В Беларуси значимость женского предпринимательства набирает обороты. С каждым годом все больше женщин решает открыть свой собственный бизнес. Директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Ольга Русинович в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала, как в Беларуси развивается женское предпринимательство, о сложностях, с которыми сталкиваются предпринимательницы, а также о мерах поддержки со стороны государства.
- Ольга Владимировна, как в Беларуси развивается женское предпринимательство?
- Согласно данным статистики, последние несколько лет сохраняется достаточно стабильный уровень вовлеченности женщин в сферу предпринимательства. По итогам 2021 года он составляет 32%. Этот показатель включает в себя коммерческие организации, в которых женщины выполняют управленческие функции и принимают ключевые бизнес-решения, индивидуальных предпринимательниц, а также самозанятых и ремесленников. По сравнению с предыдущим годом этот показатель увеличился на 1,4 процентного пункта.
Опираясь на официальные цифры, портрет среднестатистической бизнесвумен выглядит следующим образом: горожанка в возрасте от 25 до 49 лет, с высшим или профессионально-техническим образованием, без детей либо воспитывающая одного ребенка.
- Какая разница между мужским и женским предпринимательством? Чем женщины-предприниматели отличаются от мужчин-предпринимателей?
- В Беларуси равные возможности самореализации в бизнесе для мужчин и женщин. При этом мужчины больше склонны к рискованному предпринимательскому поведению, стартапам. Женщины, напротив, отдают предпочтение устоявшемуся бизнесу.
Стремление прекрасного пола избежать рисков часто сдерживает их и от решения обратиться за кредитом для развития своего бизнеса. При этом банковскими аналитиками отмечено, что женщины более ответственные заемщики, добросовестнее мужчин исполняют долговые обязательства.
- В каких сферах больше всего задействованы женщины-предприниматели?
- По статистике, более 86% женщин осуществляют деятельность в сфере услуг. Это консалтинг, реклама и маркетинг, индустрия красоты, туризм, внешкольное дополнительное образование, дизайн интерьеров и пошив одежды. При этом женщины постепенно увеличивают свое присутствие и в традиционно мужских сферах - грузоперевозках, промышленном производстве и IТ.
- С какими сложностями чаще всего сталкиваются женщины при построении бизнеса? Какие есть административные барьеры и проблемы, мешающие развитию женского предпринимательства?
- Многие препятствия, с которыми сталкиваются предприниматели, являются общими. Существенных различий в оценке административных барьеров между мужчинами и женщинами не выявлено.
Факторами, тормозящими женское предпринимательство, больше выступают социальные и поведенческие. Славянскими традициями заложен стереотип о том, что в первую очередь женщина - хранительница семейного очага. Мужчины не всегда готовы разделять бытовые хлопоты со своей второй половиной, чтобы минимизировать препятствия в развитии ее бизнес-проектов.
Женщинам приходится балансировать между семьей и бизнесом - выстраивать гибкий график работы, по возможности работать на дому, отдавать предпочтение областям, не отягощенным сложными административно-производственными процессами. Эти факторы в целом определяют степень внутренней готовности женщин к предпринимательству.
- В этом году между Белорусским союзом женщин, Министерством экономики и Белинвестбанком заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по стимулированию предпринимательской инициативы женщин. Что включает в себя это соглашение и на что оно нацелено?
- Минэкономики стремится консолидировать усилия институтов, заинтересованных в поддержке деловых инициатив женщин, содействии вовлечению белорусок в предпринимательскую деятельность и повышении их общественного статуса через самореализацию.
В этом году появилась идея объединить инициативы крупнейшего женского общественного объединения, финансового института, специализирующегося на работе с женским бизнесом, и органа-регулятора в сфере предпринимательства и сообща способствовать расширению возможностей женщин для занятия собственным делом.
Подписанное в апреле 2022 года соглашение предусматривает положения, нацеленные на стимулирование предпринимательской инициативы женщин. Среди них выявление и преодоление имеющихся барьеров для организации и развития женского предпринимательства; совместная организация информационно-образовательных и консультационных мероприятий; поддержка проектов, направленных на развитие не только малого и среднего предпринимательства, но и обеспечивающих удовлетворение социальных потребностей женщин.
- Какая поддержка женскому предпринимательству оказывается со стороны государства, в том числе для профессионального роста и становления женщин-предпринимателей?
- Для женщин, которые уже ведут бизнес и желают его масштабировать, наиболее интересна финансовая поддержка. В рамках государственной программы "Малое и среднее предпринимательство" на 2020-2025 годы предлагается ряд инструментов - кредитные, гарантийные, лизинговые, а также субсидирование процентных ставок и затрат на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
С начинающими свое дело предпринимательницами работают субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства. Их специалисты помогут с решением правовых, финансовых, налоговых, бухгалтерских, имущественных вопросов.
Наш давний партнер по реализации основных направлений государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства - Банк развития. С 2019 года он предлагает отдельный банковский продукт, нацеленный исключительно на женщин-предпринимателей.
- На ваш взгляд, на что нужно обратить внимание при оказании поддержки проектам, реализуемым женщинами?
- Полагаю, для женских проектов в большей мере важны консультации и даже психологическая поддержка, менторство, информационное сопровождение. Позитивный опыт ведения бизнеса от успешного предпринимателя начинающему через подражание способствует скорейшему усвоению знаний, навыков, компетенций, тем самым вырабатывая предпринимательское поведение. И, конечно, это укрепляет уверенность в собственных силах.
БЕЛТА.-0-