Уходящий год для белорусской розничной торговли стал знаковым. Изменения в законодательстве, установившие пороговые значения в развитии сетей на уровне не более 20% товарооборота в регионе, внесли коррективы в планы игроков розничного рынка. Как лидеры отечественного ретейла будут действовать в новых условиях? Куда направят усилия, чтобы поддерживать темпы развития и своей компании, и экономики страны в целом? На эти и другие вопросы ответил генеральный директор сети магазинов "Евроопт" Андрей ЗУБКОВ.
- Андрей Владимирович, заканчивается 2014 год, в котором вступил в действие новый закон о торговле, устанавливающий пороговое значение для роста доли сетей в товарообороте регионов. Доля каждой из сетей станет известна летом следующего года, когда Минторг внесет сведения об удельном весе компаний за минувший год в Торговый реестр. Это должно быть сделано до 1 августа. Согласно разъяснению Минэкономики, дата внесения данных в реестр и станет точкой начала действия ограничений. Казалось бы, времени еще достаточно, но компания не может не задумываться о будущем. Что в ваших планах?
- Понятно, что в тех регионах, где наша сеть будет достигать 20%, количественное развитие будет завершено.
На сегодняшний день в Беларуси работает 300 торговых объектов сети "Евроопт", из которых около 90% - магазины шаговой доступности.
Мы большое внимание уделяем развитию современного торгового сервиса в малых городах и на селе. Нами разработаны типовые проекты современных торговых объектов для регионов. Мы не раз заявляли, что готовы обеспечить современным торговым обслуживанием и сельское население страны. В селах с населением от 500 человек мы готовы строить стационарные торговые объекты, а деревни обслужить посредством автолавок. Буквально в прошлом месяце в Борисовском районе на маршрут вышла первая уникальная автолавка - мини-маркет на колесах.
Все наши новые торговые объекты строятся по современным технологиям с использованием высокотехнологичного оборудования независимо от формата магазина.
Наконец, наша компания - один из крупнейших налогоплательщиков страны. За десять месяцев текущего года налоги и сборы, перечисленные нами в бюджет, составили более $155 млн.
Мы уверены в том, что и в интересах населения страны, особенно сельского и жителей малых городов, и для темпов роста экономики регионов в целом развитие нашей сети должно сохраняться. С другой стороны, мы понимаем, что процесс появления новых торговых объектов в любом случае конечный. И мы находим новые ниши.
На сегодняшний день мы планируем развиваться в двух направлениях.
Первое - это качественное совершенствование сети: работа с покупателем, проведение маркетинговых акций, технологическое переоснащение ранее построенных торговых объектов, совершенствование деятельности участков собственного производства, повышение качества продукции и общего уровня торговых услуг.
Второй тренд - это работа нашей компании в сфере производства продуктов питания.
Есть определенные товарные позиции, которые должны всегда присутствовать на полках наших торговых объектов - это рыба, колбасы, мясо и мясопродукты, птица. Покупатели не должны чувствовать никаких колебаний, происходящих на рынке - они должны иметь возможность в любом случае купить эти товары.
Так, например, летом нынешнего года у поставщиков возник ощутимый дефицит птицы из-за возросшего экспорта в Россию, который стал более выгоден, чем поставки на внутренний рынок. Подобная ситуация в течение года складывалась и со свининой.
Такие скачки, в том числе и на внешних рынках, - явление повторяемое. Исключать, что конъюнктура цен на определенном этапе вновь создаст дефицит того или иного продукта, нельзя. А мы должны обеспечить стабильность присутствия на полках определенных продовольственных товаров.
Поэтому производство продуктов питания - это для нас, можно сказать, вопрос продовольственной безопасности сети. И, кроме того, что немаловажно, занимаясь производством продуктов питания самостоятельно, мы можем предложить нашим покупателям наиболее справедливую цену.
Таким образом, стабильное присутствие особо важного для покупателя ассортимента на полках наших магазинов и справедливого уровня цен - вот двуединая задача, которую мы решаем, развивая производство продуктов питания.
- Какие производства уже сегодня есть в вашем активе?
- На сегодняшний день у нас есть мясокомбинат, где производятся вареные, сыровяленые и сырокопченые колбасы, и мясной цех, где тоже производятся колбасы. Еще есть производство мясных полуфабрикатов, которое занимается разделкой мяса и птицы, а также производством пельменей, купатов, хинкали, мантов. В этом году взяли в аренду птицефабрику, где получили первый опыт работы в этом направлении. Сегодня задумываемся о строительстве новой современной птицефабрики. Кроме того, нами "с нуля" построен завод по переработке рыбы.
Появление этих предприятий было вызвано, прежде всего, тем, что на тот момент белорусские производители не могли предложить необходимый нам ассортимент продукции и справедливую цену, которая бы устроила наших покупателей. В принципе, позиция производителей была объяснимой - находясь в выигрышном положении, они, по сути, могут диктовать любые ценовые условия. Но мы рассудили несколько иначе - если белорусский производитель не может сделать продукцию по конкурентоспособной цене, мы сами попробуем этим заняться. Нашли необходимые помещения, купили современное оборудование и создали высокотехнологичные, отвечающие всем требованиям времени производства.
Пока по ассортименту мы не вышли на уровень крупнейших белорусских производителей. Но мы перед собой таких задач и не ставили. Наша задача на первом этапе была утилитарной - предложить основные позиции по ассортименту, которые наиболее востребованы нашими покупателями. Предприятие по переработке рыбы "Баренцево", например, сегодня выпускает пресервы, а также соленую и подкопченную красную рыбу - это наиболее популярная на сегодняшний день продукция.
В данный момент мы расширяем ассортимент на заводе "Баренцево". Но главное, что уже сегодня мы можем предложить нашим покупателям наиболее востребованные товары гораздо дешевле, чем они покупали ранее. При этом качество нашей продукции высокое. Мы используем в производстве только охлажденную рыбу из Норвегии - форель и семгу. Важно учесть, что наша компания уже много лет является одним из крупнейших поставщиков рыбы в Беларусь. С морской рыбой мы работаем без посредников, а значит, на выходе мы можем действительно предложить хорошую цену на качественную продукцию.
Что интересно, наши заводы подстегнули других белорусских производителей искать возможности для более привлекательных ценовых предложений. Иными словами, можно сказать, что открытые нами производства способствовали созданию конкурентной среды, что в итоге привело к снижению цен для конечного потребителя.
- Выпуск продуктов питания требует определенной сырьевой базы. И если с рыбой все понятно, то где вы берете кур, бедрышки и крылья которых после разделки приобретут покупатели?
- Производством птицы, как я уже говорил, мы занялись на арендных площадях. Конечно, на первых порах птица закупалась у других производителей. Но на месте мы не стояли, расширяли цикл производства, в том числе перешли и к самостоятельному выращиванию цыплят-бройлеров. И сегодня в месяц на наших птичниках мы делаем 13 посадок. Также рассматриваем возможности дальнейшего развития этого производства. Пока наша птицефабрика не удовлетворяет потребностей сети по птице, мы остаемся зависимы от других белорусских производителей, чтобы обеспечить стабильность наличия этой продукции в наших магазинах.
- Какие еще производства вас могут заинтересовать? И не опасаетесь ли вы извечной проблемы наших производителей, когда наращивание ими выпуска продукции вступает в конфликт со сбытом?
- Сегодня мы имеем те производства, где видели риски наличия товаров в сети или угрозы ценового фактора для наших покупателей. Завтра мы станем производить продукцию, которая будет наиболее востребована в наших магазинах. По сути, те производства, которые мы будем открывать, продиктует сам покупатель.
Проблем же со сбытом продукции не будет. Прежде всего, мы видим огромный потенциал наращивания экспорта через нашу торговую сеть "Евроторг", которая работает в Российской Федерации. Кстати, сегодня основу ассортимента этой сети составляют продукты питания белорусских производителей, которые пользуются огромным спросом в России. Расширение нашей сети в России увеличит экспортные возможности и для других производителей Беларуси, поставляющих продукты в наши магазины в Смоленской, Брянской, Московской областях.
Сегодня нам интересно производство продуктов питания, и мы активно будем развиваться в этом направлении. Мы хотим стать в один ряд с лучшими белорусскими производителями. Считаю, что с нашим участием уровень конкуренции в сфере производства продуктов питания непременно возрастет, что окажется выгодным как экономике страны, так и всем белорусским покупателям.