Как вы оцениваете качество подготовки водителей на сегодняшний день? Достаточно ли у нас автошкол, и все ли они могут качественно подготовить будущего водителя?
Сегодня в целом качество обучения водителей можно назвать удовлетворительным. Те организации, которые в свое время на низком уровне готовили водителей, с этого рынка ушли. Если смотреть по количеству учебных организаций в Беларуси, то их достаточно, может быть, даже в некоторых регионах их число избыточное. Это в первую очередь касается Минска.
В целом по республике на 1 октября было 515 учебных организаций, которые охватывали все города и районы республики. На сегодняшний день только в одном районе - это Шумилинский Витебской области - отсутствуют учебные организации. Но данный вопрос решается. Я думаю, что с помощью центрального совета ДОСААФ там в ближайшее время откроется филиал Витебской автомобильной школы. Шесть лет назад у нас было таких около 17 районов, сегодня - только один.
По городу Минску у нас 74 организации. Возможно, они испытывают сегодня какой-то дискомфорт, потому что упал набор. Он упал в первую очередь по той причине, что школ в пределах города стало очень много. Поэтому в ближайшее время мы рассматриваем вопрос об ужесточении требований к подходам обучения. Во всяком случае, говорить об ажиотаже, который был три года назад, когда у нас записывались на подготовку за полгода, сейчас нельзя. Запись идет за одну-две недели.
Владимир Сероштан: От качества подготовки водителей во многом зависит безопасность на дорогах. На наш взгляд, вопрос подготовки водителей в республике следует пересмотреть и четко определить, кто должен их готовить. По мнению руководства ДОСААФ, этим должны заниматься исключительно компетентные организации соответствующего уровня, имеющие профессиональные кадры и необходимую учебно-материальную базу. Сегодня водителей готовят ДОСААФ, Минтранс, Минобразования и частные автошколы. Причем, частных автошкол становится все больше. Мы считаем, что с тем уровнем подготовки, который существует в этих школах, и, главное, с их учебно-материальной базой, таких организаций не должно быть столь много.
Если проанализировать статистику (процент сдачи экзамена в ГАИ с первого раза, безаварийность вождения молодых водителей), мы увидим, что в основном опасность представляют именно те, кто прошел обучение в частной школе. Почему? Частная школа сегодня - это буквально несколько автомобилей. У них, как правило, нет своих учебных помещений, автодрома - они их арендуют. И если в ДОСААФ деньги, полученные в качестве платы за обучение, идут на совершенствование автодромов, приобретение новых автомобилей, интерактивных досок, телевизоров, компьютеров, патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных и технических видов спорта, то частник не вкладывает деньги в развитие, он просто использует эти деньги в личных целях. К тому же эти маленькие частные фирмы, в которых работают по 5-6 человек, находятся на упрощенной системе налогообложения.
И если мы говорим о конкуренции по привлечению людей на обучение в автошколы, то это должна быть конкуренция на равных условиях. Пусть наши конкуренты точно так же создают свою учебно-материальную базу, имеют свои автодромы. Мы готовы к конкуренции с теми, кто, как и мы, действительно серьезно подходит к этому процессу. В остальных мы видим не конкурентов, а тех, кто пытается на вопросе подготовки водителей получить только личную выгоду.
Сегодня ДОСААФ готовит почти 40% водителей в Беларуси. Только за прошлый год мы подготовили около 58 тыс. человек. ДОСААФ - единственная организация в стране, которой доверена подготовка водителей для силовых структур - задача непростая и ответственная. Специалистов, которые могут подготовить водителей такого уровня, научить людей водить грузовые автомобили, у наших конкурентов попросту нет.
В последнее время мы заметили тенденцию по увеличению количества молодых девушек, которые приходят учиться, чтобы получить водительское удостоверение. Сегодня в республике 60-70% обучаемых - это девушки. А у них выше требования к автошколам. Они хотят учиться на иномарке, и чтобы машина была новая, компактная, легкая в управлении. Мы все это учитываем. Поэтому за три последних года автошколы ДОСААФ на 80% обновили автопарк, стараются оборудовать автодромы вблизи мест теоретического обучения. 90% наших обучаемых занимаются на персональных компьютерах, в некоторых школах предусмотрен прокат ноутбуков для тех, кто дома не имеет компьютера. Сдача ПДД сегодня полностью компьютеризирована.