Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Шагал и Витебск. 125 лет и один большой праздник

Интервью 30.04.2012 | 10:48
К 125-ЛЕТИЮ МАРКА ШАГАЛА В ВИТЕБСКЕ ПРИУРОЧИЛИ БОЛЕЕ 30 МЕРОПРИЯТИЙ

Мировая художественная общественность в этом году будет широко отмечать 125-летие со дня рождения Марка Шагала. Его малая родина не осталась в стороне от празднования и готовит немало интересных мероприятий, которые популяризируют творчество художника и, без сомнения, привлекут в Витебск немало туристов. О том, чем ознаменуется 125-летие художника в Витебске, что ожидает гостей юбилейных торжеств, как при праздновании не нарушить авторских прав и не купиться на подделки художников-авангардистов, корреспондент БЕЛТА беседует с директором музея Марка Шагала в Витебске, членом оргкомитета по празднованию юбилея Людмилой Владимировной Хмельницкой.

- В честь юбилея Марка Шагала в Витебске запланировано проведение более трех десятков мероприятий: от ремонта интерьеров Дома-музея Марка Шагала до создания тематических программ на местном телеканале…


- Да, мы постарались наполнить программу празднования полезными, интересными и неформальными действами. Самыми главными станут Шагаловские чтения, которые пройдут 9-10 июня, и день рождения Шагала, которое мы будем праздновать 7-8 июля.

XXII Международные Шагаловские чтения в этот раз посвящаются витебскому художественному училищу. Их тема определена как "История Витебского народного художественного училища. 1918-1923 годы". Интерес музея Марка Шагала к теме обусловлен тем, что это учебное заведение создавал Марк Шагал, и тем, что в Витебске появится новый музей, который станет еще одной точкой на шагаловской карте города.

В прошлом году витебскому музею "Центр современного искусства" передали сохранившееся до наших дней здание, где в 1918-1923 годах размещалось училище, а также жили его знаменитые преподаватели: Малевич, Лисицкий, Ермолаева и др. Хотя реставрация займет не один год, над экспозицией надо начинать работать уже сейчас. Как когда-то Шагал создавал училище, так сейчас музей Шагала готов помогать в создании экспозиции, посвященной истории созданного им училища.

Мы надеемся Шагаловскими чтениями начать сбор материалов и, если хотите, спровоцировать интерес к этой теме. Исследователи истории витебского училища есть в разных странах мира. На XXII Международные Шагаловские чтения намерены приехать искусствоведы из Беларуси, России, Латвии, Франции, Германии.

- Ежегодный праздник "В гостях у Марка и Беллы", который в честь дня рождения Марка Шагала проводится в Витебске, полюбился витеблянам и гостям города. Как вы собираетесь отмечать его в юбилейном году?

- Юбилей мы собираемся отмечать два дня - 7 и 8 июля. Надеюсь, что 7 июля из традиционного праздника "В гостях у Марка и Беллы" нам удастся устроить красивое шоу в стиле Шагала, задействовав всю Покровскую улицу - улицу, где прошла юность художника и где находится его Дом-музей. Есть план как это сделать, и самое важное - есть люди, которые могут это сделать.

На следующий день 8 июля мы планируем большую пленэр-акцию "Витебск - город художников". Это название соответствует действительности, ведь в Витебске много детских художественных школ, есть колледжи, где готовят учащихся по творческим специальностям, два витебских вуза выпускают художников, дизайнеров одежды, рекламы, есть отделение Белорусского союза художников. Мы хотим показать все разнообразие художественных сил Витебска и представить новые имена. На один день город станет огромной мастерской и выставочной площадкой.

Хочу подчеркнуть, что мы ни в коем случае не собираемся повторять работы мастера и превращать его в пленэр а-ля Шагал. Нам важно свободное проявление свободного творчества. Тогда это будет очень по-шагаловски.

- Музей Шагала - один из самых посещаемых туристами. Вероятно, в юбилейном году музей приготовит для своих гостей какие-то сюрпризы?

- Действительно, мы готовимся в этом году предложить экскурсантам необычный проект, призванный подарить им яркую эмоцию не только от произведений или дома Шагала, но и от собственного творчества. Согласитесь, что когда на туриста вываливаются цифры, даты, события, от них пухнет голова, а спустя пару часов в памяти уже ничего не остается, кроме одного яркого пятна. Мы поставили своей целью грузить туриста не фактами, а впечатлениями. Поэтому будем предлагать им попробовать себя в роли художников, научив навыкам работы в технике монотипии. В саду под яблонями возле Дома-музея Шагала на Покровской улице мы хотим развернуть своеобразную мастерскую, где наши сотрудники - художники по образованию, расскажут туристам об этой технике, покажут ее простые приемы, и туристы смогут своими руками создать необычный и единственный в своем роде сувенир, который останется им на память.

Хочу добавить, что мы приготовили для туристов немало других сувениров, к изготовлению которых привлекали как известных витебских мастеров народных промыслов, так и студентов художественных факультетов. Кстати, в день рождения Шагала на Покровской улице можно будет купить эксклюзивные сувениры, которые будут продаваться только в этот день и только на этой улице.

Среди туристов, которые приедут в Витебск в этом юбилейном году, будут профессиональные переводчики - участники Международного семинара переводчиков в Ясной Поляне из десяти стран. Семинар проводится на протяжении пяти лет, его организаторы в этот раз предложили переводчикам посетить музей Марка Шагала, и они с удовольствием поддержали это предложение. Мы хотим их познакомить не только с музеем, но и с Беларусью. Предполагаем отвезти их в Здравнево в усадьбу Ильи Репина, показать наши маленькие городки, где еще жив дух еврейских местечек.

- В преддверии юбилея повышается риск нарушения авторских прав в отношении работ Шагала, которые недобросовестные дельцы могут копировать для сувениров, каких-то коммерческих изданий. У музея большая практика работы с Шагаловским комитетом в Париже и родственниками художника, которые строго следят за соблюдением авторских прав. Как избежать юридических скандалов?

- Ни в коем случае нельзя наполнять рынок второсортными репродукциями шагаловских работ, тем более без соблюдения авторских прав. Нужно учитывать мировую практику, где авторские права соблюдаются строго. Неважно, это художник, композитор или изобретатель. По европейским законам, в течение 75 лет после смерти какого-либо деятеля его наследники пользуются авторскими правами. Все, что связано с репродуцированием, исполнением, воспроизведением, должно согласовываться с наследниками. Они получают процент с коммерческой прибыли от проекта, издания или исполнения. Такие же правила действуют и в отношении наследников Шагала. Следят за этим парижские Комитет Марка Шагала и Комитет по охране авторских прав.

Но это не значит, что никому нельзя репродуцировать работы Шагала, просто есть специальная процедура, которую с успехом уже прошли некоторые белорусские предприятия, как государственные, так и частные. Так, Минская печатная фабрика Гознака выпустила прекрасное подарочное издание - иллюстрации Марка Шагала к "Мертвым душам" Н.В.Гоголя. Эти репродукции 96 офортов, оригиналы которых находятся в собрании музея Марка Шагала в Витебске, были сделаны с разрешения наследников Шагала. Смею заверить, что не таких больших денег это стоило. Особо подчеркну, что требования предъявлялись лишь к качеству печати, а когда оно устроило наследников, то разрешение было тут же дано.

На основе коллекции нашего музея частные предприятия, получив разрешения, выпускают магнитики, сувениры, открытки. Все это согласовано с наследниками Шагала, проведена необходимая процедура, получены сертификаты. Эти сувениры успешно продаются в нашем музее.

Надо помнить: все, что имеет в своем названии слово "Шагал", будь то спектакль, фильм, архитектурный проект, должно быть согласовано с наследниками. Если авторы сумеют убедить наследников, что это достойно и пойдет только на пользу имени Шагала, то разрешение будет без проволочек получено.

Публикация репродукций работ Шагала также имеет свои особенности. Если они будут использоваться в научных и образовательных целях, это одно. А если это выпускается на тарелках, открытках, майках, календарях и бигбордах, то здесь уже другие требования. Например, в Минске намерены разместить бигборды с репродукциями полотен Марка Шагала. Авторы этой идеи консультировались с нами о получении разрешения наследников, наш музей также подготовил перечень тех репродукций из раннего творчества художника, которые, на наш взгляд, надо знать и популяризировать.

- Людмила Владимировна, увидит ли Витебск в юбилейном году выставку работ Шагала?

- Прежде всего хочу напомнить, что с момента создания музея Шагала в Витебске в Беларуси прошло пять полноценных выставок его произведений. Экспонировались живопись, рисунки, тиражная графика, гобелены. Причем это были тематические выставки, которые показывали разнообразие его творчества. Заявления о том, что Беларусь никогда не видела подлинных работ Шагала, не верны и отражают неосведомленность авторов этих заявлений. Выставки были в Витебске, Минске, кому это было интересно, мог их видеть.

Наследники Шагала готовы давать нам выставки раз в два года, при этом минимизировав расходы. К сожалению, с 2005 года мы эту возможность не используем, так как музей не может взять на себя расходы по ее финансированию. Раньше нам помогали посольства Франции и Германии, однако теперь они заняты другими проектами.

- Не так давно сообщалось о том, что один из белорусских банков приобрел работы художников Парижской школы - уроженцев Беларуси. Среди авторов купленных работ называлось имя Шагала. Каково ваше мнение об этой покупке?

- Комментировать это приобретение, не видя его, - сложно. Сам факт того, что бизнес делает такие покупки, возвращает на родину работы знаменитых во всем мире художников - это, без сомнения, хорошо. Но было бы лучше, если бы при этом покупатели консультировались с искусствоведами о том, что они покупают и для чего. Специалистов можно не слушать, но выслушать необходимо. Каждый серьезный корпоративный коллекционер за рубежом имеет экспертов в области искусства, которые помогают формировать коллекцию. Предусмотрительность в этом деле оправдана. К сожалению, поддельные работы русского авангарда, к которому относят и работы уроженцев Беларуси, активно продаются, в том числе даже музеям. За время существования СССР наследие авангардистов было спрятано, а их родственники, оставшиеся в Советском Союзе, боялись признаться в том, что они хранят их работы. На Западе не дремали и подделывали русский авангард, который там был весьма популярен. Пал железный занавес, родственники распаковали свои запасники, начали продавать подлинные работы, которые художники создавали на родине. Вот тогда-то и выяснилось, что во многих западных частных коллекциях полно подделок русского авангарда. Это было в конце 80-х годов XX века. Понемногу страсти улеглись, западные коллекции пополнились подлинниками, но фальшивки надо было куда-то девать. Вот их-то и стали продавать. Опасаюсь, чтобы теперь Беларусь не попала в сферу интересов таких дельцов. К тому же найти экспертов в области авангарда, чтобы оценить подлинность и художественную ценность работ, очень сложно.

- Людмила Владимировна, иногда можно слышать высказывания о том, что дескать в Беларуси нет работ Шагала. Расскажите о коллекции арт-центра.

- Мне странно слышать, что в Беларуси нет работ Шагала. За 20 лет музеем сформирована неплохая коллекция графических работ Шагала. К изготовлению тиражной графики Шагал относился не менее трепетно, чем к своим живописным работам или рисункам. Об этом он неоднократно говорил. К изготовлению графики Марк Захарович обратился в зрелом возрасте, будучи знаменитым художником. Он сознательно шел на изготовление тиражных работ для того, чтобы с ними познакомилось как можно большее число людей. Это была своеобразная форма миссионерства. За всю жизнь Шагал создал около одной тысячи графических листов на разные темы. В арт-центре Марка Шагала в Витебске находится уже треть этого наследия - от самых первых офортов до последней работы, что позволяет проследить эволюцию творчества, техники, тем. Наша коллекция - это национальное достояние. Хочу добавить, что собрана она благодаря дарителям: Генриху Манделю из Германии, Гюнтеру Камацки из Швейцарии, внучкам Шагала Белле Мейер и Мерет Мейер. Половина нашего собрания, в том числе иллюстрации к поэме Гоголя "Мертвые души", - это дар Беллы и Мерет.

Мы хотим, чтобы с нашей коллекцией познакомилось как можно большее число посетителей, и будем рады видеть гостей на наших праздничных мероприятиях.

Диана КУРИЛО
Все интервью