Онлайн-конференция прошла на сайтах БЕЛТА и Министерства труда и социальной защиты.
На вопросы, касающиеся применения норм законодательства об охране труда, порядка предоставления работникам компенсаций по условиям труда, обеспечения средствами индивидуальной защиты, ответили специалисты.
Интерактивный проект реализуется одновременно на сайтах belta.by и mintrud.gov.by. Каждый посетитель сайтов мог заранее или непосредственно во время проведения конференции задать ее участникам вопросы, которые считает для себя важными. Ответы публикуются по мере готовности.
Согласно данным государственной статистической отчетности, на начало года в организациях насчитывалось 656,7 тыс. рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. В республике имеется устойчивая тенденция к снижению количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. Если в 2013 году их было около 759,5 тыс., то в 2015 году - 707,5 тыс., в 2016 году - около 683,8 тыс.
В настоящее время проект Закона Республики Беларусь "Об изменении Закона Республики Беларусь "Об охране труда" в установленном порядке внесен в правительство Беларуси. Проект закона направлен на совершенствование норм Закона Республики Беларусь "Об охране труда" с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе их трудовой деятельности. В документе предусмотрены нормы, направленные на профилактическую работу по соблюдению требований по охране труда.
Одним из основных критериев выполнения Директивы №1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины" считается обеспечение здоровых и безопасных условий труда, в том числе в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) органах и организациях. Декретом №7 "О развитии предпринимательства" определено, что взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основывается в том числе на принципе персонализации ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.
В соответствии с пунктом 6 декрета №7 непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юрлица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин (1 БВ равна Br24,5). Таким образом, законодательством уже предусмотрены меры ответственности к руководителям организаций, не принявших необходимых мер по надлежащей организации деятельности этой организации.
Действительно, в проекте закона "Об изменении Закона Республики Беларусь "Об охране труда" определяются обязанности и права нанимателей, работников-надомников, а также граждан, предоставляющих работу домашним работникам, и домашних работников. Например, предусматривается, что работы, поручаемые работникам-надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям по охране труда. Граждане, предоставляющие работу домашним работникам, обязаны информировать домашних работников о риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты; обязательно страховать домашних работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством; исполнять иные обязанности, предусмотренные в трудовом договоре.
Эти новации позволят обеспечить предоставление указанным работникам гарантий права на охрану труда.
В 2017 году, по данным Белстата, в организациях республики (за исключением микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) работники совершили 115,6 тыс. прогулов и других нарушений трудовой дисциплины, в результате чего потеряно 549,6 тыс. человеко-дней (в 2016 году соответственно 113,9 тыс. и 548,3 тыс.).
Министерство труда и социальной защиты Беларуси не ведет мониторинг трудовой дисциплины (соблюдения трудовой дисциплины, а также пропускного режима в организациях независимо от формы собственности и организационно-правовой формы). В связи с этим указать численность работников, привлеченных к дисциплинарной ответственности в виде увольнения за допущенные нарушения трудовой дисциплины, невозможно.
В рамках надзора за соблюдением законодательства о труде в части соблюдения законодательства о минимальной заработной плате за январь-сентябрь 2018 года выявлено 168 фактов нарушения законодательства о минимальной заработной плате. Наибольшее количество случаев наблюдается в Витебской, Гродненской и Брестской областях. К административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечены 133 должностных лица нанимателей на сумму Br9 тыс.
По данным "Белгосстраха", в 2017 году выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили Br99,1 млн (в 2016 году - Br92,8 млн).
По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты, в результате несчастных случаев на производстве в январе-августе текущего года в организациях республики погибли 107 работников, из которых 16 в момент получения травмы находились в состоянии алкогольного опьянения. По всем фактам травмирования на производстве проводятся специальные расследования, в результате которых устанавливаются обстоятельства и причины произошедшего, и в случае установления вины уполномоченные должностные лица нанимателя привлекаются к административной и (или) уголовной ответственности в соответствии с законодательством.
Безусловно, имеют место попытки замалчивания нанимателями фактов травмирования работников на производстве. Но стоит отметить, что благодаря взаимодействию с органами прокуратуры, Следственного комитета, здравоохранения, Государственного комитета судебных экспертиз такие факты утаить практически невозможно. При этом в случае несообщения или несвоевременного сообщения о несчастном случае на производстве наниматель привлекается к административной ответственности.
В отчетном периоде государственными инспекторами труда департамента проведено 58 внеплановых проверок с использованием соответствующих контрольных списков вопросов (чек-листов), в ходе которых предписано к устранению 124 нарушения законодательства о труде и об охране труда. По предложениям государственных инспекторов труда работодателями в добровольном порядке приостановлена работа 12 станков, машин и единиц производственного оборудования. По результатам 972 обследований по заявлениям проверяемых субъектов рекомендовано к устранению более 17,6 тыс. нарушений законодательства о труде и об охраны труда, из которых 14 тыс. нарушений требований охраны труда. Также госинспекторами предложено запретить эксплуатацию 35 цехов (производственных участков) и 585 единиц станков, машин, производственного оборудования, эксплуатация которых создавала угрозу жизни и здоровью работников. По результатам рассмотрения данных предложений субъектами хозяйствования решений о нецелесообразности указанных приостановок не принималось. Кроме того, при проведении с согласия субъектов хозяйствования 842 мониторингов рекомендовано к устранению свыше 16 тыс. нарушений законодательства об охране труда.
Всего за нарушения привлечены к административной ответственности в виде штрафа 1868 уполномоченных должностных лиц на сумму Br242,1 тыс. и 962 нанимателя на сумму Br236,4 тыс. Кроме того, за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования (предписания) либо неинформирование в установленный срок об исполнении такого требования (предписания) составлено и направлено в суды 44 протокола об административном правонарушении.
На протяжении нескольких лет профессия водителя автомобиля является наиболее подверженной риску травмирования, средний возраст потерпевших колеблется в диапазоне 45-49 лет. Большинство потерпевших на производстве с тяжелыми последствиями были работниками организаций коммунальной формы собственности. В январе-августе этого года средний возраст получивших на производстве травмы с тяжелыми последствиями составил 44 года. Среди потерпевших преобладают мужчины.
Наиболее подвержены риску травмирования в том числе трактористы-машинисты сельскохозяйственных машин, электромонтеры, вальщики леса, животноводы, подсобные рабочие, сторожа. Анализ показывает, что наибольшее количество потерпевших с тяжелыми последствиями в результате несчастных случаев на производстве в январе-августе текущего года отмечено в организациях таких видов экономической деятельности, как промышленность - 27%, строительство - 19%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 17%.
Трактовка положений коллективного договора осуществляется сторонами, его заключившими. Поэтому для уточнения, кто относится к членам семьи в соответствии с нормами коллективного договора, и размеров причитающихся выплат необходимо обратиться к нанимателю или в профсоюзный комитет организации, где работал погибший.
По информации, содержащейся в вопросе, оснований для предоставления санитарке кабинета гамма-терапевтического аппарата сокращенной продолжительности рабочего времени по пункту 462 главы 34 списка не имеется, так как она не занята в условиях, предусмотренных данной позицией списка.
Согласно приведенной в обращении норме пункта 31 Инструкции №209, основанием для передачи СИЗ в собственность работнику является его желание, выраженное в письменной форме (заявление). Закрепление заранее в локальном нормативном правовом акте нормы об оставлении у работника средств индивидуальной защиты после окончания сроков носки, полагаем, будет нарушением законодательства.
Сроки носки СИЗ, установленные в типовых нормах, определены с учетом того, что в течение этого периода СИЗ при правильной эксплуатации и организации ухода будут сохранять свои защитные свойства и гигиенические характеристики, обеспечивающие требования технических нормативных правовых актов (ТНПА) и подтвержденные результатами испытаний при декларировании или сертификации соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011).
Если СИЗ по окончании срока носки соответствуют нормам ТНПА по защитным свойствам, гигиеническим характеристикам, качеству, необходимым для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, загрязнения и неблагоприятных температурных, погодных условий и, следовательно, пригодны для дальнейшего использования по назначению, то комиссия по контролю качества СИЗ, созданная в организации в соответствии с пунктом 28 Инструкции №209, может принять решение о продлении в каждом конкретном случае срока носки СИЗ по истечении срока носки, определенного типовыми нормами. В этом случае новые СИЗ выдаются работнику по истечении продленного срока носки ранее выданных СИЗ.
СИЗ, не пригодные для использования, согласно пункту 50 Инструкции №209, списываются и направляются для ремонта СИЗ, находящихся в эксплуатации, а также для производственных нужд или сдаются на переработку как вторичное сырье. В тех случаях, когда отдельные виды СИЗ не могут быть приняты для использования в качестве вторичного сырья, они утилизируются. Порядок реализации работникам вторичного сырья законодательством об охране труда не регулируется.