Правовые основы использования воздушного пространства страны и деятельности в области авиации установлены Воздушным кодексом Республики Беларусь, одобренным Советом Республики 24 апреля 2006 года. В конце июня текущего года Палата представителей Национального собрания приняла в первом чтении поправки в кодекс, которые были предложены специалистами Минтранса. О том, каковы кардинальные отличия новой редакции от ныне действующего документа и чего коснутся внесенные изменения, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал директор департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Владимир Костин. Глава департамента поделился также информацией о ходе реализации важнейших проектов организациями гражданской авиации, рассказал об уже достигнутых результатах и планах по модернизации ключевых предприятий отрасли.
- Владимир Борисович, Воздушный кодекс является основополагающим документом, регулирующим все аспекты авиационной деятельности. Расскажите подробнее, какие новшества появятся в отрасли?
- Одна из особенностей Воздушного кодекса в новой редакции - выделение третьего вида авиации: помимо государственной и гражданской появится экспериментальная. Необходимость ее появления обусловлена развитием проектирования и изготовления беспилотных летательных аппаратов для белорусских Минобороны и МЧС, а также народного хозяйства. Применение беспилотников в ряде случаев гораздо дешевле и безопаснее, чем использование самолетов и вертолетов. Для проведения испытаний создаваемых беспилотных летательных аппаратов, новой техники вообще и допуска ее к серийному производству образуется экспериментальная авиация, которую планируется включить в состав Государственного военно-промышленного комитета. Предстоит создать орган, который будет выполнять испытания, сертифицировать и принимать решения о серийном производстве новой авиационной техники.
Отредактированный и ожидаемый к окончательному принятию кодекс примерно на 80% отличается от действующего пока документа. В целом дополнения и изменения были внесены в связи с необходимостью уточнения некоторых терминов и включения новых определений, в том числе беспилотных летательных аппаратов, вертодрома и уже упомянутой экспериментальной авиации. В законопроекте определен порядок подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов, их права и так далее.
Согласно обновленному кодексу, планируется передать врачебно-летную экспертную комиссию гражданской авиации в подчинение Минздраву Беларуси. Определено, что медицинское обеспечение полетов гражданской авиации будут осуществлять организации здравоохранения, имеющие соответствующий сертификат.
В результате внесения изменений и дополнений положения Воздушного кодекса будут приведены в соответствие с требованиями Международной организации гражданской авиации в области защиты от актов незаконного вмешательства.
Вместе с тем еще ранее на уровне Совета Министров было принято решение об отмене предложенной специалистами департамента по авиации новой главы, где речь шла об уведомительном принципе использования воздушного пространства. Пока решено не переходить к порядку уведомлений о полетах.
- Ввиду повышенного внимания к проектам модернизации в Беларуси хотелось бы узнать, насколько отвечает современным требованиям оборудование РУП "Белаэронавигация"? Какие новейшие технологии будут внедрены в сфере обслуживания воздушного движения в 2013-2015 годах?
- Оборудование РУП "Белаэронавигация" на сегодняшний день соответствует всем самым высоким международным требованиям. Для того чтобы обеспечивать безопасность полетов воздушных судов мировых авиакомпаний и быть конкурентоспособным, предприятие уделяет большое внимание модернизации. "Белаэронавигация", как и другие организации департамента, придерживается Программы развития гражданской авиации Беларуси на 2011-2015 годы. Ею предусмотрен ряд мероприятий, связанных с модернизацией и заменой средств радиолокации, радионавигации, авиационной электросвязи и средств автоматизации процессов управления воздушным движением. Сейчас мы находимся на средине пути в части реализации программы, и за прошедшее время сделано очень многое.
К примеру, в 2012 году завершена реализация проекта с участием компании Thales Air Systems (Франция) по поставке, монтажу и вводу в эксплуатацию двух первично-вторичных радиолокаторов на аэродромах Гродно, Минск-2 и одного - на аэродроме Могилев. Это уникальное оборудование, которое позволяет контролировать полет судов в воздушном пространстве Беларуси, а также положение самолета при заходе на посадку в аэропорту. Вся информация от локатора подается на монитор диспетчера управления воздушным движением. Подобное оборудование будет установлено в 2014 году на аэродромах Брест и Гомель.
Кроме того, принято решение о строительстве нового центра управления воздушным движением. Проект предполагается реализовать за счет собственных средств "Белаэронавигации", которые составят от $10 млн. до $12 млн. В настоящее время специалисты предприятия разрабатывают проектную документацию.
С ростом интенсивности полетов появляется необходимость контролировать движение воздушных судов на земле, на аэродроме. Помочь авиадиспетчеру в решении этой непростой задачи призвана система контроля и управления движением самолетов на поверхности аэродрома. Такое оборудование будет установлено в Национальном аэропорту Минск во втором квартале 2014 года.
Радионавигационное обеспечение полетов с высокой степенью точности осуществляется с помощью азимутально-дальномерных радиомаяков VOR/DME. В настоящее время реализуется проект по замене радиомаяков в Гомеле, Витебске и Пинске.
В области авиационной электросвязи выполняется проект по вводу в эксплуатацию систем метеовещания для экипажей воздушных судов и диспетчерского состава в областных аэропортах и в Национальном аэропорту Минск. Также заканчивается разработка проекта по переходу с авиационной телеграфной связи (AFTN), имеющей ограниченные возможности, на современную технологию без ограничений по объему и формату сообщений - это авиационный аналог электронной почты.
Техническое перевооружение РУП "Белаэронавигация" производит в основном за счет собственных средств без привлечения кредитов. Государственное предприятие является высокоприбыльным. Благодаря постоянному внедрению новейших достижений в области авиации увеличивается движение в воздушном пространстве Беларуси, притом что безопасность полетов обеспечивается на 100%.
- Сложной является задача по переносу Минского авиаремонтного завода из центра столицы в Национальный аэропорт Минск. Что предстоит сделать в ближайшие годы и к какому результату планируется прийти?
- Минский авиаремонтный завод производит ремонт и техобслуживание воздушных судов производства бывшего СССР: Ту-134, Як-40, Як-42 и Як-52. Оборудование, которым располагает предприятие, соответствует требованиям, предъявляемым к выполнению ремонта и техобслуживания названных типов воздушных судов. Завод периодически проходит сертификацию и подтверждает свой статус. Его производственные мощности большие, но сегодня все сложнее формировать портфель заказов: многие эксплуатанты отказываются от устаревших самолетов, отдавая предпочтение более современным. Для того чтобы иметь хорошие перспективы, выполняется техническое перевооружение завода. Минский завод включен в программу модернизации в числе тех предприятий, которые финансируются из государственного бюджета. Это говорит о том, что заводу уделяется огромное внимание со стороны правительства и главы государства.
Мы располагаем утвержденным планом по модернизации Минского авиаремонтного завода. Для строительства новых цехов выделены земельные участки в районе Национального аэропорта Минск. Проведен конкурс по выбору генеральной проектной организации - ею стал "Белжелдорпроект". В настоящее время заключен договор на проектирование. В целом срок окончания работ будет известен после выбора генподрядчика строительства и разработки соответствующего графика.
В текущем году планируется начать первый этап строительства новых цехов для Минского авиаремонтного завода и приступить к земляным работам. Первоначально предполагается возвести цех покраски воздушных судов, оснащенный новейшим оборудованием. Это позволит окрашивать Boeing-737, Airbus-319 и 320, "Суперджет-100" и прочие, аналогичные им по размеру самолеты с применением последних разработок. Далее мы рассчитываем построить цех по техническому обслуживанию перечисленных выше воздушных судов.
У нас в планах и сотрудничество с Россией по изготовлению запасных частей для гражданских и военных самолетов. По итогам предварительных переговоров руководств Минского авиаремонтного завода и компании по производству "Суперджет-100", а также военных Су-30 получены соответствующие предложения от российской стороны. При положительном решении вопроса понадобится строительство еще одного цеха. По предварительным расчетам, для его оснащения необходимо закупить станочное оборудование, на которое потребуется более $2 млн.
- С приближением чемпионата мира по хоккею, а также исходя из общих планов по развитию транзита через территорию республики особой важностью наделяется Национальный аэропорт Минск. Насколько исполнители проекта продвинулись с реконструкцией аэровокзального комплекса? Может быть, есть подвижки и со строительством новой взлетно-посадочной полосы?
- Приближение чемпионата мира по хоккею 2014 года в Минске ожидает вся страна, идет плановая подготовка к проведению этого грандиозного спортивного мероприятия. Национальному аэропорту Минск отведена важнейшая роль - встреча спортсменов и гостей чемпионата, которые будут прибывать к нам по воздуху. Очень важно, какое первое впечатление у них сложится в аэропорту, какое настроение будет в первые минуты пребывания в Беларуси.
Для качественного обслуживания пассажиров начата реконструкция действующего аэровокзального комплекса силами отечественных строителей. Она предполагает в первую очередь расширение площади, изменение внешнего облика аэровокзала, наружного интерьера. Будет закуплено оборудование для установки внутри здания, в том числе новое табло, эскалаторы, оснащение для обеспечения авиационной безопасности, обработки багажа. В результате к главному спортивному событию будущего года мы получим аэровокзальный комплекс мирового уровня: после реконструкции терминала его пропускная способность возрастет до 5,8 млн. пассажиров в год вместо нынешних 3 млн.
Проектировщиком по результатам соответствующего тендера определен институт "Минскпроект". Генподрядчиком является организация "Гроднопромстрой". Сейчас работы в аэропорту идут полным ходом в соответствии с утвержденным графиком.
Строительство второй взлетно-посадочной полосы планируется начать сразу после завершения реконструкции терминала. Когда мы говорим о ее необходимости, то подразумеваем в первую очередь обеспечение резерва, требуемого, чтобы со временем произвести капитальный ремонт первой. Это предусматривает закрытие действующей полосы на длительный период. Сейчас проблем с ней у нас нет никаких - она способна полностью обеспечить ту интенсивность полетов, которая ожидается в часы пик при проведении чемпионата мира по хоккею. Сегодня интенсивность полетов такова, что возможности главного аэропорта страны используются примерно на 50% от заложенного потенциала. Если даже во время чемпионата количество взлетов и посадок возрастет вдвое, то нормальная работа аэропорта будет в любом случае обеспечена. Расчеты еще во времена СССР шли на то, что национальный аэропорт будет принимать в пределах 3,5-4 млн. пассажиров в год, а последние реальные показатели - в пределах 2 млн. человек.
- Терминал расширяется, идут ремонтные работы. Насколько ощутимы будут неудобства для пассажиров в промежуточном периоде от начала реализации проекта до его завершения?
- Определенные неудобства будут, так как реконструкция проводится в действующем терминале. При поэтапном выполнении работ будут закрыты те или иные зоны аэропорта, но эти неудобства должны быть минимальными. Пассажиры находятся в аэропорту ограниченное время перед вылетом и после прилета. Рабочие зоны будут отделены от мест пребывания пассажиров защитными устройствами, скрывающими процесс ремонта.
Больше неудобств придется на персонал, который ежедневно трудится в здании аэровокзала. Отдельные входы и выходы будут временно закрыты. Для того чтобы попасть на рабочие места, людям придется воспользоваться более длительным и сложным маршрутом. Персонал должен отнестись к этому с пониманием, тем более когда речь идет о подготовке к серьезному мероприятию международного уровня в Беларуси.
- В развитие темы создания максимально комфортных условий в аэропорту расскажите, как планируется решить проблему недостатка мест для парковки автомобилей? Особенно остро это ощущается летом.
- В последнее время произошло резкое увеличение числа транспортных средств на стоянках. Особенно это заметно в летний период, когда значительно увеличивается частота полетов в Национальном аэропорту Минск. Многие работники, в том числе летный состав, бортпроводники, диспетчеры, добираются сюда на личном транспорте. Это же касается встречающих и провожающих. Кроме того, нужно учесть улетающих пассажиров, которые часто оставляют свои автомобили на платной охраняемой стоянке, а также такси. В итоге вся вместе взятая техника на фоне реконструкции аэровокзального комплекса создает определенные препятствия для свободной парковки. В этой связи руководство аэропорта разрабатывает варианты увеличения количества стоянок с учетом развития аэропорта.
В ближайшее время проблемы с парковкой автомобилей будут разрешены, планируется установить порядок подъезда-отъезда пассажирских автобусов согласно расписанию, определить места для расположения такси и порядок их въезда на привокзальную площадь.
В перспективе появится паркинг недалеко от здания аэровокзала, которым смогут воспользоваться пассажиры и работники аэропорта. Тема строительства такого объекта предварительно обсуждалась, и она тесно связана с прокладкой железной дороги к аэровокзалу. Проект по строительству ветки, ведущей к аэропорту, прорабатывает Белорусская железная дорога. По предварительным планам, поезд должен подходить с торца существующего терминала, именно в том месте, где находятся стоянки. Следовательно, для того чтобы реализовать намеченное, стоянки нужно будет убирать. Чтобы найти возможность такое количество машин рассредоточить, возникло предложение построить паркинг. Но подчеркну, что это пока замыслы.
Железнодорожная ветка, паркинг, гостиница, новые места стоянок должны быть увязаны в план детальной планировки. Это будет сделано попозже по принятии решения о месте остановки поезда, доставляющего пассажиров из Минска, а также расположении гостиницы и прочих объектов.
- В начале текущего года заявляли о возможности возрождения региональных аэропортов и расширения их использования, в том числе для приема и обслуживания частных самолетов. Что планируется сделать в этом направлении?
- Сегодня все региональные аэропорты носят статус международных и, следовательно, соответствуют предъявляемым к ним требованиям, что подтверждается регулярными сертификационными проверками со стороны департамента по авиации.
Наши региональные аэропорты не закрывались, никогда не ограничивался прилет самолетов любых авиакомпаний, будь то частных, военных, пассажирских или грузовых. Такие аэропорты, как Брест, Гродно, Витебск, строились и расширялись еще во времена СССР, когда наблюдался большой пассажиропоток, и была необходимость в увеличении пропускной способности аэровокзалов. Тогда маленькие аэропорты не могли бы вместить большое число людей в пик нагрузок. Спрос на авиаперевозки был очень высок, особенно в теплое время года - фактически с середины мая до конца сентября.
После распада Советского Союза по известным причинам пассажиропоток резко упал, и сейчас сложно использовать полностью возможности областных аэропортов. Мы над этим работаем и ищем ту оптимальную модель развития, которая позволит успешно функционировать региональным и Национальному аэропорту Минск одновременно.
В преддверии летнего сезона формируется чартерная программа и обеспечивается загрузка воздушных судов до уровня, когда эти рейсы становятся прибыльными. К примеру, в летний период организованы чартерные рейсы из областей на популярные зарубежные курорты, в том числе в Турции, Болгарии, Египте.
В перспективе планируется возродить полеты внутри страны, то есть связать между собой все областные аэропорты. Есть и другие планы, о которых можно будет сказать немного позднее.
В рамках Единого экономического пространства, когда будут подписаны соответствующие документы на уровне глав государств трех стран и появится наднациональный орган, у нас будет действовать принцип открытого неба. Это даст возможность иностранным перевозчикам-партнерам по ЕЭП расширять возможности полетов. "Белавиа" это позволит летать в гораздо большее число аэропортов России, Казахстана. Вероятно, тогда же некоторые авиакомпании будут использовать возможности полетов в близлежащие от центрального белорусские аэропорты.
- Теперь и о национальном авиаперевозчике: РУП "НАК "Белавиа" должно представить в Госкомимущество проект преобразования в открытое акционерное общество до 1 октября текущего года. Предполагается, что предприятие будет акционировано до конца 2013 года. Какие есть планы относительно "Белавиа" после преобразования в ОАО? Возможно, есть иностранные авиакомпании, которые проявляют коммерческий интерес после того, как авиаперевозчик изменит форму собственности?
- Правительство поставило задачу по акционированию "Белавиа". Акционерное общество более мобильно, подвижно, но самое главное то, что иностранные инвесторы с большим желанием работают с предприятиями такой формы собственности.
После акционирования планируется продать акции стратегическому инвестору с сохранением контрольного пакета у государства. Пока конкретных предложений не было, но мы ожидаем, что они появятся, когда закончится процесс преобразования в ОАО.
Даже после акционирования национальная авиакомпания будет выполнять программу развития гражданской авиации, рассчитанную до 2015 года, предусматривающую многие мероприятия. Например, расширение парка воздушных судов, замена старых самолетов на новые, дальнейшее развитие технологии электронного билета, внедрение системы интернет-регистрации пассажиров. Развитие "Белавиа" будет продолжаться за счет увеличения количества рейсов на действующих авиалиниях, а также открытия новых направлений.
Татьяна ИВАНЮК