Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

В амплуа лирического героя мне комфортно

Интервью 18.01.2015 | 15:43

Солист Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Илья Сильчуков и раньше не был в тени благодаря своему таланту. Только в сезоне 2013/2014 обладателя баритона приглашали украсить постановки театры Австрии, Чехии, Польши, Эстонии, других европейских стран. А сейчас финалист российского телепроекта "Большая опера" Илья Сильчуков много выступает в России. Приглашения, как отзвук после участия в "Большой опере", исполнитель получает до сих пор. О работе, отдыхе и планах Илья Сильчуков рассказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА.

- Илья, значительно ли изменилось отношение к вам после участия в телевизионной программе?

- После участия в проекте "Большая опера" интерес ко мне сильно возрос. Хотя я лауреат 15 международных конкурсов, столь пристального внимания к себе не испытывал, разве что в 2010 году, когда выиграл международный конкурс вокалистов им. Муслима Магомаева. Телевизионные технологии сделали свое дело: я стал популярен. Знаю, что люди приходят не просто слушать оперу, а слушать Сильчукова. Это приятно, конечно.

- И приглашения выступать, наверное, получаете до сих пор?

- На недостаток предложений о работе мне жаловаться никогда не приходилось, но сейчас гастрольный график очень плотный. Меня лично пригласил маэстро Владимир Федосеев выступить с Большим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии. Запланирован еще один концерт с оркестром в Московской филармонии, дирижировать будет Фабио Мастранжело. Есть и другие предложения. Выступать на других сценах для исполнителя - не только повод потешить самолюбие, но и возможность получить другой опыт. Ведь дома все привычное, а поездка - это как поход в гости, возможность не только себя показать, но и посмотреть, что другие умеют.

- Илья, есть ли для вас разница, перед каким залом выступать? Когда поете в зале филармонии или на импровизированной сцене, например во дворике Несвижского замка, срабатывают какие-то эмоции или это не отражается никоим образом на рабочем состоянии?

- Конечно, есть искушение работать вполсилы, если концерт, скажем так, рядовой, незначимый. Но профессионализм певца в том и заключается, что нужно работать достойно в любой обстановке, иметь чувство ответственности перед собой в первую очередь. Должно быть чувство артистического долга. Нужно собираться вне зависимости, какой зал. Бывает либо легче, либо тяжелее. Но я стараюсь делать свою работу качественно независимо от того, где пою.

- А что провоцирует работать вполсилы? Аудитория?

- Рутина. Если театр на гастролях, если каждый день спектакль, то накапливается психологическая усталость и трудно воспринимать каждый концерт, как событие, которое происходит однажды, здесь и сейчас. Когда ежедневное выступление, то доходит до автоматизма, притупляются ощущения. Поэтому важно отдыхать, свой выходной день посвящать отдыху. Для меня отдых - сон. Если не выспался, это сказывается на состоянии мышц, голосового аппарата. Нет тонуса - сразу отрицательный результат. Увы, бывают и неудачные выступления, потому что эмоциональный настрой не соответствует в силу разных причин. Но исполнители не машины, не роботы по извлечению звуков, поэтому могут быть сбои.

- Илья, что для вас успех? Когда зал взрывается, встает?

- Это одно из самых важных слагаемых, когда зрители реагируют на выступление. Поддержка зрителей - очень существенный момент, один из критериев успеха. Ты понимаешь, что твои старания не напрасны. Большое значение имеет и мнение коллег. Даже если выступление не совсем удачное, коллеги стараются ободрить, найти хорошее в выступлении и похвалить. Не сочинять, потому что хорошего нет, но и не промолчать. У нас в театре такой бонтон. Такая поддержка ценна. Мы все понимаем, эти слова, может, могли бы и не быть сказаны, но все равно приятно ощущать плечо и легче переносится неудача.

- Может ли артист отказаться от какой-то роли? По причине того, что не нравится, не близка?

- В моей жизни такого не было. Бывает, что технически партия начинает вредить. Ведь каждая партия влияет на голос и может причинять дискомфорт. Всегда надо думать, что поешь. Или человек застывает в одном амплуа и понимает, что нужно отойти от определенной партии, чтобы психологически не стать трафаретом своего амплуа. Случается так, что амплуа как бы врастает в человека, в образ. И тогда нужно отказаться от исполнения партии хотя бы на какое-то время.

- Илья, а ваше амплуа?

- Партии лирического баритона. Это партии умеренно страстные, с серьезным отношением к жизни, как говорится, герои голубых кровей. В списке моих партий - князь Елецкий, Иван Королевич, граф Жермон, Евгений Онегин и т.п. Нет, я не из рода голубых кровей. Конечно, приятно было бы, но человек, мне думается, определяется не цветом крови, а поступками, которые он совершает.

- Вы бы не хотели сменить амплуа, что-нибудь непривычное для себя исполнить?

- Я, пожалуй, расчетлив по жизни. Не люблю рисковать, а здесь слишком велика ставка риска. Есть определенные партии, которые манят к себе, не скрою. Но они убивают певца. Если лирический певец замахивается на крупные драматические партии, он может просто остаться без голоса. Я прагматик. Нужно дорасти. Лирический голос имеет особенность, способность взращиваться. Необходимы терпение и труд.

- Не могу не спросить про участие в проекте "Большая опера". Отболело, что не победа? Или не болело вовсе?

- Девушкам нужно уступать, тем более победительница достойная. А если, не шутя, то участие в этом проект для меня было ценно, хотя бы потому, что я прошел отбор. Это большое достижение, ведь из 200 заявок было отобрано только 10: 5 парней и 5 девушек. Потом войти в семерку, затем в пятерку и выйти в финал в тройке - это высокий результат. Я стал лучшим среди парней, получается, ведь моими конкурентками были две девушки. Это почетно.

Когда участвуешь в конкурсе, надо понимать, что разные вкусы, разные реакции. В любом случае, для меня это одна из важнейших на данный момент вех в карьере.

- Илья, к какому следующему конкурсу вы готовитесь?

- Любому певцу надо в определенный момент заканчивать с конкурсами, потому что - это ярмарка. Если постоянно участвуешь в конкурсах, становишься этаким спортсменом, зависимым. Я люблю соревноваться, потому что это бодрит. Но я выбираю лучше работу и надеюсь, что у меня ее будет все больше.

Участие в конкурсах очень затратно эмоционально. Меня всегда поддерживает семья. Сейчас сложно выкраивать время для того, чтобы быть вместе с женой Татьяной и детьми Лукой и Оливией, поскольку много приглашений выступать. Но стараюсь бывать с ними, как только получается. К тому же Оливия, которой еще нет и двух лет, отлично поет. Нужно же ее учить! А если серьезно, мы решили не влиять на выбор детей. Луке, которому 7 лет, например, пока гораздо более интересна математика, хотя он и ходит заниматься в музыкальный лицей. 

Анна ЗОЛОТКОВА

Все интервью