Жуковская Инга, специалист ООО "ЮрСпектр"
Налоговый кодекс Республики Беларусь действует уже несколько лет и каждый год претерпевает определенные изменения и дополнения. С чем это связано? Как изменяется налоговая нагрузка на экономику в связи с этим? Можно ли ожидать в ближайшие годы определенной стабилизации налогового законодательства?
Начиная с 2006 года, в Беларуси активно проводилась налоговая реформа. К настоящему времени основной этап налоговой реформы завершен, определены структура, состав и количество налогов, значительно сокращена периодичность их взимания, усовершенствованы механизмы применения основных налогов. Сложившийся перечень основных налогов и размеры их ставок обеспечивают беспрепятственное ведение бизнеса, а также необходимый уровень финансирования государственных обязательств. Следует отметить, что введение в действие с 2010 года Особенной части Налогового кодекса являлось частью реформ и было направлено на кодификацию налогового законодательства с целью его регулирования единым законодательным актом.
На сегодняшний день налоговая система Беларуси соответствует налоговым системам стран Таможенного союза, а также стандартам развитых стран.
Положительную динамику налоговых преобразований отражает и прогресс нашей страны в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса – 2014» по показателю «Налогообложение». Согласно данному рейтингу Беларусь занимает 133-е место, улучшив свою позицию по сравнению с оценкой 2012 года на 23 пункта, а по сравнению с оценкой 2008 года - на 45 пунктов.
В ходе налоговой реформы значительно снижена налоговая нагрузка на экономику. Так, показатель налоговой нагрузки на экономику (отношение налоговых доходов к ВВП) за последние пять лет снизился на 8,9 процентного пункта (с 36,1% к ВВП в 2008 году до 27,2% по оценке за 2013 год). В 2014 году прогнозируется снижение налоговой нагрузки еще на 0,7 процентного пункта.
Сегодня этот показатель сопоставим с налоговой нагрузкой в России и Казахстане. Кроме того, уровень централизации финансовых ресурсов в Беларуси полностью сопоставим со средними параметрами развитых стран.
Таким образом, в настоящее время можно с уверенностью сказать о завершении основной налоговой реформы в Беларуси и стабилизации налогового законодательства.
Что касается ежегодного внесения изменений в Налоговый кодекс, то они обусловлены, прежде всего, необходимостью приведения его отдельных норм в соответствие с требованиями Таможенного союза, изменениями в других отраслях права, с решениями, принимаемыми Президентом, введением новых стимулирующих механизмов налогообложения (например, введение системы возврата иностранным гражданам налога на добавленную стоимость Tax Free, используемых в мировой практике механизмов налогообложения и контроля - перенос убытков, амортизационная премия, трансфертное ценообразование и т.д.), необходимостью индексации ставок налогов, установленных в белорусских рублях. Ряд изменений направлен на решение вопросов, возникающих при практическом применении норм Налогового кодекса.
Следует согласиться, что значительное ежегодное количество изменений налогового законодательства создает определенные неудобства для субъектов хозяйствования, в связи с чем Министерство финансов совместно с Министерством по налогам и сборам, безусловно, будут принимать меры по сведению их к минимуму, опять же с учетом завершения основных налоговых реформ в Республике Беларусь.
Шех Ольга, специалист ООО "ЮрСпектр"
У налоговых органов появилась такая новая форма налогового контроля, как хронометраж. Налоговый орган имеет право увеличивать налоговую базу за отчетный период по результатам хронометража. Расскажите об этом новшестве подробнее.
Действительно, налоговый хронометраж – новшество для Беларуси. С 1
января 2014 года предусмотрено введение в налоговое законодательство
норм, предоставляющих налоговому органу право определения (увеличения)
налоговой базы за отчетный период по результатам наблюдения
хронометражным методом. В целях законодательного закрепления общих
подходов к осуществлению хронометража налоговыми органами Общая часть
Налогового кодекса Республики Беларусь дополнена статьей 78 прим3
«Наблюдение хронометражным методом».
Наблюдение хронометражным методом - это метод проверки, который будут
использовать налоговые органы с целью установления фактической выручки
(дохода) плательщика за период, в течение которого проводится
наблюдение. Потом эти данные суммируются и на их основании выводится
среднедневная выручка. Этот показатель инспектор сравнивает с данными
из последней декларации плательщика. Если расхождение между
показателями среднедневной выручки из таблицы и
декларации составит 30% и более, инспектор скорректирует
налоговую базу за прошлый период и доначислит налог.
В целях исключения влияния инфляции на результат сравнения
среднедневных выручек (доходов) расчеты производятся в сопоставимых
ценах с применением индекса дефлятора валового внутреннего продукта,
устанавливаемого Национальным статистическим комитетом и действующего
на дату начала проверки.
Шех Ольга, специалист ООО "ЮрСпектр"
С 1 января 2014 года изменяется система налогообложения игорного бизнеса. В чем суть этих изменений?
В 2013 году Министерством по налогам и сборам завершена работа по
созданию специальной компьютерной кассовой системы (СККС),
обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса. С 1
декабря 2013 года информация, формируемая СККС, непрерывно
актуализируется в режиме реального времени в целях ее использования для
контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса. В ходе реализации
проекта обеспечено подключение к СККС игровых автоматов, касс
букмекерских контор, касс тотализаторов. В игорных заведениях
установлены специальные кассовые терминалы, позволяющие контролировать
фактический прием и выплату наличных денежных средств участникам
азартных игр.
С учетом ввода СККС в эксплуатацию, с 1 января 2014 года предусмотрено
изменение особого режима налогообложения - налога на игорный бизнес. В
частности, расширяется налоговая база данного налога за счет введения
дополнительного объекта налогообложения - положительной разницы между
суммой принятых ставок и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных
несыгравших ставок). Ставка налога на игорный бизнес по этому объекту
налогообложения устанавливается в размере 4%.
Так как в отношении игрового автомата, игрового стола, кассы
букмекерской конторы и кассы тотализатора установлены фиксированные
ставки налога на игорный бизнес, налоговая база определяется отдельно
для этих объектов налогообложения и отдельно для положительной разницы
между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных
выигрышей (возвращенных несыгравших ставок).
При этом применительно к положительной разнице между суммой принятых
ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных
несыгравших ставок) налоговая база определяется как денежное выражение
образующейся по всем видам деятельности в сфере игорного бизнеса в
течение налогового периода положительной разницы между суммой принятых
ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных
несыгравших ставок), уменьшенное на сумму налога на игорный бизнес,
исчисленную за тот же период по всем объектам налогообложения, по
которым установлены фиксированные ставки данного налога.
В целях единообразного применения норм Налогового кодекса понятие
разницы между суммой принятых ставок и суммой выплаченных выигрышей
(возвращенных несыгравших ставок) в азартных играх конкретизировано
применительно к каждой из разновидностей азартных игр, организация и
проведение которых разрешены в Беларуси (игра в карты, в кости,
цилиндрическая игра (рулетка), игра на игровых автоматах, игра
тотализатора, букмекерская игра).
Кроме того, для плательщиков, использующих электронные игровые столы,
имеющие техническую возможность подключения к СККС, с 1 января 2014
года предусмотрена пониженная в два раза ставка налога на игорный
бизнес в фиксированной сумме. Ожидается, что это будет стимулировать
владельцев игорного бизнеса к замене традиционных столов на
электронные, которые можно контролировать с использованием СККС.
Денис Михайлович, Минск
С 2014 года устанавливается особый контроль за крупными плательщиками, включенными в специальный перечень. В чем будет заключаться этот особый контроль?
Для повышения качества и эффективности контрольной деятельности, а
также совершенствования налогового администрирования в Налоговый кодекс
внесены изменения, предусматривающие, что крупные плательщики
(бюджетообразующие или являющиеся крупными экспортерами организации)
обязаны будут представлять в налоговые органы дополнительную по
сравнению с общеустановленной отчетность, которая является необходимым
атрибутом налогового администрирования этого сегмента и применяется во
всех странах.
Таким образом, налоговые органы будут располагать более полной
информацией о плательщике, особенностях и перспективах его
финансово-хозяйственной деятельности, его контрагентах и т.д. и смогут
обеспечить более качественное налоговое сопровождение такого
плательщика, оказывать оперативную и грамотную, с учетом конкретных
ситуаций, методологическую и консультационную помощь.
Кроме того, сравнительный анализ данных бухгалтерской и налоговой
отчетности позволит своевременно выявлять несоответствие размеров
налоговых баз, отражаемых в налоговых декларациях, фактическим
результатам финансово-хозяйственной деятельности таких плательщиков и,
тем самым, снизить риски минимизации реальных доходов и уклонения от
уплаты налогов в бюджет. Таким образом, суммы налогов будут поступать в
бюджет в полном объеме.
Отмечу также, что особые правила налогового администрирования и
контроля крупных плательщиков действуют в большинстве стран СНГ.
Жуковская Инга, специалист ООО "ЮрСпектр"
С 2014 года расширен круг плательщиков, обязанных представлять декларации в электронном виде. В их состав включены плательщики налога на добавленную стоимость. Каким образом должны исполнить обязанность по представлению налоговых деклараций плательщики, которые на данный момент еще не подключили систему электронного декларирования?
Подавать декларации в налоговую инспекцию в электронном виде с 2014 года обязаны все плательщики НДС в Беларуси. Нововведение направлено на совершенствование налогового администрирования и оптимизацию затрат на его проведение.
Поскольку между вступлением в силу соответствующих изменений в Налоговый кодекс и сроками сдачи налоговых деклараций в январе 2014 года прошел небольшой промежуток времени, то до подключения к системе электронного декларирования (СЭД) плательщики НДС вправе представить в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) на бумажном носителе. Административная ответственность в данном случае не применяется.
Система электронного декларирования функционирует в республике уже пять лет. Ее использование позволяет облегчить для плательщиков процесс составления налоговых деклараций (расчетов), что значительно сокращает их временные и материальные издержки, в том числе на посещение налогового органа. Кроме того, автоматизированный контроль правильности заполнения показателей налоговых деклараций позволяет избежать ошибок, которые могут повлечь привлечение плательщика к административной ответственности за неуплату налогов.
Важным преимуществом СЭД является предоставление плательщикам при взаимодействии с налоговым органом возможности пользоваться различными электронными услугами. При этом диапазон электронных услуг постоянно расширяется. В настоящее время плательщики с помощью СЭД могут направлять в налоговые органы документы, обязанность представления которых установлена законодательством, в том числе при осуществлении административных процедур, а также запросы о разъяснении законодательства и получать ответы на них, заявлять о желании зачесть, вернуть излишне уплаченные суммы налогов, получать от налоговых органов сообщения о принятых решениях, перенести срок проведения плановой проверки.
С 2013 года, используя сервис «Личный кабинет плательщика», пользователи могут получить выписку из лицевого счета, справку о расчетах с бюджетом, различные уведомления налогового органа, а также извещение на уплату имущественных налогов физических лиц. Сервис «Электронная приемная» позволяет дистанционно записаться на прием к руководству налогового органа, а «Центр электронного информирования» предназначен для инициативного направления сообщений на электронные адреса плательщиков через Интернет.
В налоговых органах организованы консультации по вопросам установки, настройки и функционирования программных средств СЭД и оборудованы специальные обучающие места. Кроме того, сотрудники налоговых органов оказывают практическую помощь при составлении и направлении налоговых деклараций (расчетов).
Уже сегодня, оценив достоинства СЭД, ее используют более 148 тыс. плательщиков, в том числе более 81 тыс. организаций и 67 тыс. индивидуальных предпринимателей. При этом только за 2013 год их количество увеличилось более чем на 42 тыс., в том числе индивидуальных предпринимателей – на 28 тыс. человек.
Шех Ольга, специалист ООО "ЮрСпектр"
Ежегодно изменения и дополнения происходят в части экологического налога. Расскажите, пожалуйста, о новшествах 2014 года в этом налоге.
Экологический налог занимает небольшой удельный вес в доходах бюджета. Вместе с тем его взимание обусловлено необходимостью защиты окружающей среды и стимулирования развития экологически чистых производств. При этом с учетом своей специфики экологический налог является достаточно трудоемким, так как его расчет требует, среди прочего, классификации и определения объемов выбросов каждого из загрязняющих веществ.
Вводимые изменения в части экологического налога направлены на упрощение порядка его исчисления и уплаты. Так, с 2014 года предусмотрена уплата налога только за выбросы от стационарных источников, указанные в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, если суммарный объем выбросов по всем группам веществ составляет три и более тонны в год. Не подлежат налогообложению выбросы загрязняющих веществ первого класса опасности. при расчете фактических объемов выбросов для упрощения заполнения налоговой декларации суммируются объемы выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без разбивки на отдельные вещества. Исключены из объектов налогообложения захоронение отходов производства первого и второго класса опасности и отходов, по которым не определены классы опасности.
В итоге по экологическому налогу произойдет уменьшение количества плательщиков, упростится заполнение налоговой декларации и в целом его администрирования - как для плательщиков, так и для налоговых органов.
Дополнительно отмечу, что по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов исключаются нормы, устанавливающие 10-кратное увеличение налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в случае превышения установленных лимитов.
Шех Ольга, специалист ООО "ЮрСпектр"
В обороты, не признаваемые объектом налогообложения НДС, с 2014 года включены некоторые обороты по реализации и операции, которые ранее освобождались от обложения НДС. Чем вызвана замена освобождения от налогообложения отдельных оборотов на не признание этих оборотов объектами налогообложения?
Такая замена направлена на упрощение администрирования НДС. При наличии у организации оборотов, освобождаемых от НДС, возникает необходимость их отражения в налоговой декларации, а также распределения налоговых вычетов по НДС с целью отнесения соответствующей части вычетов на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, либо на увеличение стоимости освобождаемых товаров (работ, услуг). Замена освобождения от налогообложения отдельных оборотов на непризнание этих оборотов объектами налогообложения позволит организациям не отражать такие обороты в налоговой декларации по НДС, а также значительно сократит для них время на применение налоговых вычетов по НДС, что значительно упростит администрирование НДС.
Ольга Ивановна, г. Минск
Из состава операций, освобождаемых от обложения НДС, исключены обороты по реализации почтовых марок, маркировочных почтовых карточек и маркировочных конвертов; обороты по реализации услуг почтовой связи по пересылке простых отправлений письменной корреспонденции (почтовая карточка, письмо, бандероль), принятых операторами почтовой связи для доставки (вручения) адресату. В связи с чем отменена льгота?
В рамках внесения изменений в налоговое законодательство ежегодно
пересматривается перечень налоговых льгот с учетом их эффективности.
Следует отметить, что с учетом зачетного механизма исчисления НДС
применение налоговых льгот по этому налогу имеет ряд негативных
последствий для плательщиков. Так, организации, применяющие льготы по
НДС, обязаны суммы «входящего» НДС (то есть предъявленного при
приобретении объектов, уплаченного при ввозе товаров), относящиеся к
освобождаемому обороту, относить на затраты, учитываемые при
налогообложении, либо на увеличение стоимости освобождаемых товаров
(работ, услуг). Как следствие, освобождение от НДС зачастую не означает
снижение стоимости реализуемых товаров и услуг на адекватную сумму.
Таким образом, с учетом незначительной стоимости почтовых марок,
маркировочных почтовых карточек и маркировочных конвертов, а также
услуг почтовой связи по пересылке простых отправлений письменной
корреспонденции, принято решение об исключении оборотов по их
реализации из перечня освобождаемых. Это упростит администрирование
налога и одновременно повысит инвестиционные возможности организаций,
оказывающих услуги почтовой связи, за счет появления возможности
принятия к вычету «входных» сумм НДС, ранее относившихся на затраты
либо на стоимость освобождаемых товаров и услуг. При этом отмена льготы
не повлечет за собой существенного роста цен.
Жуковская Инга, специалист ООО "ЮрСпектр"
С 2014 года введено понятие инвестиционного вычета вместо так называемой амортизационной премии. В чем необходимость такого новшества?
Механизм амортизационной премии был введен с 2012 года с целью
расширения инвестиционных возможностей организаций и компенсации
отмененной льготы по налогу на прибыль в части прибыли, направленной на
финансирование капитальных вложений.
Вместе с тем на практике амортизационная премия не получила широкого
применения по причине сложности ее администрирования: различной
методики определения амортизационных отчислений в налоговом и
бухгалтерском учете.
С учетом необходимости повышения инвестиционных возможностей
предприятий в связи с осуществлением масштабной модернизации
производства с 1 января 2014 года так называемая амортизационная премия
заменена на инвестиционный вычет, применение которого дает предприятию
право на уменьшение налогооблагаемой прибыли путем единовременного
отнесения на затраты части первоначальной стоимости основных средств, а
также сформированной в бухгалтерском учете стоимости вложений в
основные средства, в связи с их реконструкцией, модернизацией,
реставрацией в следующих пределах: по зданиям, сооружениям,
устройствам передаточным, стоимости вложений в их реконструкцию – не
более 10% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их
реконструкцию); по машинам и оборудованию, по транспортным средствам,
стоимости вложений в их реконструкцию – не более 20% первоначальной
стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию).
Применение инвестиционного вычета не требует проведения каких-либо
последующих корректировок амортизационных отчислений, что значительно
упрощает его администрирование.
Жуковская Инга, специалист ООО "ЮрСпектр"
В Налоговом кодексе по сравнению с ранее действующими нормами расширено понятие "капитальные строения (здания, сооружения)" для целей исчисления налога на недвижимость, а также внесены изменения в определение объектов сверхнормативного незавершенного строительства. Поясните, пожалуйста, произошедшие изменения.
Действительно, понятие «капитальные строения (здания, сооружения)» для
целей определения объекта налогообложения налогом на недвижимость с 1
января 2014 года расширено. В 2013 году налогом на недвижимость у
организаций облагались объекты, относимые к капитальным строениям в
соответствии с законом «О государственной регистрации недвижимого
имущества, прав на него и сделок с ним», то есть зарегистрированные в
установленном порядке в едином государственном регистре недвижимого
имущества, прав на него и сделок с ним.
С 2014 года к капитальным строениям (зданиям, сооружениям) отнесены и
иные объекты, классифицируемые как здания и сооружения в соответствии с
законодательством (объекты, которые являются зданиями, сооружениями, но
не подлежат государственной регистрации).
Определение «здания, сооружения и передаточные устройства
сверхнормативного незавершенного строительства (объекты
сверхнормативного незавершенного строительства)», приведенное в новой
редакции, не изменяет объект налогообложения, а, по сути, закрепляет
подходы, действовавшие в 2013 году.
Турцева Татьяна, г. Минск
Какие новшества по налогообложению с 2014 года введены для бюджетных организаций, в том числе по налогу на недвижимость и земельному налогу?
Для бюджетных организаций каких-либо существенных изменений в налогообложении не произошло.
Нормы, которые устанавливают порядок признания бюджетных организаций плательщиками налога на недвижимость, перенесены из статьи 186 Налогового кодекса в статью 184 Налогового кодекса, а нормы, устанавливающие порядок признания этих организаций плательщиками земельного налога, – из статьи 202 в статью 192 НК. Эти изменения направлены исключительно на систематизацию норм законодательства в отношении бюджетных организаций и не изменяют сам порядок уплаты ими налога на недвижимость и земельного налога.
Жуковская Инга, специалист ООО "ЮрСпектр"
При отражении в составе затрат, учитываемых при налогообложении, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы с 2014 года может применяться повышающий коэффициент. Расскажите подробнее об этом новшестве.
Одним из приоритетов для государства является развитие научно-исследовательской деятельности, производство инновационных и высокотехнологических производств. С целью предоставления дополнительного источника для финансирования научной-исследовательской деятельности, проведения опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, с 2014 года организациям предоставлено право затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, зарегистрированные в государственном реестре научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в порядке, определяемом Президентом,, отражать в налогом учете с применением повышающего коэффициента до 1,5 включительно.
Организации самостоятельно определяют размер коэффициента от 1 до 1,5. При этом его могут применить как организации, выполняющие научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, так и организации, являющиеся заказчиками таких работ.
Перепечатка метериалов запрещена без письменного разрешения агентства.