Директива №4 простимулировала деловую активность в Беларуси
Директива Президента Беларуси от 31 декабря 2010 года №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" уже год является программным документом для белорусской вертикали власти. Предпринимательский сектор вполне определенно обозначен в нем как значимый и уже неотъемлемый элемент национальной экономики. Как реализовывался правительством взятый курс на развитие предпринимательской инициативы в течение 2011 года, рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА директор департамента по предпринимательству Министерства экономики Александр Груздов.
- Александр Семенович, каким параметром измерять реализацию Директивы №4? Статистикой численного роста предпринимателей или количеством принятых в этой сфере нормативных актов?
- На самом деле ни то, ни другое не является самоцелью. Внимательно вчитайтесь в Директиву №4. Там ведь не формулируется задача тотального перехода белорусского трудоспособного населения в предпринимательский сектор. Цель ставится качественная: переориентация деловой активности из торгово-посреднической сферы в сферу производства, в идеале - инновационного производства. Для стимулирования этого процесса потребовалась основательная правовая база.
Пакет принятых нормативных актов довольно весом. Справочно могу сообщить, что по состоянию на 1 января 2012 года в рамках реализации Директивы №4 издано 78 нормативных правовых актов. В этом числе 1 декрет, 17 указов и 2 распоряжения Президента Республики Беларусь, 23 постановления Совета Министров, 4 постановления правления Национального банка, 30 ведомственных актов, в том числе постановления Минэкономики, Минфина, Минздрава, Минстройархитектуры, Минюста, Минтруда и социальной защиты, Госстандарта.
Теперь обратимся собственно к статистике. По состоянию на 1 декабря 2011 года в стране осуществляли хозяйственную деятельность 91,5 тыс. малых предприятий и 221,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. По данным Министерства юстиции, только в 2011 году в Беларуси было зарегистрировано 14 395 юридических лиц и 41 962 ИП, 637 организаций с иностранными инвестициями. Количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 6,2%. Мы можем констатировать, что деловая активность в республике нарастает, продолжается приток в экономику иностранного капитала.
- От общих цифр предлагаю перейти к конкретным проблемам предпринимателей. На первом месте, наверное, будут жалобы на налоговое бремя.
- Честно говоря, я не знаю такой страны, где предприниматели с восторгом платили бы налоги. Для начала вспомним, что с 1 января 2012 года ставка налога на прибыль снижена с 24% до 18%, что делает Беларусь страной с самой низкой ставкой этого налога в Таможенном союзе и одной из самых низких в Восточной Европе.
К настоящему времени налоговая реформа в республике в основном завершена. По структуре, составу и количеству налогов отечественная налоговая система соответствует стандартам развитых стран. Ее основу составляют 7 общепринятых налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на недвижимость, налог на землю, экологический и социальный налог), поступления от которых позволяют финансировать государственные расходы на необходимом уровне, не создавая при этом ограничений для экономического роста.
Среднестатистический плательщик уплачивает только 5 налогов, причем, как правило, ежеквартально. Такая же периодичность установлена и для предоставления налоговых деклараций, в том числе в электронном виде.
Активно используется такой инструмент, как налоговые льготы. В рамках реализации Директивы №4 предоставлен ряд налоговых льгот субъектам хозяйствования, осуществляющим создание объектов придорожного сервиса, а также реализующим бизнес-планы развития высокоэффективных и конкурентоспособных экспортных производств.
- Предприниматели говорят о чрезмерно усложненных административных процедурах, сопровождающих хозяйственную деятельность в Беларуси…
- В части упрощения административных процедур за минувший год, на мой взгляд, сделано немало. Прогрессивной мерой является введение электронной государственной регистрации субъектов хозяйствования. На начальном этапе, с 1 сентября 2011 года, такой формат введен в Минске, а затем он будет действовать на всей территории республики.
Заметно сокращены случаи вмешательства органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности. Отменены ограничения надбавок в оптовой и розничной торговле, а также обязательное составление экономического обоснования уровня применяемых цен и тарифов. Однако сохранено государственное регулирование на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары, работы и услуги, определяющие жизненный уровень населения.
Исключено излишнее регулирование рынка труда - применению Единой тарифной сетки придан рекомендательный характер, субъектам предпринимательской деятельности предоставлено право самостоятельно принимать решение о выборе любой системы оплаты труда работников. Значительно сокращен перечень учетных документов - утверждены 9 форм первичных учетных документов, обязательных к применению.
Установлен единый порядок проведения кассовых операций, расчетов наличными денежными средствами. Отменены требования банков по установлению для субъектов предпринимательства лимитов остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки, размеров расходования наличных денежных средств из выручки.
Есть понимание, что в этой сфере должен быть один исчерпывающий документ. Совет Министров Республики Беларусь планирует рассмотреть проект Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Развитие частного предприятия зачастую ограничено отсутствием площадей. Приобретение недвижимости для хозяйственных целей иногда становится неподъемной задачей для отечественного предпринимателя.
- Напомню, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, арендующие не менее трех лет здания, сооружения, изолированные помещения, пользуются правом преимущественного приобретения данного объекта с рассрочкой платежа на пять лет. Эта норма действует с середины 2011 года.
С нынешнего года негосударственным юридическим лицам предоставлено право приобретать в частную собственность земельные участки, ранее данные в пользование для обслуживания принадлежащих им капитальных строений. Гражданам дано право использовать земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, без изменения их целевого назначения также и для ремесленной деятельности, оказания услуг в сфере агроэкотуризма, иной предпринимательской деятельности.
Но в целом дефицит производственных площадей и офисных помещений в крупных города страны существует. Одним из путей решения данной проблемы мы видим создание инкубаторов малого предпринимательства на неиспользуемых площадях крупных предприятий. Так, в 2011 году в Минске, где особенно остро ощущается нехватка площадей, зарегистрировано 4 таких инкубатора.
- Практически каждый месяц мы слышим о появлении в Беларуси новых центров поддержки предпринимательства и бизнес-инкубаторов. Востребованы ли они предпринимательской средой?
- Безусловно. В минувшем году более 53 тыс. человек воспользовались услугами 76 центров поддержки предпринимательства. Кроме того, в стране действует 15 инкубаторов малого предпринимательства. По предварительным данным, они представили в аренду помещения общей площадью 36,6 тыс.кв.м, на которых размещено 294 субъекта малого предпринимательства.
Инкубаторы также предоставляют субъектам малого предпринимательства офисное оборудование и иное имущество, оказывают арендаторам информационные, консультационные услуги, содействуют в поиске партнеров и внедрении в производство современных технологий. Усовершенствован порядок оказания бюджетной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках госпрограмм. При этом упрощены условия получения такой поддержки.
Бизнес-сообщество все активнее привлекается к обсуждению значимых законопроектов. Можно говорить о постоянном устойчивом диалоге власти и предпринимательства - при органах государственного управления в 2011 году создано 27 общественно-консультативных и экспертных советов.
- Обратимся к главному посылу Директивы № 4. Обозначилось ли какое-то перемещение деловой активности и капиталов в сферу инновационно-производственной деятельности?
- В 2010 году малый и средний бизнес Беларуси дал 40% национального экспорта. Соответствующую статистику 2011 года мы будем иметь несколько позже, но думаю, что этот показатель меньше не станет.
Мы продолжаем внедрять проверенные мировой практикой механизмы стимулирования инноваций и инвестиций. В целях улучшения инвестиционного климата созданы более привлекательные условия для инвесторов. Для них предусмотрен ряд налоговых и других льгот, они также освобождены от арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства объектов в рамках инвестпроекта, на период проектирования и строительства таких объектов.
Подготовлен проект указа, регламентирующий деятельность индустриальных зон, создаваемых с целью осуществления производственной или научно-исследовательской деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства.
Среди задач 2012 года мы видим дальнейшую либерализацию отношений в области страховой деятельности, совершенствование процедур лицензирования отдельных видов деятельности, гарантирование квот субъектам малого предпринимательства при государственных закупках товаров (работ, услуг), стимулирование деловой инициативы населения и активизации экономического развития регионов, упрощение бухгалтерского учета и отчетности, совершенствование залогового законодательства.
В целом мы должны сформировать полноценное партнерство государственной и частной форм собственности как механизм конструктивного взаимодействия власти и бизнеса в самых разных сферах жизни.
Игорь ФИЛИПЕНКО