Родители, желая видеть своего ребенка в числе учащихся лучших учебных заведений, а также победителем предметных олимпиад, едва ли не с пеленок записывают крох в различные студии и школы раннего развития. Зачастую дошкольники, кроме детского сада, 5-6 раз в неделю посещают образовательные курсы. Родители же не задумываются, как такая нагрузка может отразиться на здоровье детей. О том, как правильно подготовить ребенка к школе и избежать в этом нелегком процессе перекосов, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала педагог с многолетним стажем, отличник образования Республики Беларусь, стипендиат специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, директор гимназии №1 г.Витебска Валентина Широкова. За стабильные успехи в подготовке учащихся, личный вклад в развитие образования Валентина Трофимовна удостоена звания "Человек года Витебщины", а возглавляемая ею гимназия в этом году занесена на городскую Доску почета.
- Гонка за образованием, захватившая молодых родителей, грозит детям значительными перегрузками. На каких направлениях лучше всего сконцентрировать приоритеты при подготовке дошкольника, чтобы не нанести вред ребенку?
- Действительно, определенный перекос в получении образования на этой стадии сегодня есть. Особенно это ощущается, когда родители будущих первоклассников начинают рассказывать о том, где обучались их дети, начиная с трех-четырех лет. Безусловно, развивать ребенка и находить ему какое-то полезное занятие нужно обязательно. И хорошо, что родители думают о развитии своих ребят, записывая их в различные секции, кружки. Здесь важно не перегибать палку. Лишние нагрузки могут нанести вред, например изучение дошкольниками английского языка. Дело в том, что в любом учебном заведении, где этот предмет изучается со второго класса, занятия ведут профессиональные педагоги, цель которых - помочь деткам правильно овладеть базовыми знаниями, а не переучивать их.
Вместе с тем определенный багаж знаний при зачислении в школу у ребенка должен быть, он станет основой для получения образования. Занятия с дошкольником должны включать развитие моторики руки, знакомство с алфавитом и так далее. Хорошо, если к приходу в первый класс ребенок будет уметь складывать слоги, еще лучше, если читать. На дошкольном этапе самое главное - физическое, психическое, эстетическое и, конечно, умственное развитие ребенка. Нужно учить его логике, расширять лексический запас слов и знания об окружающем мире, развивать элементарные математические навыки.
- Как выбрать оптимальную нагрузку для ребенка?
- Важен умеренный сбалансированный подход и внимательное отношение родителей к малышу. Если ребенок полон энергии и рвется в какой-либо кружок, то родители должны поддерживать и поощрять такую заинтересованность. При этом физическая и интеллектуальная нагрузки должны быть строго дозированы. Не следует переутомлять ребенка дополнительными занятиями по 5-6 раз в неделю, предъявлять к нему повышенные требования, в разговоре сравнивать его уровень с достижениями других сверстников. Эти факторы в итоге лишь приведут к снижению собственной самооценки ребенка и негативно отразятся на нем в будущем. Задача родителей - научить дошкольника верить в себя, преодолевать трудности, а потому важно отмечать каждый его успех.
- Наиболее горячие дискуссии на различных родительских форумах в Интернете касаются многообразия возможностей на рынке образовательных услуг: репетиторы, курсы при учреждениях образования, частные студии, личные занятия с ребенком. На чем лучше остановить выбор?
- На мой взгляд, главная забота при подготовке ребенка к школе ложится на плечи мамы и папы. Это самые близкие малышу люди, с которыми ему удобнее всего познавать мир. При таком подходе и родителям проще строить свой график, режим занятий, видеть уровень развития своего ребенка. Кроме того, сейчас предлагается широкий выбор интересных книг, пособий, педагогической литературы по подготовке дошкольника. Каждый может выбрать что-нибудь подходящее для себя по цене и содержанию. Следует учитывать и тот факт, что личные занятия несут более низкую психологическую нагрузку на малыша. Курсы и кружки также можно задействовать, но нельзя уповать только на них.
- Еще один актуальный вопрос касается выбора школы и педагога, который будет вести ребенка всю начальную школу.
- Если родители определились с учебным заведением и хотят попасть к определенному педагогу, то они имеют на это право. Главное, чтобы у учителя и ученика сложился контакт и взаимопонимание. От этого многое зависит, ведь авторитет педагога является залогом успеха учащегося.
- Некоторые родители с предубеждением относятся к молодым педагогам. Насколько обоснованны их страхи?
- Да, среди родителей в определенной степени присутствует боязнь молодых педагогов. Но зачастую эта фобия необоснованна. Не следует бояться того, что вашего ребенка будет вести учитель, только начинающий свою педагогическую стезю. Главное, чтобы он был Учителем, чтобы у него горели глаза и было желание дать знания детям. Тогда все получится. У нас в гимназии много таких примеров. Некоторых родителей я уговаривала доверить педагогу. И в результате они не пожалели: состоялся и учитель, и его ученики. Нужно доверять молодым, ведь все мы когда-то начинали свой путь.
- Хочется затронуть и тему оценок, которая занимает не последнее место в обсуждениях. Ведь шкала отметок в виде звездочек, крестиков и других вариаций применяется даже на дошкольном этапе.
- Я отношусь к оценкам очень осторожно. Например, если ученик просит не ставить ему низкий балл, аргументируя тем, что хорошо подготовится к следующему уроку, - пожалуйста! Для меня важна не оценка, а знание, поэтому если у ребенка есть желание и он готов поработать, чтобы получить 9 или 10, то я обязательно иду ему навстречу. Хочется вспомнить и опыт Германии, где оценки не объявляют во всеуслышание. Ученик один на один с учителем узнает выставленный балл и обсуждает, за что он его получил. Этот подход правильный, ведь оценка - это очень личное, и относиться к ней нужно соответственно, чтобы не сформировать у школьника комплекс неполноценности. При этом в случаях с дошкольниками следует проявлять особую щепетильность, ведь их личность еще только начинает формироваться, а потому особенно уязвима.
- В настоящее время пристальное внимание уделяется повышению роли технического компонента в учебном процессе. Как вы относитесь к новинкам, которые сегодня апробируются в учреждениях образования?
- Мир меняется. В соответствии с требованиями времени должны меняться и мы - школа, педагоги. Однако ко всему должен быть разумный подход. Например, нет ничего плохого в использовании электронного учебника. Если ребенку удобно им пользоваться, он успевает работать, то все отлично. Главное - уметь пользоваться технологией и видеть ее реальную эффективность. Несколько лет назад на базе нашего учреждения образования проводился эксперимент Министерства образования по внедрению компьютерных технологий в управленческой деятельности. Речь идет об электронных дневниках. Эксперимент показал, что данная технология нуждается в доработке, которая, возможно, займет не один-два года, ведь важно сделать ее по-настоящему функциональной и эффективной. Тогда будет и результат.
- Валентина Трофимовна, вам довелось работать и при пятидневной, и при шестидневной учебной неделе. С высоты вашего педагогического опыта, какая из них все же предпочтительнее?
- Надеюсь, что шестидневной учебной недели никогда не будет. Главная заслуга именно такой, как сейчас, модели учебной недели в выборе, который остается за учеником. Он может провести этот день с семьей или принять участие в школьных мероприятиях. Провести субботу и воскресение с семьей, родителями очень важно. Выходные должны принадлежать семье. Что же касается факультативов по субботам на третьей ступени обучения, то считаю, что посещать их нужно, но ученик должен осознанно к этому подходить, понимать, для чего он это делает.
- Возглавляемое вами учебное заведение уже на протяжении 16 лет поддерживает постоянный контакт с одной из гимназий в Франкфурте-на-Одере (Германия), участвует в международных образовательных проектах. Ученики - постоянные призеры и победители международных Сахаровских чтений. Нобелевский лауреат Жорес Алферов, посетив гимназию, написал в Книге почетных посетителей, что был бы рад учиться в такой школе, у таких учителей. Вполне закономерен вопрос о качестве школьного образования в Беларуси, которое широко обсуждается и сравнивается с европейским.
- Международное сотрудничество очень важно не только для высших учебных заведений, но и для школьных педагогов, учеников. Это возможность обменяться опытом, в личном контакте обсудить организацию учебного процесса, особенности образовательных систем. Для учебного заведения такие контакты становятся мощным стимулом к развитию, повышению уровня культуры. Например, нашим ученикам кажется, что уровень гимназии, условия, созданные в ней для обучения, всегда такими и были. Но мы-то знаем, каким путем все это достигалось. Этот постепенный процесс видят и коллеги из Германии, когда приезжают к нам и сравнивают со своими учебными заведениями. Приятно, что сегодня наша учебная база, техническое оснащение ничем не хуже. Во время своего последнего визита педагоги из Франкфурта-на-Одере высказывали искренние слова восхищения гимназией. Это еще раз доказывает, что у нас работают замечательные учителя, и образование по-настоящему европейское.
Ольга БОГАЧЕВА.