"Тайны славянской мифологии на экране". Как создавался первый отечественный 3D анимационный фильм
Елена Турова
Национальная киностудия "Беларусьфильм" заканчивает работу над первым отечественным анимационным фильмов в 3D-формате. "Песня Сирин" расскажет яркую приключенческую историю про двух школьников для всей семьи. Корреспондент БЕЛТА побеседовала с режиссером картины Еленой Туровой и узнала, как она создавалась.
- Насколько я понимаю, фильм основан на славянской мифологии?
- В основе сюжета действительно лежит славянская мифология, а точнее очень интересный пласт нашей древней культуры, который, к сожалению, до сих пор мало использовался в различных медиа. Греческие, древнеегипетские, скандинавские мифы тиражируются в фильмах, комиксах и других произведениях искусства, а славянскому пантеону богов уделено обидно мало внимания. Глобальных работ с использованием славянской мифологии практически нет. В связи с этим люди не знают о нашей интереснейшей культуре, которая ничем не уступает другим. Разница в том, что у них сохранились письменные источники, а у нас нет. Например, новое издание книги "Легенды и мифы Древней Греции" Николая Куна изучают студенты различных гуманитарных и даже негуманитарных вузов. У нас такие письменные источники не сохранились. Сложности возникают и из-за того, что фольклорный материал передавался устным образом и имеет массу различных вариантов сюжетов. Тем не менее, перед нами стояла задача не сделать историческую справку по этим сюжетам, а скорее привлечь внимание к тому, что наша культура не менее разнообразна, чем другие культуры.
Была проведена огромная работа по изучению этого материала по доступным для нас источникам. К ним относятся фольклористические исследования и оставшиеся исторические памятники, в том числе тотемные столбы, элементы вышивки и украшений. Все то, что сохранило в себе азы культурного дохристианского кода, которые помогли нам создать персонажей.
- О чем сюжет фильма и на кого рассчитано это кино?
- Наш фильм не является чисто этнической отсылкой, как можно сразу подумать. Это фэнтези, приключенческая история для семейного просмотра и массового зрителя. Сюжет рассказывает о двух мальчишках, которые по воле случая попадают в мир славянских богов и мифологических существ. По славянским верованиям, мир состоит из трех основных частей, которые объединяет Дуб Мироздания. Корнями он уходит в подземный мир - Навь, в среднем мире живем мы и он называется Явь, а верхнем мире, который зовут Правь, обитает Перун-громовержец. Мы также ведем рассказ о трех знаковых птицах-сестрах из славянского фольклора: птица нижнего мира Сирин, птица среднего мира Гамаюн и птица верхнего мира Алконост.
По стечению обстоятельств мальчишки умудряются предотвратить великую битву, которую жестокая богиня смерти Паляндра планирует развязать между повелителями двух миров: Перуном-громовержцем (повелитель верхнего мира) и Велесом (повелитель нижнего мира). Ребята вовремя вмешиваются, им удается наладить отношения между другими мирами и тем самым спасти и наш. Сюжет у фильма приключенческий, но небольшими вставками и зарисовками мы вводим отсылки к нашему этносу. При этом мы старались сделать персонажей, которые доступны, интересны, симпатичны современному, насмотренному зрителю. Его сегодня не так просто удивить.
- Давно ли идет работа над анимационной лентой?
- На самом деле ее сценарий лежал в портфеле студии достаточно долго. В 2019 году на "Беларусьфильме" прошел конкурс полного метра среди молодых авторов, этот сценарий стал победителем и ожидал своей реализации. У нас маленький коллектив анимационной студии. Перед этим мы работали только над одним масштабным полнометражным проектом "Звезды седьмого неба". Это заняло около 4 лет. Причем мы создавали цикл нескольких небольших фильмов и потом объединяли их в один проект. В этот раз нужно было запустить изначально полнометражную историю в 3D-формате, поэтому нам все-таки пришлось вступить в коллаборацию с минской компанией, которая помогла сделать мультипликат. Но весь проект в целом разработан небольшим коллективом художников именно на киностудии, от режиссерского сценария и раскадровки до создания миров и персонажей. Пришлось объединить вещи, которые эстетически любопытны и не сильно напоминают все то, что мы видим в привычном мире. Здесь мы обращались к макросъемке, фотографировали такие с первого взгляда неприметные растения, как цветущий мох. Обычно мы его не замечаем, но если сделать макроснимок, то оказывается, что это очень красиво. И если маленький незаметный мох увеличить до размера папоротника, то получается любопытная растительность.
Кроме того, при создании подземного мира мы обращались к тому историческому факту, что когда-то до появления людей на территории Беларуси было море. В подземном мире есть артефакты и окаменелости, которые напоминают, что здесь когда-то могла быть большая вода, а представители флоры похожи на морские растения. Мы также создали удивительную фауну. Нам хотелось населить подземный мир не просто червями и летучими мышами, а теми существами, которых зрители еще не видели. Волшебные совы, на которых путешествуют дети, представляют своеобразный симбиоз совы и кошки. Наверное, только у нас вы можете увидеть светящихся ежиков или рогатых медведей, летужаб и глазастиков.
- Были ли сложности, связанные с тем, что это первый 3D-фильм на киностудии?
- Естественно, были. Нам приходилось учиться на ходу от самых азов, ведь 3D- и 2D-анимация очень сильно отличается. В 3D-анимации есть свои законы, по которым моделируется персонаж. Его необходимо оживить и натянуть на него всевозможные фактуры. Нужно заранее продумывать, как будут гнуться суставы персонажей, и обсуждать это, когда их рисуешь. Мы очень долго утверждали даже уже разработанных в 3D персонажей, меняли то одно, то другое.
Если говорить о планировании сцен, то здесь тоже есть большие различия. В 3D-анимации важна конкретика, должно быть совершенно понятно, в какой точке находятся персонажи, куда они пойдут дальше и как выглядит локация. Многие объекты нам приходилось заранее моделировать руками. Мы лепили их из пластилина, устанавливали на них микроскопические модели, обозначающие остальных персонажей, чтобы были видны масштабы персонажа относительно локации. Из этого уже становилось понятно, в какую сторону повернуть камеру, чтобы правильно выстроить сцену. Уже после этого мы отдавали практически вылепленные модели локации исполнителям и прилагали к ним схемы, где номерами и точками тщательно обозначали различные действия и движения.
Если при съемке игровых фильмов художники-декораторы строят какое-то помещение или объект, а потом режиссер вместе с оператором продумывает и рассказывает актерам, куда и откуда они пойдут, то мы вынуждены рассказывать это ребятам-исполнителям, которые водят актеров-кукол из одного объекта в другой.
- Как и кому пришла идея сделать 3D-фильм?
- Такая мысль достаточно давно витала в воздухе, и Министерство культуры порекомендовало нам заняться этим вопросом. К сожалению, сегодня на студии еще нет специалистов, которые сами могут создавать 3D-анимацию, но, по крайней мере, мы прошли большую школу подготовительных работ. Чтобы самим работать над такими кинолентами, нам нужны специалисты и недешевое оборудование. Маленьким коллективом большой полнометражный фильм сделать нереально.
- Кто работал над этой картиной?
- Музыку написал известный белорусский композитор и продюсер Леонид Ширин, с которым мы создавали мюзикл "Звезды седьмого неба". Я сама писала тексты песен и озвучивала многие роли. Художник-постановщик - Татьяна Удовиченко. В главных ролях - заслуженные артисты Беларуси Руслан Чернецкий и Вера Полякова-Макей, актер театра и кино Анатолий Длусский.
- Какой реакции зрители вы ожидаете?
- Надеюсь, мы выполним одну из наших главных миссий: привлечь внимание зрителя к славянской мифологии. Это может стать своеобразным брендом, потому что наши соседи очень плотно взялись за свои сказки, а у нас к древним корням дохристианского этноса серьезно еще никто не обращался.
- Когда состоится премьера?
- Планируется показать фильм во время открытия фестиваля "Лістападзік", а общая премьера будет, наверное, уже после фестиваля.-0-