Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Жить по законам семьи

Интервью 28.12.2011 | 15:14
Семейное законодательство должно упреждать изменения института семьи

Со временем изменяется общество, параллельно с ним меняются функции семьи, но сама она как общественный институт сохраняется. Сфера семейных отношений развивается в том числе под диктовку экономических и политических реалий, а значит постоянно требуется совершенствовать законодательство. Где-то оно опережает развитие ситуации, где-то не поспевает за ней, но уже само наличие законотворческого процесса - синоним прогресса. О том, какие всходы ожидаются на белорусском законодательном поле семейных отношений, каковы демографические перспективы в стране и возможности изменения курса семейной политики, корреспондент БЕЛТА беседует с председателем Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по образованию, науке, культуре и социальному развитию Антониной МОРОВОЙ.

- Антонина Петровна, за внешней разгаданностью семейной тематики - огромный пласт новых открытий...


- Вы правы. Взять хотя бы регистрацию брака. Например, необходимость государственной регистрации брака закреплена в законодательствах Бельгии, Германии, Голландии, Китая, России, Франции, Японии и других стран. В Великобритании, Дании, Испании, Канаде, некоторых штатах США законным признается брак, заключенный либо госорганом, либо конфессией брачующихся. Единственно возможная религиозная форма брака установлена в Израиле, Ираке, Иране, некоторых штатах США, отдельных провинциях Канады. В Беларуси, как и во многих развитых странах, старт брачным отношениям дает штамп загса в паспорте. И, предвосхищая ваш вопрос о повышении статуса венчания, выскажу свое мнение на этот счет.

Институт семьи сформировался еще до возникновения христианства. Церковь начала официально заниматься оформлением семейных отношений в XIX веке, а после Октябрьской революции регистрация браков стала прерогативой государства. В перспективе, полагаю, религиозные обряды венчания (Беларусь - страна многих конфессий, и обряды эти различны) будут распространяться все шире, ведь воинствующий атеизм теряет свои позиции, а вместе с этим растет доверие к церковным институтам.

В Беларуси уже делают шаги, пусть не кардинальные, по трансформированию традиционной процедуры регистрации брака. Так, в законе "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье" учтены многочисленные обращения граждан о возможности регистрации брака за пределами помещения органа загса. Сокращается и срок регистрации брака - до трех дней со дня обращения. Причем до истечения трехдневного срока брак может быть заключен в случаях, обусловленных беременностью, наличием общего ребенка или при других особых обстоятельствах.

- Законодательство, например, Италии, Швейцарии содержит правовой институт помолвки (помолвка - обещание вступить в брак, данное мужчиной и женщиной в форме официального документа. - Прим. БЕЛТА). А есть ли перспективы у помолвки в Беларуси?

- Помолвка - подтверждение серьезности брачных намерений мужчины и женщины. Безосновательный разрыв по вине жениха или невесты влечет обязанность возместить пострадавшей стороне убытки. Это с одной стороны. А с другой - помолвка оберегает от моральной нечистоплотности (ее публичное оглашение позволяет тем, кто знает о препятствиях к грядущему браку, заявить об этом). Например, у нас нередко бывает так, что только после свадьбы женщина узнает, что у ее избранника была беременная подруга или есть внебрачные дети...

Помолвка - своеобразный момент истины для любящих людей. Они заявляют о намерении вступить в брак с чистым сердцем и без "отягчающих" обстоятельств.

На мой взгляд, и официальная помолвка, и религиозные обеты супружества укрепляют брак, служат его долговечности.

- В законе, о котором вы упомянули, немало новаций, в том числе касательно брачного договора.

- Всего законом корректируется 121 статья Кодекса о браке и семье. В частности, в новой редакции изложена статья "Брачный договор".

Практика заключения брачных договоров в Беларуси с каждым годом получает все большее распространение. Общество постепенно приходит к осознанию того, что цивилизованное определение имущественных и неимущественных отношений супругов способствует стабильности брака. Так, в 2009 году в республике зафиксировано 2,4 тыс. брачных договоров, в 2010-м - 2,8 тыс.

Законом четко обозначены условия, которые могут содержаться в брачном договоре, определены момент и условия их изменения или расторжения. Предусматривается, что предметом договора может являться только общее совместное имущество супругов - как уже приобретенное, так и приобретенное ими в будущем. Важно, что в договоре могут быть урегулированы взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми.

- Не кажется ли вам, что тормозом для расширения популярности брачных договоров является то, что их можно заключать только состоявшимся супругам или бывшим супругам?

- Во многих странах заключение брачного договора предваряет официальный брак. Возможно, и в Беларуси к этому придем со временем. Поймите, вопрос этот непростой, здесь много нюансов (в частности речь идет о том, чтобы помешать росту числа фиктивных браков).

- По вашему мнению, почему так много разводов в нашей стране?

- Это характерно не только для Беларуси. За последние 15 лет в каждой второй стране ЕС доля разводов достигла 40-50%. Удельный вес неполных семей (с одним родителем) увеличился в 1,5-2 раза в большинстве европейских стран.

Проблема разводов многоаспектная, об этом много говорят и пишут. Я бы добавила следующее: разводы происходят в том числе и потому, что семейные пары создают люди из разных социальных слоев, с разными семейными традициями и жизненными установками. И этот барьер для них оказывается непреодолимым.

- Хотелось бы уточнить позиции нового закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье" по поводу института усыновления.

- Исходя из мировой практики, предложено установить максимальную разницу в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком в 45 лет (в действующей редакции - не менее 16 лет). Без установления максимальной разницы в возрасте при усыновлении ребенка людьми более старшего возраста есть вероятность возникновения определенного дисбаланса. При этом делается исключение при усыновлении ребенка отчимом или мачехой, а также по иным причинам, признанным судом уважительными.

С 2008 года процесс национального усыновления стабилизировался: ежегодно белорусские семьи усыновляют около 600 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Граждане Беларуси ежегодно принимают в свои семьи на воспитание около 4,5 тыс. детей-сирот дошкольного и младшего школьного возраста. В приемных семьях воспитывается более 6,9 тыс. детей. За счет строительства по президентской программе "Дети Беларуси" домов для семей, принимающих на воспитание более пяти детей-сирот, количество детских домов семейного типа за пять лет увеличилось втрое. И эта работа продолжается.

В то же время, несмотря на снижение численности социальных сирот, на протяжении 2008-2010 годов не удается уменьшить число вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно органы опеки и попечительства выявляют и устраивают на воспитание около 4 тыс. детей, лишившихся попечения родителей. Растет число детей, родители которых умерли, признаны недееспособными, ограниченно дееспособными, не могут исполнять родительские обязанности по состоянию здоровья.

Воспитанниками интернатных учреждений остаются около 27% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процесс их жизнеустройства осложняется длительным воспитанием в закрытом коллективе, в условиях, препятствующих естественному процессу социализации, усвоению норм и уклада семейной жизни, социальных и бытовых знаний и навыков. Воспитание в отрыве от семьи, в условиях, не являющихся естественными для успешного вхождения в самостоятельную жизнь, не способствует в дальнейшем созданию ими благополучных семей. А это влечет за собой опасность воспроизводства социального сиротства.

- Насколько мне известно, специалисты бьют тревогу по поводу жизнеустройства детей-сирот в возрасте до трех лет...

- В соответствии с Декретом №18 детей из неблагополучных семей помещают в социальные приюты, учреждения здравоохранения. В течение полугода идет работа с горе-родителями. И если они становятся на путь исправления, детей возвращают в биологическую семью. Но период институционализации детей младше трех лет не лучшим образом сказывается на их развитии. Это, кстати, не только наша проблема, она характерна для многих стран бывшего Советского Союза.

Любые институциональные формы жизнеустройства детей, как показало исследование ЮНИСЕФ, неблагоприятно влияют на них. Малыши отстают в развитии, психологически надломлены. Таким деткам постоянно говорят: "мама скоро придет", а ее все нет и нет...

К сожалению, в Беларуси институт замещающих родителей еще не сформирован в полной мере, мы только идем в этом направлении.

Считаю, что нужно развивать качественные и устойчивые альтернативы институциональному устройству детей в возрасте до трех лет, в том числе малышей с особенностями психофизического развития. За последние годы открылось немало социальных приютов, они хорошо оборудованы, укомплектованы штатом специалистов - социологов, психологов, юристов и др.

Думаю, в перспективе нужно предусмотреть возможность перепрофилирования домов ребенка и социальных приютов в учреждения здравоохранения, оказывающие паллиативный уход за детьми с тяжелыми заболеваниями, нуждающимися в круглосуточной медицинской помощи. При этом кадровый и технический персонал будет использован для развития новых услуг.

- Антонина Петровна, институты уполномоченного по правам ребенка действуют на национальном и региональном уровнях более чем в 30 странах мира. Например, в России детские уполномоченные есть в 68 регионах, а также на федеральном уровне. Каково ваше мнение о целесообразности реализации этой идеи в Беларуси?

- Первое специальное ведомство уполномоченного по правам ребенка появилось в Норвегии в 1981 году. Должность или ведомство уполномоченного по правам ребенка (омбудсмена) традиционно определяется как законодательно утвержденный независимый орган, созданный для отстаивания прав и законных интересов детей. Каждая страна определяет свою, наиболее приемлемую модель института уполномоченного по правам ребенка.

В Беларуси вопрос введения уполномоченного по правам ребенка обсуждается уже в течение нескольких лет. Многие эксперты, представители профильных министерств, парламентарии склоняются к тому, чтобы приступить к разработке соответствующего законопроекта.

Я считаю, что такой институт целесообразно создать в нашей стране. Это не только усилит защиту прав детей, но и станет еще одним доказательством приверженности Беларуси международным нормам в этой сфере. Можно начать с пилотного проекта в одной из областей республики.

Кстати, Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси готово оказать поддержку деятельности института уполномоченного по правам ребенка в нашей стране - от выработки модели создаваемого института до содержания офиса уполномоченного.

Напомню, в Беларуси создана Национальная комиссия по правам ребенка.

- Принятый во втором чтении на осенней сессии законопроект о вспомогательных репродуктивных технологиях (ВРТ) содержит положение о суррогатном материнстве. Против его закрепления на законодательном уровне выступали представители ряда конфессий. А каково ваше мнение?

- Не думаю, что суррогатное материнство получит широкое распространение в Беларуси. Ментальность не та... За все предыдущие годы было только 12 случаев. Но это не означает, что данный вопрос не нужно было законодательно урегулировать.

Подчеркну: суррогатное материнство должно исходить из медицинских показаний (воспользоваться ВРТ может только женщина, для которой вынашивание и рождение ребенка физиологически невозможно либо связано с риском для жизни, здоровья ее или ребенка). Я не приемлю так называемых социальных причин, когда женщина не хочет вынашивать ребенка из боязни испортить фигуру или из-за нежелания прерывать карьеру на период беременности и ухода за новорожденным.

Закон устанавливает правовые границы для генетических родителей и суррогатной матери. Согласитесь, жизнь не стоит на месте и нужно, в том числе законодательно, работать на упреждение. Вспомните, еще десятилетие назад ЭКО фактически было подвергнуто остракизму в общественном сознании, а сейчас отношение к нему в корне изменилось. Может, и к суррогатному материнству отношение изменится?!

- Не только положение о суррогатном материнстве, но и некоторые другие положения закона о ВРТ вызвали неоднозначное, порой негативное отношение со стороны отдельных категорий граждан и религиозных организаций.

- Постараюсь высказать свое мнение по некоторым наиболее обсуждаемым вопросам.

Во-первых, согласно закону, ВРТ являются методом оказания медицинской помощи, то есть могут применяться лишь в отношении людей, имеющих проблемы с репродуктивным здоровьем.

Во-вторых, предусмотрены жесткие ограничения на использование половых клеток и особенно эмбрионов в научных исследованиях. Невостребованные в результате применения ВРТ эмбрионы могут быть использованы только для совершенствования таких технологий. При этом срок развития эмбриона не должен превышать 14 дней, когда у него начинают формироваться зачатки нервной ткани и появляется способность реагировать на внешние воздействия. Именно после этого срока эмбрион может рассматриваться как индивидуум и должен находиться под защитой закона.

В-третьих, действительно, при анонимном донорстве теоретически возможно соединение в супружескую пару потомков одного донора, что может вызвать неблагоприятные генетические последствия для их детей. Чтобы исключить вероятность близкородственных браков, введены ограничения на использование половых клеток одного донора не более чем в 20 попытках оплодотворения. Предусмотрено также ведение единого регистра доноров половых клеток.

В-четвертых, впервые на законодательном уровне установлен запрет на выбор пола будущего ребенка при применении ВРТ.

Серьезные ограничения установлены законом и в отношении людей, использующих метод ЭКО или желающих стать донорами. В частности возраст пациенток при применении ЭКО ограничен 50 годами. Ограничено также число эмбрионов, которых подсаживают женщине: пациенткам до 35 лет - не более двух эмбрионов, а тем, кто старше или уже имеет как минимум три неудавшиеся попытки ЭКО, - не более трех.

Мое глубокое убеждение: несмотря на медицинские, юридические и морально-этические сложности применения вспомогательных репродуктивных технологий, реализация норм закона даст реальный шанс обрести счастье материнства и отцовства людям, лишенным этой возможности.

И вообще, надо исходить из того, какую задачу мы ставим: если увеличение рождаемости, то нужно использовать в этих целях все ресурсы и возможности, в том числе и современной медицины.

- А каковы, на ваш взгляд, перспективы рождаемости в Беларуси в посткризисный период?

- Исходя из демографических трендов (сокращается численность и доля женщин фертильного возраста), можно было бы прогнозировать снижение рождаемости. Но принимаемые стимулирующие меры позволят избежать резкого снижения и сохранить нынешний уровень рождаемости.

В последние годы государство направляет свои усилия на стимулирование рождения второго ребенка (ведь без второго ребенка третьего не бывает). Реализация этого вектора государственной семейной политики своевременна и эффективна: суммарный коэффициент рождаемости повысился в Беларуси почти до 1,5 (для простого воспроизводства поколений этот показатель должен составлять 2,15).

Практически во всех странах СНГ, а также в Австрии, Германии, Греции, Испании, Италии, Японии значения этого коэффициента находятся в пределах 1,2-1,4. Высокий суммарный коэффициент рождаемости демонстрируют Франция и США (1,99 и 2,09 соответственно). Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы этот показатель предусматривается на уровне 1,55-1,65.

- Один из вопросов, заданных на последней пресс-конференции главе государства, касался возможности привязки пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет к средней зарплате родителя. Есть ли перспектива у этого предложения?

- Хочу отметить, что привязка размера детского пособия к бюджету прожиточного минимума (БПМ) и повышение его до 100% БПМ по праву считалась социальным достижением. Национальной программой демографической безопасности на 2011-2015 годы запланировано изменение порядка расчета пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет: размер государственного детского пособия на первого ребенка - до 35% среднемесячной заработной платы по республике, на второго и последующих детей - до 40%.

Со временем, полагаю, и в Беларуси будет осуществлена привязка данного вида детского пособия к средней зарплате одного из родителей, исходя из экономических возможностей государства. Такова и европейская практика. Например, в Швеции размер пособия достигает 80% заработной платы матери.

Напомню, Национальной программой дембезопасности предусмотрено также увеличение размера государственного пособия по уходу за ребенком-инвалидом с 65% до 100% БПМ. Эта норма будет введена уже в 2012 году.

Елена ПРУС
Все интервью