Традиционные итоги, впечатляющие достижения, новые планы. БГУИР отметил 60-летний юбилей
Вадим Богуш
БГУИР является ведущим вузом страны в области высшего технического
образования, базовой организацией государств - участников СНГ по
высшему образованию в области информатики и радиоэлектроники. Это
крупный учебно-научно-инновационный комплекс. Он объединяет более 15
тыс. обучающихся, в нем преподают по 18 специальностям общего и
специального высшего образования (по трем из них в этом году набор будет
осуществляться впервые), 15 специальностям углубленного высшего
образования, 30 специальностям аспирантуры, 15 специальностям
докторантуры. Среди его преподавателей более 50 докторов наук и свыше
300 кандидатов наук. Активная научная деятельность, экспорт
образовательных услуг, высокие технологии в обучении, яркая студенческая
жизнь. Все это про Белорусский государственный университет информатики и
радиоэлектроники. Вуз на днях отметил юбилей - 60-летие. По традиции,
это время подведения некоторых итогов и определения планов, о которых
корреспонденту БЕЛТА рассказал ректор БГУИР Вадим Богуш.
- Вадим Анатольевич, какие основные достижения университета можно отметить в юбилейные год?
-
В юбилейные даты всегда смотришь назад и вперед одновременно. Можно
констатировать, что база для дальнейшего развития университета за этот
период сформирована хорошая. Университет имеет высокий статус, он себя
зарекомендовал и с точки зрения уровня подготовки - качества
образования, и с точки зрения научных исследований и практических
разработок. Вуз стал брендом еще со времен Минского радиотехнического
института. БГУИР сейчас - это университет, о котором знают не только в
Беларуси, но и далеко за ее пределами.
Если говорить конкретными
фактами достижений, то БГУИР имеет статус ведущего вуза в нашей стране, с
2005 года мы имеем статус базовой организации СНГ по высшему
образованию в области информатики и радиоэлектроники, который в прошлом
году в декабре на саммите СНГ мы в очередной раз подтвердили. Также мы
имеем статус научной организации, который подтвержден Госкомитетом по
науке и технологиям и Национальной академией наук. В прошлом году мы
получили в очередной раз премию Правительства в области качества и
специальную награду за вклад руководства в достижение устойчивого успеха
организации в номинации "Лидерство". Очень значимое для коллектива
университета достижение - это принятие Президентом Беларуси решения о
занесении БГУИР на республиканскую доску почета в номинации "Наука". Это
высокая оценка работы коллектива на протяжении последних пяти лет.
БГУИР
продолжает свое развитие как крупный образовательный и научный центр
страны. Мы наблюдаем не только высокий интерес абитуриентов для
получения высшего образования в сфере радиоэлектроники и информационных
технологий, но и востребованность выпускников со стороны нанимателей,
заказчиков, с которыми мы очень плотно работаем по содержанию
образования и подготовке специалистов. Это один из элементов нашей
успешной работы и высокого уровня инженеров, которых выпускает БГУИР на
рынок труда.
- Современный университет это не про "мы только
учим". В настоящее время это и научная работа, и инновационная
деятельность, и развитие сотрудничества с зарубежными странами. Как с
этим обстоит дело у БГУИР?
- Мы особое внимание уделяем
поддержке молодежи, потому что заниматься наукой, а иногда одновременно и
наукой, и преподавательской деятельностью в вузе, - это достаточно
большой труд, который требует творческого вдохновения и большой энергии
для того, чтобы достигать результатов и уметь их внедрять на практике,
интегрировать в образовательный процесс. Поэтому мы пытаемся привлечь к
исследованиям молодежь уже с первого курса, создаем для этого
необходимые условия.
Достаточно результативно участвует
университет в государственных механизмах поддержки - это гранты и
стипендии главы государства. Ежегодно и молодые ученые, и студенты
нашего университета проходят жесткий отбор и оказываются достойными
таких высоких знаков поощрения. Мы активно участвуем и побеждаем в
конкурсах молодежных грантов, которые проводит Министерство образования.
Дополнительно университет имеет и собственные механизмы поддержки
молодежи, когда те средства, которые вуз зарабатывает, мы частично
направляем на поддержку молодежных проектов. Ежегодно более 100 молодых
студентов, магистрантов тем или иным образом задействованы в реальных
проектах с реальными зарплатами и реальными результатами, будь то
разработка алгоритмов программного обеспечения, конструирование приборов
или создание новых технологий, которые затем используются на
предприятиях Беларуси, России, Узбекистана, Китая и других стран.
- Можем ли мы назвать какие-то актуальные проекты университета?
-
У нас есть несколько развивающихся направлений. Это, в первую очередь,
наши разработки в области сверхвысокочастотной техники - комплекты
измерительного оборудования, начиная от генераторов и простейших
измерителей мощности и заканчивая очень сложными векторными
анализаторами цепей, которые работают в частотном диапазоне свыше 200
ГГц, что еще 20 лет назад казалось фантастикой. Это не только разработка
на уровне конструирования этих приборов, это целый комплекс, который в
том числе включает в себя и метрологическое обеспечение. И мы идем к
тому, чтобы завершить в этом году разработку соответствующих эталонов
для системы стандартизации Беларуси, которые в том числе будут
востребованы и на международном рынке.
Второе направление, в
котором университет имеет особый статус, - это обеспечение
электромагнитной совместимости и безопасности. Здесь у нас есть
разработанные программно-аппаратные комплексы, которые активно
используются для анализа электромагнитной обстановки и оптимизации
размещения устройств, чтобы они, условно говоря, не мешали друг другу
работать, не создавали ненужных помех и угроз для объектов, которые
находятся в зоне действия радиоэлектронных приборов. Причем мы работаем
как с точки зрения оптимизации размещения и режимов работы самих
устройств, так и с точки зрения разработки материалов, которые позволяют
эту обстановку нормализовать и привести к минимальным уровням
воздействия. Это специализированные материалы для безэховых помещений,
которые в том числе могут использоваться для решения задач
информационной безопасности.
Также есть разработки, которые
касаются автомобилестроения: учеными университета разработан макет
цифровой антенной решетки автомобильного радара, который позволит
осуществить импортозамещение устройств данного класса. Есть и разработки
в области ультразвуковых приборов, например, генераторов, кавитометров.
Ну и, конечно, это технологии для микроэлектроники, которые включают в
себя исследования новых материалов и разработку технологических решений,
начиная от создания новых топологий, гибридных элементов с
использованием технологии интегральной микроэлектроники и заканчивая
разработкой технологии многокристальных микросхем.
Информационные
технологии имеют очень разную реализацию, включая умный бейдж,
разработанный учащимися нашего колледжа, и студенческие разработки,
позволяющие изучать процессы программирования логических схем. Я уже не
говорю о программных решениях высокого уровня - прикладного
программирования, веб-программирования, дизайна, моделирования
физических процессов. Иногда виртуальный мир очень сложно отличить от
реального при высококачественной проработке. И это тоже один из
элементов высоких технологий, которому мы учим наших студентов.
-
Сфера информатики и радиоэлектроники сейчас одна из самых
быстроразвивающихся, как, в связи с этим, меняется деятельность вуза,
учебные программы, перечень специальностей?
- Организация
процесса обучения должна решать как минимум три задачи. Высокая динамика
изменения технологического обеспечения говорит о том, что нельзя
научить специалиста всем технологиям, которые он будет использовать на
протяжении жизни и первая задача, которая ставится перед университетом, и
которую мы стараемся решить, - это формирование способности у нашего
выпускника к постоянному саморазвитию. То есть он должен не только
понимать, что нужно учиться всю жизнь, но и быть способным на практике
это реализовать. Это сложно, себя менять всегда очень сложно, поэтому
есть определенные подходы в организации образовательного процесса,
которые позволяют эту компетенцию формировать.
Второй очень
важный момент - это создание фундамента для профессионального развития. И
здесь мы говорим о балансе между фундаментальными знаниями и
прикладными практическими навыками. Мы всегда много внимания уделяем
фундаментальной подготовке - математической, естественно-научной,
системному мировоззрению. Для формирования конкретных прикладных навыков
у нас предусмотрено много видов деятельности: курсовые работы, особый
подход к дипломному проектированию, когда мы стараемся максимально
использовать запросы заказчиков кадров и формировать темы дипломных
проектов для наших студентов уже с привязкой к конкретным практическим
задачам, которые они решают потом на производстве, в организациях, в
компаниях. Многие студенты представляют дипломы в виде реально
работающих проектов, и здесь очень важно понимание и взаимодействие с
заказчиками кадров. Я хочу высказать слова благодарности руководству тех
организаций, которые понимают важность взаимодействия с университетом, в
результате которого они получают специалиста, уже адаптированного к
работе на их предприятии. С другой стороны, мы понимаем, что технологии
меняются раз в 3-5 лет, это всегда повышение квалификации, освоение
новой технологии. Формирование фундамента системности и способности к
постоянному саморазвитию позволяет нанимателю в последующем
минимизировать затраты на развитие специалиста. И наниматели прекрасно
понимают, что такой подход и интеграция университетского образования и
корпоративного технологического роста дадут максимальный эффект, в том
числе и с точки зрения динамики экономики, развития того или иного вида
деятельности на предприятии.
Третье - это воспитательная и
социальная составляющая образования. Здесь активно используется учебное и
внеучебное время, спортивная база университета, потенциал общественных
организаций и творческих объединений.
- Как университет поддерживает аспирантов, молодых ученых, которые занимаются научной и инновационной деятельностью?
-
Кроме системы грантов у нас есть еще и прямое стимулирование к защитам
диссертаций, то есть для тех, кто в срок защищаются и остаются работать в
университете, мы предусматриваем материальное стимулирование - разовую
премию и доплаты. Также мы поддерживаем и научных руководителей,
понимая, что успешность защиты работы во многом зависят и от качества
научного руководства. Совсем недавно в вузе принята норма, позволяющая
снизить учебную нагрузку. Если преподаватель выходит на защиту
диссертации, то кафедра помогает ему, беря на себя часть учебной
нагрузки, таким образом у соискателя в течение года появляется
возможность больше времени уделять финальной доработке диссертации,
прохождению процедуры экспертизы, а потом защиты для того, чтобы
университет мог рассчитывать в дальнейшем на квалифицированного
специалиста, а сам человек сделал очередной шаг по карьерной лестнице.
-
Сколько иностранных студентов и из каких стран обучаются в БГУИР? Какие
направления они в основном выбирают? Как идет работа по увеличению
количества иностранных студентов?
- Работа с иностранными
студентами является ключевой задачей по экспорту образовательных услуг. У
нас сейчас обучаются около 750 иностранцев. Если мы говорим по
регионам, то доминируют страны бывшего Советского Союза, потому что по
большинству специальностей мы ведем подготовку на русском языке: к нам
едут учиться из Узбекистана, Туркменистана, России, Таджикистана,
Казахстана. Постепенно БГУИР наращивает направление, связанное с
восточным вектором - это Китай, Вьетнам. В последний год достаточно
активно идет работа по африканскому континенту, из Нигерии у нас была
группа, также это Гвинея, Зимбабве, Кения.
Предпочтения
иностранных студентов зависят не только от того, что БГУИР может
предложить, они достаточно сильно зависят от региона, из которого к нам
студенты приезжают. Поэтому мы в последние несколько лет очень активно
развиваем практику создания совместных образовательных программ и
структур. У нас есть несколько таких программ подготовки с Узбекистаном,
это направление связано с информационными технологиями,
программированием, искусственным интеллектом. Если мы говорим о
взаимодействии с Китаем, то здесь сфера, связанная с СВЧ-техникой,
радиоэлектронное направление и информационные технологии. Если мы
говорим про африканский континент, то это тоже сфера, связанная с
программированием, с аналитикой и с продвижением информационных
продуктов в мировом пространстве. Актуальность тех знаний, которые мы
даем, является одним из ключевых элементов востребованности на
международном рынке образования, а там, как вы знаете, конкуренция
достаточно высокая. В последние несколько лет у иностранных граждан
достаточно большой интерес проявляется к подготовке специалистов в сфере
информационной безопасности. У нас такая подготовка организована на
уровне общего высшего образования и в магистратуре.
-
Университет для студентов - это не только учеба, наука, но и творчество,
и интересный досуг. Какая культурно-воспитательная и спортивная работа
для личностного роста студентов ведется в вузе? Какие есть достижения?
-
Я считаю, что инженер - это не только профессионал в своей сфере, но и
разносторонне развитая личность. При этом, мы все прекрасно понимаем,
что время одиночек уже давно прошло, и даже громкие имена, которые
звучат где-то в международных СМИ, - это всегда результат работы
команды, поэтому у нас есть как минимум несколько направлений для
творческой и спортивной деятельности. Что касается творчества,
во-первых, для этого у нас есть база - хорошо оборудованный актовый зал,
где проводятся различные студенческие мероприятия, в том числе
музыкально-вокально-инструментальные. Мы проводим очень много
мероприятий, которые позволяют ребятам познакомиться прежде всего друг с
другом, потому что БГУИР не только интернациональный, он еще и
всебелорусский вуз. До 70% ребят к нам поступают из регионов. У нас есть
множество клубов и кружков, которые организованны в общежитиях, есть
педагогическая гостиная, есть объединения иностранных студентов, где мы
проводим мероприятия, которые позволяют им представить свою культуру, а
белорусам знакомиться с ней и друг с другом в неформальной обстановке.
Кроме того, у нас есть и профессиональные творческие коллективы. Есть
два народных коллектива - это духовой оркестр и ансамбль народной песни
"Гаманіна". В организацию досуговой деятельности, которая связана с
творчеством или со спортом, активно вовлечены органы студенческого
самоуправления, то есть БРСМ, студенческий профком, студсовет.
В
свое время именно МРТИ, а затем и БГУИР был основателем молодежного
движения по здоровому образу жизни, связано это было с тем, что
инженерная работа зачастую малоподвижна, особенно у программистов, и
здоровый образ жизни - это очень важный элемент, которому нужно учить со
студенческой скамьи. Мы организовываем занятия физкультурой и спортом с
учетом интересов студентов - это клубы, кружки. Студент имеет
возможность в соответствии с предпочтениями пойти, например, в секцию
волейбола в рамках учебного процесса, который предусмотрен по физической
культуре в вузе. При этом спортивная база работает не только в учебное
время, но и в выходные дни у нас также проводятся мероприятия, например:
турниры по мини-футболу, внутриуниверситетская спартакиада. Мы активно
участвуем в универсиаде - межвузовской спартакиаде, которая проводится в
Беларуси по более чем 35 видам спорта. Наши студенты хорошо выступают в
республиканских мероприятиях, те места и победы, которые они
завоевывают, позволяют университету находиться на достаточно высоком
спортивном уровне. БГУИР может гордиться тем, что мы уже четвертый год
подряд занимаем 1 место в своей группе университетов. Не могу не
отметить нашу баскетбольную команду. Она выступает в профессиональной
лиге. У нас был достаточно успешный сезон - позапрошлый, в котором мы
завоевали бронзовые медали в профессиональном чемпионате. Для
университетской команды - это достаточно высокий результат. Поэтому
здоровье и физические нагрузки - очень важный элемент жизни студента.
- За 60 лет у вуза накоплен богатый опыт, какие перспективы намечены на ближайшие годы?
-
Мы продолжаем развиваться. В этом году мы начали работу по созданию
Центра компетенций. Министерство образования выступило с такой
инициативой, и на базе БГУИР мы будем создавать центр компетенций по
интеллектуальным системам в авто- и тракторостроении - это беспилотные
средства передвижения, развитие систем безопасности, искусственного
интеллекта. Проект в этом году стартует, я думаю, что мы будем его
успешно реализовывать.
Мы планируем развивать наши научные
направления, прежде всего международные. Открываются новые возможности
для работы с партнерами в России. Мы чувствуем очень большую
заинтересованность со стороны Китая в развитии сотрудничества. Одна из
ключевых задач для нас - это обеспечение качественной подготовки
специалистов и формирование новых научных результатов.
- В мае будет шесть лет, как вы стали руководителем БГУИР, как вам ректорство?
-
Работа ректора - это очень высокий уровень ответственности и большое
количество забот. У руководителя университета очень много направлений,
связанных с организационной и информационной работой, хозяйственной
деятельностью, кроме того - это непосредственная ответственность за весь
большой коллектив: 2 тыс. работников и 15 тыс. обучающихся. Чему и как
учить, эффективность обучающего процесса, учет индивидуальных
особенностей студента, воспитательная работа - это те задачи, которые
стоят перед каждым руководителем учреждения образования.
Учеба,
если ты к ней ответственно относишься, является фундаментом твоего
развития на перспективу, и это то время, которое ты должен потратить с
максимальной пользой на приобретение профессиональных знаний. Во время
студенчества закладываются основы дружеских и профессиональный интересов
и, конечно, семьи - залога успеха в жизни любого человека.
Обращаясь
к трудовому коллективу университета и студентам, хочется пожелать всем
крепкого здоровья, неиссякаемой жизненной энергии, благополучия в семье и
реализации замыслов и идей, которые будут двигать науку и общество
вперед, на благо и развитие нашей родной страны.
Светлана Пекарь,
БЕЛТА.-0-