Сфера розничной торговли, пожалуй, самая динамичная и быстроразвивающаяся. В современных условиях на всем постсоветском пространстве замедление темпов экономического роста могло бы оказаться гораздо более чувствительным, если бы не торговля - именно она во многом "вытягивает" всю экономику. Не удивительно, что именно в этой сфере происходят и самые стремительные изменения, в том числе в законодательстве. Об этом корреспондент БЕЛТА побеседовал с заместителем министра торговли Беларуси Вячеславом Драгуном.
- Вячеслав Леонидович, в прошлом году министерство инициировало ряд изменений в законодательство о торговле. В том числе речь шла об ужесточении правил расчетов в зависимости от сроков реализации товаров. Сейчас, наверное, уже можно сделать первые выводы о том, достигнуты ли были заявленные цели.
- Действительно, правила организации торговли на рынке Беларуси ужесточаются. И совещание по обороту алкогольной продукции с участием главы государства показало, что тема расчетов по-прежнему остается актуальной. Многие субъекты торговли затягивают платежи. Используя тем самым эти средства как беспроцентный кредит.
Но я бы не акцентировал внимание в этом вопросе на сетевых операторах. У них своя матрица, отдельные поставки, и там, я уверен, порядка в расчетах гораздо больше, чем у субъектов торговли, которые имеют один-два магазина.
Не секрет также, что у ряда товаров оборачиваемость выше 45 дней, поэтому торговля пытается правдами и неправдами платить позже. Но с учетом последнего поручения главы государства эта работа будет ужесточена, запланированы масштабные сверки по расчетам, и не только по продовольствию. И те, у кого после 1 сентября есть просроченная задолженность, могут столкнуться с санкциями, в том числе с лишением лицензии на розничную торговлю. Поэтому подчеркну: дисциплина должна быть в стране, у каждого субъекта хозяйствования есть не только права, но и обязанности. Мы проконтролируем вопрос расчетов и обеспечим безусловное выполнение поручения главы государства.
- По вашей оценке, не пытаются ли в нынешней ситуации некоторые производители, вместо того чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию, переводить стрелки на торговлю - мол, плохо продают?
- Мы должны понимать, что торговля более мобильная и гибкая в принятии решений. Производитель же находится в жестких рамках. Он зависит, например, от поставок сырья, которое ему нужно для производства и на покупку которого нужны средства. Он ограничен производственным и технологическим циклами. Он не может произвести новый товар, не проведя модернизацию. А модернизация не должна быть моментной, после которой можно годами сидеть сложа руки и отчитываться, что все сделано. Модернизация на производстве должна идти постоянно! Так что производителей я бы слишком сурово не судил.
Конечно, есть и руководители, которые ничего не делают, чтобы изменить технические характеристики и потребительские свойства товара. Это недопустимо!
Но в целом нужно понимать ситуацию в экономике не только нашей страны, но и постсоветского пространства - свободные ресурсы ограничены. Достаточно сложно с инвестициями не только у нас, но и в России, в Казахстане. Появились некоторые проблемы и из-за разницы валютных курсов… То есть существует ряд рисков, от которых никто не застрахован. Поэтому должна быть улица с двусторонним движением - торговля и производитель должны находить компромисс и взаимодействовать.
Но торговля должна постоянно держать производителя в тонусе. Торговля более гибкая, она может перейти к импортеру - сказать местному производителю: ты не шевелишься, поэтому я уйду к твоему конкуренту из-за рубежа. Правильно так будет? Думаю, нет. Потому что если мы не будем создавать здесь рабочие места, то у населения не будет средств на покупки. И политика торговли должна быть такой, чтобы занять нашего производителя, дать людям возможность заработать - для того, чтобы суметь получить эти деньги в свой товарооборот.
- На законодательном уровне закреплена норма ассортиментного перечня в зависимости от форматов магазинов. По оценке министерства, легче выдержать ассортимент крупным или мелким магазинам? Какие проблемы здесь наиболее типичны?
- Ассортиментный перечень направлен на защиту отечественного производителя. Не секрет, что в магазине иной раз можно увидеть очень широкий ассортимент импортных товаров, а отечественные стоят где-то в сторонке либо вообще не представлены. Именно поэтому такая мера была введена.
Конечно, маленькому магазину выдержать ассортиментный перечень тяжелее. Никто не будет ставить дополнительного специалиста на магазин площадью 150 кв.м. Там все замыкается на руководителе, и он выбирает тот ассортимент, который способен выдержать.
Крупные сетевые компании, которые позволяют себе держать товароведов и экономистов, лучше видят, что на сегодняшний день пользуется спросом, где полка не работает, что необходимо закупать и в каком объеме. И в данном случае крупным торговым объектам проще выполнять ассортиментный перечень, потому что у них больше возможностей, в том числе по складским помещениям, распределительным центрам.
Почему в той же сельской местности люди просят магазины большого формата? Потому что устали от однообразия ассортимента небольших магазинов!
- По ощущениям многих покупателей, меры по насыщению магазинов белорусской продукцией привели к тому, что белорусы активно везут телевизоры, духовые шкафы и даже автомобили из-за рубежа. При этом и торговля, и бюджет недополучают тех сумм, которые могли бы быть при реализации этих товаров в магазинах страны. Не считают ли в Министерстве торговли, что ситуация требует исправления?
- У нас ограничений по ввозу товаров нет. Сам импортер определяет емкость рынка: сколько белорусов купит этот бренд и стоит ли тратить маркетинговые и логистические ресурсы на то, чтобы продать здесь свой товар. Если рядом в ассортименте более 50 наименований аналогичных моделей, но более дешевых, то покупатель сделает выбор в пользу лучшей цены. Ведь технические параметры у той же бытовой техники очень схожи, разница лишь в имидже.
- Сказалось ли на процессах развития торговли в стране введение торгового реестра? Не получилось ли, что мера, направленная на защиту конкуренции, привела, особенно в малых городах, к обратному эффекту - нежеланию крупных сетей ввязываться в игру?
- Введение торгового реестра - это мера, способствующая развитию конкуренции. Чтобы крупный участник рынка не мог обидеть того же индивидуального предпринимателя.
Мы считаем, что норма в 20% не должна отпугивать инвестора. Но, если не контролировать удельный вес, можно невзначай отдать весь регион одной сети.
Закон недавно вступил в силу, должна появиться правоприменительная практика. Оценки будет давать жизнь: важно, чтобы торговля устраивала людей и по цене, и по качеству. Но, если этот шаг будет способствовать стагнации - а все хотят, чтобы торговля обновлялась, чтобы открывались новые торговые центры, - возможно, со временем мы эту норму можем и пересмотреть.
Однако все эти ограничения касаются лишь торговли продовольствием. Никто не ограничивает ретейлера - развивай торговлю товарами легкой промышленности, бытовой техникой. Выбор есть!
- Государство уходит от регулирования цен - но в интересах покупателя, чтобы рынок выработал систему противовесов для бесконечного пересмотра ценников. Согласны ли вы с утверждением, что крупные розничные сети во многом сдерживают рост цен?
- Это действительно так. Хочу отметить, что торговые сети идут навстречу покупателям и работают с поставщиками и производителями, тем самым сдерживая цены.
Я считаю, что торговые сети делают позитивные сдвиги на рынке - ими не навязывается высокая цена, а, наоборот, прослеживается стремление привлечь покупателей, предложив наиболее выгодную стоимость товаров.
- В настоящее время в интернет-магазинах запрещена продажа алкогольных напитков и сигарет. Однако в зарубежных странах, в том числе в соседних Литве, Польше, Украине, доставка этих товаров из интернет-магазинов разрешена. Не планируется ли в Министерстве торговли инициация изменений этих норм? Ведь для определенных категорий покупателей, в том числе для пенсионеров и людей с ограниченными возможностями, доставка этих товаров на дом была бы удобной?
- Этот вопрос связан с рекламой алкогольных напитков. Выполняя рекомендации ВОЗ, мы отказались от рекламы табака и алкоголя, существенно ограничили рекламу пива. Хорошо это или плохо - покажет время. Ведь, с одной стороны, мы заботимся о здоровом образе жизни, а с другой - беспокоимся о развитии товарооборота, оказании дополнительных услуг для населения.
Но в конечном итоге с инициативой о корректировке законодательства должна выступить не торговля, а производители. Сделав достойный качественный продукт, пусть и алкогольный, и никому об этом не рассказав, продать его крайне сложно. И если в рекламе пива после восьми часов вечера еще есть некие возможности, то по алкоголю и табаку этого нет. Возможно, реклама могла бы появиться в ночное время либо по выделенному каналу коммуникации с ограниченным доступом.
- С одной стороны, Президент поставил задачу максимального использования возможностей торговли для расширения сбыта продукции белорусских производителей, в том числе алкогольных напитков. С другой - по данным, полученным в ходе опроса покупателей одного интернет-магазина, 95% из них хотели бы иметь возможность заказывать алкоголь и сигареты через интернет. Несколько недель назад вопрос снятия таких ограничений инициирован в России. Не пришло ли время и в Беларуси отменить запрет на интернет-торговлю алкоголем и сигаретами из закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции?
- Любые меры регулирования в торговле направлены на наиболее полное удовлетворение нужд населения, а также на то, чтобы оградить покупателя от некачественного, несертифицированного и контрафактного товара. В этом отношении нельзя не признать, что ограничения на торговлю в интернете сужают возможности покупателей, особенно тех групп населения, для которых дистанционный заказ и доставка товаров наиболее актуальны. Сужают запреты и возможности торговли и, соответственно, производителей, ограничивая сбыт качественной подакцизной продукции. Поэтому при соблюдении определенных условий, которые должны быть выработаны со стороны государства, можно допустить, что запреты на интернет-торговлю определенными видами продукции будут постепенно отменяться.
Но так же, как и изменения в закон о рекламе, подобные новшества в законодательные документы должны инициироваться производителями. Если в их интересах расширение площадок сбыта продукции и увеличение продаж, они должны предлагать законодателям и регулирующим органам свое видение организации подобной торговли.
- Год назад в одном из интервью вы высоко оценили темпы развития крупных торговых сетей в Беларуси. За это время лидеры отечественного ретейла развивали интернет-торговлю, расширяли производство товаров собственных торговых марок внутри страны, обеспечивали современными формами торговли сельских жителей. Поддерживает ли Министерство торговли такие инициативы крупного частного бизнеса?
- Безусловно. И у нас есть действительно успешный опыт сети "Евроопт", которая активно развивает производство товаров СТМ. В принципе, все крупные ретейлеры страны пытаются заниматься развитием форм современной торговли, что, несомненно, выгодно, прежде всего покупателям.
Но я также говорил о том, что торговля должна обратить внимание и на производство - крупным сетям необходимо иметь свою переработку. Ведь это гарантирует высокое качество продуктов. И я думаю, что мы уже идем по этому пути.-0-