Белорусская АЭС строится по проекту АЭС-2006 с реакторами ВВЭР-1200, который учитывает постфукусимские требования и отвечает стандартам безопасности МАГАТЭ. Одна из особенностей проекта - комбинированное использование активных и пассивных систем безопасности. На первом энергоблоке уже монтируется основное оборудование ядерного острова, и в 2019 году он должен быть готов к вводу в эксплуатацию. О том, что сейчас происходит на главной стройке страны и как будет обеспечиваться безопасность АЭС, рассказал главный инженер РУП "Белорусская АЭС" Анатолий Бондарь.
- Проектом Белорусской АЭС предусмотрены двойная защитная оболочка и ловушка расплава. Они обеспечивают невыход радиоактивных веществ за пределы гермообъема при любой аварии, даже запроектной. Толщина внутренней защитной оболочки из напряженного железобетона составляет 1,8 м, диаметр - 44 м, высота - под 70 м. Это серьезная и надежная система защиты. Кстати, около 50% стоимости всего энергоблока уходит на реализацию систем безопасности. Внешняя оболочка - 1,2 м, она защищает от падения самолета, техногенного воздействия, природных катаклизмов, в том числе смерчей и землетрясений.
Дополняет эту мощную локализующую систему безопасности ловушка расплава активной зоны, которая находится под реактором и предназначена на случай запроектных аварий. Но даже гипотетически трудно назвать причину, которая может привести к запроектной аварии и срабатыванию ловушки расплава. Конструкция энергоблока такова, что даже расплав активной зоны локализуется в этой ловушке. Но все расчеты показывают, что толщина корпуса реактора достаточна, чтобы при любой аварии расплав остался в самом корпусе. Ловушка расплава - лишь подстраховка.
Это пример одной из систем безопасности - локализующей. Помимо нее предусмотрены еще три системы - защитная, обеспечивающая и управляющая системы безопасности. Таким образом, обеспечивается комплексная защита атомной электростанции.
- По свежим следам фукусимских событий был сделан экспресс-анализ проекта АЭС-2006, и эксперты, ученые в один голос заявили, что этот проект хорошо защищен от всех аварийных событий с полным обесточиванием блока с наложением природных катаклизмов, будь то землетрясение, цунами и так далее. То есть наш проект даже не требовал корректировки. Тем не менее, помимо уже предусмотренных дизель-генераторов мы запланировали передвижную дизель-генераторную установку. В случае прерывания энергоснабжения ее можно подключать для подведения охлаждающей воды к активной зоне реактора.
С событиями, которые произошли на Фукусиме, станция бы справилась. Даже с цунами, которого в Беларуси в принципе быть не может.
Корреспонденты часто спрашивают, на падение какого самолета рассчитана гермооболочка. По проекту - на падение самолета 5,7 т. Но с учетом принятия других мер (в том числе мы создаем закрытый воздушный коридор, где не должны летать самолеты, не будем забывать, что у нас есть система ПВО) мы сводим вероятность падения чего-либо до 10-ти в минус 7-й степени.
- Оборудование длительного цикла изготовления для первого энергоблока на 100% законтрактовано. Осталось поставить два блочных трансформатора и транспортный шлюз. Основное крупногабаритное оборудование находится на проектных местах: корпус реактора, четыре парогенератора, гидроемкости системы аварийного охлаждения и др. В настоящее время идет выверка положения корпуса реактора и парогенераторов по осям, корпус уже занял проектное положение. Ближайшая задача - все выставить, выверить и начать сварку главного циркуляционного трубопровода - это одно из ключевых событий. Если мы начнем сварку ГЦТ в мае, то, выполнив эту ключевую позицию нашего графика, сможем выйти на загрузку топлива в начале 2019 года и, таким образом, обеспечить ввод в эксплуатацию первого энергоблока в 2019 году. Ход строительно-монтажных работ показывает, что мы можем это обеспечить.
Сварные швы проверяются весьма тщательно, контроль беспрецедентный как со стороны генподрядчика, так и со стороны наших подразделений. Я не буду уточнять детали, технология достаточно сложная, но, поверьте, этим вопросам уделяется большое внимание, контроль многоступенчатый с привлечением специализированных российских и белорусских организаций.
- Обучение персонала - ключевой момент при запуске атомной электростанции. Для работы на блочном пульте управления подбираем кадры с опытом работы на российских и украинских АЭС. Тем не менее, даже с опытом работы они проходят дополнительную подготовку по индивидуальной программе для работы на нашем проекте. Для тех, у кого нет опыта работы на АЭС, предусмотрена комплексная программа подготовки, а также стажировки на российских атомных станциях.
При этом важно добиваться того, чтобы после обучения персонал остался и дальше здесь работать. По опыту работы в Китае, где очень динамично развивается атомная энергетика, могу сказать, что битва за кадры может быть очень сложной. В России, Украине, других странах востребованы квалифицированные атомщики.
Хотя при работе АЭС процессы автоматизированы, операторы в основном наблюдают и человеческий фактор сведен к минимуму, но человек решает все - даже при такой автоматике. Поэтому подготовке персонала Белорусской АЭС уделяется большое внимание. Уже введен в работу учебно-тренировочный центр с полномасштабным тренажером, который полностью моделирует блочный щит управления станцией. Это позволяет тренироваться в условиях, максимально приближенных к реальному управлению станцией.
БЕЛТА.