Левша Мария, Минск
Оксана, сегодня вы известная исполнительница, которую рады заполучить многие оперные сцены мира. А каким был ваш путь в оперу?
это не обо мне, потому что я себя ощущаю такой же студенткой, как и много лет назад, когда я только пришла в консерваторию. И пение как было для меня приятным занятием и одновременно хобби, таким и остается сейчас. Только масштабы поменялись и задачи другие, ответственность возросла… И, конечно, я себя не ощущаю известной, особенной. Наверное, из-за качеств моего характера - я стараюсь все это легко воспринимать.
Я пришла в оперу, потому что из всего, чем я занималась, это казалось наиболее привлекательным. Когда я поступала в консерваторию, мне даже не пришлось сдавать никаких экзаменов, я просто спела, станцевала, рассказала басню, поговорила на какие-то отвлеченные темы с комиссией. Сейчас я как подумаю, что мне пришлось бы заниматься математикой, физикой, химией, и так пять лет, а потом еще и всю жизнь где-нибудь в офисе сидеть… Профессия оперной певицы, согласитесь, намного привлекательнее.
Кстати, у меня мама математик, и меня изначально ориентировали на серьезную профессию. Вместе с тем у меня всегда был запасной аэродром, потому что в консерваторию я вполне могла и не поступить - не было никаких репетиторов и вообще было сложно представить, что девочка после школы просто может прийти и поступить в консерваторию, без всяких поблажек. Конечно, я в глубине души надеялась, что меня примут, но окружающие воспринимали это с изрядной долей скептицизма. И когда я все-таки поступила, это было большой неожиданностью для моей семьи.
Евгения Тюкина, Миоры
Оксана, на какой сцене мира выступать комфортнее всего? Или же принципиальных различий, на сцене какой страны выступает оперный артист, нет?
Конечно, выкладываются все артисты одинаково: и на площадке Дома ветеранов, и в "Метрополитен-опера". Невозможно сказать себе, что вот это мне важнее, здесь я постараюсь. Я в это не верю. И даже не верю в то, что артисты приезжают и эмоционально не работают на репетиции в полную силу, ведь нужно проверить себя в предлагаемой акустике, с новыми партнерами. Меня потряс Дмитрий Хворостовский, который во время репетиций своего концерта в Минске выкладывался на сто процентов, фонтанировал энергией и устраивал настоящее шоу для артистов оркестра, для певцов, которые выступали вместе с ним, и этим самым невероятно вдохновлял весь коллектив на творчество.
А выступать везде комфортно. Это зависит не от того, где находишься, а от твоего состояния. Ведь ты энергию отдаешь. Если у тебя есть вот эти силы, то всегда есть ответ публики, в какой бы стране ты не находился. Вот недавно я выступала, у меня все было прекрасно: акустика, публика, голос звучал, оркестр потрясающий. Все было. Но тут я просто ошибаюсь на пустом месте: теряю мелодию и текст, на два такта выпадаю. И все, у меня идет какой-то зажим. Публика это почувствовала, и прием уже был не тот, каким мог быть. Все мы живые люди и тоже не застрахованы от ошибок.
Ярослав Чешко, Поставы
Вы не раз отмечали в своих интервью, что оперные исполнители учатся всю жизнь. А чему еще хотела бы научиться Оксана Волкова?
Музыканты-это те же спортсмены. Если не заниматься каждый день, то навыки пропадают, техника уходит. И в критических ситуациях, когда не здоров, на помощь приходит школа.
Голос-это весьма хрупкая субстанция. Вот, например, сегодня у тебя все в порядке и ты поешь, соловьем заливаешься. А на следующее утро просыпаешься, и у тебя просто нет голоса. И ты понимаешь, что вечером концерт, а ты не в форме..У меня были выступления не то что провальные, а просто мега-провальные. Недавно у меня было выступление, перед которым начал пропадать голос, а я уже была в гриме и должна была выходить на сцену. Но я распевалась, а голос у меня катастрофически уходил - знаете, бывают моменты, когда ты просто хрипнешь за час. У меня был шок. И еще как раз "повезло", потому что это был день прямой радиотрансляции выступлений на весь мир.
Зашел дирижер, и я ему спела, спросила, что делать. Он сказал: "Иди". Зашла концертмейстер, я сказала, что нет голоса, и спросила, что делать. Она тоже сказала: "Иди". И я пошла. Не знаю, как я изворачивалась, но голоса у меня не было. Мне было так страшно и стыдно, это было ужасно. Благо роль была небольшая и игровая, я как уж на сковородке крутилась. Когда ушла со сцены, я просто бегом, собрав вещи, на три дня уехала, чтобы меня никто не нашел. Пила антибиотики и все ждала, что мне напишут СМС: "Оксана, спасибо, больше вы не нужны". Но, слава Богу, этого не случилось. Надеюсь, эту запись никто не слышал.
Корр. БЕЛТА:
В вашем списке множество ролей. Но чаще всего вас ассоциируют, конечно, с Кармен. Вам близки такие сравнения? Какая роль вас еще ждет, по вашему мнению?
Я себя ни с кем не ассоциирую. Кроме того, Кармен абсолютно не близкий для меня персонаж. Наша белорусская публика не сильно избалована какими-то изысканными оперными названиями, а Кармен знают и любят все, причем везде. Даже когда звучат названия разных опер, запоминается только "Кармен". У меня очень много замечательных ролей. Например, Амнерис в "Аиде" или Любка в "Седой легенде", Любаша в « Царской невесте» и др.
Оперный репертуар для моего голоса обширен и богат. Я думаю, что меня ждут еще много интересных ролей. В данный момент я готовлю роль Далилы в опере « Самсон и Далила». На сегодняшний момент-это роль мечты.
Матвей, Брест
Оксана, какими иностранными языками вы владеете, и какой язык вам ближе всего? На каком больше любите исполнять? Спасибо!
Мне ближе французский язык. Я, к сожалению, не говорю на нем, но в пении он для меня наиболее удобный.
Кроме того, я пою на итальянском, русском, белорусском. Участвуя в конкурсе, я ездила в Чехию и Словакию, где обязательные произведения исполняла на чешском и словацком языках.
Дарья, Минск
Оксана, вам самой интересен педагогический опыт? Вы делитесь своими знаниями и умениями с начинающими артистами? А возможно, вы хотели бы преподавать детям?
Сейчас педагогическая работа мне кажется более интересной для меня, чем раньше, но не с точки зрения обучения с нуля. Детей я бы не хотела учить и, наверное, не могла бы. Вот подсказать молодым певцам, как быть дальше, какие есть ошибки, на что обратить внимание - это пожалуйста. Мне часто пишут в соцсетях ребята, которые участвуют в конкурсах, где я сижу в жюри. Они спрашивают, что было не так в выступлении. Я всегда отвечаю, если мне кажется, что я знаю, что подсказать. Ко мне можно подойти и поговорить, я никаких не беру за это денег. Если меня просят об уроке, я его даю, если у меня есть время, потому что мне очень много людей помогали и никаких финансовых затрат мне это не стоило. Со мной занимались в Москве, я получала мастер-классы. И если мне помогали, то я считаю своей обязанностью тоже помочь.
Корр. БЕЛТА
Впервые выступив в Метрополитен-опера в 2013 году, вы получили еще не одно приглашение. В каких спектаклях и каких театрах вы сейчас заняты?
В этом сезоне я тоже пела в Мет в опере "Леди Макбет Мценского уезда». Этот сезон очень интересный для меня. Я спела Реквием Верди в Ницце и Мумбаи (Индия), «Пиковую даму» в Мюнхене и Люксембурге, главные роли в операх «Майская ночь» Римского-Корсакова и «Осуждения Фауста» Берлиоза с Российским Национальным оркестром в Москве, еще предстоят поездки в Англию, Испанию, Италию и в Китай.
Алексей, поклонник
Добрый день, уважаемая Оксана! Мы, белорусы, привыкли считать, что все наше хуже заграничного - и товары, и музыка, и т.д. И очень сложно убедить наш народ, что и нам есть чем гордиться, и у нас есть прекрасные артисты, такие как вы. Поэтому интересно услышать от вас - заслуженной артистки Беларуси, человека, получившего признание лучших мастеров и выступавшего на престижных оперных сценах, - объективное мнение о белорусской опере. И вписываются ли тенденции развития белорусской оперы в общемировые?
Дело в том, что наших артистов мы можем послушать в любой момент - за минимальные деньги мы получим хорошее исполнение. Наверное, поэтому мы не так ценим их. Зарубежные исполнители, которых приглашают в Беларусь, могут приезжать сюда раз в несколько лет. И это не обычные певцы, а выдающиеся музыканты, многогранные и интересные личности. Например, все очень ждали Елену Образцову. Это человек-эпоха. Просто увидеть ее и быть сопричастным к ее выступлению - уже счастье.
Однако, к сожалению, Беларусь все-таки не оперное государство. Вы приезжаете в Германию или Италию - там в каждом маленьком городе есть свой оперный театр. Эти мировые и многолетние традиции сказываются на том, как нация относится к опере. В Италии это культ, поэтому все стремятся побывать на постановках.
Елена, Минск
Оксана, по вашему мнению, созданы ли условия и возможности для роста молодых талантливых оперных певцов в Беларуси?
Конечно. Молодые оперные певцы могут получать бесплатное образование в училищах и консерватории. Да и выехать на мастер-классы сейчас намного проще. Записи самые разные доступны. Многие мои зарубежные коллеги учат роли дома за столом, слушая записи и аккомпанируя сами себе, потому что там урок с пианистом стоит огромных денег. В консерватории я каждый день приходила к своему педагогу и занималась с ним, пока не будет результата, и никто меня не ограничивал во времени. За рубежом все иначе: педагоги позанимался с тобой 45 минут дважды в неделю и все - свободен. Усвоил-прекрасно, нет-твои проблемы.
Корр. БЕЛТА
Ваши дети занимаются музыкой? Дочь и сын свободны в реализации своих интересов, или вы настоятельно рекомендуете то, что вам представляется верным?
В семье было решено, что дочери (ей сейчас 10 лет) нужно дать музыкальное образование. Мы ее отдали в обычную музыкальную школу по месту жительства. Там хороший педагог, который вкладывает в нее душу, и дочка уже стала лауреатом различных конкурсов. Но с палкой над ней мы не стоим, не требуем каких-то особенных достижений, это целиком и полностью ее ответственность.
Сына (ему сейчас 6 лет) мы не стали заинтересовывать этим даже на уровне музыкальной школы. Он сейчас занимается теннисом, увлекается танцами, изучает английский. Если сын вдруг захочет играть на фортепиано и петь, я его научу.
Денис, Могилев
Вы выступали с Владимиром Спиваковым, Юрием Башметом, на Международном оперном балу Пласидо Доминго в Вашингтоне. Всякий раз это новый опыт, и, наверняка, вы для себя определили, скажем так, приоритетный список. С кем бы вы хотели поработать?
Конечно, всегда хочется поработать с выдающимися исполнителями. Но заниматься вопросами организации совместных выступлений самостоятельно, к сожалению, не могу. Возможно, если бы я была более активной, добилась бы большего. Но и судьба у меня такая: чем меньше стараюсь, тем больше у меня получается. Как только начинаю думать, как что-то сделать, куда надо бежать, - все, ничего не выходит. Когда я расслабляюсь, все приходит само.
С такими музыкантами, как Владимир Спиваков или Дмитрий Хворостовский, работать очень комфортно. С ними легко, я чувствую себя в эти моменты очень свободно и радостно.
Дмитрий Алексеевич, Минск
Какие тенденции сегодня в мировой опере, если можно так сформулировать? Этот жанр востребован? Получают ли поддержку оперные театры за рубежом из государственных источников?
Опера - это суперсинтетический жанр. Но сегодня время царствования режиссеров. Многим певцам сложно даются некоторые режиссерские идеи, поскольку эксперименты бывают эпатажны настолько, что это для многих их выполнение невозможно. Но, с другой стороны, опера, как и всякое искусство, должна развиваться. Я люблю современные постановки, если они, конечно, в рамках здравого смысла. Но спектакли всякие бывают, иногда сюжеты переворачиваются с ног на голову. Да и зрители всегда найдут, за что покритиковать. Сделаешь классическую постановку - назовут скучной. Сделаешь современную - скажут, что это уже слишком. Тем и интересней. Если искусство не рождает эмоций, то это мертвое искусство. Когда мы спорим, обсуждаем, делимся впечатлениями - это прекрасно.
Что касается поддержки, за рубежом крупные оперные театры существуют на средства, которые жертвуют меценаты. Там богатые люди считают за честь дать деньги на развитие театра. Мне приходилось встречаться с такими людьми на торжественных вечерах, и им всегда было интересно узнать о спектаклях, моих ролях, каких-то других нюансах. Я думаю, что ни один театр не выживет только на господдержке и продаже билетов. Опера - это очень дорогое искусство. В Беларуси театр живет за счет государственных дотаций, но даже у нас уже начинают появляться спонсоры.
Перепечатка метериалов запрещена без письменного разрешения агентства.