Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Замыкаться в рамках одной образовательной системы - это путь в никуда

Интервью 11.04.2014 | 18:52

Интенсивное развитие инновационных технологий и усиливающаяся конкуренция на международном рынке труда вынуждают многие государства по-новому взглянуть на проблемы качества и контроля образовательных процессов. Эта тема, доминировавшая во время дискуссий и круглых столов I Международного образовательного форума в Минске, сегодня актуальна и для Беларуси, и для России. О том, какая атмосфера царила среди именитых делегатов, приехавших в белорусскую столицу на EQE-Forum, влияет ли использование дистанционных технологий на качество обучения и может ли сегодня образовательная система быть замкнутой, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал представитель Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации Святослав Сорокин.

- Святослав Олегович, EQE-Forum собрал в Минске академиков с мировым именем, профессионалов высочайшего класса из Великобритании, США, Франции, Италии, Чехии и других стран. Удалось ли, на ваш взгляд, при этом избежать сухого формата чтения лекций и провести эту масштабную международную встречу в духе открытой дискуссии?

- Нет, лекций мы не услышали. Организаторы форума британская бизнес-школа "Магна Карта Оксфорд" и Центр международных связей смогли создать комфортную рабочую атмосферу, в которой все себя чувствовали участниками живого общения. Очевидно, что круг предложенных для обсуждения тем не отбирался искусственно: мы говорили именно о тех проблемах, которые волнуют сегодня представителей образовательного сообщества разных стран мира.

Обе наши страны - и Россия, и Беларусь - в рамках реализации Болонского процесса проводят последовательную работу по вхождению в европейское образовательное пространство для повышения востребованности и конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг. Сегодня в России, как и в Беларуси, идут процессы совершенствования системы образования, развивается национальная система гарантии качества в данном секторе. На форуме я с интересом узнал много нового о системе образования в Великобритании, о том, как там выстроены механизмы оценки качества со стороны работодателей и государства, как налажена система контроля и надзора по вопросам приема на обучение иностранцев. Это для нас важный опыт, поскольку развитие международного сотрудничества в сфере образования - одна из важнейших задач государственной политики Российской Федерации.

На форуме все внимательно слушали и представителей Запада, и белорусов, и гостей из Анголы, Грузии, Казахстана, других стран.

Кстати, Россия на форуме в Минске была представлена нашими вузами. В их числе - Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), Российский государственный социальный университет, Невский институт языка и культуры, Международный банковский институт, Международный университет бизнеса и права. Надеюсь, что зарубежным коллегам было интересно узнать кое-что новое о накопленном российском опыте.

- Российская и белорусская системы образования - выходцы из советской системы. Поэтому у нас объективно много общих черт и подходов в образовательной сфере. Есть ли по каким-то аспектам принципиально различные подходы?

- Определенные отличия есть в содержании образовательных программ, поскольку подготовка специалистов ведется с учетом специфики национальных экономик. Различается право - ведь в наших странах действует разная законодательная база. При этом большой разницы в фундаментальных и естественно-научных дисциплинах нет.

Хочу также отметить интеграционные процессы в образовании, которые идут между нашими странами. В Беларуси работает Белорусско-российский университет, в котором обучаются более 500 студентов, при этом практически все учатся на бюджетных местах. Обучение ведется по престижным и востребованным специальностям и направлениям подготовки инженерного и экономического профиля. Российскими и белорусскими вузами реализуются совместные проекты, развивается академическая мобильность студентов и преподавателей.

В целом о каких-то принципиальных различиях в образовании в Беларуси и России речь не идет. Законодательные базы в сфере образования в Беларуси и России в целом обеспечивают равные возможности получения качественного образования для наших граждан, механизмы и процедуры контроля и гарантии качества образования, которые существуют в наших двух странах, идентичны и сопоставимы. И поэтому у нас есть договоренность о взаимном признании дипломов.

- Выступая на форуме, вы упомянули о том, что в России ведется серьезная работа по пересмотру образовательных стандартов в вузах. Грядут кардинальные перемены?

- Поясню: во всех российских вузах сейчас действуют программы, по которым ведется подготовка в соответствии со стандартами так называемого третьего поколения. Сейчас на повестке дня стоит вопрос о разработке стандартов "четвертого поколения". Цель всех этих изменений - большая академическая свобода в определении содержания образовательных программ.

- Не ослабнет ли в таком случае контроль за качеством?

- Ни в коем случае. Сегодня в России особое внимание уделяется формированию независимой оценки качества образования, но это не значит, что будет ослабевать контроль! В наших планах - перенос центров ответственности по контролю за качеством и содержанием образования на работодателей и, как говорят, "потребителей конечного продукта вузов". В России с 1 сентября 2013 года вступил в действие новый закон об образовании. Он, в частности, предполагает более широкое участие профессионального сообщества и объединений работодателей в процедурах гарантии качества образования.

Еще один важный момент: согласно закону все образовательные организации должны ежегодно предоставлять нам в министерство сведения о своей деятельности в соответствии с утвержденным перечнем показателей. На основании собранных данных проводится ежегодный мониторинг эффективности деятельности вузов и их филиалов.

Так что качество было и будет под контролем. Мы намерены также использовать лучшие практики и передовой зарубежный опыт, разрабатывая и внедряя у себя новые механизмы по обеспечению гарантий качества образования.

- Среди белорусской молодежи и даже зрелых людей, добившихся многого в своей сфере деятельности, растет интерес к профессиональному высшему образованию и возможностям дистанционного обучения. Насколько это популярно в России?

- По нашим оценкам, около 200 российских государственных вузов применяют дистанционные образовательные технологии в своих программах. В частных высших учебных заведениях такая практика тоже есть. Но хочу подчеркнуть, что формы и методы преподавания, будь они традиционные либо дистанционные, никоим образом не влияют на процедуры оценки качества подготовки выпускников, которые проводятся в отношении образовательных программ. В обоих случаях предъявляются равно жесткие требования и к содержанию, и к качеству образования.

В России также есть зарубежные образовательные организации, которые предлагают образовательные услуги как самостоятельно, так и в партнерстве с вузами. Это достаточно востребованная услуга. На наш взгляд, программы обмена и академическая мобильность - это нормальный и естественный процесс в условиях глобализации экономики, он позволяет студентам расширить горизонты знаний, повышает их конкурентоспособность на рынке и увеличивает шансы трудоустройства в дальнейшем. Замыкаться в рамках одной образовательной системы в современных условиях - это путь в никуда.

Марта АСТРЕЙКО,
БЕЛТА.

Все интервью