Инструментальная лаборатория - новый проект "Славянского базара в Витебске", который в этом году был посвящен двум народным инструментам: балалайке и домре. Участниками мастер-классов стали ребята из колледжей и студенты вузов. Секретами виртуозной игры с ними делились известные музыканты, среди которых была солистка и концертмейстер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова, преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных Екатерина Мочалова. Именно в Витебске она и познакомилась с миром нот и мелодий: здесь девушка родом из Барановичей окончила музыкальную школу и колледж, после чего поступила в Гнесинку. Инструментальная лаборатория получила прописку как раз в стенах ее альма-матер - Витебском государственном музыкальном колледже имени И. И. Соллертинского.
- Многие, кто причастен к работе инструментальной лаборатории на нынешнем "Славянском базаре", уже говорят, что проекту быть и развиваться. И вы упоминали его как более чем успешный. Насколько порадовал уровень молодых музыкантов?- Я очень рада тому, что появилась такая лаборатория, и хочется, чтобы она обязательно продолжалась. Потому что именно инструментальная культура и уровень исполнителей, которые приехали на наши мастер-классы, очень высокий. Эти ребята - победители конкурса имени И.И. Жиновича, т.е. они - будущее исполнительства на народных инструментах нашей республики. Мне очень хотелось с ними познакомиться, поделиться новым репертуаром, какими-то находками и встретиться с педагогами, потому как они приехали со всей страны.
Со мной занимались ребята из Витебска, Могилева, Гродно и Гомеля - вся республика здесь была представлена. У нас прям настоящая лаборатория - это слово очень ярко отражает суть. Мы ищем, находим новые звуки, я показываю какие-то краски и моменты, они тоже со мной делятся. И я совершенно четко вижу, что вот это новое поколение вырастет в настоящих больших музыкантов, которые очень нужны нашей стране и будут потом ее прославлять по всему миру. Поэтому такие встречи очень важны сейчас. Приятно, что фестиваль становится таким культурным кластером, в котором есть еще и образовательная программа.
- Какой у ребят репертуарный запрос и какие тенденции здесь прослеживаются?- Когда я была в Минске на госэкзаменах, обратила внимание на то, что все ребята играют сочинения белорусских композиторов. И это очень здорово, потому что появляется огромное количество новой музыки, это и музыка, основанная на народном материале, потому что фольклор в Беларуси тоже очень интересный. Хочется, чтобы он жил и развивался и чтобы был донесен до слушателей - звучал на больших концертах. А ребята в лаборатории играют самую разную музыку - это и классические сочинения, и переложения интересные, и современная музыка. Поэтому они молодцы, и педагоги у них замечательные. Очень хочется быть вместе и взаимодействовать в этом отношении.
Кстати говоря, я сейчас тоже обратилась к музыковедам и попросила как раз сборник белорусских народных песен, которые собраны именно в фольклорной среде от носителей этого материала. И я уже обратилась к композиторам, чтобы они на основе этих тем написали академическую музыку для домры и хора, для домры с оркестром. Мне очень хочется белорусские корни развивать и преумножать, чтобы они превращались в новые интересные сочинения.
- Как скоро мы можем ожидать новую программу? Витебск тоже ее услышит и увидит?- В нашей программе для нынешнего фестиваля есть сочинения - "Две славянские песни" Кузьмы Бодрова для домры, фортепиано и хора. Это как раз была моя идея, чтобы современный автор написал сочинение на тему двух родных моих стран - Беларуси и России. И там использована тема белорусской песни "Купалинка" и русской "Лучинушки", которые соединились именно языком современной академической музыки. А вот новое сочинение, написанное на основе белорусского фольклорного тематизма, я верю, что очень скоро увидит свет. Потому что очень активно над этим работаю, уже обратилась к композитору и отнесла ему материал. Кстати, прекрасно поработали белорусские фольклористы, потому что это и диск с записью, и описания, и нотный материал - все очень наглядно, понятно и удобно для композитора. И я верю, что самые красивые темы они возьмут, используют и мы это скоро услышим. Обязательно я буду стараться привезти эту программу в Витебск.
- Как вы относитесь к использованию нехарактерных для народных инструментов техник игры, например фингерстайлу?- Если это талантливо сделано и художественно оправдано, то почему нет? Если это будет воздействовать на публику и нести информацию очень важную и серьезную, то может получиться очень органично, это будет здорово. Например, есть знаменитый российский балалаечник-виртуоз Алексей Архиповский, который создал совершенно новый жанр и играет музыку собственного сочинения. Она электронная, т.е. это балалайка с обработкой. Но благодаря его концертам целые залы собираются на балалайку - балалайку-соло, даже без оркестра, без аккомпанемента. И в этих городах, куда он приезжает, дети идут в музыкальную школу на балалайку.
На "Славянском базаре" ценители звучания народных инструментов могли насладиться их игрой на больших концертах. В частности, 13 июля "Новейшую российскую хоровую музыку" в Витебск привезли ансамбль Altro Coro Российской академии музыки имени Гнесиных, а также Екатерина Мочалова и Алексей Вакер.
XXXIII Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске" прошел с 9 по 15 июля. В этом году форум побил собственные рекорды: в нем приняли участие представители 42 стран, а количество аккредитованных участников превысило 7 тыс. человек. Фестивальный сайт посетили свыше 250 тыс. раз, сюда заглянули пользователи из Беларуси, России, Казахстана, Германии, Молдовы, США, Литвы, Польши, Израиля, Франции и других государств - эти цифры продолжают расти.-0-
Евгения АРХИПОВА,
БЕЛТА.-0-