Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Онлайн-конференция

Безопасная миграция

Миграционные процессы существовали всегда, а в последние годы, как свидетельствует мировая статистика, они значительно активизировались. Под воздействием экономических, экологических и демографических факторов мобильность населения возрастает. В этой связи все большую актуальность приобретает такой аспект, как безопасность миграции. Принимать решение о трудоустройстве за рубежом, выезде за границу с целью замужества или обучения нужно с открытыми глазами. Поэтому задача государства - создать цивилизованные условия миграции и вооружить людей необходимой информацией, чтобы до минимума снизить для них риск попадания в сети торговцев людьми, в другие сложные ситуации.

Сколько за последние годы в Беларуси выявлено преступлений, связанных с трудовой и сексуальной эксплуатацией? Какие методы используют вербовщики? В каких странах белорусы чаще всего становились живым товаром? Насколько актуальна для Беларуси бизнес-миграция? На эти и другие вопросы ответят во время онлайн-конференции.

Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции. Ответы будут публиковаться 4 февраля по мере готовности.


Вопросы конференции

Максименко С.Д.
Добрый день! Скажите, пожалуйста, когда начнется разработка новой редакции закона о внешней трудовой миграции? И каковы основные новации?
Проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О внешней трудовой миграции" включен в план подготовки законопроектов на 2014 год. С такой инициативой выступило Министерство внутренних дел.

На наш взгляд, назрела объективная необходимость совершенствования правового регулирования отношений в сфере трудоустройства граждан за пределами страны и противодействия незаконной миграции, а также в сфере осуществления трудовой деятельности в Беларуси иностранными гражданами и лицами без гражданства, не имеющими разрешений на постоянное проживание в республике, в том числе временно пребывающими или временно проживающими.

Так, следует исключить любую возможность совершения правонарушений физическими лицами и субъектами хозяйствования, способствующими выезду граждан с целью трудоустройства, поскольку в большинстве случаев условия труда, предложенные посредником, не совпадают с реальными условиями труда у иностранного нанимателя. Следовательно, нарушаются права и законные интересы граждан за пределами Беларуси.

Внесение изменений и дополнений в закон "О внешней трудовой миграции" позволит создать условия для привлечения в Беларусь высококвалифицированных работников из числа иностранцев. Планируется ввести понятие высококвалифицированного трудящегося-иммигранта, сезонного трудящегося-иммигранта, а также определить порядок осуществления этими категориями иммигрантов трудовой деятельности в республике.

Планируется расширить круг обязанностей иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность на территории Беларуси, а также предусмотреть ответственность в случае ненадлежащего исполнения этих обязанностей.

Предусматривается изменить основания для отказа в выдаче и аннулировании разрешений на привлечение в Беларусь иностранной рабочей силы и специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в республике. Это будет способствовать предотвращению заполнения вакансий дешевой иностранной рабочей силой. Возможно, такие меры будут содействовать сокращению оттока отечественных специалистов, стабилизации криминогенной и санитарной обстановки.
Котиков С.С.
Беларусь присоединилась к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми. Какие в связи с этим обязательства взяла на себя страна? Требуется ли внесение изменений в национальное законодательство? Каков размер ежегодного взноса?
В 2013 году Республика Беларусь присоединилась к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми. Фактически присоединение к указанной Конвенции вступит в силу с 1 марта 2014 года. Размер ежегодного взноса составляет около 7 тыс. евро.

Во исполнение статьи 3 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года № 40 "О присоединении Республики Беларусь к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми" МВД совместно с заинтересованными государственными органами разработан законопроект, который приводит национальное законодательство в соответствие с Конвенцией. Соответствующий проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О противодействии торговле людьми" внесен в Совет Министров.

Основные новеллы связаны с уточнением и дополнением понятийного аппарата ("торговля людьми" и "эксплуатация"), а также с предоставлением 30-дневного срока на обдумывание для лиц, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений. В течение этого срока предполагаемая жертва должна получить реабилитационную помощь, а также не может быть депортирована из страны. По окончании этого срока предполагаемая жертва должна принять решение о том, обращаться или нет в правоохранительные органы с заявлением о совершенном в отношении нее преступлении.

Эскин Михаил
Сколько белорусских фирм имеют лицензию на трудоустройство граждан за границей? Их количество уменьшается или увеличивается?
В настоящее время деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Беларуси, осуществляют 82 субъекта хозяйствования (80 юридических лиц и 2 индивидуальных предпринимателя). Им Министерством внутренних дел выданы специальные разрешения (лицензии) на этот вид деятельности.

Количество лицензиатов постоянно меняется, в основном в сторону увеличения.
Ходянок Светлана
Какова динамика выезда трудящихся-мигрантов за рубеж, в том числе в Россию на основе подписанных договоров и контрактов? На какие виды работ они в основном привлекаются в других странах?
В 2013 году на основании подписанных договоров и контрактов, представленных в подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел, на работу за границу выехали 5 тыс. 715 человек (в 2012 году - 6 тыс. 534). В Российскую Федерацию в прошлом году выехали 4 тыс. 916 человек.

Подавляющее большинство эмигрантов трудится по рабочим специальностям - 3 тыс. 569 человек. В качестве квалифицированных рабочих и специалистов выехало 677 человек, работников, занятых в сельском хозяйстве, - 301, на должности руководителей - 15, работников сферы обслуживания, торговли - 1 тыс. 153.
Данилюк П.Т.
Были ли случаи лишения или приостановления действия лицензии на трудоустройство за границей?
Да, было несколько случаев, когда по решению суда за грубые нарушения законодательства о лицензировании (в частности, за направление граждан на работу за пределами Республики Беларусь без заключения трудового договора) действие лицензий было приостановлено сроком на 6 месяцев.

В случае нарушения лицензиатом правил и условий осуществления деятельности, связанной с трудоустройством за пределами республики, если в этих действиях нет состава преступления, установлена административная ответственность по ч. 5 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь. Протоколы уполномочены составлять должностные лица подразделений по гражданству и миграции органов внутренних дел. Дела об административных правонарушениях рассматривает суд. За данное правонарушение предусмотрены штраф и лишение права заниматься определенной деятельностью.
Лавренков Сергей
Где можно получить информацию о наличии у фирмы лицензии на трудоустройство за границей? Это бесплатно?
Информацию о наличии у юридического лица лицензии на деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Беларуси, можно получить бесплатно по телефону горячей линии Департамента по гражданству и миграции МВД 218-52-64. Информация о лицензиатах находится и на официальном сайте МВД Беларуси.

Жариков Сергей
Добрый день! У меня вопрос о так называемой бизнес-миграции. Инвестирование какой суммы в экономику республики позволяет иностранцу рассчитывать на предоставление вида на жительство в Беларуси? Сколько человек воспользовалось такой возможностью, из каких они стран?
Миграционным законодательством Республики Беларусь закреплена возможность получения разрешения на постоянное проживание иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые вложили инвестиции в размере не менее 150 тыс. евро в объекты инвестиционной деятельности на территории нашей страны.

В 2013 году по этому основанию разрешения на постоянное проживание получили 7 иностранцев (Иран, Грузия, Молдова, Италия, Турция).
Свирков Г.Л.
Когда заработает в Беларуси механизм компенсационных выплат иммигрантам? О каких категориях и каких суммах идет речь?
Закон "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" дополнен новой статьей "Компенсация расходов на переезд в Республику Беларусь и первоначальное обустройство". Она гласит, что в случае получения разрешения на постоянное проживание право на компенсацию расходов на переезд в Беларусь и первоначальное обустройство имеют следующие категории иностранцев: работники и специалисты, в которых нуждаются организации республики, а также иностранцы, обладающие исключительными способностями и талантом и имеющие выдающиеся заслуги перед республикой в области науки, культуры, техники и спорта. Право на компенсацию имеют супруги таких иностранцев и их несовершеннолетние дети, в том числе усыновленные (удочеренные).

В июле нынешнего года планируется вступление в силу нормативного акта, который определит размер денежных выплат, условия и порядок их осуществления.

Национальной программой демографической безопасности на 2011-2015 годы предусмотрены финансовые средства на компенсацию расходов на переезд и обустройство в сумме Br2,8 млрд ежегодно.
Заико З.Д.
Здравствуйте! С какими государствами планируется подписание межправительственных соглашений о взаимном трудоустройстве? И какова география таких соглашений в настоящее время?
В целях защиты интересов Республики Беларусь на международном рынке труда и эффективной защиты своих граждан, работающих за границей, а также в целях противодействия незаконному трудоустройству граждан Беларуси за границей заключаются соглашения о временной трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами своих государств.

Двусторонние межправительственные соглашения в этой области заключены с Российской Федерацией (1993 год), Республикой Молдова (1994 год), Украиной (1995 год), Республикой Польша (1995 год), Республикой Армения (2000 год), Азербайджанской Республикой (2007 год), Республикой Сербия (2009 год) и Социалистической Республикой Вьетнам (2011 год).

В рамках формирования правовой базы Единого экономического пространства 19 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге подписаны два соглашения, регулирующих вопросы трудовой миграции. Это Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств и Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей. Они регулируют порядок трудоустройства граждан Беларуси, России и Казахстана на территории указанных государств. Эти соглашения уже вступили в силу.

Проводится работа по завершению внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Таджикистан о временной трудовой деятельности граждан.

Федорченко Дарья
По оценке, сколько белорусов работает в России? В разных источниках указываются разные цифры - от 100 тыс. до 1,5 млн. человек.
В своей практической деятельности Департамент по гражданству и миграции руководствуется ведомственной статистикой, которая формируется на основании трудовых договоров (контрактов), заключенных между гражданами и иностранными нанимателями. Такие сведения ежеквартально представляются в подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь.

Вместе с тем, есть ряд исследований, в которых представлены различные данные о количестве граждан Беларуси, трудоустроенных в России, но они не носят официальный характер.

Повышению миграционной активности граждан Беларуси и Российской Федерации способствуют отсутствие границ и языкового барьера, двусторонние международные акты в области внешней трудовой миграции, а также в рамках ЕЭП. Кстати, в 2013 году на территорию Беларуси въехали из России более 1500 человек.
Маевская Светлана
Насколько актуальна проблема фиктивных браков в целях получения вида на жительство в Беларуси?
Проблема фиктивных браков, которые заключаются между гражданами Беларуси и других государств с целью последующей легализации иностранцев, является актуальной.

Именно по этой причине Министерством внутренних дел было разработано Положение о порядке получения органами внутренних дел документов и (или) сведений, подтверждающих, что брак с гражданином Республики Беларусь либо иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь, заключен иностранным гражданином или лицом без гражданства исключительно в целях получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь. Этот документ утвержден постановлением Совета Министров №891 от 10 июня 2010 года.

Что касается статистики, то только в Минске в 2013 году в районные суды направлено 19 исковых заявлений о признании браков недействительными, 12 исковых требований удовлетворено, остальные находятся в судебном производстве или обжалуются.

Подготовлено и направлено в районные прокуратуры столицы 6 ходатайств о принесении протеста в порядке надзора на вступившие в законную силу решения судов о расторжении брака.

Также 4 иностранцам отказано в выдаче разрешений на постоянное проживание в Беларуси в связи с наличием документов и (или) сведений, подтверждающих, что брак с гражданином Республики Беларусь заключен исключительно в целях получения разрешения на постоянное проживание.

В отношении иностранцев, временно проживающих в Минске, в суды направлено 5 исковых требований о признании браков недействительными. В 3 случаях браки признаны фиктивными, по двум решения еще не приняты.
Татьяна
Меня и подруг часто в сети ВКонтакте приглашают работать в танцевальных группах в Гонконге, в Пекине и других городах. Мы занимаемся танцами, и есть у нас там фото с выступлений. Но меня беспокоит, а как их проверить? Смотрю, что некоторые с ними уже работали, отзывы есть хорошие.
Наличие хороших отзывов еще ни о чем не говорит. Зачастую их размещают именно те, кто вербует людей. Первое, что нужно сделать, это узнать, кто это - что это за лицо или компания, что они предлагают. Затем должно быть заключение трудового договора. Причем именно с той фирмой, где вы собираетесь работать. Что касается социальных сетей и вербовки в Китай, то в 2013 году у нас как раз был пик, который начался с конца зимы. Было много обращений, и много проблем сейчас именно с этой страной, потому что предлагают на самом деле чаще всего ехать по туристической визе. Это обман, который был еще со времен Советского Союза: ты выезжаешь по туристической визе, а мы потом тебе на месте оформим. Забирают паспорт якобы для оформления рабочей визы, хотя понятно, что в другой стране смена одного типа визы на другой не происходит. Что касается работы, то предлагают танцевать в клубах, работать там же моделями. Хотя, если задуматься, а что подразумевает работа модели в клубе? Присылают контракты, в которых говорится "Согласно законодательству Республики Беларусь" или "Согласно Конституции Республики Беларусь" и т.д. Если такой контракт почитает юрист, то первое, на что он обратит внимание, что в другой стране вы работаете по ее законодательству. Ссылок на законодательство нашей страны быть не должно, потому что все трудовые споры будут решаться в стране, в которой вы работаете. Опять же возвращаемся к тому, что изначально нужно выяснить, кто предлагает работу. Наличие красивых фотографий и обещаний высокого заработка ни о чем не говорит - нужно понять, что вы имеете дело с легальным лицом, которое имеет право заключать контракт от лица какого-то клуба. Поэтому я советую девушкам, которым поступают такие предложения, позвонить на общенациональную линию 113 и проконсультироваться, подробно изложив ситуацию. Исходя из этой ситуации консультанты дадут конкретные советы относительно того, что делать, с чего начать, как проверять такие предложения. То есть объяснят все пошагово.

В целом же, что касается незаконного трудоустройства, хотелось бы отметить - сегодня отношение к нему жесткое во всех странах. Ни одна страна не хочет, чтобы у нее были нелегальные мигранты. Если брать, к примеру, выезд в Западную Европу, то, по данным организаций, которые работают с мигрантами (в той же Польше), наши белорусские граждане, выезжая туда, пытаются обезопасить себя - стараются трудоустраиваться по всем правилам, получая рабочую визу. При этом при выезде в Российскую Федерацию, в Китай не было практически ни одного случая по нашим обращениям, когда предлагалось легальное трудоустройство. Это всегда, как правило, туристическая виза, контракт составлен неправильно, никакие функциональные обязанности нашего гражданина не прописывались. А ведь если говорить о том же танцевальном контракте, то в нем должно быть прописано, сколько вы будете танцевать, кто оплачивает костюмы и т.д. Вместо этого прописывается, что вы, допустим, работаете пять минут, сколько вы за это получаете. И все это, согласно документу, регулируется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, хотя вы едете работать в другую страну.

К списку