь прежде всего?
Дрига Ирина

Приоритет для нас - собрать в Беларуси коллекцию слуцких поясов. Мечта наша - чтобы в Беларуси появилось более или менее полное собрание оригиналов изданий Скорины. Хотя этот вопрос тоже непростой, здесь мы опять идем по альтернативной методике - факсимильное воспроизведение произведений.

Чернявский Игорь Мефодьевич

Конечно, хотели бы вернуть и Крест Ефросиньи Полоцкой.

Сначала надо проанализировать, что где находится и представляет для нас наибольший интерес. Поэтому был подготовлен электронный каталог, в который можно вносить сведения по культурным ценностям, которые находятся за рубежом.

Это тема не только Министерства культуры. Над этим работают, в частности, и представители Министерства иностранных дел, которые проводят большую работу. В этой сфере нужна также юридическая и научная поддержка.

Ни одно государство не может решить вопрос по возвращению всех ценностей. Если бы прежние собственники захотели себе что-то вернуть, то, например, надо было бы ликвидировать такое хранилище, как Британский музей, которое состоит полностью из греческих, египетских и других предметов.

Поэтому и ЮНЕСКО рекомендует использовать альтернативные варианты возвращения историко-культурных ценностей.

Валентина Семеновна, г.п.Мир
В проекте кодекса спонсоры культуры и меценаты культуры впервые законодательно закреплены как отдельные субъекты культурной деятельности. Как эти механизмы будут работать, какие условия будут создаваться для привлечения средств спонсоров и меценатов на финансирование культуры? Какой отдачи от этого нововведения можно ожидать? Какие преференции в результате получат благотворители?
Дрига Ирина

Сама практика оказания спонсорской помощи не вводится с принятием кодекса. Есть указ №300, который определяет порядок и условия оказания безвозмездной спонсорской помощи. Там есть два пункта, касающиеся спонсорской помощи на проведение культурных мероприятий. Поэтому для культуры это дело не новое. Мы ежегодно работаем со спонсорами и меценатами. Многие наши проекты осуществляются целиком за счет спонсорской помощи. В чем же новация? Впервые в белорусской практике вводим понятия "спонсор культуры" и "меценат культуры" в качестве юридических терминов. Что касается определенных налоговых льгот для тех, кто оказывают поддержку культуре, то они предусмотрены указом №145. Там, в частности, предусмотрено освобождение от налога на прибыль определенной доли прибыли, которая направлена в качестве спонсорской помощи организациям культуры. Этот указ был инициирован Министерством культуры. Если говорить о дальнейшем расширении льгот, то такие вопросы могут рассматриваться, но комплексно: не только с учетом наших желаний, но и с учетом тех возможностей, которые есть у государства. Поэтому вопрос этот пока открытый.

Сейчас в кодексе спонсоры и меценаты получат, скажем так, свой законный статус. Это свидетельство того, что государство видит и замечает этих людей, делает шаг им навстречу. На самом деле люди нам помогают не столько в расчете на налоговые льготы, а потому, что хорошо относятся к культуре и хотят, чтобы названия их компаний и фамилии звучали в связи с каким-то знаковым культурным проектом. Мы благодарны спонсорам и меценатам. Ежегодно проводим акцию "Меценат культуры", во время которой чествуем этих людей, вручаем дипломы и награды. Для уважаемых организаций это приятно. Для них важно признание социальной миссии. При этом частные лица помогают в меньшей степени. Есть примеры, когда они покупали или передавали в музеи какие-то исторические предметы и произведения искусства. Насколько для них это будет интересно в дальнейшем, будет зависеть и от нас. Потому что им интересно, чтобы было двустороннее движение, не только от них, но и от нас, от государственных органов. Меценат, который передал что-то в музей, должен быть замечен. Например, в Третьяковской галерее есть табличка, где указаны, кто принимал участие в переоформлении зала.

Андрей Михайлович Ванюк
Какие направления и, возможно, конкретные проекты в сфере культуры могут получить развитие и быть реализованы в рамках государственно-частного партнерства? Что планируется сделать для того, чтобы заинтересовать частный бизнес в таком сотрудничестве?
Дрига Ирина

Сейчас мы уже узакониваем ту ситуацию и те добрые связи, которые складывались у нас естественным путем. Недаром еще до появления кодекса были соответствующие документы на уровне правительства и Министерства культуры о создании попечительских советов. Наши наиболее крупные и активно работающие организации: Купаловский театр, Национальный художественный музей и другие - создали такие советы, и их члены помогают не только привлекать спонсорскую помощь, но и решать некоторые организационные и правовые вопросы. Ведь туда входят влиятельные и авторитетные в нашем обществе люди.

Что касается развития государственно-частного партнерства, у нас есть хороший опыт сотрудничества по разным проектам, например, с Белгазпромбанком (фестиваль "Теарт)", Центром визуальных и исполнительских искусств "Арт Корпорейшн" (фестивали "Теарт", "Лістапад").

Все наши крупные фестивали: "Славянский базар в Витебске", "Купалье" и другие - тоже являются примерами государственно-частного партнерства. Кроме того, спонсорская помощь оказывается при проведении национальных белорусских выставок за рубежом, например, "ЭКСПО-2015" в итальянском Милане.

Появление кодекса придаст большую уверенность тем организациям, которые оказывают нам поддержку. Ведь для многих из них это социальная миссия, они хотят что-то делать для общества и сохранения культуры.

Анна Грищенко, Могилев
В проекте кодекса предусмотрена классификация фильмов для различных возрастных категорий - от 0 до 18+. Как это будет реализовано? И означает ли это, что если фильм отнесен к категории "12+", то 10-летнего ребенка в кинотеатр не пустят? Поясните, пожалуйста. По каким критериям будет устанавливаться эта категория?
Дрига Ирина

Практика классификации присвоения определенных возрастных категорий фильмам для нашей страны не нова, она существует и сейчас. Министерство культуры выдает прокатное удостоверение, только не возраст указывается, а определенная, скажем так, звездочка. Звездочки ориентированы на то, какие категории зрителей могут посещать данный фильм, до какого возраста - в сопровождении законных представителей. То есть практика такая имеется, и особых неудобств или нареканий со стороны зрителей она не вызывает. К сожалению, мы сталкивались с другими фактами. Например, несколько лет назад демонстрировался "Самый лучший фильм". Поступила жалоба от зрителя, который пришел с внуком на этот фильм, а он оказался, мягко говоря, не по возрасту для ребенка. Ограничение было прописано, но зритель принял решение, что он пойдет на этот фильм с внуком, администратор кинотеатра пропустила в зал.

В правилах киновидеообслуживания населения, которые мы имеем сейчас, содержится норма, что зрители допускаются на сеансы с учетом в том числе указанных возрастных ограничений, поэтому введение классификаций "0+", "6+", "12+" и далее не является чем-то принципиально новым для системы белорусского проката. Мы здесь синхронизируем наши подходы с той практикой, которая применяется в России, где такая классификация уже действует. Как этот вопрос будет регулироваться правилами киновидеообслуживания, будет решаться после принятия Кодекса о культуре. Пока же в правилах киновидеообслуживания определенные подходы и ограничения на допуск зрителей на фильмы, которые не предназначены для их возрастной категории, предусмотрены. Именно несоблюдение этих правил может вызвать потом у зрителей нарекания. Ограничения не выдумываются, не берутся произвольно, они вводятся на основе нормативных документов, которые существуют.

Что касается критериев отнесения той или иной продукции к определенному возрасту, то они, конечно, будут синхронизированы с рекомендациями, которые будут относиться не только к кинопродукции, но и к печатной продукции, зрелищным мероприятиям, что предусматривается законодательством о защите детей от нежелательной информации. Здесь во всем государстве у нас будут единые подходы. Какие именно будут критерии, пока еще рано комментировать, поскольку после принятия кодекса будут разрабатываться подзаконные акты.

Елена, Витебск
В Беларуси на уровне Кодекса о культуре планируется ввести запрет на посещение дискотек в нетрезвом виде. А по возрасту будут какие-то дополнительные ограничения?
Дрига Ирина

Вопрос этот будет решаться разумно. Определенная оговорка в законодательстве будет сделана относительно заведений, где совмещаются услуги общественного питания и культурная программа. Например, ресторан по определению оказывает услуги общественного питания с продажей алкогольных напитков и представлением определенной культурной программы. Естественно, если какая-та организация оказывает одновременно услуги общественного питания и проведения культурно-зрелищных мероприятий, мы продумаем и обязательно откорректируем этот вопрос ко второму чтению Кодекса о культуре в Палате представителей - каким образом установить на законодательством уровне особенности проведения мероприятий, в том числе танцевальных программ и дискотек, сопровождаемой работой диджеев, показом видеоматериалов, конкурсными программами в таких организациях.

Если же говорить о дискотеках как чисто культурных мероприятиях, у нас и раньше на них не допускались люди в состоянии алкогольного опьянения. Эта норма будет действовать в дальнейшем, что будет способствовать поддержанию порядка в таких местах. А там, где нужно установить некие разумные требования, чтобы сочетать два направления деятельности ресторана, на законодательном уровне будут предусмотрены соответствующие оговорки.

Тарас, Минск
Проектом Кодекса о культуре оговариваются условия по обеспечению доступности к культурным благам инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны на льготных условиях. Расскажите, пожалуйста, какие льготы предусмотрены?
Дрига Ирина

Для инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны Кодексом о культуре предусмотрено предоставление на постоянной основе права бесплатного посещения экспозиций государственных музеев, организуемых на основе собственных музейных фондов. Негосударственные музеи сами определяют, какие льготы они готовы предоставить для инвалидов и ветеранов.

Кроме того, для инвалидов и иных физически ослабленных лиц установлено приоритетное право получения документов из библиотечных фондов публичных библиотек по месту жительства или месту пребывания.

Занятия в кружках, студиях, непрофессиональных (любительских) коллективах художественного творчества, созданных в государственных клубных учреждениях, осуществляются, как правило, на бесплатной основе.

Если говорить о создании условий для обеспечения доступа названной категории лиц к культурным ценностям, услугам организаций культуры, то в этом вопросе деятельность организуется, исходя из общих подходов государственной политики. Так, согласно Государственной программе по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы, одним из заказчиков и исполнителей которой является Министерство культуры, в частности, предусматривается выполнение работ по созданию безбарьерной среды на 5 032 объектах социальной и другой инфраструктуры, включая объекты культуры.

Кроме того, в соответствии со статьей 29 закона "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь" на местные исполнительные и распорядительные органы возложена обязанность обеспечивать инвалидам необходимые условия для свободного доступа и пользования организациями культуры для развития творчества.

Рубинчик Лев Ефимович, Бобруйск
Здравствуйте! Считаю, в кодексе должны быть в обязательном порядке две "защищенные" статьи: уровень финансирования - не ниже оптимального процента от ВВП, защищенность от закрытия культпросвет учреждений в районных центрах и агрогородках, а то если так дело пойдет дальше - под вал оптимизации попадут и районные дома культуры, и центральные библиотеки. А также необходим норматив на открытие культпросвет и зрелищных учреждений в новых микрорайонах. Может, необходимо подумать над законодательным регулированием платных услуг в культуре, не все учреждения, входящие в сферу культуры могут полноценно осуществлять внебюджетную деятельность.
Дрига Ирина

Дело в том, что нормативы, касающиеся культурной деятельности, регулируются социальными стандартами. В Беларуси достаточно универсальный социальный стандарт - он предусматривает определенную сумму расходования бюджетных и внебюджетных средств на культуру в расчете на одного жителя.

Что касается мнения, что не все учреждения, входящие в сферу культуры, могут полноценно осуществлять внебюджетную деятельность, то следует отметить, что какие-либо нормативы или планы по оказанию платных услуг учреждениям не доводятся. Те учреждения, которые могут это делать, стремятся заработать, внебюджетные средства идут на укрепление материальной базы, стимулирование работников. Но никакого законодательного закрепления норматива платных услуг сейчас нет.

Возможность установить уровень финансирования не ниже оптимального процента от ВВП прорабатывалась на ранних стадиях разработки Кодекса о культуре. Но здесь вопрос более "плавающий" - все будет зависеть от экономической ситуации в стране. Правительство и Министерство культуры предлагают необходимые объемы финансирования с учетом развития учреждений культуры. В финансовом плане для культуры делается многое, но при этом само Министерство и работники отрасли не должны ждать только манны из бюджета, нужно эффективно проводить платные мероприятия, стараться заработать самим.

Что касается оптимизации, то, как правило, объединяются или закрываются учреждения культуры в сельской местности, причем в малонаселенных пунктах, где держать их нерентабельно и неэффективно не только с экономической, но и с содержательной точки зрения. Зачем клуб, который из-за отсутствия посетителей открывается только раз или два в неделю для проведения какого-либо мероприятия? Поэтому здесь учитывается экономическая и социальная целесообразность.

Однако это не значит, что жители малонаселенного пункта с закрытием учреждения остаются без культурного обслуживания. В таких ситуациях мы идем разными путями, например, объединяем два учреждения - библиотеку и клуб. Распространение получила практика объединения школьной и публичной библиотек, которые находятся в сельских населенных пунктах. В малонаселенных пунктах также применяются передвижные формы обслуживания. То есть оптимизация проводится там, где это обусловлено требованиями жизни и экономики, однако жители без культурного обслуживания не остаются.

Милошевич Леонтий, г.Белосток, Польша
Что предусматривается для поддержки белорусов зарубежья? Какая работа проводится по созданию условий для изучения белорусами зарубежья белорусского языка, национальной истории и культуры, созданию белорусских культурных центров за рубежом?
Дрига Ирина

Поддержка белорусов зарубежья - это широкий комплексный вопрос, который находится не только в ведении Министерства культуры. Есть отдельное законодательство о соотечественниках за рубежом. В проект государственной программы "Культура Беларуси" на 2016-2020 годы включена подпрограмма "Белорусы в мире", где наше ведомство выступает одним из исполнителей.

Поддержка белорусов зарубежья оказывается не только в плане сохранения культурной самобытности и идентичности, но и в вопросах образования, ведения бизнеса. Что же касается поддержки в сфере культуры, то она может оказываться через культурные центры Беларуси в странах пребывания. Пока такая практика у нас только развивается, потому что создание культурных центров, как правило, сопряжено с определенными финансовыми вопросами. Работает такой центр достаточно давно в Польше. Деловой и культурный комплекс открыт в России, там предусмотрены специальные помещения для белорусских диаспор. В планах работы этого комплекса - введение курсов белорусского языка.

На прошлой неделе Совет Республики одобрил законопроект о ратификации соглашения между Беларусью и Китаем о взаимном учреждении культурных центров, которым как раз предусматривается создание культурного центра Беларуси в Китае, куда наши граждане ездят с разными целями (на учебу, на работу), и это для них будет такой "беларускі куточак" на китайской земле.

Планируется, что этот центр будет создан в следующем году на базе посольства. Но даже там, где в отделении посольства нет подобного центра, обязательно наше посольство сотрудничает с представителями белорусских диаспор в странах пребывания, если они проявляют интерес к такому взаимодействию. На протяжении ряда лет белорусам зарубежья передаются комплекты национальных костюмов, методической и художественной литературы, аудио- и видеоматериалы, предметы декоративно-прикладного искусства, сувениры и предметы с белорусской символикой, музыкальные инструменты, периодические печатные издания и иное. На эти цели Министерством культуры ежегодно выделяются средства, за счет их оказывается такая практическая помощь.

К списку