Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

В начале было слово

Интервью 25.01.2015 | 17:08
Сегодня поэту и актеру Владимиру Высоцкому могло бы исполниться 77 лет. В день рождения барда вспомнят на сцене и на экране. По сложившейся традиции театр на Таганке сыграет "Владимира Высоцкого". А у жителей белорусской столицы 25 января есть уникальная возможность в клубе "До зари" познакомиться с Евгением Чулковым из Нижнего Тагила (Россия), признанным в бардовской среде одним из лучших исполнителей песен Владимира Семеновича. Он более 50 лет занимается изучением творчества актера и поэта и лично встречался со своим кумиром. С большим успехом концерты Евгения Чулкова прошли накануне в Бресте и Могилеве. Корреспонденту БЕЛТА удалось взять у него эксклюзивное интервью.

- Когда впервые вы столкнулись с творчеством Владимира Высоцкого? Что стало определяющим в том, что вот уже более 50 лет вы живете с его песнями?

- Впервые услышал песни Высоцкого в 9 классе. Просто в то время я играл немного на гитаре, знал несколько песен Окуджавы. Знание этих песен и владение гитарой делало мой рейтинг в компании друзей несколько выше, чем средний. А когда я услышал песни Высоцкого, не зная даже, кто их автор, понял, если я их выучу, буду на 1-м месте. Первые песни были блатного характера, мы думали, что они с зоны, а человек, написавший их, побывал в местах заключения. Оказалось потом, что это песни Владимира Семеновича, который работал на Таганке, что это актер, интеллигентный человек, и никакого отношения к тюрьме он не имел. Сначала я не ставил акцент на Высоцком, занимался активно авторской песней как исполнитель. В моем репертуаре было много песен Юрия Визбора, Евгения Клячкина, Юрия Кукина, Александра Городницкого, Александра Галича и других классиков этого жанра. Но постепенно как-то получилось, что я из всей этой армады вышел и примкнул к Высоцкому, у меня осталась как бы тяга только к его творчеству.

В начале было слово

- А сыграло роль на переход к творчеству Высоцкого то, что у вас и голос очень похож по тембру?

- Раньше у меня был немного другой голос. Я пытался по молодости как-то так похрипывать. И меня много упрекали, что я пою под Высоцкого. Когда мне так говорили, я вообще прекращал петь песни прилюдно, потому что меня это очень сильно обижало. Хотя я и раньше чувствовал, что их по-другому петь нельзя, но так явно и копировать нельзя. Ко мне постепенно пришло понимание, что есть песни, например, "Кони привередливые", еще кое-что, которые петь прилюдно никогда не буду, потому что это будет страшная пародия. И как бы я там ни пыжился, это у меня не получится, я не смогу передать тот накал и напряжение своим голосом.

- Песни Высоцкого очень быстро набрали популярность. Для людей – это был свежий глоток воздуха, голос совести и неприкрашенной жизненной правды во времена советского застоя. Вас часто приглашали с концертами, "потусить" в компаниях?

Да, меня часто стали приглашать с концертами. Мне приходилось выступать на престижных концертных площадках Москвы и Ленинграда, в том числе на Таганке. Сейчас я не так часто выступаю с концертами, но очень благодарен творческому объединению "Своя среда" в Минске и одному из его создателей известному автору исполнителю Ольге Залесской, которая ежегодно меня вытягивает зимой в Беларусь. Уже шестой раз подряд приезжаю в вашу страну с гастролями, и всегда они проходят с неизменным успехом. Я очень серьезно готовлюсь к каждому концерту, привожу новые программы, ну, и, конечно, стараюсь построить свои выступления в формате диалога со зрителем, в том числе выполняя заявки любителей творчества великого актера и барда. Благодаря нашему тесному сотрудничеству с белорусами, мои выступления также прошли в Варшаве и Праге.

- А как вам удалось лично встретиться с Владимиром Высоцким, ведь тогда, на пике его популярности, к нему далеко не всех подпускали?

- Высоцкий 29 апреля 1979 года приехал на гастроли с ансамблем "Поющие электрины" в город Глазов. Он тогда выступал во втором отделении. Сначала мы хотели с ним познакомиться через участников ансамбля, но нам посоветовали действовать напрямую. Мы решили "поймать" его в ресторане ведомственной гостиницы, где он проживал. И вот мы пошли в ресторан и стали ждать. И тут открывается служебный вход, появляется Высоцкий. Он встал в дверном проеме, секунду другую постоял, кивнул головой залу и прошел к своему столику. Мы немного понаблюдали и решили перехватить его в переходе, который  вел из ресторана в гостиницу. А у меня случайно оказалась фотография Владимира Семеновича, которую подарил мне друг. Его отец сфотографировал Высоцкого, когда работал экскурсоводом на теплоходе "Шота Руставели", на котором Владимир Семенович путешествовал с Мариной Влади. Чтобы получить расположение и завязать разговор, я первое, что сделал, предъявил это фото Высоцкому. Мы попросили его о личной встрече и возможности побеседовать. А он как-то ходит кругами, явно намереваясь ретироваться от навязчивых поклонников, и приговаривает: "Завтра, завтра, завтра…". А мы ему: "Владимир Семенович, куда же вы, ведь мы с вами так и не договорились?". А он отвечает, что ему сегодня некогда. А нам-то терять нечего: "А мы завтра не сможем!". "Это почему?" - удивился Высоцкий нашему напору. "А потому что мы приехали из Нижнего Тагила и нам надо уезжать", - ответили хором друзья. А он без всякого задает нам вопрос: "А как там Изочка? (Иза Константиновна Высоцкая – первая жена барда и актера. - Прим.БЕЛТА). И тут он сдался на наши уговоры и назначил встречу перед концертом.

- Правда, что именно на этой встрече вы получили добро заниматься творчеством Высокого и выступать с его песнями на сцене?

- Да, на самом деле так и было. Чтобы не выглядеть в глазах гения дураками, мы заготовили ему кучу умных вопросов. Правда, встречу он несколько раз за день переносил: у него было несколько выступлений. Но все же к нашей великой радости он пришел. Выпил стакан боржоми, взял стул и сказал: "Ребята, теперь отвечу на все ваши вопросы". И тут нас понесло. Все, что мы приготовили, все забыли, потому что каждый его ответ порождал новый вопрос. В ходе беседы мы задали и свой главный вопрос: можно ли получить разрешение заниматься его творчеством, на что Владимир Семенович спросил, зачем это нам надо. А мы ему в ответ: "Владимир Семенович, ваше творчество не так хорошо известно широкой публике, как нам, поэтому мы и хотим это сделать". Короче говоря, мы получили самое главное – личное согласие Высоцкого.

Чтобы закрепить нашу дружбу, мы даже набрались наглости (с нами было спиртное, так как дело было накануне великого советского праздника 1 Мая) и стали окольными путями предлагать Высоцкому составить нам компанию. На что Высоцкий открыто сказал: "Эй, ребята, я человек пьющий, но во время работы я никогда не пью". Это дословные его слова. Поэтому, скажу откровенно, ни песен мы с ним не пели, ни водки не пили, просто беседовали. Потом, когда заметили, что он несколько раз украдкой смотрел на часы (ему уже нужно было выходить на сцену), предложили в завершение нашей встречи покурить. Он взял "Беломор" у моего друга, закурил, и мы еще успели пообщаться минут десять, а мой товарищ Сашка его даже снял на видеокамеру. Договорились с Высоцким встретиться еще раз, спросив разрешения подойти к нему так же запросто, вынырнув, например, из фойе на Таганке. На что он сказал: "Приезжайте!". Потом он со сцены говорил, что есть просто любители его творчества, а есть настоящие любители, которые сегодня были у него и будут еще.

В начале было слово

- И вы после этой встречи, вдохновленные его согласием, сразу приступили к работе?

- Да, мы сделали программу по творчеству Владимира Семеновича "Судьба поэта", причем достаточно острую. Нам обком партии в Ижевске даже запретил ее показывать. Зал уже был битком набит людьми, а мы не знали, что делать. В итоге убрали из программы пару стихов, режиссер же взял на себя весь риск. Отработали мы здорово. Эта программа понравилась и матери Владимира Семеновича Нине Максимовне, с которой у нас завязались теплые отношения. Также меня в моем деле поддержал друг Высоцкого, известный российский предприниматель Вадим Туманов. Я был у него в гостях, пел в кругу его друзей. И он иногда толкал меня в бок и скороговоркой говорил: "Лучше Вовки спел, лучше Вовки спел…". А я в ответ возмущенно: "Да как можно лучше спеть, чем Владимир Семенович?".

- Вы живете в одном городе с первой женой Владимира Высоцкого, народной артисткой России Изой Константивной Высоцкой. Поддерживаете ли вы с ней отношения?

- У нас очень хорошие отношения. Единственное, я стараюсь не казаться назойливым. Она очень гостеприимная, хорошо относится ко мне и моей жене Елене, которая даже помогала делать рукопись ее первой и пока единственной книги "Короткое счастье на всю жизнь". Она сейчас живет одна. Иза Константивна и по сей день служит Мельпомене, работает в местном театре. Ее сын живет в Свердловске, у него семья.

- Как вы относитесь к тому, что вас называют в бардовской среде одним из лучших исполнителей творчества Владимира Высоцкого? И есть ли у вас конкуренты в хорошем смысле этого слова, кто серьезно занимается творчеством Владимира Семеновича?

- Честно говоря, я их не знаю. Не потому что я такой великий, а просто я не езжу ни на какие фестивали, потому что не хочу принимать участия в соревнованиях, "кто лучше споет Высоцкого". Может быть, такие и есть, но я просто о них не слышал. Есть люди, которые, казалось бы, неплохо исполняют Высоцкого, и у них красивый голос, но они, к сожалению, не всегда понимают, о чем поют. Они просто выучили слова и начинают исполнять. А у меня немного другая трактовка. Я должен через себя это пропустить. Ну, не может быть хорошим директором завода отличник, только что закончивший институт. У него должен быть опыт. Так и в творчестве. Это должно накопиться, а я занимаюсь творчеством Высоцкого уже больше пятидесяти лет.

- Творчество Высоцкого как-то отразилось на вашей личной судьбе?

- Я всегда хотел быть похожим на героев творчества Высоцкого, потому что они положительные люди, сильные духом. И я не то, чтобы писал с них свою жизнь. Но, если у меня возникают в жизни какие-то проблемы, трудности, всегда нахожу какой-то аналог в песенных персонажах Высоцкого. Многим из них гораздо труднее, но они выходят из этих жизненных ситуаций достойно. Я учусь у них до сих пор уму разуму. Причем, чем старше я становлюсь, тем больше открываю смысла и тайны в творчестве Высоцкого – "первое, второе, третье дно". Раньше, например, так думал о песне, а сегодня открыл в ней еще что-то. Причем у нас был спор с моим другом - о чем одна из песен Высоцкого. Мы так не пришли к единому мнению и в личной беседе с самим автором решили этот спор разрешить. А Владимир Семенович на мою тираду с вопросом ответил: "Правильно". Но возгордиться своей проницательностью я не успел, потому что утвердительный ответ на свое мнение также получил мой друг, и мы втроем дружно рассмеялись. Вот тогда и пришло ко мне понимание, насколько глубоко и многогранно творчество моего кумира.

Думаю, все, что во мне есть хорошего, – только от творчества Высоцкого. Я даже недавно чисто по инерции попытался сопоставить некоторые важные даты в моей жизни и открыл для себя, что они совпадают с фатальными датами жизни Высоцкого. Например, 25 апреля 1960 года был зарегистрирован брак Владимира Семеновича с Изой Константиновной, 25 числа он родился и 25-го умер. И вот я начал с этой цифрой крутить. Оказалось, что и сын у меня родился 25 января – это факт, а вот дочь у меня появилась в один день с дочерью Розенбаума. Мы с ним когда-то также очень близко общались, а затем просто не пересекались и все. А когда я увидел в музее "Мерседес" Высоцкого, то понял, что регистрационный номер автомобиля совпадает с моим домашним номером телефона. 

- Евгений, а как семья относится к вашему увлечению?

- Очень положительно. И самую большую роль на данном этапе в моем творческом продвижении играет как раз моя жена Елена. Она и генератор в подготовке новых моих программ, концертов, гастролей. Порой она меня насильно выпихивает из дома, чтобы отправить где-то выступить. Это в том числе меня настраивает на работу и мобилизует. Елена на самом деле очень гордится, что я занимаюсь популяризацией творчества Высоцкого и поддерживает все мои творческие проекты, за это я ей благодарен.

(Евгений Юрьевич Чулков закончил радиотехнический факультет Уральского политехнического института. Работал по специальности. Высшее достижение – начальник вычислительной машины. Работал на нефтедобыче на Севере, начальником горнолыжного комплекса. Сейчас на пенсии. Живет в деревне, где сам построил деревянный дом. Увлекается до сих пор горными лыжами. - Прим. БЕЛТА).

Сергей КУЛЯГИН

Все интервью