Постановлением Совета Министров Беларуси от 23 января 2013 года №52 "О некоторых вопросах снижения затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг и внесении дополнений и изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 и от 4 февраля 2011 г. № 138" с 1 февраля 2013 года в республике введена дифференцированная оплата населением услуг электроснабжения в зависимости от объемов их потребления.
В настоящее время РУП "Минскэнерго" осуществляет снабжение электрической энергией 1 464 700 бытовых абонентов.
В феврале-марте 2013 года бытовым потребителям РУП "Минскэнерго" отпущено электрической энергии на сумму Br137,7 млрд. (404 млн. кВт.ч), оплачено Br138,5 млрд. (406,7 млн. кВт.ч).
18,3 % абонентов производят расчеты по тарифам, установленным для домов (квартир), оборудованных в установленном порядке электроплитами; 55,7% - по тарифам, установленным для домов (квартир), не оборудованных электроплитами; 23,8% - по тарифам, установленным для домов, не оборудованных электроплитами и системами централизованного горячего водоснабжения и снабжения природным газом. На 2,2% абонентов тарифы, дифференцированные в зависимости от объемов электропотребления, не распространяются.
Предварительный анализ потребления электроэнергии бытовыми абонентами РУП "Минскэнерго" показывает, что 77% абонентов, чьи дома оборудованы электроплитами, и 73% абонентов, чьи дома оборудованы газовыми плитами и плитами на твердом топливе, не превышают базовый объем электропотребления и не несут дополнительных затрат на оплату услуг электроснабжения.
После введения в республике системы дифференцированной оплаты услуг электроснабжения в РУП "Минскэнерго" поступило около 150 обращений граждан. Тематика обращений в основном связана с разъяснениями порядка оплаты, а также разделением лицевых счетов в квартирах, где проживает несколько семей. Кроме того, из анализа обращений, поступающих от многодетных семей, следует, что многодетные семьи хотели бы пользоваться правом производить расчеты без применения дифференцированных тарифов за фактически потребленную электроэнергию по месту фактического проживания.
В целом население отнеслось с пониманием к новой системе оплаты, и переход на дифференцированные тарифы в зависимости от объемов потребления осуществлен безболезненно.
Отдельно хотелось бы сказать о безучетных потребителях (у которых отсутствуют приборы учета). Безучетные бытовые потребители производят расчеты за электрическую энергию исходя из утвержденных норм (решение Мингорисполкома от 14.05.2009 №1065, Миноблисполкома от 10.06.2009 №554) по установленному законодательством тарифу. С 1 июля 2013 года в расчетах с такими потребителями будет применяться тариф, обеспечивающий полное возмещение экономически обоснованных затрат (Br841,7 за 1 кВт.ч).
РУП "Минскэнерго" в настоящее время проводит работу по оснащению за счет средств предприятия приборами учета электрической энергии бытовых потребителей, у которых они отсутствуют. До начала этой работы из 1 464 700 бытовых абонентов у 7 341 отсутствовали средства расчетного учета. В течение ноября 2012 - марта 2013 года установлено 7 272 электросчетчика.
Одной из причин того, что население лояльно, с пониманием, отнеслось к введению новой дифференцированной системы оплаты, является то, что предварительно было проведено общественное обсуждение возможных вариантов дифференциации тарифов и затем последовала широкая разъяснительная работа по применению новой системы оплаты.
Подробные разъяснения по введенной в республике системе дифференцированной оплаты услуг электроснабжения в зависимости от объема потребления давались и даются на официальных интернет-сайтах Министерства энергетики, государственного производственного объединения электроэнергетики "Белэнерго", СМИ, интернет-порталах, телевидении. На сайте филиала "Энергосбыт" РУП "Минскэнерго" размещен пресс-релиз, а также реализована возможность использовать калькулятор для расчета стоимости потребляемой абонентом электроэнергии. В энергоснабжающих организациях проводятся прямые телефонные линии и горячие телефонные линии.
У потребителей есть самые различные варианты оплаты потребленной электроэнергии. РУП "Минскэнерго" была произведена доработка программного обеспечения по расчетам с бытовыми абонентами с учетом введенной в Беларуси с 1 марта 2013 года системы расчетов за потребленную электроэнергию по тарифам, дифференцированным в зависимости от объемов электропотребления. Были внесены соответствующие изменения в договорные отношения с Нацбанком и РУП "Белпочта".
В настоящее время бытовые абоненты могут производить оплату электрической энергии с учетом введенной в республике системы расчетов за потребленную электроэнергию в отделениях банков, филиалах РУП "Белпочта", инфокиосках, используя SMS-банкинг, интернет-банкинг и прочие платежные системы, которые предоставляются банками держателям пластиковых карточек.
Интересен и еще один промежуточный итог применения новой системы оплаты - после введения дифференцированных в зависимости от объемов электропотребления тарифов увеличилось количество граждан, выразивших желание перейти на расчеты по тарифам, дифференцированным по временным периодам. Если на 1 января 2013 года таких абонентов было около 80, то по состоянию на 1 апреля 2013 года их количество составило 226. Более 50 абонентов находятся в процессе оформления договорных отношений.
Мы думаем, что эта тенденция сохранится. Переход на дифференцированные по временным периодам тарифы выгоден тем гражданам, чей объем потребления заведомо высок и не укладывается ни в какие лимиты. Также такие граждане обычно уже имеют электробытовую технику с возможностью программирования времени начала работы. Это позволяет им переносить большую часть потребления на периоды, когда энергия стоит дешевле, например, в ночное время. И, конечно же, у них установлены многотарифные электросчетчики. Мы прогнозируем также, что популярность оплаты по тарифам, дифференцированным по временным промежуткам, будет расти по мере постепенного увеличения тарифов на электроэнергию.
Постоянно проводится целенаправленная работа по сокращению условно-постоянных затрат. В 2012 году по сравнению с 2006 годом условно-постоянные затраты снижены: по электроэнергии - с 2 до 1,9 цент/кВт.ч, или на 5%; по теплоэнергии - с 11,4 до 10,3 долл. США/Гкал, или 9,6%.
При этом объективный рост отдельных составляющих условно-постоянных затрат (фонд оплаты труда и налоговых отчислений) был компенсирован путем сокращения других расходов (инновационный фонд, ремонтно-эксплуатационная деятельность (на $11,2 млн.) и прочие затраты).
Таким образом, с учетом принятых мер по сокращению затрат, затраты на производство в 2012 году по сравнению с 2006 годом возросли в 2,2 раза, в то время как затраты на оплату топливно-энергетических ресурсов - более чем в 3,4 раза. В то же время тариф на электрическую энергию для реального сектора экономики в период с 2006 по 2012 год вырос в 2 раза в долларовом эквиваленте, для населения в долларовом эквиваленте снизился на 25%. Тариф на тепловую энергию для реального сектора экономики в период с 2006 по 2012 год вырос в 2,7 раза в долларовом эквиваленте, для населения - снизился в 2,2 раза.
При этом все составляющие затрат на производство и реализацию энергии при установлении тарифов на энергию для потребителей республики, включая население, рассматриваются Министерством экономики с целью недопущения их необоснованного роста.
Стоимость топливно-энергетических ресурсов в себестоимости нашей продукции в целом по предприятию составляет около 78%.
Остальные заложенные в себестоимость расходы носят обязательный характер, поскольку связаны с обслуживанием и поддержанием работоспособности минской энергосистемы. При этом множество используемых нами при эксплуатации и обслуживании ресурсов, таких как техническая вода, материалы, запасные части и прочее, также дорожают. Сэкономить на фонде заработной платы не представляется возможным ввиду ее недостаточного уровня. Достигнутый уровень снижения затрат на ремонтно-эксплуатационное обслуживание является предельным.
Реальный сектор экономики оплачивает часть расходов населения на тепло и электричество. Действует перекрестное субсидирование. Для реального сектора экономики и сейчас тарифы значительно выше тарифов для населения. Но дальнейшее увеличение тарифов для реального сектора означает сдерживание роста экономики. В таких условиях и населению сложно будет надеяться на дальнейший рост благосостояния.
Поэтому Государственная программа развития белорусской энергетической системы на период до 2016 года должна неукоснительно выполняться. и постепенно тарифы на электроэнергию для населения будут расти, вместе с запланированным ростом доходов.
В последнее десятилетие в Беларуси началось активное строительство субъектами хозяйствования собственных энергоисточников, так называемых блок-станций потребителей. Данные энергетические объекты имеют небольшую единичную установленную мощность, но по состоянию на 1 апреля 2013 года таких объектов в Минской области 46 шт. суммарной установленной мощностью 127 МВт, или 5% от установленной генерирующей мощности энергосистемы. Количество блок-станций постоянно увеличивается.
На возобновляемых источниках энергии работают 12 гидроэлектростанций. (3,644 МВт), 2 ветроэнергетические установки (1,1 МВт), 4 биогазовые установки (5,912 МВт), 1 фотоэлектрическая установка (0,006 МВт). На местных видах топлива работают 2 станции (3 МВт). И на природном газе работают 25 блок-станций (113,34 МВт).
Возможность строительства и дальнейшей эксплуатации индивидуальных энергоисточников должна быть технически и экономически целесообразна для государства. "Минскэнерго" поддерживает ввод в работу энергоисточников на возобновляемых ресурсах и местных видах топлива. В 2015 году, за счет увеличения использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии, доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива Беларуси должна составить не менее 30%.
Большинство работающих блок-станций, как и электростанции энергосистемы, используют природный газ в качестве основного топлива. Блок-станции значительно усложняют условия работы основного оборудования крупных электростанций РУП "Минскэнерго" – ТЭЦ-3, ТЭЦ-4. Особенно негативно влияние блок-станций сказывается в отопительный сезон, в период наиболее экономичного производства электрической и тепловой энергии. Сложным для энергосистемы является ночной режим минимальных нагрузок. Для поддержания необходимого баланса потребление/выработка электроэнергии необходимо серьезно изменять режим работы оборудования электростанций. Электростанции РУП "Минскэнерго" помимо выработки электрической энергии осуществляют и теплоснабжение потребителей. Таким образом, кроме того, что энергосистема проходит режим минимальных нагрузок, нам необходимо принять всю вырабатываемую блок-станциями электроэнергию (а это около 100 МВт) и при этом обеспечить теплом жителей Минска и Минской области. А чем больше мы вынуждены разгружать оборудование ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4, тем меньше и тепловая выработка станций, что приводит к необходимости включать дополнительное теплофикационное оборудование на пиковых водогрейных котельных. Увеличивается расход газа, увеличивается себестоимость продукции, являющаяся составляющей тарифа на электроэнергию.
Массовое внедрение субъектами хозяйствования Беларуси независимых энергоисточников, работающих на природном газе, приводит к увеличению ремонтно-эксплуатационных затрат на их обслуживание, удельных капиталовложений на строительство, расхода природного газа в целом по стране, снижает эффективность производства электроэнергии.
На практике, начиная с 2010 года, полученная РУП "Минскэнерго" выручка от реализации электрической и тепловой энергии ниже затрат на производство. Предприятие работает в планово-убыточных условиях.
Причины такого положения следующие.
Доля энергоносителей (природный газ, мазут) в себестоимости производства электрической и тепловой энергии составляет 78%. Цена их определена в долларах США и возросла с 2006 по 2012 годы на природный газ в 3,9 раза (с $63,9 за 1000 куб.м в 2006 году до $249,6 в 2012-м), на топочный мазут – в 2,35 раза (с $143,3 за тонну в 2006 году до $336,5 в 2012-м).
Население потребило 26% всей отпущенной РУП "Минскэнерго" в 2012 году электрической энергии и 71% тепловой.
При этом тарифы для населения возмещают себестоимость производства электрической энергии на 31,9%, тепловой энергии - на 14,6%.
И если, как было сказано ранее, выручкой от реализации электрической энергии населению не возмещено в 2012 году $90 млн., то тепловой – $130 млн. В результате при рентабельном производстве электрической энергии (плюс 17,1%) тепловая энергия убыточна (минус 54,4%), а общая убыточность в 2012 году в РУП "Минскэнерго" составила минус 5,1%.
Высокая рентабельность производства электроэнергии призвана компенсировать убытки от реализации населению не только электроэнергии, но и тепла. Однако этого не происходит, так как тарифы для населения в долларовом эквиваленте снизились с 2006 по 2012 годы на электроэнергию - с 4 до 3 центов США за 1 кВт.ч (на 25%), на теплоэнергию - с $12,7 до $5,7 за 1 Гкал (более чем в 2 раза).
Для промышленных потребителей за указанный период рост тарифов составил: на электроэнергию - с 7 до 14 центов США за 1 кВт.ч (в 2 раза), на теплоэнергию - с $17,5 до $46,4 за 1 Гкал (в 2,7 раза).
Следует отметить, что на сегодняшний день тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей достигли среднеевропейского уровня, а для населения – самые низкие в Европе.
Массовые отключения потребителей на территории Минской области начались в районе 12 часов 15 марта. При появлении первых отключений в Министерстве энергетики под руководством министра был создан оперативный штаб, который руководил устранением последствий стихии 15, 16 и 17 марта.
Хотелось бы сразу отметить, что за весь период стихийных явлений была обеспечена надежная работа: электрических станций – Минских ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5, Жодинской ТЭЦ; мини-ТЭЦ в Слуцке, Солигорске, Молодечно, Вилейке, районных котельных в Минске и Борисове; тепловых сетей; линий электропередачи и подстанций напряжением 35-750 кВ, где нарушений работы не было. Также в меньшей степени пострадали потребители Минска, где основу электроснабжения составляют кабельные линии напряжением 0,38–10 кВ и повреждения, связанные со стихийными явлениями, были лишь на воздушных линиях 0,38-10кВ.
Все отключения потребителей электрической энергии на территории Минской области были связаны в основном с нарушением работы воздушных линий напряжением 0,38-10 кВ, которые рассчитаны на скорость ветра до 15 м/с, при этом на большей части Минской области скорость ветра составляла до 24 м/с. Сильный ветер сопровождался обильными осадками в виде снега, в различных районах Минской области выпало от 50% до 70% месячной нормы осадков.
Отключения в электрических сетях 0,38-10 кВ на территории Минской области начались со Слуцких электросетей и далее распространились на всю область. Наиболее пострадавшими оказались: Слуцкий, Дзержинский, Узденский, Борисовский, Березинский, Смолевичский и Минский районы.
Наибольшее количество отключений пришлось на 19 часов 15 марта, когда в целом по области были отключены: 375 населенных пунктов, 45 ферм, 11 котельных. В это время над устранением повреждений в электрических сетях работали 242 бригады и 97 единиц техники.
Оценивая ситуацию, оперативный штаб РУП "Минскэнерго" определил, что сил и средств у предприятия достаточно, чтобы справиться с отключениями в распределительных сетях собственными силами, не прибегая к помощи других предприятий и организаций. По решению штаба, была задействован весь находящийся на сменах оперативный и ремонтный персонал, а также вся имеющаяся в филиалах высокопроходимая техника, включая вездеходы, тягачи и автовышки. В первую очередь восстанавливались воздушные линии электропередачи (ВЛ) напряжением 6-10 кВ, электроснабжение животноводческих комплексов и ферм, крупных населенных пунктов, а также других объектов, куда был обеспечен подъезд техники. Выполнение одиночных заявок потребителей по сети 0,38 кВ оперативный штаб принял решение исполнять после восстановления ВЛ 6-10 кВ. Начиная с 19 часов 15 марта, наметилась устойчивая тенденция снижения количества отключений, и на 7 часов 16 марта количество отключений в РУП "Минскэнерго" составило: 244 населенных пункта, 23 фермы, 5 котельных.
С учетом сложившихся погодных условий, а также оперативной обстановки в распределительных сетях 0,38-10 кВ, суббота и воскресенье 16-17 марта в "Минскэнерго" были рабочими днями. С утра 16 марта продолжил работу оперативный штаб "Минскэнерго", заседания которого в режиме селектора проходили каждые 2 часа. Восстановление электроснабжения потребителей было завершено к 18 часам 16 марта.
Всего с 12 часов 15 марта по 18 часов 16 марта в "Минскэнерго" отключались: 760 населенных пунктов; 117 ферм, 29 котельных. Среднее время восстановления электроснабжения потребителей составило порядка 7 часов, при допустимых по нормам 24 часах. Следует отметить, что при нормальных погодных условиях среднее время восстановления электроснабжения потребителей из-за отключений в сетях 6-10 кВ силами филиалов электрических сетей составляет порядка 2 часов. Время восстановления электроснабжения потребителей 15–16 марта обусловлено снежными заносами на дорогах и, как следствие, отсутствием доступа к объектам электрических сетей. Поэтому, кроме задействованной высокопроходимой техники, приходилось применять и нетрадиционные средства передвижения, такие как лыжи.
С утра воскресенья 17 марта в целом установились нормальные погодные условия, и этот день всеми электросетевыми филиалами был посвящен исполнению одиночных заявок по сети 0,38 кВ, которое было завершено к 17 часам. За период с 15 по 17 марта были выполнены ремонтные работы по 797 одиночным заявкам потребителей в сети напряжением 0,38 кВ.
Кроме проведения аварийно–восстановительных работ в электрических распределительных сетях 0,38-10 кВ, в период 16-17 марта всеми филиалами РУП "Минскэнерго" была проделана большая работа по расчистке от снега производственных баз, объектов энергосистемы и подъездов к ним, а также оказана помощь в расчистке снега другим предприятиям и организациям.
В заключение следует отметить, что в сложных погодных условиях энергосистема еще раз доказала свою эффективность и надежность, сохранила устойчивую работу источников электро-, теплоснабжения и системообразующих электрических сетей, позволила устранить нарушения электроснабжения потребителей в кратчайшие сроки (не превышающие допустимые сроки нарушения электроснабжения даже для нормальных погодных условий), исключила создание угрозы для жизни и здоровья как для персонала РУП "Минскэнерго", так и для потребителей электрической и тепловой энергии, при этом персонал энергосистемы проявил самоотверженность, высокую оперативность и профессионализм.