В Беларуси срок нахождения в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий сократится
Будущее жилищной политики
В Беларуси в 2006-2010 годах было построено 31,7 млн.кв.м жилья, более 60% из них - с государственной поддержкой. За счет этого жилищные условия смогли улучшить более 1 млн. человек, или 241,6 тыс. семей. Однако такая масштабная поддержка государства в сфере жилищного строительства привела к значительному росту числа граждан, ориентированных на решение своих квартирных вопросов исключительно за счет льгот, а также к учащению случаев недобросовестного поведения, когда на жилье претендовали те, кто в нем нуждался меньше всего. В таких условиях потребовались новые подходы - они нашли свое отражение в проекте Концепции государственной жилищной политики Беларуси на 2011-2015 годы, вынесенном на общественное обсуждение, которое завершается 15 мая.
О том, на каких принципах будет основана работа всех структур государства в сфере жилищного строительства, какие категории граждан смогут рассчитывать на господдержку, каким образом можно будет стать на учет улучшения жилищных условий и какие новые методы и способы решения жилищных вопросов предлагает государство, рассказала в интервью корреспонденту БЕЛТА первый заместитель министра архитектуры и строительства Ирина Архипова.
- Изменения направлений и приоритетов в жилищной политике продиктованы временем и экономической ситуацией. Необходимость этого перехода очевидна всем. Ранее строительный комплекс, ориентируясь на принятую в 2008 году Концепцию строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья для граждан Беларуси, обеспечил развитие мощностей с возможностью ввода от 7,5 млн.кв.м до 9,5 млн.кв.м жилья ежегодно. Но рост очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, вызванный расширением льгот, значительно превысил темпы роста объемов возводимого жилья.
Так, очередь в Минске исчисляется 23-летним периодом ожидания, на начало текущего года на учете нуждающихся состояли 273 тыс. семей. Опыт привлечения собственных средств граждан при строительстве жилья долевым способом в белорусской столице показал актуальность пересмотра очереди и определения тех категорий, которые в поддержке наиболее остро нуждаются. Остальные, не являясь льготной категорией, должны иметь возможность улучшения жилищных условий с максимальным использованием собственных средств, а государство, несомненно, подставит свое плечо, предложив разнообразные формы их привлечения. Что касается льготников, то, направляя средства на социальные программы, мы должно быть уверены, что эта помощь действительно необходима. Вот для чего нужен переход от массового к адресному подходу в осуществлении господдержки.
- Проект концепции предусматривает сокращение срока обеспечения граждан жильем с момента постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 3-5 лет. Каким образом планируется добиться такого значительного уменьшения срока нахождения в очереди?
- Действительно, в Беларуси планируется сократить период обеспечения граждан жильем с момента постановки на учет нуждающихся до 3 лет для многодетных семей и до 5 лет (в Минске - до 7 лет) для военнослужащих, семей, не имеющих собственного жилья, проживающих в непригодных для этого домах, граждан, которые не менее 10 лет проживают в общежитиях, в жилых помещениях государственного и частного жилфонда по договорам поднайма и найма, а также для других социально приоритетных категорий граждан.
В 2013 году планируется построить 6,5 млн.кв.м жилья, в том числе для льготных категорий граждан - 2,5 млн.кв.м. Вместе с тем для сокращения сроков строительства жилых помещений будут применены проекты только максимально дешевых быстровозводимых домов типовых потребительских качеств, которые будут реализоваться, как правило, в технологиях крупнопанельного домостроения. Также планируется ставить на учет для улучшения жилищных условий только граждан, имеющих право на государственную финансовую поддержку на строительство жилья. Однако данная норма не будет распространяться на тех, кто ранее встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
- В Беларуси будет вводиться такой новый механизм улучшения жилищных условий, как государственный заказ. Ирина Викторовна, расскажите, на какие категории граждан он будет распространяться, каков его принцип действия и в чем преимущества этого механизма решения квартирного вопроса?
- Госзаказ на строительство жилья планируется ввести в нашей стране для льготных категорий граждан с 2013 года. Этот новый для Беларуси механизм позволит полностью освободить человека от участия в инвестиционном процессе на этапе строительства, предоставляя ему готовое жилье одновременно с кредитными обязательствами. Таким образом, в том числе будут решены проблемы с долгостроями: не будет перебоев в финансировании и распыления средств, которые случаются, когда в инвестиционный процесс строительства граждане вступают на его начальной стадии.
Что касается принципа действия, то предполагается, что роль государственных заказчиков будут выполнять местные исполнительные и распорядительные органы, которым передадут все связанные со строительством финансовые и административные ресурсы, права и ответственность за планирование, координацию действий, сроки, качество и контроль стоимости жилья. Они смогут назначать застройщика - скорее всего, это будут управления капитального строительства (УКС) - и подрядчиков, которые займутся строительством быстровозводимого и недорогого крупнопанельного жилого помещения для очередников. Когда подойдет нормативный срок ввода объекта в эксплуатацию, начнется формирование ЖСПК. Если же льготных категорий граждан будет недостаточно для его формирования, то остальные квартиры застройщик сможет перевести в арендное жилье или продавать на аукционах, что позволит ему выплатить кредит и заработать.
Строительным организациям необходимо создать условия для пополнения собственных оборотных средств для того, чтобы иметь возможность строить жилые дома за их счет без господдержки с последующей продажей. Таким образом, на рынке жилой недвижимости будет необходимое количество предложений, а значит, цены на жилье не будут расти. Спрос рождает предложение - это давно известная аксиома, про которую не стоит забывать.
- Планируется также развивать индивидуальное жилищное строительство, однако возведение дома обходится дороже строительства квартиры. Будет ли государство здесь оказывать поддержку?
- К 2015 году ожидается увеличение доли индивидуального жилищного строительства в общем объеме ввода жилья до 50%. Ежегодно для этого будут предоставляться 20-30 тыс. земельных участков на территориях, прилегающих к населенным пунктам, в том числе в агрогородках.
Все должны понимать, что стоимость строительства дома превышает стоимость квартиры, и заранее оценивать свои силы. Со стороны государства предусмотрены небольшие бонусы. Так, согласившимся на индивидуальное строительство планируется бесплатно предоставлять типовые проекты домов различных потребительских качеств, расширять ассортимент отечественной доступной продукции индустриального домостроения, а также строительных материалов, которые будут реализовываться с рассрочкой в период нормативного срока строительства. Кроме того, строящие дом будут иметь право на получение имущественного налогового вычета на сумму средств, вкладываемых в строительство.
Что касается обеспечения необходимой инфраструктурой, то проектом концепции определено, что государство берет на себя обязательства по разработке генеральных планов районов застройки в течение года, строительству подъездных путей в течение двух лет, а сетей и объектов водо-, электро- и газоснабжения в течение трех лет за счет средств местных бюджетов и поставщиков услуг. Финансирование строительства внутриквартальных и внутриплощадочных сетей и подъездных путей будет осуществляться за счет средств населения и местных бюджетов в равных долях.
- Ирина Викторовна, общественное обсуждение проекта документа завершается. С какими предложениями и оценками выступили белорусы? Поддержало ли в целом население страны проект Концепции государственной жилищной политики на 2012-2015 годы?
- В министерство поступило более 50 сообщений от граждан с предложениями и оценкой проекта документа. Многие из принявших участие в общественном обсуждении поддерживают уточнение категорий граждан, имеющих право на государственную поддержку при строительстве жилья. Некоторые предлагают дополнить список льготников такими категориями граждан, как молодые семьи, воспитывающие одного ребенка, одинокие матери, семьи, воспитывающие малолетних близнецов или двойняшек и др. Есть предложения непосредственно по процессу осуществления кредитования. Так, например, некоторые считают необходимым вернуть возможность кредитования строительства для льготных категорий граждан по факту заключения договора на строительство жилья, а не по факту подошедшей очереди. Также говорят о конкретизации технического состояния и места расположения жилья при его зачете при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Многие из принявших участие в обсуждении поддерживают такой новый механизм жилищного строительства, как государственный заказ, и выступают за его скорейшее введение. Ведь преимущество госзаказа в том, что его внедрение позволит полностью освободить человека от участия в инвестиционном процессе на этапе строительства, предоставляя ему готовое жилье одновременно с кредитными обязательствами. Также белорусы согласны с увеличением доли индивидуального жилищного строительства.
Поступили вопросы о необходимости вести учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, если по новым нормам не все из них могут рассчитывать на льготный кредит. Однако люди должны понимать, что очередники в соответствии с законодательством имеют право осуществлять строительство квартиры по стоимости квадратного метра, к примеру, Br4 млн., а не Br10-12 млн. за квадратный метр у коммерческих застройщиков. Кроме того, эта очередь позволяет планировать дальнейшие объемы жилищного строительства.
Такое нововведение для Беларуси, как арендное жилье, также вызывает большой интерес граждан. Многие предлагают вести отдельный учет нуждающихся на заселение в арендные квартиры.
Все предложения тщательно рассматриваются и анализируются специалистами министерства. Некоторые из них, несомненно, найдут отражение в Концепции государственной жилищной политики.
Екатерина МАРКОВИЧ