Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Внедрение новых технологий позволит увеличить доходность кинотеатров в райцентрах вдвое

Интервью 16.03.2011 | 09:06

ОТ БРАТЬЕВ ЛЮМЬЕР ДО 3D

Несколько лет назад ходили разговоры о том, что кинопрокат умирает, с развитием Интернета, появлением DVD-плееров, компьютеров в каждом доме отпала потребность в посещении кинотеатров. Но с приходом новых технологий кино возвращается в массы, снова входит в моду смотреть фильмы на большом экране. Преображение коснулось и киносети Минской области. Стереокино, киноаттракционы 5D, системы Dolby Stereo стали достопримечательностями не только столицы. Такие развлечения доступны и жителям райцентров столичного региона. Уютная атмосфера, приятная музыка, несколько залов, кафе и пиццерии - вот будущее и уже настоящее кинотеатров на периферии. О том, как будет дальше развиваться киновидеопрокат Минской области, как повысить доходность кинотеатров и привлечь зрителей, корреспондент БЕЛТА беседует с генеральным директором КУП "Миноблкиновидеопрокат" Юрием Михайловичем Черноушко.

- Юрий Михайлович, Минская область на протяжении последних лет прочно удерживает лидерство в сфере киновидеопроката среди других регионов республики. Благодаря чему удается добиваться хороших результатов?

- В 2010 году наши кинотеатры обслужили 3 млн. 132 тыс. зрителей - это больше, чем любая другая область республики, хотя и несколько меньше, чем Минск. Но средняя посещаемость у нас выше, чем в столице. Населению оказано платных услуг на Br3,5 млрд., что на 20% больше уровня 2009 года. Мы выполняем доведенные нам показатели. Кинотеатры преображаются, оснащаются современным проекционным и звуковым оборудованием, жители райцентров получают возможность посещать комфортные кинозалы. На большие экраны в крупных городах, таких как Солигорск и Борисов, новинки кинопроката выходят в одно время с Минском и Москвой. Киноафиша становится более разнообразной. Все это сказывается на доходности киносети.

- Можно ли говорить об окупаемости кинотеатров? Это возможно на периферии?

- Что касается окупаемости вообще, то районные кинотеатры убыточны, мы не можем пока обойтись без госдотаций, нужно вкладывать большие средства в модернизацию. Доходы, конечно, растут, но растут и затраты. Большая статья расходов - коммунальные платежи, выплата зарплат работникам. Пока мы не можем говорить об окупаемости даже отдельных кинотеатров, таких как кинотеатр "Октябрь" Борисова, где созданы все условия для просмотра. Когда кинотеатр отремонтирован и переоснащен, то вложения минимальны - только эксплуатационные расходы. Если вся киносеть за пятилетку будет приведена в порядок, то доходы к 2015 году увеличатся как минимум в два раза. Так, только из-за того, что в некоторых кинотеатрах мы сделали более уютными кинозалы, кассы, фойе, оборудовали системами Dolby Stereo, их доходы возросли в 1,6-2 раза.

В 2008 году в Воложине после реконструкции открылся кинотеатр "Юность" - его, по нашим данным, можно назвать самым оснащенным кинотеатром небольшого райцентра в республике. Его доходы увеличились примерно в 1,3 раза, но прибыльным он, к сожалению, не стал. В десятитысячном городе прибыли никогда не будет, даже если внедрить систему 3D, потому что здесь нет зрительского потенциала. В кино ведь в основном ходят одни и те же люди, в большинстве молодежь.

Что касается прямой окупаемости (окупаемости стоимости фильма в прокате), то это достигается за счет того, что показ премьерного кино в валообразующих кинотеатрах не отстает от мирового проката.

- Коснулась ли киносети Минской области реорганизация?

- Да, эти процессы затронули и киновидеопрокат Минской области. В 2008 году часть кинотеатров была передана в районную собственность, но уже в 2009-2010 годах из-за убыточной работы они снова стали структурными подразделениями "Миноблкиновидеопроката". Три кинотеатра - "Мир" и "Родина" в Борисове, кинотеатр в городском поселке Красная Слобода - закрылись. По оценке специалистов, их ремонт нецелесообразен. Сейчас мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами, которые могут приспособить эти помещения для других целей. Кинотеатр "Мир", к примеру, уже выставлялся два раза на аукцион - пока покупатель не нашелся, но с понижением цены, скорее всего, будет продан. Теперь в области из 28 кинотеатров работают 25 - это наибольшее количество в республике, ни одна другая область не имеет столько. Только в Борисове их три (без учета двух закрытых). Этого вполне достаточно.

- Кино перестало быть труднодоступным, как это было в советские годы. Сегодня почти у каждого есть DVD-проигрыватель, компьютер, и посмотреть интересующий фильм дома не составляет большого труда. Как привлечь зрителей в кинотеатры?

- Этим обеспокоены не только кинопрокатчики, но и создатели фильмов, они придумывают что-то новое. Сначала появилась система Dolby Stereo, затем, когда этого стало мало, изобрели форматы 3D, 5D. Киноиндустрия чутко реагирует на вызовы времени. Есть и другие способы привлечения посетителей. Так, в Таиланде в кинотеатрах могут подать тапочки, плед, чтобы зритель чувствовал себя как дома. Японцы продают билетов в кино на выходные больше, чем мест - киноманы должны стремиться в кинотеатр, боясь не попасть на сеанс. Больше всего любителей посмотреть фильмы на большом экране в Америке, здесь отмечается самая высокая посещаемость. Белорусы в среднем ходят в кино 1,6 раза в год, в Минской области - 2,2 раза, россияне - 1,5 раза, немцы - один раз в год.

Тяжелое время для киносети на всем постсоветском пространстве началось с развалом Советского Союза, появилось много альтернативных видов услуг, открылись новые возможности для проведения досуга. Тогда зритель фактически ушел из кинотеатров - в Минской области количество посетителей снизилось до 2,3 млн. человек в год, тогда как раньше обслуживалось почти 19 млн. Потом постепенно эта цифра стала увеличиваться. Заметное оживление наметилось у нас лет пять назад, когда мы начали серьезно заниматься техпереоснащением кинотеатров. В 2003 году появились первые Dolby Stereo (в кинотеатре "Октябрь" Борисова). Сейчас в Минской области семь кинозалов оборудованы Dolby-системами. Конечно, сказывается отставание от развитых стран (на Западе новые технологии в киноиндустрию пришли гораздо раньше - более 20 лет назад), но смотреть фильмы на большом экране вновь входит в моду.

- Эта тенденция сохранится?

- Думаю, да, если мы продолжим приводить кинотеатры в порядок, оснащать их современным кинопроекционным и звуковым оборудованием, системами Dolby Stereo, 3D. В основном кинотеатры построены в 60-70-е годы прошлого века, они морально и физически устарели, не в состоянии предоставить качественные услуги. За это время практически капитальные ремонты не проводились. А зрителя уже не обманешь: раньше он мог мерзнуть в кинозалах, сидеть на деревянных сидениях, сейчас люди много ездят, видят, и их уже не устраивают такие условия. Во главу угла ставится комфорт. Только создавая уютную атмосферу, можно собрать аудиторию. В наших крупных кинотеатрах уже есть VIP-залы (я имею в виду Борисов, Солигорск, в перспективе Молодечно, Слуцк, Пуховичи, Дзержинск), где установлены удобные кресла, диваны, там открываются кафе, пиццерии. Говорят, театр начинается с вешалки. То же касается и кино. Важно, чтобы наши кинотеатры действительно стали центрами досуга населения, чтобы здесь можно было не только посмотреть фильм, но и отдохнуть, получая дополнительные услуги. Ведь в райцентрах не так много развлечений. В этом нас поддерживает государство в лице Минского облисполкома, выделяются средства на ремонт и содержание кинотеатров. И радует, что это не какая-то разовая акция, а плановый процесс. Хотелось бы, чтобы темпы были более быстрыми и все кинотеатры скорее преобразились.

- Как будет развиваться киносеть Минской области в ближайшее время?

- Мы уже занимаемся обустройством кинотеатров, за последние три года на их развитие направлено более Br17 млрд. Это огромная сумма, такие средства в киносеть не вкладывались лет 25-30. Согласно Государственной программе "Культура Беларуси" на 2011-2015 годы только на текущий и капитальный ремонт выделяется около Br27 млрд. Будут приобретаться кинопроекционные системы, транспорт, до 2015 года в основном все кинотеатры Минщины приведем в порядок.

- Пока в Минской области только один кинотеатр, где есть 3D-кинозал. Станет ли их больше? Насколько востребовано 5D-кино?

- Мы рассчитываем, что к концу 2011 году кинотеатров, где будет показываться 3D-кино, у нас станет три. Помимо "Октября" в Борисове такими системами будут оборудованы кинотеатры "Родина" в Молодечно (он сейчас на реконструкции и откроется в конце августа) и "Зорка Венера" в Солигорске. Затем цифровое кино придет и в другие города.

Что касается 5D, то первый такой кинозал в республике открылся именно в Минской области, в Молодечно в 2008 году. Затем оборудование в связи с реконструкцией молодечненского кинотеатра переместилось в Солигорск. В октябре 2009 года 5D-кинозал появился в Борисове. Развлечение пользуется популярностью, но здесь все зависит от того, насколько быстро меняются игровые программы, есть ли зрительский потенциал. В небольшом райцентре эта услуга не окупится, только город со 100 тыс. жителей и более может себе ее позволить. Пока мы больше не планируем открывать 5D-кинозалы. Выходом из ситуации могут стать передвижные 5D-кинотеатры, мы рассматриваем возможность создания таких киноаттракционов на колесах, чтобы можно было ездить "на гастроли". С подобным предложением обращались к белорусским производителям, и такое возможно, но пока возникают проблемы с реализацией идеи - не везде есть необходимые для показа помещения.

- Какие услуги получают сельские жители?

- Жители глубинки также не обделены. Конечно, премьерное кино к ним приходит позже, чем в крупные города, но если говорить об условиях показа, то они не хуже городских. В соответствии с программой возрождения и развития села преобразились дома культуры, где мы в основном и показываем кино, закуплены передвижные видеокомплексы.

- Один из методов привлечения зрителей - интересная репертуарная политика. Сколько фильмов в год выходит на большие экраны Минской области? Какие картины белорусского и зарубежного производства собрали в 2010 году наибольшую кассу? Показывается ли в кинотеатрах культовое, ретроспективное, семейное кино?

- В год мы покупаем 85-100 наименований художественных фильмов. Иногда, когда видим, что картина окупится, приобретаем две копии, чтобы премьерное кино одновременно показать в Борисове и Солигорске. Так новинки сезона быстрее проходят по нашим кинотеатрам и доходят до сельских жителей. Из зарубежных фильмов за всю историю проката самым кассовым стал "Аватар", только за 2 месяца он собрал более Br124 млн. Если бы он показывался в формате 3D (к тому моменту еще не было в Минской области такой возможности), то доходы возросли бы вдвое.

Из белорусских картин наибольшей зрительской симпатией пользовался кинопроект Союзного государства военно-патриотическая драма "Брестская крепость" (заработал более Br34 млн.). Первый белорусский фильм ужасов "Масакра" собрал Br4,8 млн., кинолента "Волки", удостоенная Гран-при VII Фестиваля белорусских фильмов, - Br17,5 млн., комедия "Дастиш фантастиш" - Br3,4 млн.

Но в наших кинотеатрах идут не только художественные фильмы, организуются кинолектории на различные темы. В прошлом году в прокат было выпущено свыше 540 видеофильмов белорусского производства, в том числе 447 документальных кинолент. Фестивальное кино мы тоже показываем, но гораздо реже, чем в Минске, и только в крупных кинотеатрах. Делаем и ретроспективные показы, хотя не часто, в наших архивах есть около 17 тыс. кинолент прошлых лет. Правда, они не очень хорошего качества, выпущены на обычной пленке, которая плохо сохранилась. Фильмы для семейного просмотра постоянно на экранах. Для таких показов лучше подходят многозальные кинотеатры. Вообще несколько залов - большое подспорье в работе.

- А очереди из желающих попасть в кино в Минской области наблюдаются, как это было раньше? В Минске, например, небывалый ажиотаж вызвало открытие первого в республике 3D-кинотеатра "Киев", люди часами ждали заветного билета…

- В Борисове тоже премьерные показы фильмов в формате 3D пользовались популярностью (такая услуга появилась в регионе только в ноябре 2010 года) и очереди стали иметь место. Это хороший признак того, что зритель вернулся в кино.

Надежда РАДИВОН,
БЕЛТА.

Все интервью