В Беларуси уделяется огромное внимание развитию физической культуры и спорта. Строятся спортивные площадки, государство оказывает всяческое содействие развитию этого направления. Белорусские спортсмены добиваются значимых результатов, укрепляя имидж страны. Однако, являясь неотъемлемой частью общественной жизни, спорт - это не только социально-культурная, но еще и предпринимательская, трудовая деятельность, требующая законодательного регулирования. Соответствует ли белорусское спортивное законодательство современным взаимоотношениям в спорте? Обладают ли белорусские спортсмены правом на справедливое судебное разбирательство? Что надо изменить в белорусском спорте для того, чтобы спортсмены из альтернативы "уехать либо остаться" делали осознанный выбор в пользу Беларуси? На эти и другие вопросы корреспондента БЕЛТА отвечает председатель Высшего хозяйственного суда Беларуси Виктор Каменков.
- Виктор Сергеевич, как оценивают юристы современное спортивное право в Беларуси, насколько оно соответствует международным нормам?
- Никто не станет спорить, что в нашем государстве развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание. Спортивное право как обязательный атрибут адекватного развития спорта в Беларуси сегодня получает статус правового института. О спортивном праве говорят, пишут, организовывают специальные конкурсы, дискуссируют, то есть место и роль спортивного права в развитии государства, общества и человека становятся очевидными.
С момента принятия первой редакции закона Беларуси "О физической культуре и спорте" прошло почти двадцать лет, но закон - это не мертвая субстанция, он призван отражать жизненные потребности общества и ключевые изменения в нем. А в сфере спорта движение за это время было достаточно активным, как в Беларуси, так и на международном уровне. Здесь, безусловно, полезен международный опыт. Раз есть желание соответствовать международной планке, добиваться высоких побед, значит, должно быть и соответствие высоким международным стандартам в области спортивного права.
К сожалению, в вопросах правового регулирования отношений в белорусском спорте пока не найдены оптимальные решения. Но уверенность в том, что они будут найдены, - есть. Изучен и проанализирован опыт зарубежных стран, система управления спортом, порядок организации подготовки и отбора спортсменов. Первые выводы, которые можно сделать уже сегодня: в Беларуси необходимо развивать не только нормативную правовую базу в спортивной сфере, но и общую систему менеджмента в спорте.
- Обладают ли белорусские спортсмены правом на справедливое судебное разбирательство в допинговых делах?
- Это очень важная тема не только для Беларуси, но и для всего спортивного сообщества. Белорусские спортсмены, безусловно, обладают комплексом прав, предусмотренных как национальным законодательством, так и международными нормативными правовыми актами, активно применяют эти права на практике.
В качестве примера можно привести один из последних ярких случаев, который был связан с дисквалификацией серебряного и бронзового призеров пекинской Олимпиады в метании молота Вадима Девятовского и Ивана Тихона. На тот момент в Беларуси, к нашему собственному удивлению, не нашлось специалистов, способных представить их интересы в Спортивном арбитраже в Лозанне, а потому за огромные деньги был нанят британский юрист. В итоге спор выиграли, и спортсменам были возвращены медали, то есть право на справедливое судебное разбирательство в допинговом деле белорусскими спортсменами было реализовано на все 100 процентов, и такая возможность есть у всех спортсменов.
- Достаточно ли на сегодняшний день белорусский спортсмен защищен в социальном плане?
- Социальная защищенность спортсмена - одна из наиболее острых правовых проблем. Белорусские спортсмены-профессионалы сегодня участвуют в чемпионатах Европы и мира, в Олимпийских играх. По выступлениям на этих международных форумах судят об уровне развития спорта в стране победителей и о конкретных спортсменах. Составляются рейтинги, выделяется соответствующее финансирование, повышается авторитет данного вида спорта у жителей целых стран и континентов. Иными словами, по таким достижениям дается публичная оценка государству, спорту, личности спортсмена, формируется имидж страны.
Но это только одна, глянцевая, сторона. Есть и другая - кропотливый, изнурительный, многолетний труд профессиональных спортсменов, где присутствует высокая степень риска, травматизм. Поэтому вопрос социальной защиты спортсменов, системы гарантий и компенсаций со стороны государства закономерен. Сегодня, к сожалению, ответ на него неутешителен. Однако это - поле для будущей деятельности законодателей. В частности, начата работа по внесению соответствующих изменений и дополнений в национальный закон "О физической культуре и спорте", а также в иные нормативные правовые акты, которые будут направлены на урегулирование многих не учтенных ранее вопросов.
- Какие вопросы, касающиеся спорта, должны быть урегулированы законодательно в первую очередь?
- Выстраивая рейтинг приоритетов, необходимо начинать с понятийного аппарата. В законодательстве нужно четко разделить понятия физической культуры, спорта, профессионального спорта и их составляющих. Далее - необходимо урегулировать вопросы перехода профессиональных спортсменов из одного клуба в другой (трансферов), закрепить в законодательстве понятие договора о выплате компенсаций за подготовку игрока.
На законодательном уровне необходимо также прописать методику измерения стоимости потенциала профессионального спортсмена, тренера или другого спортивного специалиста. В первую очередь это нужно для того, чтобы планировать затраты и прогнозировать доходы. Нельзя забывать, что большой спорт - это в том числе и бизнес. Кроме того, необходимо ввести выдачу спортивных паспортов начинающим спортсменам. Нормативного урегулирования требует и порядок проведения селекционной работы.
В целом важнейшие цели и задачи спортивного законодательства можно обозначить так: во-первых, нужна систематизация имеющихся нормативных правовых актов, касающихся сферы правового регулирования спорта, и определение места спортивного права в общей системе права и законодательства. Следует выяснить его соотношение с другими отраслями права.
Во-вторых, необходимо определиться с векторной динамикой спортивного законодательства. Направлений множество: правовое регулирование профессионального спорта, трансферы в спорте, спортивные споры, вопросы соцзащиты спортсменов, судейство и другие.
В-третьих - закрепить законодательно примерную структуру и квалификационные характеристики каждого вида спорта (групп видов спорта), систему его управления и финансирования, установить более четкое соотношение государственных и негосударственных организаций в управлении спортом, а также конкретизировать роль спортивных федераций.
- Кто сегодня занимается разбирательством спортивных споров в Беларуси? Не считаете ли вы, что в будущем в Беларуси должны появиться специализированные суды?
- Спортивные споры в Беларуси, а их, к счастью, небольшое количество, рассматриваются общими и хозяйственными судами в соответствии с правилами подведомственности правовых споров. Например, споры, вытекающие из трудовых отношений, или споры, где стороной выступает спортсмен, тренер, иное физическое лицо, будут рассматриваться судом общей юрисдикции, а споры, касающиеся предпринимательской деятельности, где субъектами являются юридические лица, - хозяйственным судом.
Кроме того, ни для кого не секрет, что в силу отсутствия правового регулирования отдельных отношений в сфере спорта, федерациями по виду спорта разрабатываются локальные нормативные акты, которые регламентируют порядок разрешения конфликтных ситуаций в определенной области спорта.
Нет сомнений, что в недалеком будущем Беларусь обязательно столкнется с проблемой разрешения спортивных споров. В перспективе, с развитием спортивных отношений, безусловно, встанет вопрос о создании специализированных судов, которые будут рассматривать спортивные споры. Кстати, определенные планы по их развитию уже есть.
Так, Белорусским республиканским союзом юристов в ближайшее время будет завершена работа по созданию в стране спортивного арбитража. Дело в том, что с принятием закона "О третейских судах" появилась реальная возможность образовать не только спортивный третейский суд при Союзе юристов, но и создавать спортивные арбитражные органы при федерациях по видам спорта.
- Виктор Сергеевич, активное развитие спортивного права в Беларуси совпало с началом вашей деятельности в качестве руководителя белорусской баскетбольной федерации. Насколько опыт непосредственного участия в спортивной жизни повлиял на вашу позицию в вопросе совершенствования спортивного законодательства?
- Моя позиция во многом связана с личным опытом. Возглавив федерацию баскетбола, я как профессиональный юрист посмотрел на многие проблемы в баскетболе. Через его призму пришло общее видение проблемы правового регулирования спорта. Ведь вопросов в спорте, которые можно и нужно решать с помощью права, - невероятное множество. Сделать спорт максимально прозрачным можно, отрегулировав его правовую сторону, приведя ее к международным стандартам.
- Что надо изменить в нашем спорте для того, чтобы белорусские спортсмены из альтернативы "уехать либо остаться" делали осознанный выбор в пользу Беларуси?
- Действительно, многие спортсмены с легкостью покидают родные пенаты, почуяв перспективу за пределами Родины. Удержать таких нельзя, да, может, и не нужно. Но законодательно прописать четкий механизм перехода спортсменов из клуба в клуб, из федерации в федерацию, из одного вида спорта в другой вид спорта как внутри страны, так и за рубежом - задача посильная. И мировой опыт в этом плане уже достаточно богат. Например, стоит взять на вооружение опыт паспортизации спортсменов. Молодой спортсмен, начиная выступать за определенный клуб, должен получать профессиональный спортивный паспорт, фиксирующий его как спортсмена в Беларуси, отражающий все его спортивные достижения. В случае проявления интереса к спортсмену со стороны зарубежных клубов, они должны будут заплатить компенсацию нашей стороне - клубу, федерации и т.д. То есть речь идет о компенсации вложений в подготовку, воспитание спортсмена. И эти компенсации будут составлять очень серьезные суммы. По правилам, первая компенсация идет клубу, который произвел регистрацию этого спортсмена, и тренеру, его подготовившему. Таким образом, вырабатывается система монетарной мотивации и тренера, и спортсмена, и клуба. Кстати, если не сделать такую систему прозрачной - не прописать все эти процессы на законодательном уровне, то теневая сторона останется, и наши юные спортсмены, которые уже проявили себя, будут успешно переманиваться агентами зарубежных спортивных клубов.
Это только один ракурс общей проблемы. Безусловно, сегодня для решения этих и других вопросов в спорте возникает необходимость в кодифицированном своде законов - Спортивном кодексе Беларуси. В нем должны быть прописаны все концептуальные вещи, касающиеся правового регулирования спорта, с учетом национального и международного опыта. И первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, по инициативе Министерства спорта и туризма комиссией по спортивному праву при Белорусском республиканском союзе юристов разработан проект Спортивного кодекса Беларуси, который в конце февраля минувшего года был направлен в Национальный центр законодательства и правовых исследований. Сейчас идет его дальнейшая доработка в рамках межведомственной рабочей группы.
Варвара МАРТИНОВИЧ