Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Онлайн-конференция

Повышение эффективности госзакупок с использованием электронных аукционов

С 1 января 2012 года в Беларуси в качестве основной процедуры госзакупок будет использоваться электронный аукцион. В этой связи до конца текущего года субъекты хозяйствования должны наработать необходимый опыт по применению данного механизма. Что представляет собой новая форма закупок и в чем ее преимущества? Насколько она прозрачна для участников торгов? Смогут ли предприятия и организации, работая по новой системе, более эффективно расходовать бюджетные средства? На эти и другие вопросы ответит Аркадий Семенович Саликов, председатель правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», и другие участники пресс-конференции. Они расскажут о правовых аспектах и сложившейся практике применения электронных аукционов для государственных закупок, а также о других механизмах для осуществления торгово-закупочной деятельности.

Вопросы конференции

***
__________________________________________________
Проект закона о госзакупках будет подготовлен в Беларуси в ближайшее время

С 1 января 2012 года Беларусь и Россия в рамках Единого экономического пространства начнут работать в соответствии с соглашением о государственных закупках. Чтобы этот процесс пошел четко, сейчас идет работа над проектом закона Беларуси "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" и проектами подзаконных нормативных правовых актов.

"Срок действия нынешнего законодательства об электронных аукционах - до конца текущего года, поэтому в настоящее время нормативная правовая база активно дорабатывается всеми вовлеченными в процесс сторонами", - отметил Аркадий Саликов.

Новое законодательство предусматривает следующие виды процедур государственных закупок: конкурс (открытый, закрытый), электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений, процедура закупки из одного источника, биржевые торги.

Такая процедура, как оформление конкурентного листа, применяться уже не будет. При этом при ориентировочной годовой стоимости закупки до 300 базовых величин будет применяться процедура закупки из одного источника, от 300 до 1000 базовых величин - запрос ценовых предложений, свыше 1000 базовых величин - электронный аукцион или биржевые торги (в зависимости от вида товара).


Проведение конкурса предусматривается в электронном формате. Причем сфера его применения будет значительно ограничена, поскольку использование конкурса предусматривается в случаях, где не применяются иные виды процедур государственных закупок. Таким образом, принципиальным аспектом нового законодательства будет то, что для подавляющего большинства госзакупок со следующего года будет применяться преимущественно электронный аукцион.

Изменения также коснутся схемы аккредитации заказчиков на электронных торговых площадках. Проекты нормативных правовых актов предусматривают аккредитацию заказчиков на официальном сайте (www.icetrade.by), на котором будет публиковаться вся информация о закупках. С момента аккредитации организации на официальном сайте она будет признаваться аккредитованной на обеих торговых площадках.

При этом в Беларуси изучается опыт коллег из России и Казахстана, в том числе и негативный. "Безусловно, мы изучаем опыт наших коллег. Я не буду комментировать какие-то негативные моменты в использовании данной процедуры, но отмечу, что если бы эта схема использовалась в России так, как была изначально задумана, то отношение к ней и эффект от ее работы были бы совсем другими", - считает руководитель БУТБ. Что касается отличий в процедуре торгов, то они есть, и довольно существенные. Основное отличие - предоставление белорусским законодательством возможности заказчику разбивать крупные закупки на отдельные лоты, что автоматически увеличивает число участников - потенциальных поставщиков. На электронной торговой площадке биржи были примеры подобных закупок: овощей, компьютерно-кассовых систем, компьютерной техники и др. ;

В госзакупках на электронных аукционах в Беларуси будут участвовать покупатели России и Казахстана


В соответствии с нормами Соглашения о государственных (муниципальных) закупках, подписанного в декабре 2010 года Беларусью, Россией, Казахстаном, в электронных аукционах, проводимых в Республике Беларусь, будет предоставлена возможность участвовать субъектам хозяйствования Российской Федерации и Республики Казахстан.

Пока же в электронных аукционах могут принимать участие только резиденты Беларуси. Участие в 2011 году в электронных аукционах участников из третьих стран (не членов Таможенного союза) возможно только опосредованно, через резидентов Республики Беларусь, которые будут представлять интересы такого участника.

Соглашение о государственных (муниципальных) закупках содержит понятие национального режима, который предусматривает, что каждая из сторон соглашения обеспечивает поставщикам, предлагающим товары, происходящие с территории России, Беларуси и Казахстана, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим не менее благоприятный, чем предоставляется национальным товарам, работам, услугам. В соответствии с соглашением введение национального режима для Российской Федерации и Республики Беларусь запланировано до 1 января 2012 года. А для всех сторон соглашения национальный режим госзакупок будет введен до 1 января 2014 года, сказал Аркадий Саликов.

Электронные аукционы БУТБ позволяют осуществлять госзакупки по минимальной цене 


На электронных аукционах Белорусской универсальной товарной биржи можно проводить государственные закупки по минимальной, выгодной для покупателя цене, поскольку начальная цена закупаемого товара снижается. Об этом сообщил сегодня журналистам в пресс-центре БЕЛТА председатель правления ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа" Аркадий Саликов.

"Самое главное преимущество электронных аукционов перед другими формами закупок - это действенный механизм снижения начальной цены закупаемого товара, работы, услуги", - отметил он. Суть этого механизма в том, что регламентированная законодательством процедура торгов предусматривает пошаговое снижение участниками (поставщиками) цены товара до достижения минимального уровня. При этом принцип анонимности участников исключает возможность какого бы то ни было сговора или влияния на поведение конкурентов до полного завершения торгов. В результате достигается максимальное снижение начальной цены закупаемых товаров и услуг и, как следствие, экономия бюджетных средств. Никакая другая схема не предоставляет такой возможности.


Руководитель биржи отметил и другие преимущества электронных аукционов. Это простота механизма закупок, публичность и открытость информации об аукционах и результатах их проведения, добросовестная конкуренция, равные права всех участников. Обеспечивается высокий уровень безопасности сделок и защиты информации.

Основная особенность проведения электронных аукционов - использование электронного документооборота с применением технологии электронной цифровой подписи. Это позволяет заказчикам и участникам покупать и продавать товары, работы, услуги практически не выходя из своих офисов.

БУТБ имеет опыт организации и успешного проведения электронных торгов. За более чем шестилетнюю практику здесь разработано немало механизмов, которые не только помогают отслеживать и пресекать случаи, к примеру, необоснованного завышения или занижения цены, но и сопровождать сделки, контролировать выполнение обязательств сторон по договорам, контролировать качество поставляемой продукции с помощью опытных и авторитетных экспертных компаний.


На бирже работает арбитражная комиссия, куда участники биржевой торговли обращаются для разрешения споров по сделкам. Прорабатываются вопросы использования биржевого гарантийного фонда для повышения безопасности сделок. Разработаны механизмы биржевой логистики. Все эти инструменты и механизмы в перспективе планируется внедрить и в практику государственных закупок на электронной торговой площадке Белорусской универсальной товарной биржи.

На электронных аукционах БУТБ возможно снижение начальной цены на 50%

Снижение начальной цены может составлять до 50%. Сбить цену на товар можно до любого положительного уровня, который продавец (поставщик) считает для себя рентабельным. Максимальное снижение начальной цены было около 47%.

За довольно непродолжительное время проведения закупок на электронных аукционах заказчики сэкономили уже около Br500 млн. (за счет снижения начальных цен от 18,4% до 47,2%). Благодаря этому организации все чаще используют электронные аукционы для закупок в том числе за счет собственных средств. Этот факт наиболее ярко подтверждает действенность и эффективность нового механизма. В качестве наглядного примера Аркадий Саликов привел закупку некоторых офисных товаров за счет собственных средств биржи посредством электронного аукциона - экономия для ОАО составила около 47%.

Председатель правления Белорусской универсальной товарной биржи отметил: "В России по той схеме, на которую мы планируем перейти с будущего года, уже работают около года. Как свидетельствует практика, у них получается от 30% до 40% экономии бюджетных средств. Можно посчитать, сколько мы можем получить экономии, если будем применять обдуманно, обоснованно, профессионально эту новую форму осуществления государственных закупок".

Новая форма закупок представляет собой действенный инструмент оптимального и эффективного расходования бюджетных средств за счет сокращения временных и финансовых затрат. Применение электронных аукционов предоставляет как заказчикам (покупателям), так и участникам (продавцам, поставщикам, подрядчикам, исполнителям) неоспоримые преимущества.

Безусловно, смысл участия продавца в аукционе - выиграть его. Выигрыш означает право поставки товара в условиях открытой и добросовестной конкуренции, стимулирующей поставщика оптимизировать свои издержки. Основной смысл процедуры - в снижении нагрузки на государственный бюджет, максимальной экономии средств благодаря максимально возможной конкуренции продавцов.

Малые предприятия в условиях электронных торгов становятся конкурентоспособными 

C помощью электронного аукциона задаются равные условия для всех участников рынка. "Раньше на какие-либо конкурсы заказчик мог кого-то не допустить. Здесь же участие анонимное. Ты размещаешь приглашение. Все, кто имеет возможность поставить товар того качества, которое указано в приглашении, могут участвовать", - сказал председатель правления биржи.

Причем преимущества у предприятий малого и среднего бизнеса ввиду небольших издержек. "Предприятия малого и среднего бизнеса могут опустить цену. Ведь у крупных предприятий много накладных расходов - детсады, базы отдыха, - цену они не могут снизить. А малое предприятие в условиях электронных торгов становится конкурентоспособным", - подчеркнул Аркадий Саликов, заметив при этом, что тем самым создаются равные условия и перспективы для того, чтобы малый бизнес активно участвовал в обеспечении госзакупок.

На организацию электронных аукционов БУТБ направила менее Br1 млрд. собственных средств


Для внедрения информационной системы, обеспечивающей процесс проведения закупок в электронном формате, средства потребовались немалые - около Br1 млрд. "И это были исключительно собственные средства биржи, не из государственного бюджета, - сказал Аркадий Саликов. - Мы не привлекали никаких заемных средств, использовали на эти цели прибыль, которую имели в своем распоряжении от биржевой деятельности".

Основные затраты повлекла разработка и совершенствование программного обеспечения, добавил председатель правления ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа".

БУТБ призывает субъекты хозяйствования активнее вовлекаться в процесс электронных аукционов

Аркадий Саликов отметил, что для подавляющего числа госзакупок со следующего года будет применяться преимущественно электронный аукцион. И поэтому уже сейчас нужно знакомиться с нормативной правовой базой, проходить обучение и т.д., чтобы потом не образовывались "узкие места".

Изменится схема аккредитации заказчиков на электронных торговых площадках (ЭТП). Проекты нормативных правовых актов предусматривают аккредитацию заказчиков на официальном сайте (www.icetrade.by), на котором будет публиковаться вся информация о закупках. С момента аккредитации организации на официальном сайте она будет признаваться аккредитованной на обеих торговых площадках.

Аукционы проходят по самым разным позициям - от овощей до сложного медицинского оборудования. Поставщиками в подавляющем большинстве случаев выступают частные предприятия. В качестве заказчиков особенно активны организации Минздрава - почти 50% от общего числа. "Потенциал участия продавцов сельхозпродукции до конца еще не использован, притом что эта продукция может быть наиболее обращаемым товаром через электронные аукционы", - считает Аркадий Саликов.

Кстати, многие субъекты хозяйствования проявляют высокую активность по обучению своих представителей работе на ЭТП. Такое обучение проводится биржей каждую неделю на безвозмездной основе не только в центральном офисе в Минске, но и во всех областных филиалах (Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев) и даже на конкретных предприятиях. Обучение прошли уже почти 5 тыс. руководителей и специалистов в области государственных закупок, около 500 организаций аккредитовались для работы на площадке.

Аркадий Саликов особо подчеркнул, что на бирже предусмотрена возможность использования процедуры электронного аукциона не только для осуществления государственных закупок, но также для закупок за счет собственных средств организаций.

Электронные аукционы проводятся постоянно. На сегодня на ЭТП биржи завершено 129 аукционов, из них по 23 уже подписаны договоры о закупке. Вместе с тем о большой активности в текущем году говорить рано, потому что этот год экспериментальный, организации должны научиться работать на ЭТП. "В следующем году аукционы станут основной формой закупки, и активность должна значительно возрасти", - резюмировал Аркадий Саликов.

Электронные аукционы доказали свою эффективность

"По этой схеме надо продолжать работать и одновременно ее совершенствовать, - сказал Аркадий Саликов. - У нас выбран голландский принцип - на понижение, хотя можно было и по другому принципу пойти, например, каким-то образом обозначать минимальную цену. Выбранная нами форма проведения электронного аукциона (кстати, такая же, как и в России) уже доказала свои преимущества. Законодательством установлен шаг цены - 0,1% от начальной, определено и время от последней заявки до подачи следующего предложения. Причем одно и то же лицо не может два раза подавать заявку на снижение".  

Аркадий Саликов добавил, что на бирже используются другие варианты (аукционы на повышение, двойные встречные аукционы и т.д.). Но что касается госзакупок через электронные аукционы, то применяется нормальная схема. Хотя, признал он, "можно спорить о каких-то параметрах". Вместе с тем, по его мнению, некие другие схемы "вряд ли были бы востребованы".

Основным принципом электронного аукциона является снижение в ходе торгов начальной цены электронного аукциона, установленной заказчиком в аукционном приглашении, и ценовой критерий является во многом определяющим при выборе комиссией заказчика победителя электронного аукциона. Однако, подчеркнул Аркадий Саликов, на стадии формирования аукционного приглашения заказчик, желающий обезопасить себя от покупки некачественного или низкокачественного товара (работы, услуги), должен установить четкие и понятные требования к товару и его качеству, указать конкретные показатели и критерии, которым должен соответствовать товар. Кроме того, законодательство республики обязывает заказчика устанавливать определенные требования к составу участников и предоставляет ему право определить квалификационные требования.

Таким образом, детальное и подробное описание товара и его качественных характеристик в аукционном приглашении, указание четких и понятных требований к составу участников и квалификационных требований позволит существенно минимизировать риски заказчика в процессе закупки и обезопасит его от приобретения некачественного (низкокачественного) товара (работы, услуги).

Удовлетворение требований заказчика зачастую зависит от того, насколько грамотно, четко и ясно они сформулированы, резюмировал Аркадий Саликов.

Курс рубля влияет на ход торгов по госзакупкам на Белорусской универсальной товарной бирже


Курс любой валюты оказывает влияние на ведение торгово-закупочной деятельности и не только в этой сфере, отметил Аркадий Саликов. "Если мы подписываем контракт со сроком исполнения его через два месяца, но за это время меняется курс рубля, а в этой продукции импортная составляющая, естественно, поставщик получает издержки", - констатировал руководитель биржи.

Точно также происходит и на электронных аукционах. Но у заказчика есть право устанавливать срок действия аукционного предложения от поставщика. Он в своих требованиях это определяет. "И здесь заказчик должен грамотно установить этот срок для того, чтобы был он дольше, чем дата возможного подписания контракта, вот тогда вопросов не будет. Тут уже поставщик никуда не должен деться", - пояснил действия Аркадий Саликов.

При этом он заметил, что риски остаются. При подписании любого контракта, если финансовая ситуация и курс меняются, то надо смотреть, до какого уровня опускать цену с учетом этих рисков. Также надо учесть и время, необходимое для подписания контракта на поставку. Но во всем мире работает правило: контракт подписан по ценам, на которые стороны договорились. "Но если они завтра изменились, то поставщик должен отправить продукцию по той цене, по которой договорились вчера, а не по той, которая стала завтра. В бизнесе по-другому нельзя", - резюмировал председатель правления ОАО "БУТБ".
К списку