Конференция организована совместно с Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке ООО "ЮрСпектр".
На вопросы, возникающие при налогообложении доходов физических лиц, ответил эксперт.
В связи с отсутствием в 2018 году изменений или дополнений, внесенных в Налоговый кодекс, говорить о каких-либо масштабных изменениях в налоговом законодательстве не приходится.
Вместе с тем 25 января 2018 года Президентом Беларуси был подписан указ № 29 "О налогообложении". Принятие документа было обусловлено необходимостью принятия мер, как непосредственно связанных с обеспечением доходной части бюджета на 2018 год, так и положений, направленных на упрощение порядка применения и либерализацию отдельных норм налогового законодательства. В частности, в связи с необходимостью осовременивания налоговых вычетов и льгот по подоходному налогу указом № 29 предусмотрена их индексация на прогнозный темп роста номинальной заработной платы.
В частности, проиндексированы (увеличены) размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц:
– стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет и оплаченных (возмещенных) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей, - с Br705 до Br776 на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.10-1 п. 1 ст. 163 НК);
– доходы, полученные от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, с Br5555 до Br6116 в сумме от всех источников в течение налогового периода (подп. 1.18 п. 1 ст. 163 НК);
– не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, получаемые в течение календарного года от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), – с Br1678 до Br1847 белорусских рублей от каждого источника в течение налогового периода; организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся местом основной работы, – с Br111 до Br122 от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК); профсоюзных организаций членами таких организаций, - с Br336 до Br370 каждой профсоюзной организации в течение налогового периода (подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК);
– оплата за физическое лицо организацией и индивидуальным предпринимателем, являющимися для такого лица местом основной работы, страховых услуг, в том числе по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, - с Br2874 до Br3164 от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.19-1 п. 1 ст. 163 НК);
– безвозмездная (спонсорская) помощь в денежной и (или) натуральной формах, поступившие на благотворительный счет банка Республики Беларусь пожертвования, получаемые инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с до Br11 102 до Br12 223 в сумме от всех источников в течение налогового периода (подп. 1.21 п. 1 ст. 163 НК).
Проиндексированы (увеличены) размеры стандартных и социального налоговых вычетов:
– стандартный налоговый вычет, предоставляемый в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 164 НК, увеличен с Br93 до Br102 в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей Br620 в месяц;
– стандартный налоговый вычет, предоставляемый на основании подпункта 1.2 пункта 1 статьи 164 НК: на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца увеличен с Br27 до Br30 в месяц; для родителей, имеющих двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, увеличен с Br52 до Br57 на каждого ребенка в месяц; для вдов (вдовцов), одиноких родителей, приемных родителей, опекунов или попечителей - с Br52 до Br57 в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца;
– стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 164 НК и предоставляемый отдельным категориям граждан, перечисленным в абзацах втором-шестом подпункта 1.3 пункта 1 статьи 164 НК, увеличен с Br131 до Br144 в месяц;
– предел социального налогового вычета, установленного подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 165 НК, предоставляемого по суммам страховых взносов, уплаченных физическим лицом страховым организациям Республики Беларусь по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее трех лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов, увеличен с Br2874 до Br3 164 в течение налогового периода.
В 2017 году физическими лицами, уплачивающими подоходный налог в фиксированных суммах с доходов от сдачи внаем (аренду) иным физическим лицам жилых и нежилых помещений, уплачены такие налоги на общую сумму Br26,6 млн, за 9 месяцев 2018 года – Br21,7 млн. Кроме того, 1 480 физических лиц, у которых доходы от сдачи внаем таких помещений в 2017 году превысили Br5555, произвели в текущем году доплату подоходного налога в размере Br1,5 млн.
Законопроектом о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс предусматривается иной подход к доплате налога. Так, планируется отменить обязанность доплачивать подоходный налог в случае превышения доходов от сдачи внаем (аренду) иным физическим лицам жилых и нежилых помещений установленных пределов.
В свою очередь предусматривается, что при указании в декларации о доходах и имуществе или пояснениях, представленных по требованию налогового органа, в качестве источников, за счет которых было приобретено имущество, доходов, полученных от сдачи физическим лицам в аренду жилых и (или) нежилых помещений в размерах, превышающих десятикратный размер уплаченного за определенный период подоходного налога в фиксированных суммах, плательщиком производится доплата подоходного налога в размере 10% от суммы такого превышения.
Однако следует не забывать, что в отношении доходов, полученных в 2018 году, сохранится действующий порядок доплаты налога, а нововведения затронут только доходы, получаемые начиная с 2019 года.
Кроме того, следует обратить внимание, что данные нормы содержатся именно в законопроекте, который еще не принят, и вести речь именно о таком порядке преждевременно.
Первоначальной редакцией проекта закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс предусматривалось, что налоговые агенты – белорусские организации, предприниматели – обязаны будут ежеквартально представлять в налоговый орган подробные сведения о доходах своих сотрудников, включающие информацию о доходах, налоговых льготах и сумме подоходного налога, удержанного с этих доходов.
Вместе с тем с 2019 года вводится обязанность ежеквартально представлять сведения персонифицированного учета, и эти сведения частично дублируют друг друга. Поэтому принято решение в 2019 году сохранить действующий порядок представления сведений о доходах в налоговые органы. Как и сейчас, налоговые агенты будут один раз в год представлять сведения о доходах иностранных граждан, информацию о возврате взносов при прекращении строительства жилья, а также о предоставлении стандартного налогового вычета не по месту основной работы.
За ближайшие два года государственные органы определят оптимальный механизм сбора сведений в единый информационный ресурс, чтобы исключить трудовые и временные затраты налоговых агентов на передачу этих сведений.
Планируется, что сведения в единый информационный ресурс будут собираться, начиная с 2021 года в порядке, установленном Советом Министров.
Подпунктом 1.24-1 пункта 1 статьи 163 НК установлено, что от подоходного налога освобождаются доходы плательщиков, полученные от реализации долей в уставном фонде белорусских организаций, принадлежащих физическому лицу непрерывно не менее трех лет, а также акций белорусских организаций, отчуждаемых не ранее трех лет с даты приобретения любому третьему лицу. При этом установлено, что данные положения применяются в отношении долей в уставном фонде, приобретенных плательщиком начиная с 1 января 2014 года. Таким образом, в изложенной в вопросе ситуации полученный учредителем доход освобождается от подоходного налога на основании указанной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 153 НК для физических лиц, как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, объектом налогообложения подоходным налогом признаются доходы, полученные ими от источников в Беларуси. Налогообложению подлежат все доходы, полученные физическим лицом, как в денежной, так и в натуральной формах (ч. 1 п. 1 ст. 156 НК).
При этом к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав (подп. 2.1 п. 2 ст. 157 НК). Таким образом, указанные доходы подлежат налогообложению с учетом налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 1.19 пункта 1 статьи 163 НК.
В рассматриваемом случае у работника организации, которому на безвозмездной основе передано для проживания имущество, арендованное обществом у другого физического лица, объект для исчисления подоходным налогом не возникает, так как обязанность вносить плату за пользование арендованным жильем, возмещать коммунальные услуги, возложена на организацию-арендатора, и, соответственно, факт оплаты организацией за работника товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав отсутствует.
Объектом налогообложения подоходным налогом не признаются доходы, полученные физическими лицами в размере стоимости приобретенной организациями униформы, выдаваемой во временное пользование (подпункт 2.5 пункт 2 статьи 153 НК). Соответственно, стоимость такой одежды, выдаваемой работнику организацией, не признается объектом налогообложения подоходным налогом при условии, что она выдается работнику в пользование на время работы. То есть и санитарная, и фирменная одежда является собственностью организации, и в случае увольнения работника из организации эта одежда подлежит возврату либо при ее невозврате остаточная стоимость одежды удерживается из заработной платы работника (вносится им в кассу организации).
Дополнительно следует отметить, что понятие "доход" (для целей налогообложения) определено пунктом 1 статьи 34 НК как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 14-16 НК или актами Президента Республики Беларусь.
Таким образом, стоимость одежды, выдаваемой организацией работнику во временное пользование для исполнения последним своих служебных обязанностей, не образует доход для целей налогообложения.
От подоходного налога освобождаются суммы материальной помощи, оказываемой организациями по месту основной работы умершего работника, в том числе пенсионера, ранее работавшего в этих организациях, лицам, состоящим с умершим работником в отношениях близкого родства (подпункт 1.8 пункта 1 статьи 163 НК). Таким образом, материальная помощь, полученная дочерью умершего пенсионера, от организации, которая ранее являлась местом его основной работы, освобождается от подоходного налога независимо от размера такой материальной помощи и факта перечисления ее за пределы Беларуси.
От подоходного налога освобождаются суммы материальной помощи, оказываемой организациями по месту основной учебы умершего обучающегося лицам, состоящим с умершим обучающимся в отношениях близкого родства (подпункт 1.8 пункта 1 статьи 163 НК). Таким образом, материальная помощь, полученная матерью умершего студента от организации, которая ранее являлась местом его основной учебы, освобождается от подоходного налога независимо от размера такой материальной помощи.
От подоходного налога освобождаются суммы материальной помощи, оказываемой в связи с чрезвычайной ситуацией (подпункт 1.8 пункта 1 статьи 163 НК).
Пожар относится к чрезвычайной ситуации техногенного характера (подпункт 8.1 п. 8 Инструкции о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной постановлением МЧС от 19.02.2003 №17). Таким образом, сумма материальной помощи, выданная работнику в связи с чрезвычайной ситуацией (пожаром), освобождается от налогообложения подоходным налогом. Подтверждением вышеуказанных обстоятельств служат соответствующие документы из органов МЧС.
Законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате промышленной аварии, иной опасной ситуации техногенного характера, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей. Вместе с тем закон определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан Беларуси, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Беларуси, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Беларусь или ее части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, в изложенной в вопросе ситуации освобождение от подоходного налога, предусмотренное подпунктом 1.8 пункта 1 статьи 163 НК, не может быть применено. Вместе с тем налогообложение указанного дохода осуществляется с учетом налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 1.19 пункта 1 статьи 163 НК.