Участвовать в судьбе человека и государства. О прошлом и настоящем службы участковых инспекторов
Александр Купченя
17 ноября отмечается День образования службы участковых инспекторов милиции. На протяжении многих лет эти люди стоят на передовой борьбы с преступностью, ежедневно защищая безопасность граждан и поддерживая порядок в обществе. Начальник главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД Александр Купченя рассказала корреспонденту БЕЛТА об истории службы участковых инспекторов и современных задачах, стоящих перед сотрудниками.
- Александр Степанович, обращаясь к истории, расскажите, пожалуйста, как и для чего создавалась служба участковых инспекторов?
- Служба участковых инспекторов милиции начала формироваться в 1923 году. Время было непростое, нестабильное: только год прошел, как закончилась гражданская война, разгул бандитизма, мародерства, спекуляции, самогоноварения и прочих острых асоциальных явлений. Для борьбы с ними необходимы были квалифицированные кадры. Именно с этой целью 17 ноября 1923 года приказом начальника центрального административного управления НКВД утверждается Инструкция участковому надзирателю милиции. Данный акт по праву можно считать родоначальником правовой основы службы, определившей ее задачи и функциональные обязанности сотрудников. В этом году мы отмечаем 101-ю годовщину создания службы участковых инспекторов милиции.
Стоит отметить, что впервые должность "участковый инспектор милиции" была введена специальном приказом НКВД от 13 февраля 1930 года №109.
- Что из себя представляет служба участковых инспекторов сегодня?
- На протяжении всего периода существования службы правовые акты, регламентирующие ее деятельность, претерпевали изменения и дополнения. Менялись ее функциональная и организационная структуры, штатная численность. Но особая роль участковых в системе органов внутренних дел оставалась неизменной.
Сегодня, как и более 100 лет назад, участковый - официальный представитель органов внутренних дел и местного самоуправления на вверенном ему административном участке. Территория участка определяется, а при необходимости уточняется, начальником ОВД с учетом ее особенностей и административного деления города или района, состояния криминогенной обстановки и количества жилых помещений, число которых, в зависимости от вида населенного пункта, составляет не менее 1000 и не должно превышать более 2000.
При этом участковый инспектор обязан оказывать содействие должностным лицам других государственных органов и организаций, активно взаимодействовать с гражданами, проживающими на обслуживаемом административном участке, их объединениями, содействующими правоохранительным органам в охране правопорядка и профилактике правонарушений. Отсюда комплексность и многофункциональность деятельности участковых инспекторов милиции, которая осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной приказом МВД Республики Беларусь от 5 ноября 2021 года, конкретизирующей правовые основы и направления работы сотрудников в соответствии с законодательством.
- Какие задачи стоят перед службой?
- Спектр деятельности участковых инспекторов милиции очень широк. В первую очередь это взаимодействие с гражданами, проживающими на обслуживаемом административном участке. Сюда включаются обход жилого сектора, осуществление еженедельного приема граждан, посещение организаций и предприятий, выступления в трудовых коллективах и тому подобное.
Также участковые инспекторы посещают по месту жительства лиц, состоящих на различных учетах в ОВД, в том числе судимых, допускающих домашнее насилие и прочих; ведут административный процесс, рассматривают обращения граждан. Кроме того, в повседневной деятельности обеспечивается посещение по месту жительства временно и постоянно проживающих иностранных граждан и лиц без гражданства; владельцев гражданского, наградного оружия и боеприпасов к нему с целью проверки условий его хранения; наркозависимых лиц; квартир, сдаваемых внаем.
На селе, в период посевной и уборочной кампаний, много времени приходится уделять сохранности урожая, недопущению хищений имущества сельхозорганизаций.
И это я перечислил только малую часть того, что выполняет каждый участковый в своей деятельности. Но если выстроить систему в работе, организовать доверительное отношение граждан, проживающих на обслуживаемом административное участке, эта работа будет совсем не в тягость.
Здесь особое значение имеет то, насколько качественно и, не побоюсь этого слова, с душой сотрудник подходит к обходу участка и посещению жилых помещений. Ведь от умения наладить контакт с жителями своего участка во многом зависит и эффективность его работы в целом.
Востребована населением такая форма взаимодействия, как прием граждан на общественных пунктах. Она позволяет решать наиболее насущные проблемы граждан. Только в текущем году на прием обратились порядка 30 тыс. граждан. На местах организована работа по доведению населению времени и дней приема участковыми. Учитывая широкий спектр проверяемых категорий граждан, принято решение вызывать их в дни приема, что позволит использовать это время для проведения профилактической работы с незанятыми в экономике гражданами и иными лицами, состоящими на учетах в ОВД.
- Какими качествами должен обладать участковый инспектор?
- Скажу кратко. Участковый инспектор милиции - это беззаветно преданный профессии, грамотный и ответственный сотрудник, всегда готовый проявить участие, как в судьбах отдельных людей, так и государства в целом. Поэтому участковому инспектору должны быть присущи обостренное чувство справедливости, высокая профессиональная культура, глубокое уважение к людям. Ведь под словом "участковый" можно понимать не только "участок", но и "участие"! Участие в решении людских проблем, в жизни трудовых коллективов, деятельности местных органов власти, в оказании помощи семьям и отдельным гражданам. Поэтому и требования, предъявляемые к ним, высоки. Участковый обязан досконально знать тонкости милицейской работы и особенности всех направлений правоохранительной деятельности, применяя свои умения во имя человека и на благо государства.
Служба участковых инспекторов милиции сложная и ответственная. Но если относиться к ней с полной отдачей, результаты не заставят себя ждать. Участковый - отличный старт для успешной милицейской карьеры.
- Какие вы видите приоритетные направления развития службы участковых инспекторов?
- В первую очередь - это повышение престижа службы. И сегодня в данном направлении со стороны МВД делается немало. К примеру, разработан нагрудный знак "Ганаровы ўчастковы iнспектар мiлiцыi", который является формой поощрения за многолетнюю и добросовестную службу, успешное выполнение задач, стоящих перед службой участковых инспекторов милиции ОВД. Нагрудным знаком награждаются только участковые, старшие участковые инспекторы милиции, прослужившие непрерывно в указанных должностях, а также в должностях младшего участкового инспектора милиции 20 и более лет.
Деятельность участковых инспекторов милиции была и остается одной из самых востребованных населением. Они всегда на виду, к ним в первую очередь спешат за помощью. И особенная их роль - укрепление между гражданами и милицией прочной связи, на которой строится вся деятельность органов внутренних дел.
Жизнь не стоит на месте, поэтому и нам необходимо постоянно совершенствоваться, активно использовать накопленный опыт, вырабатывать новые формы взаимодействия со всеми заинтересованными, общественностью, наиболее активными гражданами нашей страны.
БЕЛТА.-0-