Заслуженный артист Беларуси Вениамин Захаров 22 января отмечает 50-летие. Мальчишкой мечтал стать водителем автобуса, но желание получить велосипед, который ему пообещали за поступление в Белорусское хореографическое училище, одержало верх. В 18 лет стал артистом Национального академического Большого театра балета Беларуси, а в 23 уже был ведущим мастером сцены. За свою балетную карьеру Вениамин Захаров выходил на сцену более тысячи раз. В беседе с корреспондентом БЕЛТА артист рассказал о любимых партиях и в чем нашел себя после завершения балетной карьеры.
- Чувствуете себя на 50?
- Мне как-то посчастливилось работать с Майей Плесецкой в Японии на концертах, когда ей уже было за 60. И тогда она произнесла красивую фразу: "Одному и в 60 не грех выйти на сцену, а другому и в 20 не стоит". Этим все сказано.
- Все партии, о которых мечтали, удалось станцевать?
- Я выступил более тысячи раз. Мне нравилось исполнять Красса в "Спартаке", Тибальда в "Ромео и Джульетта". Всю жизнь танцевал "Лебединое озеро", "Щелкунчика", "Спящую красавицу", "Кармен-сюиту", "Дон Кихота" и другие. Кстати, в "Ромео и Джульетта" станцевал сначала Меркуцио, потом Ромео, а затем Тибальда, в "Кармен-сюите" - Хозе и Тореро. Причем в моей жизни был уникальный случай в Бангкоке - в один день станцевал утром Спартака, а вечером Красса. Не знаю, кто бы еще танцевал такие партии, бывают двойники, но такой диапазон - редкость. К слову, одних "Лебединых" станцевал около 200. Хотя это не так важно, бывает, одну партию станцуешь - и на всю жизнь, а иногда танцуешь сотнями - и никак.
- Любовь к балету зародилась еще в детстве?
- Когда мне было 10 лет, родители пообещали купить велосипед, если я поступлю в хореографическое училище. Мама когда-то жила на квартире у одной старой балерины, которая и вдохновила ее. Я поступил, получил велосипед, и так появилась любовь к театру. Ни один мальчик не мечтает быть артистом балета. Это девочки хотят стать певицами, моделями, актрисами, а ребята - водителями, космонавтами, летчиками, футболистами, боксерами.
- А кем вы в детстве мечтали стать?
- Водителем автобуса. В 10 лет мне приходилось ездить с Казинца на Чичерина, я стоял и завидовал водителю автобуса. Конечно, потом уже, во время учебы появился спортивный интерес. Были международные конкурсы. Так, в 1992 году стал лауреатом Первого международного конкурса артистов балета имени С.Дягилева в Москве и на "Арабеске-92" в Перми. Вместе с уже бывшей супругой - народной артисткой Екатериной Фадеевой - танцевали "Лебединое озеро" на сцене Мариинского театра. А в следующем году вновь стал лауреатом на московском конкурсе артистов балета. Через год получил звание заслуженного. Потом наградили премией имени Ларисы Александровской, а в 1996-м отметили Государственной премией за партию Владимира в балете "Страсти (Рогнеда)" Андрея Мдивани, поставленном Валентином Елизарьевым.
Спектаклей было очень много, в основном я танцевал с тремя балеринами - Татьяной Ершовой, Инессой Душкевич и Екатериной Фадеевой. Гастролей было много, и жизнь была насыщенной и яркой. Хотя всякое бывало, скажем честно. И я не поверю ни одному артисту, у которого не было провального спектакля. Так не бывает.
- Помните свой первый выход на сцену?
- Конечно. Я выступал в балете "Золушка" примерно в 1981-82 годах. Исполнял Гномика, мне дали цифру 6, а я ее перевернул на 9 и побежал не в ту сторону - таким был мой первый выход на сцену.
- А есть любимое число?
- Да нет, наверное. Некоторые любят 9 или 13, у меня такого нет. Но я человек суеверный: и в кота верю, и в пустые ведра. Если еду на работу, а дорогу перебежал черный кот, то жди беды.
- После выхода на творческую пенсию в чем нашли себя?
- Сегодня я работаю репетитором по балету в Белорусском государственном академическом музыкальном театре и преподаю актерское мастерство в Белорусской хореографической гимназии-колледже. Еще оканчиваю академию музыки - очно, получаю образование педагога-репетитора, сейчас у нас сессия. На балетмейстера я не поступал, потому что балетмейстер - это состояние души, поставить номер на самом деле сложно для меня. Ведь я понимаю, что он не будет шедевром, а, скорее, плагиатом. Балетмейстер - это талантливый творец, поэтому я смотрю на Елизарьева и восхищаюсь. А если, как он, не сможешь, то лучше и не пробовать.
Работа с учащимися хореографического колледжа мне даже больше нравится, чем классический балет преподавать. Ведь классика - это ежедневный однообразный труд, хотя без него никак. А вот актерское мастерство - это полет фантазии, здесь есть чему учить, например, почему Жизель должна вести себя так, а не иначе. Ребята в колледже есть очень интересные, много предлагают, и я их поддерживаю.
- Легко находите общий язык с молодежью?
- Они совершенно другие. Молодежь сильно отличается от нас. Мы в свое время книжки читали, а они сидят в гаджетах. Но и таланты тоже есть.
- Когда появляется свободное время, чем занимаетесь?
- Зимой с дочкой на санках катаемся, летом купаемся, осенью по лесу гуляем. Экстремальных видов спорта не признаю, потому что ноги - это наш хлеб. Мое любимое время года - когда себя комфортно чувствую. А еще я заядлый болельщик - это моя страсть, потому что люблю все, что на высшем уровне. Если будет играть команда третьей лиги, то смотреть не стану, а если мадридский "Реал", "Барселона" или "Ювентус" - с удовольствием. Также и с боксом: будет Майкл Тайсон - посмотрю, а если Вася Табуреточкин - не стану.
- Можете назвать себя счастливым человеком?
- Могу сказать, что я счастливый человек, потому что у меня есть настоящие друзья. А друг - это человек, который может подставить плечо, помочь, поддержать и выручить, выслушать и дать совет. Банально звучит, но тем не менее так и есть.
- Чем руководствуетесь по жизни?
- В знаменитом фильме Милоша Формана "Полет над гнездом кукушки" есть красивый момент с фразой "Я хоть попробовал!" - это мой девиз.
Ольга АНТОНЕНКОВА,
БЕЛТА.-0-