Зрителю все равно, кто и за сколько снимает кино, он просто хочет смотреть хороший фильм
Одним из самых ожидаемых событий в отечественной кинематографии в начале 2013 года стало подведение итогов второго открытого республиканского конкурса кинопроектов на производство национальных фильмов и фильмов по социально-творческим заказам. Для Беларуси подобный отбор - абсолютно новый опыт, ведь соревноваться за бюджетные средства могут все кинокомпании, независимо от формы собственности. Повышенная заинтересованность со стороны негосударственных организаций, возрастающая конкуренция между соискателями финансовой поддержки, в конечном счете, должны привести к созданию более качественного и востребованного продукта, что, несомненно, положительно отразится на киноимидже страны.
Насколько успешно работает механизм, запущенный во благо отечественной киноотрасли? Как будут дальше развиваться отношения бывшего монополиста "Беларусьфильма" и частных компаний в условиях жесткого соперничества? Когда зрители увидят на экранах фильмы, победившие в конкурсе? Об этом в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал генеральный директор Национальной киностудии "Беларусьфильм" Олег Сильванович.
- Олег Игоревич, по итогам первого конкурса больше половины проектов-победителей пришлось на долю "Беларусьфильма". Для участия во втором отборе киностудия подала на рассмотрение в Министерство культуры наибольшее количество заявок - 67. Всего в киносоревновании принимало участие 116 проектов от 17 организаций кинематографии. Однако конкурсная комиссия поддержала только 30 из представленных сценариев. Неужели "Беларусьфильм" начал сдавать позиции?
- Я надеюсь, что такие результаты, прежде всего, связаны с принципиальностью конкурсной комиссии, которая очень серьезно подходит к выбору кинопроектов. Но хотелось бы получить аргументированные объяснения, почему эксперты отвергли некоторые сценарии "Беларусьфильма". Это нужно для того, чтобы понимать недостатки проектов и учитывать их в будущем. Ведь мы рассматриваем гигантское количество заявок до того, как их подаем на конкурс.
Например, мы считали, что у проекта режиссера Елены Петкевич, обладательницы российского "Оскара" - премии "Золотой орел" за лучший на постсоветском пространстве анимационный фильм "И.С.Бах", большие перспективы. Однако ее проект не выиграл в конкурсе и не сможет рассчитывать на госфинансирование.
По моему мнению, система определения победителей конкурса и нормативные документы, по которым он проводится, еще до конца не усовершенствованы.
- То есть концепция конкурса нуждается в доработке?
- Сама концепция, одобренная главой государства, абсолютно правильная. Она долго разрабатывалась, в ее основе - опыт других государств, поскольку собственного у нас нет. Но необходимо понимать, что у нас своя ментальность и есть многие вещи, которые работают в других странах, но не работают у нас. Поэтому документы, регулирующие проведение конкурса, нуждаются в корректировке.
Важно, чтобы процедура отбора сценариев, а также итоговые решения комиссии не являлись самоцелью. Сверхзадача - будущий фильм.
Конкурс призван поднять отечественное кинопроизводство на новый, более качественный уровень, поскольку уже надоело иметь, мягко говоря, безадресное кино, непонятно для чего сделанное.
- Какие изменения, на ваш взгляд, необходимо внести?
- Я убежден, что должны быть разные конкурсные требования к дебютным работам и фильмам совместного производства. Нужно предоставить дебютантам больше шансов и больше свободы. Ведь дебютная работа - это отправная точка для начинающего режиссера-постановщика, которому нужно постараться сделать мощный проект, чтобы его заметили продюсеры. В конце концов, нельзя бесконечно декларировать важность смены поколений в кинематографе и не давать шанса молодым стартовать. "Беларусьфильм" в этом плане не сидит сложа руки - в 2013 году мы запустим проекты двух дебютантов, выигравших во втором конкурсе.
Необходимо менять конкурсные требования к фильмам совместного производства. Нынешнее положение дел нас абсолютно не устраивает. Ведь что получается? Мы начинаем работать над проектами таких фильмов как минимум за семь месяцев до конкурса. Проделываем огромную предварительную подготовку: прорабатываем несколько вариантов сценария, внимательно отслеживаем белорусское участие в креативной составляющей проекта, ведем переговоры с партнерами о выделении части денежных средств и с телеканалами о будущих показах, плюс - решаем вопросы с последующей реализацией. Только после этого проект выставляется на конкурс. Если он не получает поддержки от конкурсной комиссии, это наносит серьезный удар по репутации "Беларусьфильма".
Думаю, также имеет смысл дополнительно организовать отдельный конкурс, который позволил бы представить, например, анимационное или неигровое кино. Возможно, стоит определить темы, которые Министерство культуры обозначит в качестве приоритетных для будущих конкурсов.
- До подведения итогов республиканского отбора ходили разговоры о том, что "Беларусьфильму", как госпредприятию, отдают все проекты, а частная инициатива не поддерживается. Как вы относитесь к таким высказываниям?
- Результаты конкурса показали, что "Беларусьфильм" не получил большинство проектов. В этом году доля киностудии меньше 50% от количества заявок-победителей. Имея хорошую репутацию на постсоветском пространстве, Национальная киностудия "Беларусьфильм" остается востребованным партнером для зарубежных представителей киноиндустрии. Есть работы, которые они будут делать только с нами. У киностудии имеются земли натурной площадки, павильоны в центре Минска, где находятся производственные мощности, современное съемочное и световое оборудование, построена новая автобаза, 90 тыс. костюмов, более 2 тыс. единиц оружия, игровой и специальный автотранспорт. "Беларусьфильм" - это компания, которая всегда выполнит свои обязательства и произведет фильм. Не могу то же самое сказать про частников. Чем они могут отрекомендоваться? Каковы их достижения? У национальной киностудии есть история, сайт, где можно прочить как о достижениях, так и о проблемах. Но я не знаю, что собой представляют многие компании, чьи проекты победили на конкурсе.
- Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что вы недружелюбно настроены по отношению к коллегам из частного бизнеса…
- "Беларусьфильм" не враг для частного кинопроизводства. Мы не собираемся никому чинить препятствий только из-за того, что наш проект проиграл. Важно, чтобы все понимали: есть кинофабрика "Беларусьфильм" и существуют три студии анимационного, игрового и документального кино, которые выступают в качестве соискателей бюджетной поддержки. И конкурс, проводимый Министерством культуры, выявляет лучшие кинопроекты, а не кинофабрики.
Я слышу, как некоторые по инерции повторяют, что всем страшно мешает государственный крупный бывший монополист. Да, наше государство вкладывает большие деньги в реконструкцию, модернизацию, оптимизацию "Беларусьфильма". Это нужно расценивать не иначе, как инвестирование в предприятие, доступное всем, в том числе и частным партнерам. Сегодня киностудия готова как кинофабрика предоставить свои услуги материально-технической базы для создания фильма любому предприятию в стране, работающему в этой сфере.
- Представители частных компаний говорили в прессе, что могут снять фильм интереснее, дешевле и быстрее, чем "Беларусьфильм". Вас как руководителя одной из ведущих киностудий в Восточной Европе подобные заявления не задевают?
- Мне нравится, когда человек, говорит: "Я сделаю так, как ни у кого не получалось до меня", но не с точки зрения быстрее и дешевле. Можно снять кино на фотоаппарат или мобильный телефон, но за эти же деньги не получится задействовать профессиональную технику - стоимости будут разные, и техническое качество тоже. Что касается темпа съемочного процесса, нужно понимать, что кадр, свет, движения ставятся долго. Да, режиссер Сергей Лозница снял фильм "В тумане" за 28 дней, однако до этого у него был двухмесячный репетиционный период.
Быстрее, лучше, дешевле… Давайте сравнивать конечный продукт. Зрителю все равно, сколько дней снимается кино. Он хочет смотреть хороший фильм.
- Возможно ли просчитать успешность проекта прежде, чем подать его на конкурс?
Очень трудно угадать, будет ли фильм гениальным. Это индустриальное искусство: с одной стороны, сумма технологий, с другой - божественная составляющая, которая приходит извне. 60% всего успеха составляют замысел и подготовительные работы, 20% - производственная часть. Остальное приходится на долю реализации: продажа имущественных прав, прокат, вывод фильма к потребителю. На конкурсе же оценивается 60% от всего вклада в проект.
- В этом году прошел уже второй конкурс, а когда зрители смогут увидеть результаты первого?
- Люди хотят быстрых результатов, а искусство делается медленно. Практически все проекты, которые получили поддержку Министерства культуры на первом конкурсе, находятся в производстве. В этом году можно будет увидеть неигровые и анимационные ленты. Что касается игрового контента, то в мае мы собираемся показать 4-серийный фильм "Следы апостолов", который станет первым результатом первого конкурсного отбора. В этом чисто белорусском проекте участвуют помимо нас телеканал ОНТ и частная киновидеокомпания. Сейчас картина находится на завершающей стадии.
В разгаре съемочного периода 10-серийный фильм "Ой, ма-моч-ки!.." Идет монтажно-тонировочный период ленты "Я не вернусь", в степени режиссерской разработки сценария - романтическая комедия "Чего хотят мужчины". Только один проект-победитель сейчас в фазе определения финансовых слагаемых. Кроме того, в производстве находятся игровые проекты, которые не участвовали в первом конкурсе. Это детская картина "Киндер-Вилейское привидение" и фильм "Цугцванг", запущенные в 2011 году.
- На каких направлениях работы в 2013-м акцентирует свое внимание "Беларусьфильм"?
- Перед нами стоит цель удержать динамику роста продаж имущественных прав. "Беларусьфильм" не получает бюджетного финансирования на свое содержание. Реконструкция и модернизация идут за государственный счет, но существует киностудия исключительно на принципах самоокупаемости.
Кроме того, правительство поставило задачу за этот год увеличить экспорт услуг на 15%. В 2012-м он значительно превысил плановый параметр, что является важным показателем.
Поэтому основополагающим направлением в работе будет глубокий анализ итогов первых двух конкурсов, определение ошибок, поиск и подготовка более мощных сценариев для предоставления на следующий отбор. Считаю необходимым научиться тщательнее прогнозировать судьбу экономически эффективных фильмов. Мы ведь не живем прошлым, мы уже в новых проектах.
Елена ПУНТУС, БЕЛТА.