Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Ректор БГУ: при открытии новых специальностей в 2024 году тренд на междисциплинарность сохранится

Интервью 12.01.2024 | 16:15
Андрей Король
В современном ускоряющемся мире, где происходят постоянные изменения в политической, экономической и технологической сферах, спрос на универсальных специалистов непрерывно растет. Задача университета в этом направлении - своевременное определение грядущих вызовов и возрастающих потребностей в квалифицированных кадрах, а также обеспечение студентов актуальными знаниями и навыками, которые позволят им успешно адаптироваться к быстро меняющимся требованиям рынка труда. Как Белорусский государственный университет справляется с этой целью, а также о предстоящем открытии новых специальностей, тенденциях в образовании и причинах востребованности конкретных профессий корреспонденту БЕЛТА рассказал доктор педагогических наук, профессор, ректор БГУ Андрей Король.

- Андрей Дмитриевич, буквально неделю назад глава государства подписал указ, которым корректируются правила приема лиц для получения высшего и среднего специального образования. Как вы оцениваете эти дополнения?

- Важно отметить, что в нынешнем году в правила приема внесены не изменения, а корректировки с учетом анализа проведенной в прошлом году приемной кампании. Акцент сделан на повышении объективности оценки знаний абитуриентов, наборе на целевую подготовку, поддержке наиболее подготовленной и мотивированной молодежи. Прежде всего повышается значимость, определенный статус выпускников Национального детского технопарка. В прошлом гому мы успешно апробировали форму их поступления без экзаменов. И сегодня расширен перечень специальностей, по которым это можно сделать для выпускников нынешнего года.

Одна из значимых корректировок коснется оптимизации сроков проведения ЦЭ и ЦТ. В этом году ребята сдадут экзамены и тестирование уже к началу июня, в сравнении с прошлым годом ЦТ сдавали в середине июня. Таким образом, также произойдет оптимизация сроков проведения приемной кампании в вузы, в частности в БГУ. Предполагается, что зачисление пройдет в более сжатые сроки.

С точки зрения работы с целевым контингентом абитуриентов введены нижние пороговые уровни, оценка должна быть не ниже 7, чтобы абитуриент мог конкурировать при поступлении на целевую форму обучения с другими такими же целевиками, как мы привыкли говорить. Кроме того, корректировки коснулись расширения линейки специальностей для целевой подготовки.

Введение квоты по общему конкурсу для набора позволит поддержать абитуриентов, не имеющих льготных условий поступления и участвующих в общем конкурсе. Также с учетом успешного опыта поступления лицеистов БГУ без экзаменов в вузы было принято решение, что в нынешнем году такого права будут удостоены выпускники всех пяти лицеев страны. Но при наличии в аттестате отметок не ниже 9 баллов по профильным учебным предметам и отметок не ниже 8 баллов по всем остальным учебным предметам.

Конечно, все корректировки нынешней приемной кампании направлены на улучшение качественного состава абитуриентов. В 2023 году в БГУ среди зачисленных на дневную бюджетную форму обучения по результатам ЦТ и ЦЭ 92,4% абитуриентов набрали 300 баллов и выше. Надеемся сохранить такую тенденцию и в нынешнем году.

- Будут ли новшества для абитуриентов БГУ и чем руководствуется университет при открытии новых специальностей?

- В последние пять лет БГУ ориентируется на внедрение инновационных специальностей, характеризующихся высокой междисциплинарностью. По своей сути, в междисциплинарности заложен огромный, еще не исчерпанный потенциал. В первую очередь это возможность создания и генерирования новых смыслов и знания, потому что они рождаются на пересечении границ разнородных элементов. Это своеобразная среда и площадка для диалога в широком и узком смысле этого слова. Когда встречаются представители разных научных сфер для обсуждения нового совместного проекта или программы, то в этом случае имеет место диалог не только между людьми, но между научными областями знания. Если говорить на языке проектирования новых образовательных программ, междисциплинарность - это более глубокое и фундаментальное формирование понимания целостной картины мира. Это не сумма разрозненного представления, которая, наоборот, разрушает ее, потому что каждая дисциплина воспринимается как региональная онтология, живущая по своим законам. Порождение новых смыслов - это прежде всего обращение человека к своим границам, к себе и своей сущности.

Для открытия новых междисциплинарных специальностей в университете сделан ряд шагов. Шестой год работает Совет по междисциплинарным исследованиям, третий год - междисциплинарная методологическая школа, где мы используем потенциал разных научных школ и направлений. Например, в ближайшее время состоится встреча для обсуждения проблематики нейросетей и искусственного интеллекта. В дискуссии примут участие представители разных факультетов, включая руководство, преподавателей, ученых, экспертов в различных областях знания. Как правило, итогом такой работы становится разработка методических материалов для включения их в учебный процесс и использования во время встреч с трудовыми коллективами, проведения дней информирования и кураторских часов со студентами, заседаний кафедр и советов факультетов.

За последние пять лет открыты "геотехнологии туризма и экскурсионная деятельность", "биоинженерия и биоинформатика", "экономическая безопасность", "регионоведение", "кибербезопасность", "государственный аудит". Именно на примерах междисциплинарности появляются не только новые специальности, но и достаточно востребованные самой жизнью темы дипломных, магистерских работ, кандидатских диссертаций. По сути, у нас сама жизнь междисциплинарна. Только это качество нужно грамотно реализовывать. Прежде всего нужны качественные научные и педагогические подходы к проектированию междисциплинарного содержания образования и программ обучения. И междисциплинарность начинает работать уже на дидактическом уровне, когда во время обучения через методы и технологии обучения есть обращение к субъектности самого студента.

- Какие новые специальности появятся в университете в 2024 году?

- Тренд на междисциплинарность продолжится и в этом году. Планируем объявить набор на три новые специальности. Впервые в Беларуси на факультете географии и геоинформатики (ФГиГ) откроется "страноведение и переводческая деятельность" с присвоением сразу тройной квалификации "Географ. Преподаватель. Переводчик". Абитуриенту не придется выбирать между педагогикой и производством, он получит в комплексе два профиля: географический и филологический.

Такой шаг подкреплен глубоким анализом будущего географии, возможных рисков и перспективности новых направлений. С преподавателями-географами мы обсуждали вопрос востребованности этой области знаний среди абитуриентов. Чтобы опережать запросы рынка, уже сегодня важно предлагать ребятам конкурентные предложения. Сама география требует широкого кругозора знаний и является синтезом естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Такая интеграция открывает большие перспективы для профессии. В условиях глобализации, цифровизации и интернационализации экономики общество нуждается в специалистах со знанием иностранных языков независимо от профессии. Владение ими обеспечивает специалисту-географу более глубокое и полное понимание глобальных проблем, таких как изменение климата, мировые конфликты, демографические изменения, позволяет лучше понять и проанализировать информацию из международных источников. По сути, тройная специальность расширяет возможности для трудоустройства. Выпускники смогут работать преподавателями, переводчиками в организациях и на производстве, будут востребованы в туристических, рекламных, IT-компаниях, образовательных и исследовательских организациях.

Подготовкой студентов будет заниматься коллаборация преподавателей двух факультетов - географии и геоинформатики и социокультурных коммуникаций. Продолжительность обучения составит 4,5 года. Для поступления абитуриентам необходимо сдать централизованный экзамен или пройти централизованное тестирование по трем предметам: географии, математике, русскому/белорусскому языку.

- В условиях геополитической трансформации не останутся в стороне и международники БГУ?

- Возрастающие современные вызовы, интеграция нашей страны в мировой рынок требует притока профессиональных специалистов-международников с уникальными компетенциями. С этой целью в новом году на базе факультета международных отношений откроются две новые специальности "международная конфликтология" и "международная логистика", не имеющие аналогов в других вузах Беларуси. Выпускникам присвоят квалификации "Конфликтолог-международник" и "Специалист по международной логистике" соответственно.

К сожалению, мы сегодня являемся свидетелями негативного развития событий вокруг границ Беларуси. Предотвращение и урегулирование международных конфликтов, миротворчество и медиация требуют изучения и глубокого понимания природы конфликта, применения особых политических алгоритмов и практик, механизмов международного права, призванных как можно скорее и эффективнее вернуть мир к его нормальному, стабильному порядку и развитию. В основу международной конфликтологии заложено изучение экстремального проявления международных отношений - конфликта, который, как правило, все чаще принимает форму военных действий.

"Конфликтолог-международник" - это специалист в области анализа, диагностики, экспертизы, переговорных и медиативных технологий по предотвращению и разрешению международных конфликтов, мирного урегулирования и поддержания мира. По этой причине уже большой интерес к новой специальности проявили представители государственных учреждений, отвечающих за обеспечение различных аспектов всеобъемлющей безопасности Беларуси.

Одновременно мы видим, как меняются векторы международной торговли. Идет ориентация на восточное направление. Поэтому возрастает потребность в специалистах, знающих специфику логистического рынка стран Азии и владеющих восточными языками. Наши студенты по новой специальности, помимо европейских языков, будут изучать китайский, турецкий, арабский и фарси.

В нынешних условиях кризисных процессов на мировой арене экономика Беларуси противостоит негативному влиянию многих внешних факторов. Специальность "международная логистика" может стать эффективным инструментом поступательного развития, драйвером роста белорусской экономики, одним из эффективных инструментов конкурентоспособности и экономической безопасности нашей страны.

Специалисты в области международной логистики будут владеть международными стандартами товародвижения, поставок, несколькими иностранными языками, технологиями предотвращения рисков и обеспечения безопасности. Сегодня в выпускниках специальности "международная логистика" крайне заинтересованы структурные и подведомственные учреждения транспортно-логистической направленности различных министерств и ведомств, предприятия логистической и транспортно-экспедиторской сферы, транспортно-логистические центры, складские комплексы и терминалы, предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, научно-исследовательские институты.

- А ставшие уже традиционными специальности модернизируются ли с учетом требований времени?

- Я говорил о том, что идет постоянная работа по актуализации учебных программ с учетом запросов экономики, рынка труда. Поэтому преобразования существующих специальностей происходят постоянно. Например, в этом году будет открыт набор на специальность "социальная работа и консультирование" факультета философии и социальных наук. Это усовершенствованная версия ранее открытой специальности "социальная работа". Опрос среди работодателей и выпускников предыдущих лет выявил потребность в присвоении дополнительной квалификации "Специалист по социальной работе. Консультант". По этой причине БГУ актуализировал учебный план по этой специальности, усилив модуль профессионального консультирования. Имеется в виду социальное и социально-психологическое консультирование людей, находящихся в сложной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной и психологической поддержке.

В таких специалистах заинтересованы прежде всего территориальные центры социального обслуживания населения, городские центры социального обслуживания семьи и детей, кризисные центры, учреждения образования. Студенты будут изучать новые дисциплины: консультирование и медиация в социальной работе, конфликтология, теория и методология коучинга, социальное предпринимательство и основы социального проектирования, теория и методика консультирования, индивидуальная и групповая психотерапия в социальной работе.

- БГУ один из немногих вузов, ориентированный на обучение взрослых. Планируется ли открытие новых программ повышения квалификации и переподготовки для людей, уже имеющих высшее образование?

- Безусловно, информационные процессы, цифровизация общества и экономики, возрастающие требования к компетенциям специалистов требуют от них новых знаний и навыков. Мы это понимаем и постоянно разрабатываем и предлагаем взрослой категории различные программы повышения квалификации и переподготовки. Еще в 2018 году мы сознательно объединили разрозненные образовательные ресурсы, которые были в университете по повышению квалификации и переподготовке взрослых, и сделали единый центр - Институт дополнительного образования. Буквально на следующий год он себя и финансово, и имиджево хорошо оправдал. Сейчас мы предлагаем около 80 программ повышения квалификации и 39 направлений переподготовки. Также на различных факультетах БГУ действует 17 образовательных курсов в области психологии, программирования, лингвистики, юриспруденции, педагогики и др. Некоторые из них не имеют аналогов в стране. Например, образовательные курсы "профайлинг, или искусство распознавания лжи". Также БГУ является единственным центром по подготовке дипломатов и реализует программу повышения квалификации "цифровая дипломатия". А наиболее востребованными остаются языковые курсы по китайскому, итальянскому, английскому и другим языкам.

Обновление линейки программ происходит раз в два года. Это позволяет удерживать конкурентные позиции вуза на рынке образовательных услуг. БГУ постоянно адаптирует учебные планы к запросам целевой аудитории, усиливает практикоориентированность обучения, привлекает высококвалифицированных специалистов и практиков организаций и учреждений высшего образования в качестве преподавателей. К примеру, сейчас в университете ведется разработка новых программ повышения квалификации специалистов ювелирной отрасли и музеев, планируется запуск направления переподготовки по социальной работе. По окончании обучения предоставляется свидетельство о повышении квалификации или диплом о переподготовке государственного образца.

- Что вы можете пожелать абитуриентам в преддверии новой приемной кампании?


- Не стоит думать, что образование - это сумма теорем, законов и правил. Да, это все важно, но гораздо значительнее в образовании - найти себя, свою миссию, понять свои сильные и слабые стороны, определить иерархию жизненных целей, научиться задавать вопросы себе и своему окружению. Образование - это мастер-класс, школа, преобразующая человека, превращающая его в личность, несущую за себя ответственность, умеющую слышать себя и другого. А чтобы развить свои уникальные качества, найти свое предназначение, приглашаю к поступлению в БГУ, где для этого созданы все условия.

Светлана ПЕКАРЬ,
БЕЛТА.-0-
Все интервью