"Дороги Беларуси славятся как качественные и безопасные, а
дорожное хозяйство и автомобильный транспорт стабильно развиваются" -
именно так охарактеризовал отрасль Александр Лукашенко, поздравляя
работников и ветеранов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства с
профессиональным праздником в конце прошлого года. Действительно, даже
отзывы тех, кто приезжает в Беларусь из России и других стран, это
подтверждают. Тем не менее совершенству предела нет, и перед
транспортной сферой страны ежегодно ставятся амбициозные и конкретные
задачи. О планах по ремонту дорог и мостов, а также об устранении
ямочности и развитии придорожного сервиса в Беларуси БЕЛТА пообщалась с
начальником главного управления автомобильных дорог Министерства
транспорта и коммуникаций Григорием Глазко.- Как
развивается дорожное хозяйство страны? Какие планы по обновлению
республиканских и местных дорог на этот год и до конца пятилетки? Какое
количество денежных средств будет направлено?- В 2024
году в рамках проведения работ по реконструкции, капитальному и текущему
ремонтам планируется отремонтировать 1,7 тыс. км республиканских и 3,5
тыс. км местных автодорог. На работы на республиканских автомобильных
дорогах в этом году выделены средства республиканского бюджета в общем
объеме Br1,5 млрд. На работы на местных автомобильных дорогах областными
исполнительными комитетами за счет средств областных бюджетов,
субвенций из республиканского дорожного фонда и республиканского
бюджета, а также за счет кредитных средств ОАО "Банк развития Республики
Беларусь" предусмотрено финансирование в общем объеме Br1,1 млрд.
- Какие значимые инфраструктурные проекты уже реализуются, а к каким собираетесь приступить в ближайшее время?-
В этом году продолжаются работы по реконструкции участка автодороги Р46
от Лепеля до Полоцка. Ввод половины участка реконструируемой дороги со
стороны Полоцка запланирован в 2024 году. Вторая половина со стороны
Лепеля запланирована к вводу на 2026 год. Реконструируются также участки
автодорог М3 от Логойска до Плещениц, М11/П2 подъезд к Лиде от
автомобильной дороги М11/Е 85, км 8,5 - км 12,8 (устройство нового
(спрямленного) участка дороги М11/П 2, являющейся обходом Лиды), а также
автодорога Р53 на участке от Смолевичей до Жодино. Ввод этих объектов
запланирован на 2024 год.
Продолжается реконструкция участка
автодороги Р99 Барановичи - Волковыск - Пограничный - Гродно, км 92,45 -
км 111,95 (от Зельвы до Волковыска). 7,8 км со стороны Зельвы введены в
эксплуатацию в 2023 году, а оставшиеся 11,7 км запланированы к вводу в
2025 году. В следующем году также планируется ввести мост через реку
Припять, реконструкция которого сейчас проходит на км 13,4 автомобильной
дороги Р131 Калинковичи - Мозырь (в Мозыре).
В
этом году планируется начать реконструкцию автомобильной дороги М10
граница Российской Федерации (Селище) - Гомель - Кобрин (км 109,9 -
195,15), моста через реку Сож (на км 21,065 автодороги Р30 Гомель -
Ветка - Чечерск - Ямное), автодорогу М3 Минск - Витебск (на участке км
64,0 - км 66,7), автодорогу Р53 Слобода - Новосады (на участке км 33,3 -
км 43,2) и автодорогу Р122 Могилев - Чериков - Костюковичи (на участке
км 13,5 - км 44,6).
- Международные финансовые институты
приостановили финансирование инфраструктурных проектов в Беларуси.
Однако наша страна успешно справляется с реализацией намеченных планов.
Где берутся финансовые средства на реализацию этих проектов? Как
продвигается реализация проекта по реконструкции автодороги М3?-
В 2024 году планируется завершить реализацию проекта "Республиканские
мосты и реконструкция автодороги М-3" в части реконструкции 13 мостовых
сооружений. Средства на их реконструкцию в объеме Br84,6 млн
предусмотрены государственной инвестиционной программой на 2024 год.
Реконструкция
автомобильной дороги М3 также выполняется в рамках государственной
инвестиционной программы. В 2024 году продолжается реконструкция участка
от Логойска до Плещениц (км 41,0 - км 56,0), ввод в эксплуатацию
которого запланирован на этот год. Также в нынешнем году запланировано
начало реконструкции автомобильной дороги М3 на участке км 64,0 - км
66,7.
- Поделитесь, как идет работа по модернизации
мостовых сооружений. Сколько Минтранс планирует реконструировать
путепроводов в разных регионах страны?- Вводу в
эксплуатацию по проекту "Республиканские мосты и реконструкция
автодороги М-3" в этом году подлежат 5 мостовых сооружений: мост через
Березину на км 28,248 автодороги Р63 Борисов - Вилейка - Ошмяны; мост
через Березину на автодороге Р43 граница Российской Федерации
(Звенчатка) - Кричев - Бобруйск - Ивацевичи (до автомобильной дороги
Р2/Е85), км 230,9; мост через Неман на км 78,6 автомобильной дороги
М11/Е85 граница Литовской Республики (Бенякони) - Лида - Слоним -
Бытень; мост через Неман на км 65,7 дороги Р41 Слоним - Мосты - Скидель -
граница Литовской республики (Поречье); мост через Сож на автомобильной
дороге Р74 Чериков - Краснополье - Хотимск - граница Российской
Федерации (Горня), км 0,9.
На
республиканских автомобильных дорогах в этом году текущим ремонтом
планируется охватить 980,2 пог.м мостовых сооружений (33 шт.). Вводу в
эксплуатацию после капитального ремонта подлежат 793,9 пог.м мостовых
сооружений (13 шт.), а после реконструкции - 1851,4 пог.м мостов (8
шт.). На местных автомобильных дорогах запланировано отремонтировать
1062,7 пог.м (30 шт.) мостовых сооружений.
- Весной
традиционно беспокоит вопрос ямочности на дорогах. Как обстоят дела с
этой проблемой сейчас? Какой объем работ по устранению ямочности
выполнен? - По сравнению с предыдущим годом темпы работ
по устранению сезонной ямочности выросли, как и количество ежедневно
работающих бригад. В этом сезоне во время работ по эксплуатации
ежедневно на дорогах работают почти 200 бригад.
С начала года на
автомобильных дорогах общего пользования устранено 448 тыс. кв.м
ямочности (на республиканских - 206 тыс. кв.м, местных - 242 тыс. кв.м),
что на 16% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Остаток
ямочности составляет 23,7 тыс. кв.м (на республиканских - 4,7 тыс. кв.м,
местных - 19 тыс. кв.м), что в два с половиной раза меньше, чем на
аналогичную дату прошлого года. Руководителям дорожных организаций
поставлена задача мобилизации всех имеющихся людских и материальных
ресурсов.
В соответствии с поручением главы государства о
приведении до 9 мая в надлежащее состояние всех автомобильных дорог
Минтранс откорректировал сроки реализации планов-графиков подготовки
республиканских автомобильных дорог и производственных баз к
эксплуатации в летний период 2024 года.
Основные задачи
предприятий республиканских автомобильных дорог при подготовке автодорог
- ремонт покрытий и устранение всей сезонной ямочности, уборка мусора,
очистка, мойка и окраска элементов обустройства (автопавильоны,
автобусные остановки, площадки отдыха, дорожные знаки, барьерное и
перильное ограждения, мосты и путепроводы).
Что касается местных
автодорог, то в целях единообразия в подходах облисполкомы утвердили
аналогичные планы-графики по подготовке местных дорог к летней
эксплуатации, предусматривающие работы по профилированию (грейдированию)
покрытий всех местных дорог с переходным и низшим типами дорожной
одежды.
- Как развивается придорожный сервис в Беларуси? Какие перспективы у этого направления?-
В Беларуси создана действенная нормативная база, регулирующая
особенности открытия и функционирования объектов придорожного сервиса и
других объектов инфраструктуры. Обеспечивается простой и понятный для
любого инвестора порядок создания новых сервисных объектов.
Законодательство позволяет местным исполнительным органам
беспрепятственно формировать и предоставлять земельные участки для
строительства и обслуживания объектов придорожного сервиса.
Организационные
меры и созданные льготные условия для владельцев придорожного сервиса
позволили создать разветвленную сеть сервисных объектов и охватить
сервисными объектами всю сеть автомобильных дорог. Вдоль автомобильных
дорог общего пользования расположено 433 автозаправочные станции, 58
гостиниц, 77 СТО, 576 пунктов питания, 503 предприятия торговли, 21
мотель (кемпинг), 45 автомобильных моек и другие сопутствующие объекты.
С
1 января 2023 года вступила в силу новая редакция Кодекса о земле. В
нем сохранены льготные условия изъятия и предоставления земельных
участков юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для
строительства и обслуживания объектов придорожного сервиса без
проведения аукциона, за исключением строительства таких объектов на
территории Минска, областных центров, Брестского, Витебского,
Гомельского, Гродненского, Минского и Могилевского районов.
Кроме
того, Кодекс о земле снял ряд ограничений и позволил осуществлять
раздел и изменение целевого назначения земельных участков, а также
совершать сделки с земельными участками до завершения строительства на
них капитальных строений (зданий, сооружений), при соблюдении
установленных условий. Такая норма позволяет вовлечь в хозяйственный
оборот объекты незавершенного строительства в случае их приобретения с
целью создания объектов придорожного сервиса.
В Кодексе о земле
предусмотрена возможность предоставления без проведения аукционов
дополнительных земельных участков, испрашиваемых заинтересованными
лицами в связи с развитием (расширением) производства товаров
(выполнения работ, оказания услуг), а также в связи с реконструкцией
существующих капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных
помещений в капитальных строениях (зданиях, сооружениях). Эти нормы
позволят владельцам объектов придорожного сервиса беспрепятственно
получить дополнительный земельный участок для модернизации своего
объекта и расширения перечня предоставляемых услуг.
Для
упорядочения размещения объектов придорожного сервиса утверждена
генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских
автомобильных дорогах на 2021-2025 годы. Предлагаемые в схеме участки
вдоль автомобильных дорог для размещения объектов сервиса указаны с
целью выбора инвесторами желаемого места строительства новых объектов с
соблюдением рекомендуемых расстояний между объектами одного вида. В
случае наличия заинтересованных инвесторов вопрос формирования
инвестиционных площадок, изготовления градостроительных паспортов,
обеспечения формирования земельных участков незамедлительно
рассматривается территориальными органами областных исполнительных
комитетов.
В настоящее время массовое строительство новых
объектов не ведется из-за достаточного количества таких объектов.
Инвестиции владельцев направляются прежде всего на их модернизацию и
ремонт.
В условиях снижения доли иностранного транзитного
автотранспорта в общем потоке по республиканским дорогам по-прежнему
сохраняются темпы открытия новых сервисных объектов. Так, в 2023 году
начали свою работу после реконструкции и строительства 12 АЗС, 4
охраняемые стоянки, 6 пунктов питания, 2 пункта торговли, 1
автомобильная мойка, 1 гостиница (в 2022 году было введено 7 АЗС, 14
пунктов питания, 2 пункта торговли и 1 сервисный центр по обслуживанию
автомобилей). Кроме того, в 2023 году модернизировано около 50
автозаправочных станций с увеличением торговых площадей. Построенные и
реконструированные АЗС отвечают современным технологическим,
экологическим, противопожарным и эстетическим требованиям, оборудованы
парковочными площадками, магазинами и санитарными блоками, на многих
имеются газозаправочные модули, кафе и другие объекты придорожного
сервиса. Введены в эксплуатацию 63 электрозарядные станции.
В
результате строительства новых, реконструкции существующих сервисных
объектов, расширения и модернизации торговых площадей в 2023 году
создано дополнительно 97 новых рабочих мест (в 2022 году - 49 рабочих
мест).
На ряде АЗС имеется дополнительный сервис: электрозарядная
станция, мойка, СТО, душ для посетителей, гостиница, детский уголок,
стоянка для караванеров, BelToll (оплата дорог), страхование, пункт
выдачи интернет-заказов, доступ к Wi-Fi, возможность зарядки мобильных
телефонов и др. На 20 АЗС имеются стоянки для караванеров.
Для
улучшения обслуживания клиентов с детьми 135 АЗС оснащены детскими
пеленальными столиками, на 114 объектах организованы места для детского
досуга.
БЕЛТА.-0-