Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

То, что мы делаем, и есть креатив

Интервью 23.03.2015 | 17:00

Немалым списком заслуг народный артист Беларуси Михаил Финберг, руководитель и дирижер Национального академического концертного оркестра Беларуси, обязан своему коллективу, о чем маэстро не стесняется говорить в голос. Однако это признание никак не умаляет достоинств самого дирижера, известного в первую очередь как создателя качественного, добротного материала. О своих музыкальных пристрастиях и позиции руководителя корреспонденту БЕЛТА рассказал Михаил Финберг.

- Михаил Яковлевич, ходят разговоры, что вы суровы в общении с музыкантами.

- А что делать? Давайте, я буду закрывать глаза на огрехи, не буду реагировать на неподготовленность или недисциплинированность. Представьте, один сыграет не вовремя, другой ошибок наделает, третий опоздает. Каково? Во взаимоотношениях надо быть строгим. Но! При этом надо любить людей, нельзя ненавидеть, нужно уважать. А вот это не всем дано. Я люблю своих артистов. Без них я никто, они самые дорогие мне люди. Если этого не понимаешь, то нужно бросать свое занятие.

- Но у вас в коллективе "двоечников" нет?

- Нет, говорю это честно, хотя им достается от меня. Всего в оркестре больше 200 человек. Если говорить про вокалистов, их 12, они все равны. Разница только по голосам. Все имеют настоящее высшее образование, не подделку. С ними работает высоко подготовленная лучшая вокальная группа из четырех человек. Важно добавить, у кого они учились - у знаменитого дирижера Ровды. Поэтому все вместе дает тот результат, которого ждут наши поклонники. Мы не можем сегодня красоваться на экранах телевизоров, но все билеты на наши концерты раскупаются полностью задолго до концерта.

- Телевидение сегодня ведет записи ваших концертов?

- Уже много лет телеканалы не снимают. Раньше на российском телевидении мы присутствовали, когда передача "Угадай мелодию" там шла. Почти 700 программ отсняли. А теперь только на "Славянском базаре" - и все.

Наш оркестр - заслуженный коллектив "Национальный академический оркестр симфонической и эстрадной музыки Республики Беларусь". Выговорить даже трудно, не то что играть. Мы поднимаем большой музыкальный пласт, ведь молодым надо знать свою культуру.

При этом не могу сказать, что я обижен. Я имею такое количество званий, какого у других нет. Но я этим не спекулирую, иду и делаю свое дело, а оценивает его народ. Если пройдем от площади Победы до цирка, я подпишу семь автографов. Но это я говорю - семь, а сколько подпишу, посмотрим.

- Михаил Яковлевич, вы и оркестр - нечто неделимое. Вы от него отдыхаете?

- Нет, к сожалению. Говорю "к сожалению", потому что надо отдыхать, а я живу оркестром. Просыпаюсь и думаю, кому чем могу помочь. Все музыканты обеспечены жильем, все в Минске получили прописку и распределение. Государству здесь надо сказать огромные слова благодарности. Ни в одной стране мира такого нет. Артисты все защищены, даже в нынешних трудных условиях у них зарплата неплохая. Все организационные вопросы ложатся на руководителя, музыканты должны только играть. А человек, который поставлен оценивать их работу, должен думать, как исправить, если что-то ему не нравится. Если не знает, как исправить, - то не должен ничего говорить, потому что не имеет права, у него, значит, диплом фальшивый.

Понимаете, Национальный академический концертный оркестр Беларуси - тот коллектив, который предлагает востребованную продукцию, находит таланты, помогает им встать на ноги. Оркестр популяризирует белорусскую музыку. Все 28 лет, в течение которых мы работаем, этой темой занимаемся. В нашем багаже 34 программы на тексты таких белорусских поэтов-классиков XIX-XX столетий, как Максим Богданович, Якуб Колас, Янка Купала, Аркадий Кулешов, Владимир Короткевич, Адам Русак, Нил Гилевич, Рыгор Бородулин. Но это отдельная объемная тема.

- Планируете организовать тур по городам страны?

- Да бросьте, нет никакого тура. Ни к чему такие слова. Это все "понты". Наш оркестр выступает в разных городах Беларуси постоянно, и никакими определениями это не наделяет. Наши концерты прошли в Мозыре, Рогачеве, Жлобине. В Жодино прямо в цеху завода БМЗ концерт дали, потом в Брест поедем и Гродно. Я почетный гражданин Минской области, для меня это не только приятно, но и ответственно, будем выступать с концертами в Минске и столичном регионе. Параллельно поедем в Чечерск, Хойники, Мир, Несвиж, Новогрудок, Туров, Мстиславль. Я всего могу и не назвать, наши фестивали, а их уже без малого 200 прошло, в 27 городах Беларуси организуются, не говоря про "Славянский базар", куда уже в 25 раз отправимся. Там традиционно пройдет конкурс молодых исполнителей в сопровождении нашего коллектива, также запланирована отдельная программа оркестра. Наши джазовые фестивали, которых состоялось уже 26, пользуются успехом, билеты раскупаются всегда. Вся наша жизнь проходит на колесах, и мы будем делать все, чтобы люди нас знали, слушали и понимали.

В этом году мы сделаем большой концерт из произведений Тикоцкого. Все было утеряно, не было ни одной нотки, а мы их восстановили, и теперь отличный концерт будет. Готовим к 250-летию Михала Клеофаса Огинского фестиваль на его родине. Проведем концерты на атомной станции. Будем исполнять произведения таких композиторов, как Аладов, Подковыров, Глебов, Вагнер, Смольский - порядка 38 фамилий! Они нечасто звучат, мы нашли редкую музыку XVI-XX столетия.

- А где вы находите музыку? -

 В библиотеках Европы. Мы занимаемся научной работой в оркестре - написали 20 книг. У нас работает четыре профессора, два доктора наук, три кандидата наук, лауреаты государственных премий, 37 лауреатов первых премий различных серьезных конкурсов. Мы заняты только одним - развитием белорусской музыки, она этого заслуживает.

- Михаил Яковлевич, а современная белорусская музыка вас не впечатляет?

- У меня не возникает желания встретиться с артистом, которому премии какие-то дают, чтобы его послушать. Слабенько все. Сейчас два аккорда написал - композитор, аранжировщик. Песню спел - исполнитель.

- Может, несколько изменило бы положение дел присутствие в школьной программе предмета "мировая культура"?

- Если все вокруг говорят, что надо вернуть этот предмет в школьную программу, как я скажу, что не надо? Может, и надо бы, но есть ли в этом смысл, не уверен. Вопрос в том, как преподают. Когда я учился в школе, то на урок приходил баянист, неправильно брал аккорды, а мне это резало слух, жуть. Чтобы преподавать - надо иметь знания, понимать, что к чему. Да и потом это общее состояние в музыке, не только в Беларуси.

- Вам сейчас не интересно "Евровидение", хотя долгое время вы возглавляли жюри. Вы за этим конкурсом совсем не следите?

- Не интересно. Мне посчастливилось быть на конкурсе, который проходил еще под аккомпанемент оркестра, и тогда действительно брали очень интересную музыку. В 1995 году я был на "Евровидении" в Ирландии с Аллой Пугачевой и Филиппом Киркоровым. Мы по предложению Аллы Борисовны выставили свои баллы конкурсантам. Никто из троих не угадал, Алла Борисовна была близка, но и она не угадала итога. Это непредсказуемый конкурс, и я не понимаю, ради чего все делается. Мне не нравится музыка, которая там звучит. Я - за новое. На конкурсе якобы новое и предлагается, но хотелось бы, чтобы что-то осталось в памяти. К сожалению, такого я не слышу. Это уже не то "Евровидение", которое было в 70-х годах, когда АВВА спела одну песню и стала известна всей Европе.

- Сейчас в моде креатив, возможно, и оркестру стоило бы внедрить какие-то новшества?

- Зачем мне? Как работаю, так и работаю. Мы делаем столько креатива, что и представить себе не можете. В Москве ничего подобного сегодня не найдете, везде "фанера". Я 28 лет с оркестром отработал, до этого 17 лет в цирке, шесть на радио, никогда под фонограмму не работал и уже не буду. Свой первый концерт наш оркестр дал в Москве. Вся аллея звезд в Москве вот этими руками заложена. И одна звезда в знак уважения ко мне там находится. Я этим горжусь, но это заставляет меня не любоваться, а брать на себя еще большую ответственность.

- Белорусская государственная филармония с 23 по 26 марта приглашает на фестиваль "Шлягеры на все времена" - уже восьмой по счету, который представит заслуженный коллектив "Национальный академический оркестр симфонической и эстрадной музыки Республики Беларусь".

- Фестиваль пройдет в течение четырех дней, а это не так просто одному коллективу отыграть четыре программы. Тем более что недавно состоялся джазовый фестиваль, в котором было семь программ. Но на наши концерты все билеты раскупаются, и мы этим очень дорожим.

Первая наша программа, которая прозвучит сегодня вечером, составлена из песен Аллы Пугачевой. Она - мой большой друг, я работал с ней не единожды вместе, чем горжусь. Мы исполним в основном песни, которые Алла Борисовна написала сама. Она никогда этим не бравировала и далеко не все знают, что песни, которые мы любим и знаем, написаны ей. Я хочу, чтобы песни Пугачевой жили, потому что они этого заслуживают. Хотя Алла Борисовна в нашей помощи не нуждается, она высказала благодарность и намерена передать поздравление коллективу. Могу сказать точно, что наши исполнители справились с ее непростыми произведениями. Дело ведь не в том, чтобы спеть мелодию, а в том, чтобы понимать и передать задуманный образ, драматургию.

Вторая программа посвящена Владимиру Высоцкому. Он не композитор, я бы назвал его поэтом. Но нашему оркестру удалось передать его произведения в качественной музыкальной обработке, получился замечательный концерт. Я знаю его творчество с тех времен, когда сам служил в армии. Тогда я не мог понять, что это за бряцание на гитаре, что за пение. Только когда стал взрослеть - стал разбираться, насколько серьезно творчество этого великого человека. У Высоцкого нужно перенимать очень важные качества: ответственность и любовь к родине. И Владимир Высоцкий, и Алла Пугачева - настоящие патриоты, и этому у них нужно учиться. В одном из интервью Алла Пугачева сказала, что она никогда не боялась, потому что знала, что ее поддерживает народ.

В третью программу мы включили любимые песни наших родителей. Мы забываем то, что любили наши родители. Я нашел песни, с которыми они шли по жизни. У многих людей есть яркие воспоминания, связанные с песнями молодости наших отцов. Например, для меня песня "Подмосковные вечера" ассоциируется с замечательным солистом Владимиром Трошиным, и я счастливый человек, потому что слышал его исполнение в сопровождении оркестра.

Заключительным концертом фестиваля "Шлягеры на все времена" станет программа "Тео, оркестр и его друзья". Очень важно не только найти молодого талантливого артиста, но и помочь ему. Вот и Тео, как все зовут исполнителя, а для меня это Юра Ващук, который пришел в оркестр 15 лет назад. Он сам из Кобрина, учился в Гродненском колледже искусств и 15 лет ездил к нам в оркестр каждый день на репетицию, понимаете? Он труженик и пусть не занял на "Евровидении" высокого места, корить его не за что. Он многого достиг. В программе мы представим ту музыку, которую слушает артист. А это классика, джаз, современные интерпретации многих произведений. Пожалуй, громко еще называть Юру композитором-аранжировщиком, но главное, что он к этому стремится. И мы всячески это поддерживаем. Для меня гордость, что этот хороший артист из моего оркестра.

- Михаил Яковлевич, вы стремитесь выполнять образовательную, просветительскую задачу, помогать молодым. В вашей жизни есть опыт депутата. Нет ли желания вернуться в кресло государственного человека, чтобы расширить полномочия и, соответственно, сделать больше?

- Это серьезный разговор. Я честно и добросовестно работал на двух созывах в течение восьми лет. Чем мог - помогал. За свою депутатскую деятельность мне удалось многое сделать, решить много вопросов. Приходить же во власть должны те люди, которые должны прийти.

Жанна КОТЛЯРОВА

Все интервью