В Беларуси проводится комплексная работа по обращению с отходами. С начала нынешнего года реализуется план мероприятий, направленных на поэтапное снижение использования полимерной упаковки с ее замещением на экологически безопасную.
На вопросы об экологической безопасности в сфере обращения с отходами и упаковкой ответит эксперт.
Для снижения негативного воздействия пластиковой упаковки и ее отходов на окружающую среду Минприроды проводит целенаправленную работу по ограничению использования такой упаковки с замещением ее на экологически безопасную, в том числе из стекла и бумаги.
Постановлением Совета Министров от 13 января 2020 года №7 утвержден план мероприятий, направленных на поэтапное снижение использования полимерной упаковки с ее замещением на экологически безопасную.
В объектах торговли предусмотрено обязательное наличие безалкогольных напитков (минеральной и питьевой воды) в стеклянной таре, бумажных пакетов, одноразовой посуды и столовых приборов из бумаги. При этом минимизировано количество разновидностей пластиковых пакетов и посуды из пластика.
Госорганы и организации разрабатывают отраслевые планы по переходу на использование экологически безопасных видов упаковки и формируют перечень отечественных производителей такой упаковки.
Постановлением Совета Министров от 27 ноября 2019 года №797 с 1 января 2021 года вводится запрет на использование и продажу в объектах общественного питания одноразовой пластиковой посуды. Министерство антимонопольного регулирования и торговли утвердило перечень такой посуды - это палочки для размешивания напитков, стаканы и чашки, тарелки, трубочки (соломинки) для напитков, упаковка для продукции общественного питания и пищевых продуктов (контейнеры, лотки, коробки, ланч-боксы, коррексы, банки, бутылки), за исключением упаковки для кулинарных полуфабрикатов и кондитерских изделий.
На постоянной основе ведется информационно-образовательная работа с населением, освещение в СМИ вопросов раздельного сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) и использования вторичных материальных ресурсов, популяризация экологически безопасной упаковки, а также постепенный отказ от использования полимерной упаковки.
Установление нормативов образования твердых коммунальных отходов - функция местных исполнительных и распорядительных органов. В зависимости от населенного пункта, благосостояния региона, уровня доходов населения, объекта образования ТКО (благоустроенные/неблагоустроенные жилые здания) местные органы власти устанавливают дифференцированные нормативы образования ТКО, по которым населению выставляются услуги по обращению с такими отходами.
В среднем по итогам 2019 года объем образования ТКО на 1 человека составил 322,3 кг, по итогам 2018-го - 404,1 кг.
Реализация единой госполитики в области обращения с коммунальными отходами - одна из основных задач Министерства жилищно-коммунального хозяйства. После утверждения технического кодекса установившейся практики "Правила обращения с коммунальными отходами" будет установлен порядок нормирования коммунальных отходов, а также порядок сбора вторичных материальных ресурсов.
Экологическая сознательность населения постоянно растет. Сказать, что какой-либо регион преуспел в раздельном сборе, трудно, так как на это влияет много факторов. В целом по стране уровень извлечения вторичных материальных ресурсов в 2019 году составил 22,6% (765 тыс. т) от объема образования ТКО (3,4 тыс. т), в 2018-м - 18,8% (714 тыс. т) при общем образовании ТКО 3,7 тыс. т. Прирост составил 3,8%, или 51 тыс. т.
Отходы, в отношении которых в Беларуси имеются возможности по их использованию, относятся ко вторичным материальным ресурсам (ВМР). У нас чаще всего из них получают продукцию или энергию.
Наиболее действенно мотивируют людей разделять отходы на виды увеличение закупочных цен на вторичные материальные ресурсы и пропаганда экологической сознательности населения, в том числе через СМИ.
Безусловно, интерес граждан за последние годы к теме отходов растет, о чем говорит и статистика. Уровень извлечения ВМР из состава ТКО в 2019 году по отношению к 2018-му увеличился на 3,8% и составил 22,6% (18,8% в 2018-м).
Имеющиеся мощности по использованию или обезвреживанию отходов справляются с поступающими на них потоками. Вместе с тем применение наилучших доступных технических методов при обращении с отходами - один из основных принципов в этой области. Появление на рынке услуг новых игроков создаст конкуренцию и, как следствие, на нем останутся более "технологичные".
Только за 2019 год в Минске было установлено около 1,5 тыс. контейнеров для сбора отработанных элементов питания и ртутьсодержащих ламп. Объем их сбора составил 86 т отработанных элементов питания (76 т в 2018 году) и свыше 346 тыс. ртутьсодержащих ламп (107 тыс. в 2018 году).
В каждой области и в Минске постоянно проводятся субботники, месячники по наведению порядка на земле и обустройству территорий, экологические акции, например, "Наведем порядок на планете Земля", "Чистый двор", "Наш двор - наша забота" и другие. Также проводятся мероприятия, приуроченные к празднованию экологических дат, конкурсы по вопросам благоустройства, озеленения.
Для формирования экологической культуры и бережного отношения молодежи к природе в Брестской области в ходе областной акции "Поддержим птиц" подкармливали птиц в кормушках и развешивали искусственные гнездовья для пернатых.
Минприроды для привлечения внимания жителей к наведению порядка на земле и бережному отношению к природной среде на протяжении двух последних лет проводит глобальную экологическую кампанию "Обустроим малую Родину".
Количество мини-полигонов ежегодно сокращается. В 2020 году запланировано к выводу из эксплуатации и рекультивации 225 мини-полигонов.
Концепция по созданию объектов по сортировке и использованию ТКО и полигонов для их захоронения предусматривает вывод из эксплуатации до 31 декабря 2021 года всех мини-полигонов для захоронения ТКО. До конца 2023 года все земельные участки, на которых расположены выведенные из эксплуатации мини-полигоны, должны быть рекультивированы.
Ежегодно к 9 Мая приводятся в надлежащее состояние 7665 мемориальных комплексов, мест боевой и воинской славы, захоронений воинов и партизан Великой Отечественной войны, а также захоронений в местах массовой гибели гражданского населения. Проводятся различные акции, субботники и трудовые десанты.
Ежегодно после праздников на полигоны ТКО вывозят около миллиона пластиковых цветов. Срок их разложения - от 100 до 500 лет. Вторичной обработке они не подлежат. Альтернативой им должны стать живые цветы в горшках, высаженные в грунт многолетники, карликовые кустарники, газонная трава, свечи, ленты из ткани.
Порядок сбора в организациях торговли элементов питания (батареек), ртутьсодержащих ламп и других товаров, утративших свои потребительские свойства, регламентирован постановлением Совета Министров от 2 декабря 2014 года №1124.
В соответствии с указом от 28 июля 2014 года №381 данный порядок устанавливался в зависимости от типа и вида торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера, а для объектов, которые занимаются ремонтом и техническим обслуживанием таких товаров, - с учетом их специализации, площади и условий размещения.
Порядок классификации розничных торговых объектов по видам и типам определен постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 26 июня 2014 года №25.
В частности, сбор элементов питания (батареек), утративших потребительские свойства, ведется организациями торговли в розничных торговых объектах всех типов и видов с торговой площадью 100 кв.м и более, сбор ламп газоразрядных ртутьсодержащих, утративших потребительские свойства, - в непродовольственных магазинах всех типов с торговой площадью 400 кв.м и более.
Кроме того, организации торговли должны обеспечивать свободный доступ физлиц к местам сбора отходов таких товаров в течение всего времени работы торгового объекта. В местах сбора должны устанавливаться соответствующие информационные стенды, а ртутьсодержащие лампы должны собирать в специальные контейнеры, чтобы исключить возможность их механического повреждения.
Таким образом, организовать сбор отходов элементов питания и ртутьсодержащих ламп во всех объектах торговли не представляется возможным.
Необходимо отметить, что Минприроды осуществляет государственное управление в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а не в области технического нормирования. Вместе с тем сообщаем, что обязательные для соблюдения технические требования к любой продукции, в том числе в части ее маркировки, устанавливаются в технических регламентах.Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется Госстандартом.