Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске", имея свое лицо, свой уровень, не остается в стороне от современных тенденций. Поиск новых идей при сохранении самобытности творческого форума столь же постоянен, сколь и постоянно стремление организаторов сделать праздник максимально ярким и интересным, а пребывание гостей в Витебске комфортным. По словам министра культуры Беларуси Бориса Светлова, зачастую изменения в формат конкурса подсказывает сама жизнь. О новых штрихах в организации праздника, о фестивальных дивидендах и своем отношении к творческому форуму руководитель ведомства рассказал корреспонденту БЕЛТА.
- Борис Владимирович, тема перемен в организации "Славянского базара" всегда ведется с оглядкой на подобные мероприятия в других странах. Есть позитивное в соревновательном моменте: а как у них? Но, наверняка, любопытен и наш опыт.
- Фестиваль "Славянский базар в Витебске" давно и прочно заявил о себе. Подтверждение тому - постоянный интерес к фестивалю со стороны стран-участников. В XXIV Международном фестивале искусств "Славянский базар в Витебске" участвует рекордное количество государств - 42. Возле главной концертной площадки - Летнего амфитеатра - даже пришлось устанавливать дополнительные флагштоки, чтобы разместить флаги всех стран-участниц. Увеличивается число участвующих, и, конечно, география фестиваля расширяется. Всего за годы проведения "Славянского базара" его участниками становились представители 70 стран.
Если говорить об изменениях, то мы каждый год находимся в поисках нового формата "Славянского базара". И порой сама жизнь подсказывает какие-то новшества. В нынешнем году, например, изменения коснулись церемонии открытия и закрытия.
Традиционно происходят изменения и в программе. В этот раз в фестивальные дни запланировано около 100 мероприятий. Подготовлена театральная программа, выставки, уличные проекты, выездные мероприятия в Здравнево и т.д. На сегодняшний день практически все готово к проведению фестиваля. Перед выходом на финишную прямую состоится заседание оргкомитета, на котором посмотрим, где-то, может быть, нужно добавить штрихи, переставить акценты, но в целом уже все готово.
- Невозможно не согласиться, что "Славянский базар в Витебске" меняется, хотя присутствует и некая статичность, что, пожалуй, можно назвать традициями. На сегодня есть нереализованные идеи?
- Как я уже отметил, мы идем за ситуацией, которая складывается, и воплощаем подсказанные жизнью идеи. Главное, соблюсти меру, чтобы "Славянский базар" оставался "Славянским базаром". В погоне за новизной можно круто все поменять, но тогда это будет уже не фестиваль искусств в Витебске, хорошо известный не только на постсоветском пространстве, а какой-то другой фестиваль. Поэтому пока мы берем если не тайм-аут, то какую-то паузу. Завершится праздник - соберемся, проанализируем, обсудим, что было хорошо, что замечательно, что не совсем удачно. И в следующем году, учтя все моменты, сделаем лучше.
- А какие дивиденды получает Беларусь от "Славянского базара"? Речь о самоокупаемости, о продвижении информации о стране, о развитии туризма и т.п.?
- Культура - та отрасль, которой бюджетная поддержка все-таки необходима. Но там, где можно заработать деньги самим, нужно, безусловно, это делать. Фестиваль "Славянский базар в Витебске" - пример достаточно эффективного вложения средств и высокой отдачи. Если говорить на тему самоокупаемости, то фестиваль организуется практически без бюджетных средств.
А что касается дивидендов, то они самые разные. И политические, и неполитические. Одно то, что огромное количество стран участвует в этом конкурсе, - хороший знак. Мы смело можем говорить, что центр международного фестивального движения сместился именно в Витебск. Ведь здесь в эти июльские дни состоится заседание Всемирной ассоциации фестивалей. В Витебске встретятся представители организаций разных стран, которые отвечают за фестивальное движение в Европе. Это тоже идет в общую копилку, на благо страны.
- Борис Владимирович, конкурсы вокалистов "Славянского базара" смотрите по долгу службы?
- Да, конечно, я просматриваю все, и детский, и взрослый конкурс. Это не только моя работа, но и удовольствие, для души.
- Вы можете судить об уровне конкурсантов не понаслышке, сравнивать с исполнителями прошлых лет. Какое впечатление у вас от белорусских участников конкурса в нынешнем году?
- Детей я еще не слушал, но планирую присутствовать на их последней репетиции перед отъездом в Витебск. А на репетиции Валерии Грибусовой побывал. В этом году, мне кажется, у Беларуси хорошие шансы получить высокий результат. То, что я услышал, мне понравилось. Валерия хорошо подготовлена, она солистка Национального академического оркестра симфонической и эстрадной музыки Беларуси, обладательница наград многих республиканских и международных творческих состязаний. У Валерии прошла не одна репетиция, подобран хороший конкурсный репертуар, который позволяет продемонстрировать 20-летней вокалистке все грани ее таланта. Я считаю, что Валерия не останется не замеченной.
- Белорусских исполнителей, как правило, отмечают на международных конкурсах. Это можно расценивать как знак качества белорусской вокальной школы?
- Безусловно, в Беларуси очень высокая школа вокального мастерства. Будем говорить о "Славянском базаре". У нас проводится системный отбор участников на конкурс в отличие от других стран, где этим занимаются иногда любительские организации. Если бы там системно подходили к вопросу выбора участников на "Славянский базар", то, конечно, конкуренция была бы еще серьезнее. Но, тем не менее, уровень участников из года в год все выше, соответственно, конкурентная среда непростая и поэтому все это требует, чтобы мы очень серьезно подходили к отбору своего участника.
- Когда речь заходит о "Евровидении", непременно всплывает: готовимся, как к спортивному состязанию, отдавая все силы, а желаемого результата все нет. Ну, а как по-другому? Разве к какому-либо иному конкурсу участники готовятся спустя рукава? И разве, о каком бы конкурсе речь ни шла, каждый из артистов не надеется увидеть себя триумфатором?
- Я думаю, что это два разных конкурса. Если исходить из названия "Евровидение", там надо в большей степени показать себя, сделать так, чтобы тебя заметили. И конечно, иметь при этом какой-то минимум вокальных данных, необходимых для выхода в финал. Как говорится, по одежке встречают, и это как раз преимущество "Евровидения". Но если ты не показал себя буквально, остаешься за бортом. Но, я считаю, мы должны участвовать как можно в большем количестве конкурсов для того, чтобы постоянно звучало название нашей страны. Да, бывают удачи, бывают неудачи, но, тем не менее, сам факт, что мы из года в год участвуем в данном конкурсе, говорит о нашей заинтересованности, о том, что мы видим, что это приносит определенные дивиденды.
Что касается "Славянского базара", то конкурсантам нужно показать все в гармонии, в органике. И уровень вокального мастерства, и другие составляющие. Все-таки это эстрада, выход на сцену. Как будет воспринимать тебя зритель, в том числе и тот, который далек, может быть, от профессиональных знаний, каких-то тонкостей искусства. Восприятие, опять-таки внешнее, но все должно быть гармонично. А чтобы все получилось, конечно, готовиться нужно в полную силу.
- Борис Владимирович, как думаете, не стоит ли использовать опыт того же "Евровидения" и подключить зрителей к голосованию?
- Такой элемент вполне имеет право на жизнь. Но, мне кажется, это не наша история. Нужно посмотреть, как пойдет дальнейшее развитие конкурса. Просто слепо копировать другие фестивали, то же "Евровидение", и подключать зрительский элемент... Честно говоря, придется на это затратить очень много усилий, а будет ли от этого какой-то существенный результат? Есть профессиональное жюри, чей вердикт очень важен. А зритель, я думаю, должен оценивать либо своим присутствием, либо неприсутствием, аплодисментами или же равнодушием.
Жанна КОТЛЯРОВА,
БЕЛТА.-0-