- Существуют ли в Беларуси лимиты на иностранных студентов из конкретных стран?
Герман Артамонов: Как таковых лимитов у нас нет. Иностранные граждане принимаются на обучение в рамках международных договоров на уровне министерств, правительств заинтересованных государств-сторон, а также прямых межвузовских договоров о сотрудничестве.
В рамках межправительственных и межминистерских договоров осуществляется эквивалентный паритетный обмен студентами, магистрантами, аспирантами на взаимовыгодных условиях в количестве свыше 200 человек. Во исполнение прямых межвузовских договоров ежегодный обмен обучающимися составляет свыше 3 тыс. человек.
Помимо этого, ежегодно происходит обмен представителями профессорско-преподавательского состава - свыше 3,5 тыс. преподавателей имеют возможность проходить научно-исследовательские стажировки за рубежом, проводить совместные исследования, участвовать в программах международно-технической помощи.
- Говоря о мобильности профессорско-преподавательского состава, на какой срок происходит обмен?
Герман Артамонов: У нас есть краткосрочные стажировки для участия в проведении совместных исследований со сроком до 10 месяцев, и долгосрочные - на несколько лет (но они, как правило, применяются в отношении каких-то фундаментальных разработок, востребованных заинтересованными сторонами). Минимум человек может уехать и на месяц, и на три недели. Мы не устанавливаем строгих рамок для стажировок.
В целом международное сотрудничество в сфере образования в Беларуси рассматривается как сочетание лучших отечественных традиций с подходами и принципами, утвердившимися в мировой практике.
СИСТЕМА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Все большую популярность в различных странах мира приобретает система параллельного образования. Насколько эффективен этот инструмент для повышения привлекательности вузов-партнеров и системы образования в целом?
Вадим Титов: Базируясь в Лондоне, мы видим, что параллельное образование, или получение двух образований в одно и то же время, действительно становится популярным во многих странах мира.
И особенно это касается ситуации, когда базовое или первое высшее образование человек получает свое собственное - в своей стране (или на примере Беларуси - иностранец получает первое высшее образование в Беларуси), а второе образование, узконаправленное профессиональное, он получает международное, например английское.
Таким образом, по окончании обучения студент выходит из стен вуза не только с крепким академическим базовым образованием, но и с узкопрофессиональным международным образованием, признаваемым во всем мире.
При этом в процессе учебы, как правило, происходит взаимный зачет сторонами одинаковых дисциплин, и студенту не приходится два раза учить один и тот же предмет и сдавать экзамен по нему дважды.
То есть студент получает одновременно два взаимодополняющих диплома быстрее и дешевле, плюс без потери качества. И это как раз тот аспект, который может существенно повлиять на возможности отдельно взятой страны по увеличению экспорта ее образовательных услуг и, соответственно, по привлечению иностранных студентов в эту страну.
Мы никогда об этом почему-то не говорим (а вот в Англии говорят, и я сейчас хочу на этом акцентировать внимание), что студент не только приезжает в страну и учится, он еще и привозит с собой деньги.
Например, каждый иностранец, приезжая учиться в Англию, помимо платы за учебу еще оставляет здесь за год минимум около $30-40 тыс. только на то, чтобы "кормить" экономику. Речь идет о жилье, расходах на социализацию этого студента в стране и так далее.
Так же это действует и для Беларуси. Соответственно, чем больше иностранных студентов приедет в Беларусь, тем больше иностранной валюты они привезут с собой в страну.
- Насколько активно развивается система параллельного образования в Беларуси?
Герман Артамонов: В Беларуси действуют инструменты, которые позволяют говорить о взаимном признании полученного образования. Получить так называемый двойной диплом студенты могут в ряде белорусских вузов. Как правило, это возможно, если учреждение имеет филиалы в других странах.
Успешный пример организации такой работы - открытие в Таджикистане филиала Белорусского национального технологического университета. Первый этап обучения студентов реализуется в Таджикистане и включает обучение на подготовительных курсах таджикских граждан и граждан других стран, не владеющих русским языком, а также обучение студентов на 1-2 курсах по интегрированным учебным планам. Второй этап будет реализовываться в Беларуси в БНТУ и включает обучение студентов 3-5 курсов с последующей защитой дипломного проекта (работы) и присвоением соответствующей квалификации.
Параллельное обучение с дистанционной составляющей сейчас осуществляется в проекте Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники с американской стороной. Ребята обучаются и живут в США, с помощью различных видов связи виртуально присутствуют на лекциях профессоров БГУИР и после четырех лет обучения получают диплом американского технического вуза и БГУИР. В 2015 году мы ожидаем первый выпуск таких студентов.
БЕЛОРУССКО-БРИТАНСКИЙ МЕМОРАНДУМ
- В апреле 2014 года Министерство образования Беларуси и АВЕ подписали меморандум, реализация которого, согласно ожиданиям экспертов, способна стать еще одним хорошим примером системы параллельного образования в действии. Как будет работать этот документ?
Вадим Титов: Меморандум предусматривает работу по выходу на взаимозачет аналогичных дисциплин и дипломов. Для этого стороны внимательно сравнили учебный план, нагрузку, студенческий опыт в рамках двух образовательных систем и выявили места, где они коррелируют и являются близкими к идентичным.
Смысл работы, которую сегодня проводят две структуры, - создать максимально комфортные условия для студентов, желающих без потери качества получить два документа об образовании. Один - хорошо ценимый и признаваемый в странах, которые понимают, что такое белорусское образование по качеству, а второй - открывающий границы всего мира за счет того, что АВЕ сегодня признается более чем в 80 странах. Что важно, квалификация АВЕ позволяет студенту продолжать обучение в других системах образования и в других учебных заведениях.
Например, если студент получит диплом АВЕ 5-го уровня, то сможет продолжить учебу в учреждениях образования Европы, Америки, Австралии и других стран на последнем или предпоследнем курсе бакалавриата. Онлайн или очно - уже зависит от его личных условий и предпочтений. Если он закончит 6-й уровень, то сможет на основании диплома этого уровня поступить на магистерские программы, например, университета Бакингема, что является классическим академическим, узнавабельным и очень высокорейтинговым образованием.
Кроме того, я хотел бы также акцентировать внимание на еще одном важном моменте. В традиционных образовательных моделях отсутствует возможность для студентов гибкого и быстрого перемещения между специальностями. Представим себе такую ситуацию: пять лет обучения, из которых студент два года отучился и понял, что не туда попал. За редким исключением, он не может без потерь, без серьезного ущерба срокам и т.д. перевестись куда-либо: не факт, что есть место, не факт, что примут туда же, не факт, что на тот же курс, и так далее.
Модель, которую мы развиваем, интересна как раз тем, что в рамках бизнес-квалификации (в частности АВЕ, где есть предпринимательское, финансовое, туристическое направление, бизнес-менеджмент и т.д.) студент может, заканчивая одну специализацию (pathway), переходить на другую без потери своего уровня образования. То есть он может закончить четвертый уровень в одной специализации, пятый в другой, шестой в третьей и седьмой там, где ему в итоге оказалось понятно, что он нужен миру как предприниматель.
Возможность прерывания процесса обучения, оптимизации его сроков, а также использование дистанционных технологий создают оптимальные условия для любого студента, чтобы улучшить свои знания, получить международное образование. И сделать это в очень гибком формате, без больших финансовых инвестиций.
При этом, безусловно, белорусско-британское партнерство в сфере образования синергетически будет влиять на увеличение притока валютной выручки в Беларусь в совокупности с ростом привлекательности и репутационной составляющей белорусского образования.
- Как продвигается работа по реализации меморандума?
Герман Артамонов: Белорусская сторона выразила заинтересованность в рассмотрении данного меморандума и в настоящее время завершает процедуру согласования всех вопросов, связанных с возможностью его реализации. Полагаю, что в адрес английской стороны до конца этого года будут направлены документы, в том числе технического характера, относительно продолжения работы по практической реализации положений меморандума.
Отмечу, что положение о возможности взаимного признания документов об образовании является неотъемлемой частью практически всех соглашений, которые заключает Министерство образования с зарубежными странами в последние несколько лет. Процедура признания упрощает получение образования гражданами заинтересованных государств-сторон и дает возможность готовить кадры, которые востребованы национальной экономикой каждого из государств-сторон.
- Насколько может вырасти число желающих получать высшее образование в Беларуси с появлением возможности параллельного дистанционного обучения в британском вузе?
Вадим Титов: Этот параметр нельзя рассматривать как отдельный элемент. Однозначно, необходимо смотреть мощности по жилью, где конкретно нужно будет расселять иностранных студентов, есть ли квоты по различным странам, ведь речь идет о повышении привлекательности белорусских вузов.
По нашей оценке, при наличии необходимых факторов и мощностей Беларусь может принять еще до 4-6 тыс. иностранных студентов в ближайшие два-три года. А в перспективе, через пять лет, их может стать в два раза больше, чем учится в стране сейчас. Это очень важная возможность для страны.
Второй момент заключается в том, что как только мир узнает о возможности получения студентом в Беларуси сразу двух дипломов, один из которых британский, это, несомненно, повлечет за собой повышение привлекательности вузов и страны в целом с точки зрения образовательных услуг. Особенно учитывая тот факт, что АВЕ и бизнес-школа "Магна Карта Оксфорд" работают в новом сегменте классического бизнес-образования.
Такая форма обучения прекрасно ложится как дополнение на специалистов самых различных отраслей, где есть менеджерский сегмент. Это касается и технических специалистов, и медицинских работников, и гуманитариев, лингвистов, и многих других.
Дополнительные менеджерские знания позволят им быть востребованными в международных компаниях. Не говоря уже об экономических специальностях белорусских учебных заведений. Для их выпускников дополнительное английское экономическое образование, конечно же, будет большим плюсом.
Ян Фрейзер: В первую очередь, я хотел бы отметить, что на самом деле впечатлен результатами деятельности Министерства образования и этой сферы в Беларуси. Здесь такое большое количество студентов из 98 стран, и все же страна готова принять еще. Это действительно конкурентоспособный рынок.
Я считаю, что совместная работа британской и белорусской стороны повысит привлекательность образовательной сферы в Беларуси. И это на самом деле такой аспект, которым немногие страны могут похвастаться. Студенты же, получая параллельное образование, становятся более конкурентоспособными на рынке труда и могут претендовать на лучшие рабочие места.
Также соглашусь с вашим мнением, Вадим, что сегодня недостаточно обладать только технической, например, стороной знаний, необходимы также знания в области управления.
Британское образование принимается во всем европейском регионе. ABE, в свою очередь, занимает достаточно известную позицию в мире. И сочетание этого образования с белорусским, несомненно, принесет пользу студентам. Думаю, что вместе мы сможем заинтересовать большее количество людей обучаться в Беларуси.
КАЧЕСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Удается ли обеспечивать необходимый уровень качества при дистанционной форме обучения? Ведь не секрет, что нередко то же заочное образование ассоциируется с более низким, чем очное, качеством знаний.
Дебора Трайхурн: Если речь идет об институтах и организациях, которые уже создали свою репутацию на рынке, например, таких как ABE, которые уделяют огромное внимание оценке качества образования, в частности, во время экзаменов, то такое образование, конечно, имеет гарантированно высокий уровень.
В то же время сейчас появилось огромное количество учебных заведений, которые выдают дипломы только за заочное обучение, активно развиваются Massive Open Online Course (MOOC), то есть массовое открытое онлайн-обучение. Это спровоцировало появление целого ряда вопросов, связанных с оценкой качества такого образования, которые активно обсуждаются мировым экспертным сообществом.
Хотела бы также обратить внимание на то, что сегодня многие учебные учреждения, можно так сказать, смешивают формы получения образования. И поэтому, если мы говорим о дистанционном образовании, то сейчас это довольно гибкое понятие. В смешанном формате используются как методы онлайн-обучения, так и обычного традиционного образования.
Ян Фрейзер: На самом деле, можно говорить как о хорошем образовании, так и о плохом образовании, как о хорошем дистанционном обучении, так и о плохом дистанционном обучении.
АВЕ контролирует процесс обучения по своим программам и проверяет, соответствует ли оно стандартам. Ассоциация, в свою очередь, непосредственно подчиняется британскому правительству.
Вадим Титов: Задача современности заключается в том, чтобы правильно выставить ползунок между нулем - абсолютно очным образованием, и сотней процентов - полностью онлайн-образованием. И очень важно определить это правильное соотношение между элементом очности, то есть элементом присутствия в аудитории, скажем так, вовлеченности студента в реальную коммуникацию, в реальный учебный процесс, и тем объемом материала, который он может и должен изучать самостоятельно.
Что касается обучения по программам АВЕ, то мы нашли такое соотношение в пределах примерно 80% на 20%. То есть в идеале примерно 20% учебного контента должно предоставляться через очные каналы коммуникации, а 80% студент может изучать самостоятельно при соответствующей онлайн-поддержке.
И здесь мы как раз переходим к аспекту качества. Дело в том, что и Massive Open Online Course, и другие аналогичные бесплатные программы обучения имеют огромное число недостатков по причине отсутствия контроля за качеством учебного контента в соответствии с жесткими фиксированными международными стандартами. То есть каждый человек может разработать курс и выложить его онлайн. И, пожалуйста, пользуйтесь! Но кто признал это, кто сказал, что это хорошо, что качество материала и методология соответствуют всем параметрам технологий обучения?
Это, наверное, сегодня главный вызов: с одной стороны, есть острая потребность в огромном количестве учебного контента, с другой - как управлять качеством этого контента? И где тот баланс между очным и онлайн-обучением, который обеспечит наилучшее качество подготовки специалиста?
И вот здесь я вернусь еще раз к уже озвученному аспекту. Комбинация очного образования на площадке страны, которая особое внимание уделяет качеству очного образования, с международным компонентом, самым современным контентом и технологией его подачи, которые есть в британском образовании, дает уникальное сочетание знаний специалиста, который выходит на рынок и говорит: "Я готов работать", а не "Научите меня".
Ян Фрейзер: Говоря о Massive Open Online Course, не нужно забывать, что это бесплатно, и нет никакой системы оценки уровня полученного образования. То есть результат будет полностью зависеть от самого человека, который хочет получить образование. Признанной оценки в виде документа об образовании государственного образца, признаваемого во всем мире, он не получит. Так же остро стоит вопрос идентификации личности студента.
Вадим Титов: Недавно в Великобритании был серьезный скандал, когда сдавали экзамен одни, а получали документ другие. Была махинация в области оценки уровня знаний английского языка. И это как раз подтверждает то, что говорит Ян в отношении открытого контента: нет 100% подтверждения, что обучался данный конкретный человек.
Это очень важный аспект с точки зрения развития дистанционного образования. Оно может быть дистанционным на 100%, но в идеальной образовательной модели оно должно быть 100% экзаменационно-очным. И тогда можно говорить о том, что я не трачу время - не сижу в классе, я не трачу деньги - не еду на метро, автобусе и так далее. Но я в итоге прихожу, сдаю очный экзамен, вот он я, вот мой паспорт, вот вопросы, вот ответы. Независимые эксперты ответы оценили - да, человек достоин. И вот тогда эти люди выходят на рынок труда подготовленными, они специалисты, и они приносят ценность на рынок страны. А не просто бумажку, которая как-то называется.
И здесь АВЕ очень сильно отличается в положительном плане, потому что, несмотря на давление со стороны мирового сообщества на подобные структуры в сторону того, чтобы убрать экзамены, упростить процессы, ассоциация наоборот "закручивает гайки" и намерена делать еще более серьезные экзамены, еще более серьезно проверять работы студентов. Образование должно быть для всех, но в то же время для тех, кто реально учится.
Герман Артамонов: Что касается филиалов белорусских вузов, которые есть в Америке, Таджикистане, других странах, то там также имеется серьезная система управления качеством образования. Наши специалисты выезжают не только на прием экзаменов, но даже на отбор студентов. Все сделано для контроля качества подготовки специалиста.
В дополнение хотелось бы сказать, что недавно на базе Минского государственного лингвистического университета прошел семинар о структурных реформах в системе высшего образования Беларуси, актуальных вызовах и проблемах, как раз с учетом того, что происходит в современном образовательном пространстве.
Как достижение национальной системы высшего образования рассматривается сохранение фундаментальности белорусского образования и сочетание его с новыми элементами, веяниями, если хотите, технологического уклада общества.
Элементы смарт-образования, дистанционного, онлайнового обучения - о них мы все знаем. Но всегда исходим из того, что надо сохранять как можно больше национального в образовании, того, что было заложено и сохранено нашими поколениями, приумножая это с помощью современных технологий, чтобы соответствовать тенденциям в мировом образовательном пространстве.
И как раз сбалансированность (пропорциональность) между фундаментальными знаниями и практическими умениями и навыками и есть один из основных подходов в повышении конкурентоспособности образования. Озвученную коллегой пропорцию – 20% очного, 80% онлайн - я могу переложить на соотношение в белорусском образовании практики и теории. Если мы готовим специалиста, увязывая получаемые знания с производством (производственной практикой), то это обязательно принесет положительный эффект в его профессиональном становлении.