Накануне первого чемпионата WorldSkills тема качества профессионального образования приобретает особую важность. Она актуальна для всех стран Европы. В Беларуси за последнее десятилетие сложились две устойчивые тенденции: повышение престижа и доступности высшего образования и снижение интереса молодежи к профессиональному образованию. Однако ситуация на рынке труда говорит, что государство испытывает острый дефицит квалифицированных рабочих и специалистов. А значит, необходимо повышать престиж профессионального образования. Нужно объединить усилия, организовать обмен информацией и технологиями, опытом профобучения и подготовки.
Учреждения профессионального и среднего специального образования Беларуси - активные участники зарубежных проектов, международных образовательных программ, направленных на расширение потенциала международного сотрудничества в области профессионального образования учреждений Евросоюза и стран СНГ. Беларусь стремится поддерживать высокую репутацию национальной профессиональной школы. Факт широкого представительства иностранных обучающихся (около 14 тыс. человек из 88 стран - больше, чем в советский период) в Беларуси является одним из убедительных аргументов для мирового сообщества в пользу белорусского образования.
Уверен, что благодаря присоединению к движению WorldSkills International Беларусь получила дополнительные возможности для развития профессионального образования и популяризации рабочих профессий.
В 2015 году в Сан-Паулу в Бразилии будет проходить очередной конкурс WSI. Соревнования проводятся на высочайшем уровне, и мы планируем направить туда наших участников. В этой связи готовимся и планируем провести финал конкурсов профмастерства с учетом требований этой организации.
Мы пригласили для участия в празднике профессий, который пройдет в рамках WorldSkills International, всех учащихся школ, гимназий - именно им в первую очередь будет интересно, какие профессии сейчас наиболее актуальны и что они из себя представляют. Кроме того, мы проведем интересную культурную программу для всех гостей.
Крайне важно, что представители бизнеса и государственного сектора, в том числе иностранные гости, станут участниками этого праздника профессий и помогут найти конкретные ответы на вызовы времени. Нам важно понять, какие основные умения и навыки должны сопровождать специалиста-выпускника.
Аркадий Шкляр: В Беларуси проводится очень много чемпионатов по профессиям. Но WorldSkills International – это, можно сказать, Олимпийские игры в профессиональном образовании. И предваряющий их национальный конкурс WorldSkills Belarus-2014 мы намерены провести на высочайшем уровне, и все делаем для этого. И мы крайне заинтересованы, чтобы его посетили как можно больше представителей различный компаний, министерств, ведомств и увидели одаренных ребят, которые примут участие в этом конкурсе.
WorldSkills International еще раз докажет, что сегодня подготовка специалистов для инновационного развития экономики должна осуществляться на современном оборудовании. Важно и то, что конкурс проводится по современным компетенциям и поможет представить имидж людей производительного труда, отвечающий новым условиям.
Владимир Рыболовлев: Считаю, что очень грамотное решение - провести чемпионат WorldSkills Belarus и Белорусский промышленный форум одновременно на одной площадке, объединив молодых специалистов, которые ищут рабочее место, и заказчиков, которые нуждаются в этих специалистах.
КАК ПРИВЛЕЧЬ КАПИТАЛ
Виктор Якжик: Наша система образования признана на постсоветском пространстве. Беларусь занимается переподготовкой и проводит курсы повышения квалификации для специалистов из России и всего СНГ. В настоящее время на уровне профессионально-технического и среднего специального образования в Беларуси обучаются будущие специалисты более чем из 25 стран.
Число иностранцев, желающих получить профессиональное образование в нашей стране, растет, но многое зависит от нас. Беларуси необходимо активнее продвигать свои услуги по профессиональному обучению за рубежом. Нужно правильно проводить маркетинговые исследования и постоянно предоставлять информацию о своих возможностях в сфере профобучения. Необходимы также дилерские структуры во всех странах, где есть интересы Беларуси. Это позволит привлечь серьезный капитал в страну.
ПЕРЕПОДГОТОВКА В ТРЕНДЕ
Аркадий Шкляр: Я бы хотел обозначить основные тенденции развития системы профессионального образования: материально-техническая база, внедрение современных технологий в учебный процесс и кадры.
Беларусь не только сохранила систему профессионального образования, но и развила ее. Однако сегодня перед нами стоят другие задачи. Мы хорошо готовим специалистов для массовых производств, но сегодня, когда функция труда изменилась, стала роботизированной, в республике должны научиться готовить специалистов с учетом современных информационных технологий.
В Беларуси создана и функционирует автоматизированная система заказа кадров. Однако надо признать, что взаимосвязь между экономикой и образованием немного пробуксовывает. Наша задача - сделать эту связь более плотной. Это вопрос очень внимательного отношения со стороны всех субъектов, участвующих в процессе.
Сегодня важно, чтобы наниматель понял, что решение проблемы обеспеченности кадрами в современных условиях - это переподготовка и повышение квалификации взрослого населения. И здесь есть два пути: повысить квалификацию тех, кто есть на производстве, либо тех, кто ищет работу.
Некоторые белорусские предприятия создают свои учебные центры, но это делать не обязательно. В Беларуси в каждом районе есть профессиональные учебные заведения, где можно при содействии работодателей создать систему переподготовки и повышения квалификации. В этой связи крайне важно развивать государственно-частное партнерство. Надо находить цивилизованный путь взаимодействия, создать такие условия, чтобы работодателю было выгодно вкладывать средства в развитие учреждений образования.
БОЛЬШЕ ПРАКТИКИ
Ирина Наркевич: При этом учреждения профессионального образования должны сделать акцент на практических занятиях. Очень важно, чтобы в сфере профессионального образования не было гонки за теорией. Практика и теория должны идти вместе, в том числе необходимо включить в учебные программы как можно больше различных мастер-классов. Особенно это касается обучения по специальностям, где нужно много работать руками, например, парикмахерскому делу.
Министерство торговли делает все возможное для того, чтобы белорусские специалисты были подготовлены хорошо. Для этого постоянно проводятся мастер-классы, чемпионаты, соревнования для профессионалов. На такие мероприятия приглашаем и студентов, учащихся. Для них это уникальная возможность понаблюдать за работой мастеров, чему-то у них научиться. Чем больше будет мероприятий по профилю, которые будут посещать преподаватели, студенты, учащиеся, профессионалы-практики, тем лучше.
Мы стараемся активнее взаимодействовать с бизнес-сообществами, профессиональными ассоциациями, такими, как ассоциации розничных сетей, парикмахеров. Такие объединения представляют интересы профессионалов и могут консолидированно высказать свою позицию. Они в какой-то степени дают нам импульс.
Конечно же, государственно-частное партнерство необходимо развивать. Почему бы, например, не отдать общественным организациям, союзам часть массовых мероприятий, чемпионатов? Они же профессионалы - пусть делают так, чтобы эти мероприятия привлекали как можно больше участников, заинтересованных. Бизнесу нужно дать право выбрать возможности для получения качественного специалиста.
НЕТ ТАКОЙ ПРОФЕССИИ - СТИЛИСТ
Владимир Рыболовлев: Я бы хотел затронуть важную проблему. Мы неоднократно сталкиваемся с ситуацией, когда не можем взять на работу устраивающего нас специалиста на определенную должность только потому, что такой должности нет в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС). Например, нет такой должности, как маркетолог.
Ирина Наркевич: Согласна, справочник профессий необходимо обновить. Множество модных и востребованных на рынке специальностей не включены в ЕТКС. Например, нет профессии стилиста. При этом многие учреждения образования выпускают таких специалистов.
Аркадий Шкляр: В настоящее время мы в своих учебных заведениях должны готовить специалистов по ЕТКС, по справочникам. Если работодателю нужны специалисты какого-то особого, узкого профиля, мы должны провести совместную работу, чтобы открыть эту специальность. Да, это достаточно трудоемкая процедура, тем не менее мы должны более гибко отвечать на запросы работодателей.
Владимир Войтешонок: Мы также столкнулись с несоответствием ЕКТС сегодняшнему дню. Проблема состоит в том, что сеть учреждений профессионального образования и сеть сервисных автоцентров в стране пока существуют отдельно друг от друга, между ними нет никакой обратной связи. В результате профессиональные колледжи выпускают "сырых" специалистов, которые мало востребованы в автоцентрах.
Но благодаря взаимодействию с РИПО в 2011 году в ЕКТС были внесены несколько новых рабочих профессий. В течение 2012-2013 годов были разработаны и опробованы новые учебные программы на современной основе, и уже в нынешнем году состоится первый выпуск по одной из этих новых специальностей – "автомеханик".
Аркадий Шкляр: Это пилотный проект. В колледже РИПО, на нашей учебной базе, мы апробировали учебные программы и начали внедрять их в республике. Уже в этом году новую специальность "автомеханик" открыли колледжи в Бобруйске и Минске.
Владимир Войтешонок: Можно сказать, что мы отработали схему взаимодействия с системой образования. Следующий шаг - это же делать в области непроизводительного персонала – это инженеры, руководители автосервисов и т.д.
Ирина Наркевич: Хороший пример слаженной работы заказчика-работодателя, отраслевого министерства и Министерства образования в лице РИПО. Рынок требовал эти новые специальности и специалистов – рынок их получил.
Павел Огер: МЗКТ серьезно взаимодействует с учебными заведениями, с РИПО. Не секрет, что потребность в рабочих кадрах очень велика, в основном требуются рабочие станочных специальностей - фрезеровщики, токари, шлифовщики. Но в последнее время, в связи с изменившимися условиями труда, широкомасштабной модернизацией в промышленности, нам недостаточно просто токаря или фрезеровщика - необходимы специалисты, которые владеют несколькими компетенциями, то есть могут не только выполнять определенные операции на оборудовании, но и обслуживать его. Поэтому несколько лет назад на базе колледжа РИПО была введена новая специальность "мехатроник", и в этом году на предприятие придет уже второй выпуск молодых специалистов.
Конечно, хотелось бы, чтобы и другие отраслевые учреждения профессионального образования были вовлечены в эту систему подготовки.
Ирина Наркевич: Актуальным вопросом подготовки кадров является также отсутствие в квалификационном справочнике конкретизации в отношении некоторых профессий. Например, включено такое наименование профессии, как продавец непродовольственных и промышленных товаров. Однако спектр промышленных товаров очень широк. Подготовить специалиста, одинаково хорошо разбирающегося в товарах всех категорий, невозможно. Поэтому представители бизнеса обращаются к нам как к профильному министерству с просьбами узаконить разделение продавцов по профилю и начать готовить специалистов, скажем, исключительно по реализации сложной бытовой техники.
Многие частные образовательные центры готовят специалистов, ориентируясь исключительно на востребованность на рынке, но в них парикмахера могут обучить за три дня, стилиста - за десять дней. При этом возникает вопрос, каков реальный уровень подготовки таких кадров.
В Минторге, отвечающем за общественное питание, торговлю, бытовое обслуживание, отдают себе отчет, что необходимо наполнить ЕТКС современными и востребованными профессиями. И готовы сделать это совместно с Республиканским институтом профессионального образования, Министерством труда и социальной защиты. Для новых профессий надо разработать такие требования, на основании которых учреждения образования смогут выпускать настоящих профессионалов.
Аркадий Шкляр: Если работодатель грамотно сформулирует квалификацию необходимого ему для работы по новейшим технологиям специалиста, то, поверьте, система образования способна на основании этих требований разработать и стандарты, и учебные планы, и программы. Поэтому самое основное – иметь четко сформулированную квалификацию специалиста, в котором нуждается работодатель, то есть заказчик кадров.
Ирина Наркевич: Однако прежде чем вносить какие либо изменения, следует изучить вопрос, посмотреть, будут ли новые профессии востребованы.
18 ПОЛИГОНОВ ДЛЯ ИННОВАЦИЙ
Аркадий Шкляр: Вот для того, чтобы не было разрыва между восстребованостью и тем, кого мы готовим, в Беларуси будет создано 18 компетентностных центров. Мы хотим создать ведущие учебные центры фактически по каждому из видов экономической деятельности, оснащенные самым современным оборудованием. Они будут работать совместно с отраслевыми ведомствами и предприятиями, выявлять новые тенденции и потребности в подготовке квалифицированных специалистов, определять квалификационные требования и затем вместе с РИПО отрабатывать стандарты, учебные планы, программы, заниматься переподготовкой взрослого населения и стажировкой преподавателей-мастеров системы профобразования.
Мы не такие богатые, да это и не надо, чтобы в каждом учебном заведении было самое современное оборудование. Оно очень быстро устаревает, мы не будем успевать его обновлять. Для этого достаточно будет компетентностных центров. Хочу заметить, что сегодня по пути создания подобных учебных центров, в которых сосредоточены все инновации, идут многие развитые страны, например Германия. А Россия решила создать квалификационные центры в каждой области по каким-либо отраслям.
Ирина Наркевич: На мой взгляд, это оптимально. Нельзя распыляться на всю систему. Например, специалистов для сферы бытового обслуживания готовят 220 учреждений образования по всей республике. А такие центры, в которых будет собрано и новейшее оборудование, и новейшие технологии, и будут отрабатываться современные методы преподавания, станут своеобразным полигоном для всех учреждений образования. Еще один путь - некоторые предприятия открывают собственные учебные центры, где как раз имеется самое современное оборудование, на котором специалист в последующем будет работать.
Аркадий Шкляр: На базе РИПО уже работают два экспериментальных учебных заведения. По оценке европейских экспертов, материально-техническая база этих инновационных площадок не имеет аналогов в Европе. И это заслуга Минобразования. Важно, чтобы учебных заведений такого уровня и оснащения, как наше, в республике было больше.
Владимир Войтешонок: И эти центры должны быть встроены в международную систему - через какой-то координирующий центр или непосредственно, как уже созданный в РИПО центр. И прямым следствием этого является присоединение Беларуси к WorldSkills International и ее участие в чемпионате мира.
Но, на мой взгляд, мало создать систему подготовки - нужно думать о том, кто будет заниматься этой подготовкой, и готовить преподавательские кадры.
Аркадий Шкляр: У нас очень профессиональный, высококвалифицированный преподавательский состав. Уже в настоящее время благодаря международному сотрудничеству мы имеем примерно 70% высококлассных специалистов, адаптированных к нынешним условиям. Поэтому, получив современное оборудование и обучающие программы, наши люди быстро научатся работать по соответствующим мировым методикам.
В ОДНОЙ СВЯЗКЕ
Аркадий Шкляр: Присоединившись к WorldSkills International, мы получили не только возможность участвовать в соревнованиях, но и коды новых компетенций, то есть мировые стандарты подготовки специалистов. Например, косметологов: по мировым стандартам обладатель этой специальности должен, помимо знаний в области косметологии, обладать медицинским образованием.
В этой связи нам предстоит большая трансформация системы профессионального образования. Но никаких революций не будет – мы должны сохранить то, что имеем, потому что в нашей экономике еще очень востребованы массовые профессии. Но нам необходимо научиться осуществлять опережающую подготовку кадров для инновационных технологий. И это мы можем делать только вместе с работодателями.
Владимир Войтешонок: Аркадий Хононович совершенно прав: нельзя ломать существующую систему. Речь может идти о модернизации. В этой связи я не совсем согласен с утверждением, что нужно стремиться к тому, чтобы учебное заведение выпускало полностью готового специалиста. Это, на мой взгляд, в принципе невозможно.
Поясню свою мысль на примере из сферы автосервиса. Скажем, полностью оснащенный автоцентр начинает работать, как следует, в среднем через 5-7 лет после его запуска. Многое в этом процессе зависит от того, насколько справляется с подготовкой специалистов система образования. Мы долго анализировали причины, обсуждали с РИПО, нужно ли что-то менять в системе образования, и нужны ли специализированные учебные центры, которые создают крупные компании. И пришли к выводу, что противопоставлять систему образования и дополнительное обучение в таких центрах не нужно - государство и работодатели преследуют одинаковые цели и должны работать в одной связке. Эти две системы нужно правильно сочетать. Тогда на выходе будет тот результат, к которому стремится и государство, и бизнес.
То, что система профессионального образования дает учащимся представление о том, что такое автомобиль, о принципах его работы, а не более узкие знания, - нормально. Компания-работодатель, в свою очередь, играет роль надстройки на финише. Специфические знания, скажем, о том, как ремонтировать автомобиль конкретной марки, специалист получит уже по месту работы.
Павел Огер: Могу сказать, что в учебном учреждении закладывается хорошая база, и к нам приходят достаточно подготовленные, грамотные специалисты. А уже на предприятии мы им дополнительно даем специализацию, то есть, как уже говорили, происходит дошлифовка.
Владимир Рыболовлев:Показателем высокого уровня работы предприятия сегодня является его способность не только поставить оборудование, но и обслуживать его. Чтобы работать с современным оборудованием, нужны хорошо подготовленные специалисты. И на это нужны средства, а наши предприятия в основном эти затраты при реализации проектов по модернизации не просчитывают. Наша компания в 2012 году открыла в Минске собственный учебный центр, который готовит специалистов для работы с нашим оборудованием. Уровень подготовки, которую получают выпускники центра, соответствует современным требованиям, поэтому наши выпускники могут работать в любой стране мира. И мы видим, что это востребовано.
Ирина Наркевич: Но та база, которую дают учреждения образования, все равно необходима. Дальше – это уже шлифовка…