Успехи предприятия зависят не от собственника, а менеджмента и коллектива
Накануне 150-летия ОАО "ГТФ "Неман" его руководитель рассказал, как шесть лет назад фабрике удалось выбраться из кризиса и стать лидером табачной отрасли.
Иногда создается впечатление: макроэкономические колебания только на руку некоторым руководителям предприятий. Это при благоприятной конъюнктуре рынка стыдно оставаться убыточным, преступно не заниматься модернизацией производства, глупо терять позиции по сбыту… Но стоит появиться неблагоприятным внешним факторам, как можно громко крикнуть заветное слово "кризис" и им прикрыть все управленческие огрехи. Недаром в экономической науке существует тезис: причины неудач прежде всего необходимо искать внутри предприятия. Этой стратегии в своей работе всегда придерживался генеральный директор ОАО "Гродненская табачная фабрика "Неман" Юрий Чернышев. За шесть лет его руководства предприятием фабрика преобразилась до неузнаваемости, превратившись из убыточного, технологически отсталого предприятия, опутанного долгами, в современное производство, одно из лучших на территории СНГ и Восточной Европы.
- Юрий Степанович, курение опасно для здоровья, об этом написано на каждой пачке табачных изделий. У производителей товаров "для вредных привычек" всегда возникает некоторое противоречие: с одной стороны, необходимо улучшать экономические показатели, увеличивать объем производства, но с другой - для здоровья нации оптимально сокращение потребления табачной продукции...
- Социальная ответственность - один из принципов, которым фабрика руководствуется в своей деятельности. Нашей фабрике удалось нащупать ту грань, когда интересы производителя и общества фактически совпадают. Внедрение современных технологий не только позволяет увеличивать производительность, снижать издержки, но и повышать безопасность продукции для приверженцев вредной привычки. Кстати, что касается профильного товара фабрики, то многие специалисты утверждают: у людей происходит к ним больше психологическое привыкание, чем физическое. А поэтому, осваивая выпуск новых видов продукции, фабрика постоянно снижает содержание вредных веществ в конечном продукте. Действительно, за последние годы продажи на белорусском рынке растут. Некоторые медики начинают бить тревогу: мол, увеличивается количество из расчета на душу населения. Но давайте посмотрим на проблему объективно. Если в 2005 году фабрика произвела всего 6 млрд. штук своих изделий, а в 2011-м планирует произвести 20 млрд. штук, то неужели рост более чем в 3 раза можно отнести на увеличение потребления?
Поддерживает ОАО "ГТФ "Неман" и различные мероприятия, направленные на борьбу с курением. Недавно на фабрике провели конкурс детского рисунка на антитабачную тематику. Конечно, полностью "убить" вредные привычки не удалось, пожалуй, ни в одной стране мира. Но всегда есть возможность повысить безопасность продукции.
- В Беларуси табак не растет, поэтому производители сигарет обречены приобретать импортное сырье, доля которого в себестоимости готовой продукции занимает 40-60%. Как предприятие решает проблему с закупкой импортной составляющей?
- Последние два месяца фабрика испытывает определенные проблемы. Для нормальной работы: закупки сырья, комплектующих, приобретения оборудования для модернизации производства и запасных частей, оплаты иностранных кредитных линий - нам необходимо $10-12 млн. в месяц. Выйти на приобретение таких объемов валюты пока не удалось. Но руководство концерна, области оказывает содействие в решении этой проблемы. Менеджеры нашего предприятия также стараются найти различные способы выхода из непростой ситуации: ведут переговоры с поставщиками табака, о предоставлении дополнительной отсрочки.
На международном рынке ГТФ "Неман" удалось завоевать имидж добросовестного партнера. Сейчас мы активизируем экспортные поставки. По объективным причинам фабрика не сможет за счет поставок своей продукции за рубеж полностью обеспечить свои потребности в валюте. Каждая страна пристально регулирует табачный рынок, ограничивая доступ на него иностранных производителей. К тому же, сегодня наблюдается повышенный спрос на табачную продукцию на внутреннем рынке. С вводом в этом году двух новых, высокопроизводительных линий предприятие будет способно в полном объеме удовлетворить потребности оптовой и розничной торговли.
- Недавно законодательно ограничили вывоз сигарет из республики. Скажется ли эта мера на табачном рынке?
- Лично мое мнение, что эта мера должна быть временной. Некоторый дефицит табачных изделий произошел по причине дисбаланса между закупочными ценами на сырье и готовую продукцию. Некоторые участники табачного рынка прекратили поставки в торговую сеть. Гродненской табачной фабрике в мае - начале июня пришлось работать с минимальной, а иногда и отрицательной рентабельностью. Но предприятие старалось максимально выполнить заявки торговли, корректировало производственные графики для обеспечения ассортимента на складе, оборудование работало практически круглосуточно. Мы являемся лидером рынка, а поэтому на нас лежит большая социальная ответственность. За первое полугодие фабрика увеличила производство на 38%, и в том числе отгрузки сигарет под собственными торговыми марками на 48%.
Конечно, фабрика несколько потеряла в прибыльности, но лишний раз доказала потребителю свою надежность. Курильщики - люди своеобразные. Подавляющее их большинство предпочитает одну и ту же торговую марку. Некоторые не меняют своих предпочтений десятилетиями, а поэтому на табачном рынке очень важно обеспечить доступность своей продукции, чтобы ее можно было свободно приобретать. Наши торговые марки "Минск", "Премьер", "Фэст" Vip заняли устойчивые позиции на рынке, являются лидерами по объемам продаж. За первое полугодие доля торговых марок ГТФ "Неман" увеличилась до 60,1%. Для сравнения: в 2010 году этот показатель составлял 49,9%, а в 2007 году - только 37%.
- В этом году много дискуссий ведется вокруг акцизной политики. Партнеры по Таможенному союзу неоднократно высказывали мнение, что акцизную нагрузку, в том числе на табачные изделия, необходимо подвести под единый знаменатель в государствах - участниках ТС и будущем Едином экономическом пространстве. Насколько акцизная политика может изменить расстановку сил на табачном рынке?
- Успешным развитием фабрика обязана в том числе взвешенной государственной акцизной политике, которая обеспечивала преобладание в нижнем и среднем ценовых сегментах национальных торговых марок. Повышение акцизов - тенденция, свойственная многим странам. Но на этом пути необходимо действовать крайне продуманно и аккуратно. Исследования показали: увеличение акцизной нагрузки на сигареты и повышение на них розничных цен не способствуют уменьшению количества курящих людей, а только увеличивает поток контрабанды. С этой проблемой столкнулись практически все государства Евросоюза. Во время мирового финансового кризиса для пополнения бюджета значительно подняли акцизы в Литве и Латвии. В результате некоторые производители на территории этих стран закрыли свои предприятия: легальный рынок не смог конкурировать с контрабандными поставками, которые сегодня составляют, по разным оценкам, до 20-40%.
Недавно фабрика вышла с инициативой в правительство и Министерство финансов по усовершенствованию акцизной политики на табачные изделия. Дело в том, что в Беларуси акцизная нагрузка зависит от ценовой категории сигарет, которые разделены на три группы: до Br1,4 тыс. за пачку, от Br1,4 тыс. до Br2,5 тыс. и дороже Br2,5 тыс. Специалисты нашей фабрики провели соответствующие исследования и предлагают повысить границы до Br3 тыс. и Br5 тыс., а чтобы не уменьшились поступления в бюджет, повысить акциз на первую категорию. Такой подход позволит табачному рынку динамично развиваться. Кроме того, у нашего предприятия появится возможность, работая с положительной рентабельностью, не повышать цены на недорогие марки сигарет - "Минск", "Премьер", "Фэст", которые являются фактически народными.
- Юрий Степанович, почти два года назад фабрика из республиканского унитарного предприятия была преобразована в открытое акционерное общество, 100% акций которого принадлежит государству. Иногда в СМИ появляется информация, что на фабрику может прийти портфельный инвестор. Насколько сегодня для предприятия актуально привлечение инвесторов?
- Мое глубокое убеждение: эффективность деятельности предприятия зависит не от формы собственника, а от уровня квалификации менеджмента. На Гродненской табачной фабрике "Неман" сформировался высокопрофессиональный коллектив, который смог за шесть лет превратить фабрику в передовое предприятие, провести несколько этапов модернизации, заменить практически все старое оборудование на новое, освоить выпуск практически всех видов сигарет. За последние пять лет производство выросло в три раза, производительность труда - в 6 раз, отчисления налогов в бюджет за пятилетку увеличились в 7 раз до Br358,3 млрд. в 2010 году. Чистая прибыль в 2005-м составляла Br4,9 млрд., а в 2010-м - Br101,1 млрд. Если пять лет назад около половины объема производства фабрики приходилось на дешевую продукцию без фильтра, то сейчас такая продукция занимает всего 5%.
Устойчивая работа, высокое качество выпускаемых изделий, хорошая культура производства сделали Гродненскую табачную фабрику привлекательным партнером для многих иностранных предприятий: поставщиков табака, технологического оборудования. Крупные корпорации готовы вкладывать в наше предприятие средства для размещения контрактного и лицензионного производства международных торговых марок. Инвестиции в основной капитал выросли с Br3,7 млрд. в 2005 году до почти Br70 млрд. в 2010-м, из которых более Br45 млрд. - прямые иностранные инвестиции.
Таких отличных результатов удалось достигнуть благадаря в том числе государственной форме собственности. ГТФ "Неман" - уникальное предприятие для мировой табачной отрасли: оно сотрудничает одновременно с несколькими крупными международными корпорациями. В большинстве государств, например, BAT и JTI не "сходятся" на одной производственной площадке, предпочитая выкупать табачные фабрики. По такому сценарию развивается табачная отрасль, скажем, в России. Статус государственного предприятия позволяет ГТФ "Неман" привлекать инвестиции, динамично развиваться. Но если даже небольшой пакет акций продать одному из инвесторов, то остальные корпорации могут отказаться сотрудничать с фабрикой из принципиальных соображений, что ухудшит позиции гродненского предприятия. Приватизация имеет смысл, когда она ведет к выводу субъекта хозяйствования на новый уровень, а не просто ради самой идеи разгосударствления.
Виталий МЫСЛЕВ,
БЕЛТА.