Президент Беларуси 11 апреля подписал указ №137 "О совершенствовании пенсионного обеспечения". Документом предусматривается с 1 января 2017 года поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами - 58 лет; аналогичное увеличение (на 3 года за 6 лет) возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет; соразмерное общегражданскому постепенное повышение предельного возраста состояния на военной службе военнослужащих.
Какого количества работников и служащих первоочередно затронет повышение пенсионного возраста? Предполагается ли изменить порядок выплаты работающим пенсионерам? Повлечет ли повышение возрастного порога увеличение размера трудовых пенсий? Будет ли изменен возрастной порог для назначения доплат пенсионерам старше 75 лет? Как отразится повышение пенсионного возраста на тех, кто оформляет пенсию в соответствии с международными договорами? Рассматривается ли в перспективе возможность введения накопительного элемента в пенсионную систему?
Интерактивный проект реализуется одновременно на сайтах belta.by и mintrud.gov.by. Каждый посетитель сайтов может заранее или непосредственно во время проведения конференции задать ее участникам вопросы, которые считает для себя важными. Ответы будут публиковаться в режиме реального времени в открытом доступе.
При текущей демографической ситуации и ожидаемых интенсивных темпах старения населения возможностей для реализации более плавного повышения пенсионного возраста не имеется.
В интервью БЕЛТА я уже приводил периоды выхода на пенсию мужчин и женщин, приближающихся к новому пенсионному порогу. Думаю, не лишним будет еще раз сказать о них.
Итак, женщины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1962 года, и мужчины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1957 года, смогут реализовать свое право на пенсию с июля по декабрь 2017 года - они уйдут на пенсию в 55 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев соответственно. Их ровесники, чей день рождения выпадает на второе полугодие 1962 и 1957 года, выйдут на пенсию уже во второй половине 2018 года - в 56/61 год.
Женщины, родившиеся в первом полугодии 1963 года, и мужчины, родившиеся в первом полугодии 1958 года, смогут выйти на пенсию во втором полугодии 2019 года - в возрасте 56 лет 6 месяцев и 61 года 6 месяцев. Те женщины и мужчины, кто родился во втором полугодии 1963 и 1958 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2020 года - в 57/62 года.
Женщины, которые родились в первом полугодии 1964 года, и мужчины, которые родились в первом полугодии 1959 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2021 года - в 57 лет 6 месяцев и 62 года 6 месяцев. Женщины и мужчины, которые родились во втором полугодии 1964-го и 1959-го, выйдут на пенсию во втором полугодии 2022 года - в 58/63 года.
Поэтапное повышение пенсионного возраста закончится, когда во второй половине 2022 года на пенсию выйдут мужчины, родившиеся во втором полугодии 1959 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1964 года.
Повышение пенсионного возраста не влечет за собой пересмотр положений международных договоров. Каждое государство, назначая пенсию, применяет свое законодательство, в том числе нормы о возрасте выхода на пенсию. Возьмем, к примеру, договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения. В Латвии пенсионный возраст значительно выше. Однако это не является препятствием для реализации договора при пенсионировании граждан, работавших или живущих в Латвии.
В соответствии с положениями Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения каждое государство назначает пенсию за свой стаж с учетом того возраста, который предусмотрен его законодательством.
Кстати, в Беларуси назначено 16,2 тыс. пенсий по этому договору (по состоянию на 1 марта текущего года). Из назначенных пенсий экспортируются в Россию 1,3 тыс. пенсий. Из Российской Федерации в Республику Беларусь пенсии выплачиваются почти 20,7 тыс. человек. Размеры белорусских и российских пенсий индивидуальны, поскольку зависят от параметров стажа и заработка пенсионера, а в России - еще и от объема уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд за периоды работы после 2002 года.
Государственные обязательства по своевременной выплате пенсий и в полном объеме будут выполнены.
Да, меняется соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста. Это закреплено в указе №137.
Указом №137 вопросы изменения возрастной планки для таких выплат не затрагиваются.
Напомню, с 2012 года установлена ежемесячная дополнительная целевая доплата к пенсиям неработающих пожилых людей. С марта нынешнего года (в связи с утверждением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения с 1 марта по 30 апреля в размере Br1 млн 640 тыс.) размер доплаты для пенсионеров в возрасте 80 лет и старше составляет Br410 тыс. (100% минимального размера пенсии по возрасту, этот норматив равняется 25% БПМ), для людей в возрасте от 75 до 80 лет - Br307,5 тыс. (75% минимального размера пенсии по возрасту). Для сравнения: в феврале нынешнего года размеры такой целевой доплаты были соответственно Br397 тыс. 828 и Br298 тыс. 371.
Вопросы, касающиеся добровольного страхования дополнительной пенсии в страховых организациях (в том числе корпоративного пенсионного страхования) относятся к компетенции Министерства финансов. Отмечу лишь, что дополнительное пенсионное страхование - это хорошая добавка в соцпакет. К тому же для развития этого направления государством предоставляются льготы по налогообложению и уплате обязательных взносов на социальное страхование.
Корпоративные пенсионные программы от предприятий охватывают в нашей стране более 46 тыс. работников.
Многие государства, где было введено общеобязательное накопление, были вынуждены отказаться от него либо снизить объем накопительного компонента из-за отрицательного влияния этой меры на стабильность государственной пенсионной системы - появился дефицит финансовых средств. Такие решения приняты в Венгрии, Польше, Словакии, Хорватии, Болгарии, Аргентине, Литве, Латвии, Румынии, России. С учетом в том числе негативного опыта этих стран в Беларуси дополнительные пенсионные накопления планируется развивать на добровольной основе. Страховые организации предлагают добровольные программы страхования дополнительной пенсии. Также сбережения на старость можно формировать в банке.
Этот фактор учтен. В том числе и по этой причине был отклонен вариант повышения пенсионного возраста мужчинам до 65 лет, несмотря на его значительный экономический эффект.
Этот вопрос будет рассматриваться в рамках приведения норм законодательства в соответствие с положениями указа №137.
Пока эти вопросы не рассматриваются.
В соответствии с положениями указа №137 в 2017 году пенсионный возраст повысится для всех. Если сделать исключение и сохранить прежний возраст для какой-то группы, то всегда будут новые группы претендентов на льготу, потому что разница в дате рождения в один день будет лишать их права на пенсию по прежним правилам. То есть на установление исключений каждый раз будет претендовать новая группа людей.