Корр. БЕЛТА
Расскажите, пожалуйста, о наиболее важных изменениях в порядке исчисления налога на недвижимость, земельного и экологического налогов. С какой целью они внесены?
В рамках проводимой государством политики по либерализации условий осуществления субъектами хозяйствования экономической деятельности , упрощению налогового законодательства и совершенствованию экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды с 1 января 2014 года в Налоговый кодекс Беларуси внесены изменения и дополнения, касающиеся порядка исчисления организациями имущественных налогов (налог на недвижимость, земельный налог) и экологического налога.
Так, с 1 января 2014 года значительно расширился круг объектов, подлежащих обложению налогом на недвижимость. В частности, по капитальным строениям, подлежащим государственной регистрации, до их госрегистрации плательщиком признается организация, у которой такие объекты состоят на учете (находятся на балансе). В 2013 году объекты, подлежащие государственной регистрации, до момента такой регистрации объектами налогообложения не признавались, поскольку статус "капитальное строение" они приобретали только после госрегистрации, но при этом могли эксплуатироваться и использоваться при осуществлении предпринимательской деятельности. С 2014 года в период времени, предшествующий государственной регистрации, такие объекты облагаются налогом на недвижимость.
С 1 января 2014 года к объектам обложения налогом на недвижимость относятся любые объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством как здания, сооружения и передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств. Нормативные сроки службы основных средств регулируются постановлением Министерства экономики № 161 от 30 сентября 2011 года. В нем содержится перечень объектов, относимых к зданиям (шифр 1), сооружениям (шифр 2) и передаточным устройствам (шифр 3). Все перечисленные в этих группах позиции соответствуют данному Налоговым кодексом определению "капитальные строения (здания, сооружения)".
При этом следует учитывать, что объектом обложения налогом на недвижимость признаются любые капитальные строения (здания, сооружения) вне зависимости от того, на каких счетах в бухгалтерском учете они отражаются. Критерием отнесения объектов к капитальным строениям (зданиям, сооружениям), подлежащим обложению налогом на недвижимость, признается исключительно возможность их классификации как зданий, сооружений и передаточных устройств на основании постановления №161.
Таким образом, с 2014 года налогом на недвижимость облагаются, в том числе, и здания, сооружения, не подлежащие государственной регистрации (например, сборно-разборные здания, биотуалеты и т.п.), а также здания, сооружения и передаточные устройства, которые отражены как в составе основных средств, так и на иных счетах бухгалтерского учета (08 "Вложения в долгосрочные активы"; 10 "Материалы"; 41 "Товары"; 43 "Готовая продукция"; 47 "Долгосрочные активы, предназначенные для реализации" и др.).
Кроме того, здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства выделены в самостоятельный объект налогообложения. Таковыми признаются здания, сооружения и передаточные устройства, возведение которых, в том числе по строительному проекту на реконструкцию, разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено в сроки строительства, установленные проектной документацией.
Определенные изменения претерпели и налоговые льготы. Налоговым кодексом предусмотрено, что от налога на недвижимость освобождаются капитальные строения (здания, сооружения), включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров. С 2014 года порядок применения налоговой льготы по налогу на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), признаваемых материальными историко-культурными ценностями, совершенствуется путем ограничения ее применения в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), используемых организациями для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций. Исключение составляют капитальные строения (здания, сооружения) бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры.
Аналогичное ограничение применения льготы установлено по земельному налогу в отношении земельных участков, на которых расположены такие материальные историко-культурные ценности.
Перечень льгот по налогу на недвижимость дополнен новой льготой: с 1 января 2014 года не облагаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, принадлежащие на праве собственности общественному объединению "Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь".
Учитывая, что с 1 января 2014 года налогообложению налогом на недвижимость подлежат не только здания, сооружения и передаточные устройства, отраженные в составе основных средств, изменено понятие налоговой базы налога на недвижимость С 2014 года по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, имеющим остаточную стоимость, налоговая база по налогу на недвижимость определяется как остаточная стоимость, по зданиям и сооружениям, отражаемым в бухгалтерском учете на счетах, в отношении которых понятие "остаточная стоимость" не применяется, налоговая база определяется по стоимости, отражаемой в бухгалтерском учете на соответствующих счетах.
Законодательство по земельному налогу в 2014 году не претерпело существенных изменений. Следует отметить, что ставки земельного налога, установленные в белорусских рублях, в 2014 году увеличены в среднем на 12,7 процентного пункта. В частности, с 2014 года увеличены ставки земельного налога в отношении земельных участков, используемых для организации автомобильных рынков, с 0,55% до 3% от кадастровой стоимости.
Продолжена работа по упрощению исчисления экологического налога. Особое внимание уделено совершенствованию одного из платежей, входящих в состав экологического налога, – экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В 2014 году налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях.
Таким образом, с 1 января 2014 года под объект обложения экологическим налогом практически подпадают только те выбросы, которые производятся стационарными источниками выбросов, в отношении которых получены разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или которые указаны в комплексных природоохранных разрешениях.
Выбросы загрязняющих веществ, осуществляемые нестационарными источниками или стационарными источниками, по которым не требуется получения соответствующего разрешения, экологическим налогом не облагаются.
Кроме того, объектом обложения экологическим налогом не признаются выбросы, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 т в год. До 1 января 2014 года минимальные значения выбросов, которые не признавались объектом налогообложения, определялись по каждому загрязняющему веществу в зависимости от его класса опасности, и отслеживание таких значений представляло весьма кропотливый и трудоемкий процесс.
Для принятия решения о необходимости исчисления в 2014 году экологического налога на выбросы загрязняющих веществ следует просуммировать объемы выбросов загрязняющих веществ I, II, III и IV классов опасности и без установленного класса опасности, указанных в разрешении.
В 2014 году установлено только три ставки экологического налога на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух - по веществам II, III и IV классов опасности. За выбросы веществ I класса опасности и без установленного класса опасности экологический налог не исчисляется и не уплачивается. Сведения об объемах выбросов веществ I класса опасности используются только при определении общих суммарных годовых объемов выбросов, необходимых для решения вопроса о возникновении объекта обложения экологическим налогом.
Для упрощения заполнения налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу установлено суммирование фактических объемов выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества.
Также с 1 января 2014 года исключен понижающий коэффициент 0,5 к ставкам экологического налога, который применялся при расчете налога на выбросы, образовывающиеся при сгорании биогаза и биотоплива.
При этом сохраняется упрощенный порядок уплаты налога на выбросы исходя из 1/4 части годового объема выбросов, указанного в разрешении. Расчет окончательной суммы налога производится по итогам работы за год на основании данных государственной статистической отчетности "Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов" и форм первичной учетной документации в области охраны окружающей среды. С учетом того, что срок представления такого отчета установлен 25 января, корректировку суммы налога предлагается производить до 20 февраля.