УПРАВЛЯЕМАЯ ДЕМОКРАТИЯ ДЛЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
Не так давно Евросоюз ввел санкции в отношении отдельных граждан Беларуси. Это вызвало широкий резонанс у общественности и сомнения в правовой обоснованности этих шагов. За комментарием мы обратились к известному юристу-международнику доктору политических наук Алексею Эдуардовичу Бинецкому, который побывал в Минске в рамках подготовки проекта "СНГ. 20 лет после СССР".
- Правомерны ли санкции ЕС относительно Беларуси с юридической точки зрения?
- Сегодняшние санкции - это политически мотивированное действие, связанное с неудачной попыткой изменить политическую структуру или даже строй в Беларуси на последних выборах. Как известно, на это было потрачено много усилий и денег в основном европейскими странами, но при идеологическом верховенстве определенной части американского истеблишмента. Они все в Америке, равно как и в Европейском союзе, воспринимают Беларусь как тоталитарное государство, что собственно видно из позиции некоторых стран. Последовавшие в результате санкции, а точнее, запрет на въезд, ведь экономических санкций как таковых нет и не будет, - это такая "страшилка".
В юридическом смысле у Европейского парламента и Европейского союза есть определенные возможности в правовом поле объяснить этот вопрос, что, собственно, они и сделали, причем не в первый раз. И разгон на площади 19 декабря - это как бы весомая причина. Принимая такое решение, ни ПАСЕ, ни ОБСЕ, ни Европарламент не провели глубоких исследований и не выслушали вторую сторону, они не рассмотрели основания, по которым именно таким образом действовала белорусская власть. Поэтому, с одной стороны, это как бы законно, а с другой - все решалось в одностороннем порядке.
Я думаю, что эти санкции, как и в прошлый раз, будут сначала частично, а потом и полностью сняты. Но самый главный вывод из того, что произошло, можно сделать такой. Политтехнологи и политические лидеры, которые понимают географическое положение Беларуси, ее экономический и политический тренд и то, в какую сторону она развивается в последние годы, должны ввести новый термин, который я формулирую как "управляемая демократия для переходного периода" - то есть от советского, потом постсоветского к постиндустриальному обществу. В этом смысле я вижу свою задачу и задачу своих коллег в том, чтобы разработать и формализовать эту конструкцию, чтобы затем передать ее гласности и обсудить на самом высоком уровне, в том числе в Европе.
- Как вы считаете, какие могут быть последствия для Беларуси в связи с введением этих санкций?
- Известное количество чиновников не смогут выезжать в страны Евросоюза, вот и все последствия. 158 человек в списке невъездных, среди них десять журналистов.
- Случались ли в мире аналогичные ситуации, чтобы журналистам запрещали въезд куда-либо и вводили санкции?
- Вообще, с Международной хартией журналистов это никак не сообразуется. Принять такое решение в отношении людей свободных профессий, к которым помимо врачей, адвокатов и других относятся и журналисты, когда они осуществляют свою профессиональную функцию и никуда не вмешиваются, - это одно, а дать оценку, как они освещают все происходящее, - это совсем другой вопрос. Журналист ведь имеет право на свою точку зрения. Она может быть политически мотивирована, но это его свободное мнение. Поэтому в отношении журналистов здесь явный перегиб. Я полагаю, что первые, с кого снимут эти ограничения, будут, наверное, журналисты. И я готов в этом процессе поучаствовать.
Мне кажется, что белорусы не используют некоторые инструменты судебного характера, контрпропаганды, да и скандала, но это связано, видимо, с национальным менталитетом. Белорусы, на мой взгляд, как нация и культурное объединение - люди спокойные, выдержанные, с привычкой думать на долгосрочную перспективу. Кроме того, белорусы часто руководствуются принципом: у нас есть, чем заниматься еще помимо этого. Поэтому люди, у которых есть чем заниматься, делают выбор в пользу позаниматься чем-то еще, потому как это будет ближе их душе или принесет много денег, чем заниматься судебным, пусть даже выигрышным спором, поскольку он все равно когда-нибудь сам по себе рассосется. Но в современном мире надо занимать все-таки более активную позицию. Потому что давать-то надо по рукам! Во внешней политике, конечно, надо выдерживать определенные дипломатические и международные нормы. Но, если одна сторона может вводить санкции, то почему другая не может точно так же отвечать?! Пусть это будут не санкции, пусть это будет открытый судебный процесс, на котором можно будет разложить все факты на столе и изобличить.
- Какие шаги может предпринять Беларусь в ответ на введенные санкции?
- Это могут быть любые шаги, ведь Беларусь - суверенное, независимое государство, субъект международного права, в экономическом и военном смысле достаточно самостоятельное государство. Только я не думаю, что это нужно было бы делать в данном случае. Кроме Евросоюза у Беларуси значительное количество партнеров в мире. И потом, страны Евросоюза, особенно Германия, Австрия, Италия, страны Балтии - это экономические партнеры вашей страны. А, как известно, сначала дело - потом политика. Я думаю, именно с этим связан тот факт, что на сегодняшний день никаких экономических санкций в отношении Беларуси ЕС еще не принял. Заявления в отношении "Белнефтехима", которые сделали американцы, не имеют под собой никаких оснований. Поэтому вводить ответные экономические санкции не надо. Надо подождать, когда бизнес, который во всем мире тесно связан с политикой, найдет лоббистские механизмы. И запрет на въезд не нужен. Ну, разве что можно найти пару-тройку оголтелых грубиянов и ограничить им въезд. Выбрать наименее нужных. Политика такая вещь - прагматичная. Можно ограничить во въезде тех людей в Евросоюзе, которые плохо читали литературу или недостаточно ознакомились с документацией о Беларуси. Да они, по-моему, и сами в вашу страну не приезжают, им запрет ни к чему.
- Да нет, как раз таки многие иностранцы стали приезжать, и в этом Европа, наверное, видит опасность. Ведь, взглянув на все собственными глазами, люди становятся сторонниками Беларуси.
- Согласен, я неоднократно бывал в вашей стране и привозил сюда иностранных партнеров, для которых этот визит был первым, так вот у них была полная дезориентация. Уезжали зарубежные гости совершенно с другим настроением. Поэтому закрываться вашему государству нет резона. Если парламентарии хотят, пусть приезжают, но ведут себя в рамках приличия.
- Есть ли смысл Беларуси подать протест в международные организации - ООН, арбитражный суд в Гааге?
- Опротестовывать можно разными способами. Самый лучший протест, по-моему мнению, это экономическое и социальное движение страны. У Беларуси достаточное количество еще нереализованных дел, есть динамично развивающаяся экономика. Тут есть чем заниматься! Поэтому стоит ли концентрироваться на том, чтобы доказать кому-то очевидную вещь? Сегодня специально обращаться в какие-то надгосударственные органы - это вопрос дипломатии, Министерство иностранных дел Беларуси может этим заниматься.
Другое дело, что у Беларуси, на мой взгляд, отсутствует то, что я называю контрпропагандой. Не только в европейских странах, но и в России не так много людей, которые претендуют на позицию политтехнологов, политологов, социологов. При этом они либо никогда не были в Беларуси, либо, если были (а это ограниченное количество людей), в лучшем случае дальше центра Минска они никуда не выезжали. То есть у них сложилась совершенно необъективная картина Беларуси. Поэтому такая пропаганда, в хорошем смысле, пропаганда достижений, презентация успехов - очень нужна.
Белорусские власти, общественные организации, те же самые журналисты должны приглашать к себе и участвовать в конференциях других стран, чтобы презентовать Беларусь в выгодном свете и использовать в том числе лоббистские возможности. Например, когда Кремлю необходимо было решать какие-то политические задачи, никто не постеснялся нанять лоббистов в Вашингтоне. Насколько это было эффективно - другой вопрос, как всегда, но тем не менее это было сделано. Мне, например, Беларусь в целом нравится, а какие-то вещи не очень, но я же не подвергаю страну уничижительной критике, а высказываю свою точку зрения в дипломатическом пространстве.
Я могу предложить белорусам что-то изменить, но опять же делать это надо аккуратно и тонко, поскольку невозможно знать всех нюансов и особенностей, если ты здесь не живешь и не варишься в этой каше. Нужно знать прошлое и сегодняшнее страны и только тогда можно прогнозировать положительное будущее.
- Депутаты Европарламента предлагали России присоединиться к санкциям. Есть ли перспективы?
- Ну предлагали, ну и что? У депутатов в Европарламенте хорошая зарплата, тихая спокойная жизнь, они, судя по всему, слабо ориентируются в современном мире, некоторые из них утратили чувство реальности. Кроме того, мы же не можем сказать, что ряд депутатов Европарламента - это высокообразованные и высокоинтеллектуальные люди? В большинстве своем они попали в парламент волею случая, тем более что глупости говорить никому не запрещается. Поэтому перспектив нет, и самым лучшим доказательством тому является то, что по нефти Россия и Беларусь договорились сразу.
И вообще, какие санкции может вводить Россия внутри своего собственного Союзного государства? У Союзного государства есть союзный парламент, есть секретарь и бюджет... Или надо тогда признать, что никакого Союзного государства и Таможенного союза не существует. А этого никто не сделает, потому что все прекрасно понимают, что идеи Союзного государства и Таможенного союза - это то, что в перспективе, при правильном построении внешней и внутренней политики входящих туда стран, может реально заменить СНГ как негосударственное образование. Премьер-министр России может промолчать - это его право. Но молчание, как известно, золото, и оно может быть расценено по-разному. А вот российский президент неоднократно четко заявлял, что Беларусь является братским славянским государством, нашим соседом и форпостом на западе Восточной Европы. Нас связывает огромный экономический и военный потенциал. Так что к этому предложению со стороны европейцев нужно относиться со смехом. Полагаю, те, кто сказал это в Европарламенте, с трудом представляют себе, где находится Минск и какие связи у этого города с Москвой.
- Вы неоднократно были независимым международным наблюдателем в нашей стране, как оцениваете ход выборов?
- Я очень горжусь, что был наблюдателем на выборах в вашей стране. Потому что любые выборы, а тем более такие напряженные - это историческое событие. Мне было интересно, но не понравилась грустная концовка. И это проблема всей нации, всех, кто подтолкнул людей к этому. Не патриотично так себя вести, нельзя, будучи ответственным политиком, бросать такие фразы в толпу, которая не может осуществлять организационные и управленческие функции. Огромное количество людей - это толпа, ею надо управлять, и некоторые делают это очень умело. Но это уже грязные политтехнологии... И то, что так получилось, - не вина власти. Пусть следствие закончится, и тогда мы будем рассуждать, кто же тут виноват.
Этот процесс должен быть очень открытым, гласным и максимально объективно освещаться СМИ. Но то, что оппозиция заранее призывала к несанкционированным действиям, то, что, не знаю насколько это правда, было провозглашено какое-то правительство единства, была попытка обращения к международным органам - это все на юридическом языке называется "попыткой государственного переворота с использованием специальных технологий". После этого в любой стране предусмотрено наказание. Не сомневаюсь нисколько, что если бы подобное было предпринято в той же самой Германии, то власть была бы, наверное, не менее твердо настроена и приказы полиции отдавались бы не менее жесткие. Что мы и видим по телевизору достаточно часто. Полиция ни в одной европейской стране особенно не миндальничает с демонстрантами. Вспомним Грецию, когда убили студента, вспомним Испанию, Францию и все те безобразия, которые творились на улицах. Разница только в том, что там экономические были требования, а здесь - псевдополитические... В общем, у Беларуси сегодня есть очередной президентский период... А в том, что Беларусь развивается в правильном направлении вперед, нет никакого сомнения. Вот только можно это делать еще быстрее.
- Как скажутся на инвестиционной политике Беларуси подобные санкции?
- Ответ на этот вопрос заключается в истории самой Беларуси. Это ведь все уже происходило, причем неоднократно! Значит, надо посмотреть какой был рост экономики в те времена, какие были созданы рабочие места, улучшилось ли социальное положение людей, как происходила борьба с коррупцией, выстраивалась судебная и правоохранительная системы. В истории вы увидите положительный тренд. Значит, санкции повлияют, но не трагически.
Инвестор всегда идет туда, где есть гарантии его вложения, а Беларусь, чтобы там про нее ни говорили, может дать такие гарантии. Инвестор - это человек, который прежде всего смотрит на стабильность государства, на некоррумпированную судебную и правоохранительную систему и на норму прибыли. Все это в положительном свете в Беларуси есть. Конечно, возможно, кто-то и не захочет рисковать, тогда вместо него придет тот, кто посчитает это не риском, а наоборот плюсом для себя. Во всяком случае я не вижу никаких предпосылок к тому, чтобы уровень инвестиционных вложений понизился. Другое дело, что нужно уделить самое пристальное внимание приватизационным процедурам, которые объявлены. Потому что именно это может стать наилучшим доказательством правильно спланированной приватизации. Правильной в том смысле, что за выставленные на приватизацию объекты руководство страны потребует реальных денег, в соответствии с оценкой международных аудиторов. И тут Беларусь может поучиться на чужом горьком опыте России.
Диана ШИБКОВСКАЯ