Налоговые поступления формируют более 70% доходной части бюджета Беларуси. В последнее время в стране немало сделано для совершенствования налоговой системы, проведены основные налоговые реформы. В рейтинге налоговой нагрузки Paying Taxes 2016 Беларусь заняла 63-е место среди 189 экономик мира. Вместе с тем стоит задача повысить эффективность и сохранить стабильность налоговой системы. Во время онлайн-конференции глава профильного министерства подведет предварительные итоги работы налоговых органов в уходящем году и ответит на вопросы, касающиеся наиболее важных нововведений и направлений работы в 2016 году.
Я не открою секрета, если скажу, что год был непростой для экономики в целом и для налоговиков, собирать платежи легче, когда благоприятная экономическая обстановка. С гордостью за всю нашу систему могу сказать, что просматривается выполнение доходной части бюджета на том уровне, который был доведен до министерства. На протяжении последних лет это происходит практически всегда. Мы можем именно это назвать основным достижением налоговой службы. Первоначальный план, который был доведен, в итоге скорректирован более чем на Br9 трлн. Сейчас наши коллеги из Минфина с учетом того, что мы успешно справляемся, прорабатывают вопрос об увеличении соответствующего плана еще на Br2 трлн до конца года.
Произошло существенное сокращение работников налоговой службы - на 28%. Но, учитывая внедрение электронных технологий, информационных ресурсов, мы смогли без потери качества работы, нисколько не ухудшив взаимодействие с плательщиками, сохранить стабильность налоговой системы. Тем самым помогли в обеспечении экономической безопасности государства, выполнении социальных задач, которые стоят перед бюджетом.
В преддверии Нового года и Рождества я хочу поблагодарить наших плательщиков, которые на протяжении многих лет добросовестно исполняют свои обязательства по уплате налогов, пожелать им благополучия, стабильности, житейской мудрости. Я всегда желаю нашим плательщикам процветания. Ведь когда богаты налогоплательщики - богата и страна, и нам гораздо легче работать при наполнении доходной части бюджета.
Безусловно, нам есть, куда стремиться, нет предела совершенству. Но справедливости ради хотелось бы отметить, что если заглянуть в различные рейтинги, которые сравнивают налоговые системы, то, как правило, первая тридцатка - это либо режимы, близкие к оффшору, либо страны, где превалирует сырьевая экономика и основной доходной статьей бюджета является природная рента, бонусы от полезных ископаемых. Налоговая система страны с развитой экономикой, с очень разнонаправленной экономической деятельностью априори не может быть слишком простой. Мы видим на примере Германии, других стран ЕС, что они где-то в середине рейтинга.
Если говорить про нашу страну, то задача, которая поставлена правительством перед Министерством по налогам и сборам на период 2010-2015 годов - войти в Топ-70 стран по рейтингу налогообложения. Мы с этой задачей справились. Большие подвижки были сделаны. Если говорить ретроспективно, то еще пять лет назад, если не ошибаюсь, мы последнее место в этом рейтинге занимали. Тогда было 183 страны, а не 189. Так вот мы были на «почетном» 183-м месте.
Хочется ли подняться выше? Хочется, не будем скрывать. Будем прилагать к этому максимум усилий. Там несколько критериев оценивается: налоговая нагрузка, количество платежей, которые осуществляют субъекты хозяйствования, и другие. Что касается количества платежей, то мы сократили их до минимума.
Налоговая нагрузка также не запредельная, хотя и несколько выше, чем у наших коллег по ЕАЭС. Но нужно понимать, что если сравнивать с Россией и Казахстаном, то у них значительная доля бюджета формируется за счет нефтегазового сектора. И даже сейчас, при том падении стоимости нефти и газа, бюджет России формируется за этот счет на 44%. У нас нет такой возможности. Поэтому налоговая нагрузка несколько выше.
Хотел бы отметить принципиальную позицию нашего ведомства: мы последовательные, настойчивые продолжатели мнения, что налоговую нагрузку не стоит повышать. Почему-то некоторые считают, что налоговики стараются собрать побольше. Да, но мы понимаем, что необходимо создать такие условия, чтобы субъекту хозяйствования, гражданину было экономически удобнее платить налоги, чем не платить. И если мы будем говорить об увеличении поступлений в бюджет, то я глубоко убежден, что это работа должна строиться за счет расширения налогооблагаемой базы, а не увеличения платежей, налоговой нагрузки.
Несмотря на то, что у нас налоговая нагрузка по сравнению с нашими коллегами по ЕАЭС несколько выше, у нас столько льгот, преференций в тех или иных отраслях, что эта самая нагрузка нивелируется. Возьмем ставку подоходного налога. Она у нас 13%. Ниже в Европе только в Казахстане (если Казахстан относить к Европе) и Болгарии - по 10%. Но я заглянул в ст.163 Налогового кодекса Беларуси, где определены доходы, не подлежащие налогообложению. Так, там 17 страниц текста о таких доходах, порядка 60 пунктов. Если мы берем Казахстан и Болгарию, то там нет исключений - все платят 10%. Курс на сокращение количества налоговых льгот в перспективе позволит снизить общую налоговую нагрузку.-0-
Стабильность налогового законодательства - это во многом залог наполняемости казны и того, что субъекты хозяйствования будут осознанно выполнять свои обязанности по уплате налогов. Что касается повышения эффективности, то, несмотря на серьезные сокращения, мы нисколько не ухудшили качество предоставляемых услуг и это ни в коей мере не сказалось на наполнении доходной части бюджета, за которую Министерство по налогам и сборам несет ответственность. Повышение эффективности также зависит от внедрения информационных технологий - это позволяет перерабатывать и анализировать большие потоки информации.
В феврале на совещании у главы государства в том числе по нашему предложению обсуждался вопрос о моратории на изменение налогового законодательства. Было принято следующее решение: в 2015 году налоговое законодательство шлифуется, если необходимо, вносятся определенные коррективы, на протяжении 2016 года никаких изменений не вносится.
Если непростые экономические обстоятельства вдруг подтолкнут к тому, что необходимо будет вносить изменения, то они будут в 2016 году заблаговременно озвучены для субъектов хозяйствования. Таким образом, бизнес будет знать о том, какие изменения произойдут в 2017 году. Это делается для того, чтобы была возможность перестроить свои бизнес-планы и бизнес-модели с учетом изменяющихся условий. Наша основная задача - чтобы этих изменений, конечно, не происходило. Нужен взвешенный подход и ответственность перед гражданами. Любое нововведение на уровне страны влечет за собой изменение и доработку программного обеспечения как налоговиками, так и субъектами хозяйствования. В масштабах всей страны это выливается в значительную сумму.
Налоги обеспечивают до 70% поступлений в бюджет. Непростая экономическая ситуация, в которой оказалась наша страна, неминуемо отразится на уровне налоговых поступлений. За счет каких мер планируется не допустить снижения наполнения бюджета в 2016 году?
- По предварительной оценке, объем платежей, собранный за 2015 год налоговыми органами в консолидированный бюджет, составит свыше Br190 трлн, в том числе в республиканский бюджет – порядка Br86 трлн. По сравнению с 2014 годом поступления в консолидированный бюджет увеличены в текущих ценах на Br23 трлн, или на 13,5%, в республиканский бюджет – на Br14 трлн, или на 20%.
Отмечу, что к концу года (по состоянию на 1 декабря 2015) плановые задания доходов консолидированного бюджета выросли по сравнению с первоначально доведенными до налоговых органов на Br10,4 трлн, или на 5,7%, в том числе доходов республиканского бюджета – на Br10 трлн, или на 13,5%. Мы прогнозируем выполнение плановых назначений в полном объеме.
По информации Минфина, в соответствии с проектом указа главы государства план республиканского бюджета для МНС будет скорректирован в сторону увеличения еще на Br2 трлн.
По состоянию на 1 декабря задолженность действующих субъектов хозяйствования и физических лиц по платежам в бюджет составила Br1,1 трлн, или 0,41% к годовому плану доходов бюджета.
За счет принятия мер принудительного взыскания налоговыми органами обеспечено погашение задолженности в размере Br11,5 трлн, или 6% доходов бюджета, что на 0,5 процентного пункта больше прошлогоднего уровня. При этом со счетов плательщиков-должников и их дебиторов взыскано Br11,3 трлн, изъято свыше Br60 млрд наличных денежных средств, реализовано имущество и ценные бумаги, на которые обращено взыскание задолженности, на Br46 млрд.
Для повышения оперативности применения мер принудительного взыскания в 2015 году мы усовершенствовали порядок электронного взаимодействия с банками, что, как показывает статистика, положительным образом сказалось на собираемости налогов.
По результатам контрольных мероприятий в бюджет дополнительно привлечено свыше Br4,6 трлн, из них за счет камерального контроля – Br1,7 трлн, по итогам выездных проверок – Br1 трлн, путем обращения в доход государства товарно-материальных ценностей и денежных средств – Br0,6 трлн. Кроме того, предотвращен незаконный возврат НДС из бюджета на Br1,2 трлн.
Приоритетным направлением контрольной деятельности налоговых органов является сокращение объемов теневой экономики, в том числе путем выявления и пресечения лжепредпринимательских структур, незарегистрированной предпринимательской деятельности, нелегального оборота подакцизной продукции, серого импорта, а также привлечения к налогообложению граждан, чьи расходы существенно превышают полученные доходы.
В целях снижения теневой экономики с 1 июля 2015 года введена в постоянную эксплуатацию система контроля кассового оборудования (СККО), обеспечивающая контроль за выручкой субъектов хозяйствования, осуществляющих прием денежных средств с использованием кассового оборудования. К ней уже подключено свыше 1,5 тыс. единиц кассового оборудования, применяемого субъектами хозяйствования на автозаправочных станциях для отпуска нефтепродуктов (84% от общего количества кассового оборудования, используемого на АЗС).
Первый этап подключения должен быть завершен до 1 февраля 2016 года. Подключение всего парка кассового оборудования будет завершено в 2018 году.
В целях недопущения снижения наполняемости бюджета в 2016 году мы планируем и дальше развивать основные направления контроля и повышать эффективность применения налоговыми органами мер принудительного взыскания. Помимо этого, продолжится работа по созданию более комфортных условий для исполнения плательщиками своих налоговых обязательств, в том числе за счет развития широкой линейки электронных сервисов. Сегодня к системе электронного декларирования подключено 290 тыс. субъектов хозяйствования, или свыше 76% общего количества.
Кроме того, в следующем году на основании международных стандартов обслуживания налогоплательщиков в большинстве стран мира предусмотрено введение в Республике Беларусь института налоговых консультантов. Как инструмент правового, финансового и управленческого содействия хозяйствующим субъектам институт налогового консультирования будет способствовать разрешению проблем правоприменения, сокращению коррупции, созданию делового климата в налоговых отношениях, повышению бизнес-активности.
Работа по сокращению количества льгот идет сложно, потому что сферы и отрасли, которые этих льгот касаются, настаивают, что преференции нужны. Но проведя анализ, мы посмотрели, что от части этих льгот можно безболезненно отказаться - они либо мало используемые (их применяют 1-2 плательщика), либо утратили актуальность. Часть льгот ушла с целью стимулирования экономической активности.
Так, с 1 января 2016 года отменяется освобождение от НДС при реализации физическим лицам таких коммунальных услуг, как газоснабжение и электроснабжение.
Проектом закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения" предусматривается упразднение с 1 января 2016 года налога на прибыль в отношении прибыли организаций от реализации производимой ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства и рыбоводства; полученной от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса.
Кроме того, с нового года исключается норма, согласно которой организации, производящие лазерно-оптическую технику, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме производства составляет не менее 50%, уплачивают налог на прибыль по ставке 10%. Исключена льгота по земельному налогу в отношении участков, предоставленных в пользование Академии управления при Президенте, а также учреждениям образования Национального банка.
Кроме того, уточнена льгота по земельному налогу для организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность, за счет исключения возможности ее применения в отношении земельных участков, предоставленных организациям для туристической деятельности. Установлен запрет на применение льгот в отношении участков, занятых зданиями, сооружениями, признаваемых неиспользуемыми или неэффективно используемыми (включенными в соответствующий перечень).
Исключены льготы по налогу на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), используемых в сфере туризма. Действующий в 2015 году порядок позволяет применять вышеуказанную льготу организациям, осуществляющим деятельность в сфере туризма, приносящей, как правило, значительные доходы. Использует данную льготу достаточно широкий круг плательщиков, зачастую не испытывающих острой потребности в таких преференциях.
Также установлено ограничение в отношении льготы, предусматривавшей освобождение впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений) организаций в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию. С 1 января 2016 года данная льгота не будет применяться по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), по которым превышены установленные в проектной документации сроки строительства.
В части объектов сверхнормативного незавершенного строительства налог на недвижимость введен для стимулирования плательщика к скорейшему завершению строительства, а его исчисление по повышенной ставке по сравнению с обычной ставкой налога на недвижимость является своеобразной санкцией для организаций, имеющих объекты, строительство которых не завершено в сроки. Соответственно, какие-либо льготы в отношении объектов, по которым были превышены установленные в проектной документации сроки строительства, нецелесообразны.
По центрам трансфера технологий льгота по налогу на недвижимость с 1 января 2016 года также применяться не будет в связи с истечением установленного законодательством периода для ее применения.
Кроме того, ограничена возможность применения льгот по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям). В настоящее время по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), в отношении которых, согласно статье 186 НК, может быть реализовано право на применение льгот, налог на недвижимость не уплачивается вне зависимости от статуса капитального строения (здания, сооружения). Повышенные ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) объектам призваны стимулировать плательщиков к скорейшему вовлечению соответствующих объектов в хозяйственный оборот.
В последующие годы работа по оптимизации налоговых льгот и сокращению их количества будет продолжаться. Вместе с тем, вести речь о конкретных налоговых льготах, подлежащих отмене или ограничению после 2016 года, преждевременно, поскольку подобные решения принимаются по результатам анализа и результатов применения льгот и после согласования со всеми заинтересованными республиканскими органами государственного управления.
Что касается налогообложения физических лиц, то с 1 января 2016 года прекращается действие временной льготы (существовавшей в 2011-2015 годах) по освобождению от подоходного налога доходов физических лиц за работу по найму, а также по договорам на оказание услуг (выполнение работ), полученных ими от источников за пределами Беларуси в денежной форме и перечисленных на счета, открытые в банках, находящихся в Беларуси.
Наверняка многих интересует вопрос налогообложения агроэкотуризма и ремесленной деятельности. Порядок не изменился. Хотя дискуссия была горячей. Но ничего не изменилось, в 2016 году будет выплачиваться 1 базовая величина в год как ремесленниками, так и занимающимися агроэкотуризмом.
Мне бы хотелось сказать, что самое главное - это отсутствие каких-либо изменений. Мы настойчиво предлагаем и продвигаем эту мысль, очень рады, что Президент выдвинул тезис на протяжении 5 лет не менять налогообложение. Мы этому рады не меньше, чем плательщики, потому что так легче и администрировать, и контролировать. Кстати, если мы говорим про рейтинг налоговой нагрузки, то это в определенной степени тоже скажется и на часах, которые затрачивают плательщики на изучение налогового законодательства, и на его соблюдении. Мне хотелось, чтобы мы пришли к тому, что самой главной новостью будет то, что у нас нет новостей, нет изменений.
Что касается упрощения администрирования, эта работа не прекращается. Она уже оценена экспертами в части продвижения в рейтинге, с другой стороны, наша главная цель - не продвижение в рейтинге, а создание благоприятных условий для наших людей, субъектов хозяйствования, которые занимаются бизнесом. И здесь основной акцент в ближайшие годы - перевод взаимодействия с субъектами хозяйствования в электронную сферу и предоставление возможности организации работы на бесконтактном методе. У плательщика уже нет необходимости посещать налоговую инспекцию, чтобы подать декларацию, - он может это сделать в электронном виде. Ряд административных процедур также может осуществляться в электронном виде, к примеру, предоставление информации о задолженности в бюджет, о движении средств по лицевому счету плательщика. У нас уже 76% плательщиков подключены к системе электронного декларирования. Но таких возможностей должно быть гораздо больше, есть над чем работать.
И здесь опять-таки хотелось бы сказать, что мы готовы к переходу на более высокий уровень взаимодействия с субъектами хозяйствования. Сегодня субъекту необходимо программное обеспечение устанавливать на своем компьютере, на рабочем месте. Но мы уже готовы к тому, чтобы перейти на портальное решение этой проблемы, когда с любого рабочего места, с любого компьютера, смартфона, интернет-кафе будет возможность подать электронную декларацию. К сожалению, электронная инфраструктура несколько отстает. Наши коллеги из Минсвязи и других органов обещают в ближайшее время эти вопросы утрясти, думаю, что в 2016 году мы сможем это делать. Хотя сейчас у нас определенные элементы уже перенесены на портальную подачу деклараций. Но мы пока их не особо рекламируем, потому что если туда обрушится большая нагрузка, там просто каналы связи не выдержат.
Администрирование - это тот вектор, который будет в ближайшие годы продвигаться, поддерживаться. Мы в принципе хотим перестроить взаимодействие, планируем уйти от закрепленности субъектов хозяйствования за инспектором, планируем это уже в ближайшее время. Будет зал обслуживания, где будут сидеть специалисты, налоговые инспекторы, будет электронная очередь, как в банках. Надеюсь, что в конце 2016 года сможем представить один или два таких зала обслуживания.
Серьезным успехом можно считать создание личного кабинета для физических лиц. Любой гражданин, который имеет налоговые обязательства, приходит с паспортом в любую налоговую инспекцию (нет закрепленности, не обязательно по месту жительства). Ему выдается его исключительный код, по которому он входит в личный кабинет, где есть начисления, история платежей, задолженности, там же можно распечатать извещения. Буквально на этой неделе внедрен налоговый калькулятор для физлиц. Он пока просто на сайте МНС, и первое время будет там находиться. Любой гражданин может зайти, ввести информацию о своих доходах, поставить вычеты и увидеть свою сумму подоходного налога, причитающегося к уплате.
Что касается разъяснений, то это один из элементов работы Министерства по налогам и сборам, а также региональных инспекций. Если говорить о налогообложении выигрышей 4-процентным подоходным налогом, то это наша инициатива. Сказался ряд факторов, в том числе такой: мы проанализировали по итогам 2014 года работу некоторых игорных заведений, казино, где налогообложение составное. Там идет фиксированный платеж от игрового стола, плюс налог на прибыль казино от выигрышей между сделанными ставками и выплаченными. Дельта, которая остается, облагается налогом в 4%. Учитывая, что внедрена контрольно-кассовая система, которая анализирует эти выплаты, мы обратили внимание, что ряд казино, по нашему убеждению, с целью занижения налога на прибыль, осуществлял выплаты не совсем понятным физическим лицам, тем самым завышая свои затраты. Это были, к примеру, физические лица из Чечни, Дагестана, других регионов, откуда добиться обратной связи практически нереально. Тем самым занижался налог на прибыль. Чтобы в том числе экономическими методами повлиять на такие заведения, была предложена эта норма. Мы считаем, что она позволит выравнять правила для всех игорных заведений - и законопослушных, и, мягко говоря, не очень.
Определенная часть людей заявляет и декларирует свои доходы с таких выигрышей. Понимаете, взять деньги и не иметь возможности их использовать смешно. К тому же, учитывая, что сейчас век информационных технологий, довольно много информационных баз отслеживается и анализируется министерством, многие из этих трат видны и прозрачны. Они анализируются, может, пока не в том объеме, в котором хотелось бы, но мы над этим работаем. И определенная часть людей официально все декларирует и потом с чистой совестью распоряжается этими деньгами.
МНС совместно с Парком высоких технологий прорабатывает концепцию проведения таких онлайн-игр на серверах, которые будут зарегистрированы в Беларуси. Это исключит возможности проводить такие игры на зарубежных интернет-площадках. По нашим оценкам, стадия готовности концепции очень высокая, но, к сожалению, какой-то временной горизонт нарисовать я не могу. Что касается специфики как выявления лиц, которые сейчас играют и вводят или выводят отсюда денежные средства, так и определенных нюансов контрольной работы, не думаю, что правильно будет их раскрывать. Должна быть польза для государства, при этом игроки не должны ощущать каких-то неудобств с точки зрения качества сервиса и привычных им услуг, которые они получают на зарубежных площадках.
1. Подоходный налог в размере 4 % с выигрышей по государственным лотереям взиматься не будет, так как законодательством Республики Беларусь лотереи не относятся к игорному бизнесу.
2. Подоходным налогом будут облагаться только выигрыши (возвращенные несыгравшие ставки), выплаченные (перечисленные, переданные) участнику азартной игры, то есть налог будет удерживаться при снятии игроком денежных средств (электронных денег) со своего игрового счета.
3. Подоходный налог по ставке 4% будет взиматься со всех выплачиваемых участнику азартных игр выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), независимо от их размера. В этой связи предусмотрена пониженная ставка подоходного налога в размере 4% вместо общеустановленной ставки 13%.
4. В соответствии с белорусским законодательством лотерейная деятельность не относится к азартным играм. В соответствии с указом "О лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь" исключительное право на деятельность по учреждению, организации и проведению лотерей в республике принадлежит государству и в установленном порядке осуществляется республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, государственными юридическими лицами. Следовательно, действие механизма самоограничения физических лиц по посещению игорных заведений на лотерейную деятельность не распространяется. Вместе с тем при предоставлении заинтересованными лицами информации о конкретных фактах проигрышей физическими лицами в лотереи значительных сумм, что ставит человека и членов его семьи в тяжелое материальное положение, МНС готово внести предложение Минфину о реализации механизма самоограничения физических лиц по участию в лотерее.
- На 1 декабря 2015 года в республике функционировало 26 казино, 210 залов игровых автоматов и 251 букмекерская контора. По сравнению с 1 декабря 2014 года количество казино уменьшилось на 6 единиц, залов игровых автоматов - на 41, количество букмекерских контор возросло на 26 единиц.
Фактическое поступление налога на игорный бизнес на 1 декабря 2015 года составило Br387,8 млрд, в том числе по положительной разнице между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок) – Br61,1 млрд. Темп роста поступлений по налогу на игорный бизнес в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2014 года составил 89,1% при индексе-дефляторе ВВП 115,8%.
По предварительным данным за 2015 год, от деятельности казино (из расчета использования ими только игровых столов) будет обеспечено порядка 32-35% всех поступлений по налогу на игорный бизнес.
Сумма налога на игорный бизнес по игровым столам, рассчитанная по фиксированной ставке налога, за январь-ноябрь 2015 года составила Br105,2 млрд, или 32,3% общих поступлений по налогу на игорный бизнес.
По сравнению с январем-ноябрем 2014 года в фактических ценах поступления по налогу на игорный бизнес выросли на Br12,1 млрд. Вместе с тем в связи с сокращением количества используемых игровых столов (на 1 декабря 2015 года их на 55 единиц меньше, чем на 1 декабря 2014-го), расчетные поступления по налогу на игорный бизнес по игровым столам в январе-ноябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на Br7,3 млрд.
Наливайко Сергей Эдуардович
Первая группа уже закончила обучение. Около 30 человек получили дипломы. По нашим оценкам (но это очень приблизительные расчеты), как минимум 9-10 тыс. налоговых консультантов будут востребованы в Беларуси.
В этом вопросе мы ориентируемся на опыт Германии. На профессиональных участников рынка налоговых взаимоотношений возлагаются большие надежды. В отличие от аудиторов, будет осуществляться страхование ответственности налоговых консультантов. Если они допускают какую-то оплошность при подаче деклараций, расчете, обслуживании клиентов, то в полной мере понесут ответственность.
Профессиональные участники налоговых взаимоотношений будут лучше и быстрее понимать те требования и подходы, которые к ним предъявляют государство и налоговые службы. Немаловажным аспектом здесь является минимизация коррупционных проявлений. Также улучшится восприятие гражданами, субъектами хозяйствования налоговой службы. В том числе и потому, что у них не будет необходимости вникать в какие-то тонкости.
Например, в Германии декларация налога на прибыль занимает 43 страницы. Но немец никогда не скажет, что у него очень сложная система налогообложения. Потому что они, как правило, не пересекаются. Там есть институт налоговых консультантов. То есть взаимодействие с налоговым ведомством осуществляют профессионалы. Задача предпринимателя, руководителя - подписать декларации и оплатить услуги консультантов.
В соответствии с планом реализации проекта международной технической помощи "Содействие Республике Беларусь в создании института налоговых консультантов" разработан проект указа "О налоговом консультировании в Республике Беларусь". Проектом предусмотрено введение в республике института налоговых консультантов на основании международных стандартов обслуживания налогоплательщиков и отдельного вида предпринимательской деятельности – налогового консультирования.
В настоящее время услуги по консультированию, постановке, восстановлению и ведению налогового учета, проверке налоговых деклараций входят в состав прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Услуги налогового консультанта более специфичны и комплексны. Налоговые консультанты страхуют профессиональную ответственность и отвечают за ошибки, допущенные в ходе выполнения своих функций. Как инструмент правового, финансового и управленческого содействия хозяйствующим субъектам институт налогового консультирования способствует разрешению проблем правоприменения, сокращению коррупции, созданию делового климата в налоговых отношениях, повышению бизнес-активности.
С учетом того, что налоговое консультирование будет принципиально новым видом предпринимательской деятельности, и для подготовки налоговых консультантов и их аттестации необходимо определенное время, проектом предусмотрено, что запрет на услуги по налоговому консультированию для не имеющих статуса налогового консультанта лиц вступит в силу через пять лет после официального опубликования указа.
Проект указа согласован с заинтересованными госорганами и внесен в правительство. Планируем, что документ будет подписан в 2016 году.