Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Работать меньше не смогу, а больше - невозможно

Интервью 20.01.2015 | 16:15

Композитор голливудской компании Hill Top Records Larry Golovko, он же Валерий Головко, сегодня пишет музыку для саундтреков к фильмам, спектаклям. Его музыка востребована и оценена. Он единственный на постсоветском пространстве композитор, имеющий контракт с голливудской компанией и обладающий престижным в США статусом "Экстраординарные способности в искусстве и науке", который присвоен считанным музыкантам. Композитор предложению обосноваться в Америке предпочел поездки туда несколько раз в год, но писать, кроме как дома, в Беларуси, не может и не хочет нигде.

В середине 80-х годов Валерий Головко работал в ансамбле "Песняры". Однако пользоваться заслугами Владимира Мулявина счел для себя неприемлемым. И взялся реализовывать свой потенциал. В итоге, уехав в Голливуд, покорил столь высокие вершины. Самой популярной песней композитора, получившей признание в мире, стала "Мама". Песня прозвучит и в третьем авторском концерте Валерия Головко 27 марта. О будущей программе, о настоящем белорусской эстрады композитор рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА.

- Валерий, вы следите за развитием современной белорусской эстрады. Как бы вы охарактеризовали ее нынешнее состояние?

- Разумеется, в большей или меньшей степени я "в материале". Если расшифровывать "современность" как срез времени и не привязываться к возрасту персоналий, то оценка состоянию - соответствующее реалиям. В случае иного подхода, когда "современность" расшифровывается как явление новой поросли, оценка состоянию - так себе.

- Кто из исполнителей, на ваш взгляд, наиболее интересен сегодня на белорусской сцене?

- Вопрос категорически не предполагает, что на белорусской сцене может не быть интересных исполнителей. И это верно - они есть!  Большинство из тех, кто мне интересен, приглашены в качестве участников на мой авторский концерт, который состоится во Дворце Республики 27 марта: Петр Елфимов, Тео, Litesound, "Чистый голос", Наталья Подольская и белорусский музыкальный гуру Анатолий Ярмоленко, у которого все могут учиться, как доносить музыкальный материал до слушателя.

Работать меньше не смогу, а больше - невозможно

- Чего не хватает белорусским артистам: креатива, образования, широты кругозора? Или истоки неяркости в менталитете?

- Креативность и менталитет я бы оставил в покое. Падение уровня образованности и, как следствие, интеллектуального уровня стало заметным явлением во всех сферах жизни, не исключая искусство. Вот вам ритм-группа золотого состава "Песняров": ударные - Владимир Беляев, бас-гитара - Борис Бернштейн, гитара - Владимир Ткаченко, клавишные - Игорь Паливода. Четыре музыканта с академическим консерваторским образованием - два блестящих скрипача, изумительный пианист, потрясающий барабанщик. Высокообразованные интеллектуалы с самыми разносторонними интересами. Посмотрите вокруг - и ответ на вопрос получите незамедлительно. 

- А может, это просто привычка ругать свое, и на самом деле талантливые артисты у нас есть, но, как всегда, не ценим?

- Ругать имеет право тот, кто отводит на сон необходимое количество часов, а остальное время работает, кто отвечает за качество производимого продукта своим именем, которое бережет. Покажите мне этих людей. Ба, да их совсем немного! Вот немногим и позволено ругать. Только вряд ли они будут этим заниматься. Им некогда - они работают.

- Задам вопрос иначе. Не присуща ли белорусским артистам излишняя скромность? Быть может, стоит больше рассказывать о своих успехах?

- Об успехах рассказывать надо - это часть работы каждого творческого человека. Не нужно стесняться, бояться того, что неправильно поймут, ведь это твой труд. Но очень важно, рассказывая о проделанной работе, показывать ее результат.

Работать меньше не смогу, а больше - невозможно

- Валерий, а кто из белорусских артистов, на ваш взгляд, мог бы заинтересовать иностранного слушателя?

- Вопрос к гадалке. Мой встречный вопрос: а зачем заинтересовывать иностранного слушателя? Смысл жизни человека, которого одарили небеса, в служении. Служить надо своему слушателю, своему народу, своей нации.
 
- Есть ли механизмы, которыми можно овладеть, чтобы продвинуться белорусским исполнителям?

- Есть механизм: каторжным трудом достичь высот профессии. Других механизмов я не знаю.

- Кого вы выделили из числа финалистов национального отбора на "Евровидение-2015"?

- Тех, кто поедет на конкурс.

- Готовы ли вы кого-то поддерживать, продюсировать, продвигать, или такой опыт вам не интересен?

- Я никогда не буду зарабатывать деньги на артистах. Поддерживать - да. Я это делаю.

- Валерий, некоторое время вы занимались бизнесом. Насколько гармонично сочетание творческой и деловой составляющих? Вы допускаете повторение такой истории в вашей жизни?

- Это абсолютно несовместимые вещи. В моей жизни был период очень серьезного бизнеса - я экс-президент/экс-председатель совета директоров американской корпорации. Жаль, что не мог читать знаки, подаваемые небесами. Я зарабатывал огромные деньги и несколько раз все терял. Был поражен: родился в семье математиков, аналитический склад ума, здорово считаю (придя в первый класс, с легкостью умножал четырехзначное число на четырехзначное), второе образование связано с бизнесом - и такие катастрофы. Списывал на доверчивость, что мне действительно свойственно. Мог ли я тогда знать, что, оставив музыку, совершил преступление перед высшими мирами? Мог ли я знать, что, не видя другого выхода, небеса меня убьют, дабы вернуть к предназначению? 27 сентября 1997 года я получил травмы, несовместимые с жизнью, в автомобильной аварии, в которой погибла моя жена. Я не просто любил ее. Я преклонялся перед ее человеческими качествами. Мир рухнул. На ее могиле я рыдал часами, я орал, глядя вверх, все нецензурные слова, которые знаю, спрашивал, почему она, а не я… Выстоять было трудно. Я сильный человек, с 16 лет на самообеспечении, но понимаю, что только небеса, к изумлению медиков, оставили жить, вернув в музыку. Я счастлив, что так случилось. Потратить жизнь на зарабатывание денег в моем случае - тоска.   

- Если сказать, что Валерий Головко - категоричный максималист, вы согласитесь? Или такая характеристика поверхностна?

- Вы меня недооценили. Мегамаксималист. Обо мне снят фильм, его можно посмотреть на youtube.com. Называется "Валерий Головко: саундтрек длиною в жизнь". В фильме я рассказываю, как профессор, доктор психологии, прочитав ответ на тест, оставил меня после семинара. Он был реально испуган. Долго смотрел в упор и сказал: "Вы - суицидальный тип. Я боюсь за вас".

В тесте было предложено разделить лист пополам и написать слева 20 притягательных человеческих качеств, а справа - 20 негативных, дифференцируя по степени важности. Затем было необходимо обвести кружком позитивные и негативные качества, которые мы числим за собой. Так вот, в себе позитивных качеств я нашел 2, а негативных 14... Проделал огромную работу с собой и добился ощутимых результатов. Однако есть то, что необратимо, - я беспощаден к себе и другим в работе.

Работать меньше не смогу, а больше - невозможно

- Выносить вердикты вряд ли в праве человек, не прошедший непростую школу жизни. Ваша жизнь насыщена событиями, которые не могли не оказать влияния на личность. А кому из своих учителей вы благодарны?  

- Прежде всего я благодарен отцу. Я не встретил в жизни представителя моего пола, который бы в большей степени поразил меня добротой, интеллигентностью и интеллектом. Он ушел из жизни в 37, но живет в моей душе каждую секунду. Я родился незапланированно, когда мои родители только начали учебу на последнем курсе. Ивану Головко был 21 год. Но в четыре года я катался с гор на лыжах и играл на аккордеоне, в пять ходил в библиотеку и никогда не брал там сказок, в шесть отец-математик уже не мог выигрывать у меня в шахматы. А еще мне передалось качество чувствовать и любить людей.

Еще один человек сыграл в моей жизни колоссальную роль. Старшина оркестра почетного караула БССР, где я служил срочную службу, Федор Константинович Зайцев как-то пришел в 6 утра в казарму, дождался меня из самоволки и сказал: "Я не дам тебе зарыть свой талант в землю. За 27 лет службы через мои руки прошли сотни музыкантов. Тебя ждет огромное будущее, и за это будущее я буду биться с тобой насмерть". Мне было 19 лет, я был настоящей безотцовщиной - отца похоронили в день моего рождения, 6 сентября, за три года до описываемого разговора. Но этих лет хватило, чтобы я из парня с уличной кличкой Французские манеры, из-за того, что физически не мог выносить мат, превратился в агрессивное неуправляемое существо, которое явно искало смерти в регулярно продуцируемых драках. Потеря отца сделала жизнь просто ненужной. Я бесконечно благодарен старшине, как и вся моя семья, - мы с женой бываем у него -  и, безусловно, Федор Константинович наряду с докторами, которые спасли мне жизнь после аварии, будет одним из самых дорогих гостей на моем авторском концерте.

- Заключительную часть трилогии "Русь" авторский концерт "Победа", который состоится 27 марта, вы представляете через 10 лет после второго концерта. Чем вызван столь длительный перерыв? Ведь две первые части "Славянские мальчики" и "Три Ивана" публика услышала в 2003-м и 2005-м.

- Этот концерт должен был состояться в 2010 году. Но белорусские реалии нарушили планы. В подробности вторгаться не буду.

- Расскажите подробнее о концерте "Победа".

- Мне приходилось видеть многих одаренных людей, посвятивших свою жизнь набиванию животов и карманов. Тех, кто живет мыслями о будущем нации через 100-200 лет, кто работает на пределе сил, чтобы способствовать ее процветанию - единицы. Все зависит от масштаба личности.

Я - автор слов всех своих программ. В их названиях, как и названии всего цикла, - их суть: "Славянские мальчики", "Три Ивана", "Победа". Трилогия "Русь". На мой концерт должны прийти не только те, кто любит в музыке мелодию, глубокую поэзию, но и те, для кого слово "славянин" - не пустой звук, для кого произошедшая в прошлом году трагедия русского мира - боль. Пятнадцать лет своей жизни я посвятил величию и красоте славянской души, тому, чтобы представители моей нации увидели в себе редкие в наше время качества - отзывчивость, бескорыстие, способность сострадать и приходить на помощь, мужество. Приобретение чувства собственного достоинства, вытравливание заниженной самооценки - цель моих программ. Уважение к памяти павших за свободу всех нас - суть моей программы "Победа". Мне не хотелось бы описывать концерт. Музыку и поэзию надо слушать. Скажу лишь одно. После того как был убит Игорь Тальков, есть только один человек в русском мире, кто пишет подобные программы. Зовут его Валерий Головко. Потому нигде и никогда вы не услышите ничего подобного о войне и о славянской жизни.  

- Статус Extraordinary Abilities in the Arts and Science ("Экстраординарные  способности  в искусстве и науке"), полученный вами в США в 2001 году, к чему-то обязывает?

- Меня как композитора признали выдающимся в профессии. Что может быть выше для профессионала? Но меня не статус обязывает, а я сам. Все, кто работал на моих концертах, на студиях при записи моих произведений, знают, что я не щажу ни себя, ни коллег, когда речь идет о качестве продукта с моим именем. Я берегу свое профессиональное имя как святыню и много работаю всю жизнь. Получив самый престижный для любого профессионала в США статус и став девятым композитором, получившим его за всю историю присуждения, я не стал работать меньше или больше. Меньше не смогу, а больше - невозможно.  

- Валерий, вы единственный композитор постсоветского пространства, работающий в Голливуде. Контракт с голливудской компанией Hill Top Records - это оценка вашей исключительной незаурядности, ведь в США 40 тыс. композиторов. Что в вас так высоко оценили?

- Я пишу мелодию. Оказалось, что это большая редкость в мире.

- Предлагаю немного пофантазировать. Вам говорят: Валера, все у тебя будет, время почивать на лаврах, заслужил. Что последует?

- Так это "всё" и есть процесс создания творений! В этом же жизнь! Это мои лавры! Я рожден пахать, это зависимость. Но я горд, что, оставшись один на один с жизнью, без помощи, без протекции, без денег, своим трудом смог достичь высшего признания. И пусть я не знал многих прелестей юности и молодости, ибо сколько учился на дневных отделениях, столько ежевечерне работал в ресторанах, я горд, что мои дети, три гражданина, которых я подарил Беларуси, достойно обеспечены. И пусть моя личная жизнь сложилась совсем не так, как мечтал, - я-то, будучи однолюбом, был уверен, что мой ребенок никогда не будет жить без отца, - безумно люблю всех своих детей и живу для них. Мое счастье в шрамах, но это счастье. Я встретил в этом мире двух женщин, которые потрясли меня добротой своих душ. Одна погибла, но вторая почти десять лет рядом. Многие мои знакомые так и не встретили Человека. Значит, я заслужил своей жизнью, чтобы ее финал был счастливым. А ведь все определяет результат.


Справка: Валерий Головко учился в Ленинграде - с отличием закончил эстрадное отделение ЛГИК. Пианист и аранжировщик ансамбля "Песняры" середины 80-х годов. В 1988 году ушел из музыки и вернулся в нее через десять лет с первым композиторским альбомом "Исповедь. Памяти Тамары". Песня "Мама" из этого альбома стала хитом по обе стороны океана. В Америке композиция вошла в число лучших песен 2006 года (CD "America", Hill Top Records, Hollywood, 2006).

Позднее были созданы CD-альбом "Глаза - это песня души. Посвящение Владимиру Мулявину" и авторские программы "Славянские мальчики. Посвящение Игорю Талькову" и "Три Ивана" - первая и вторая части трилогии "Русь", где Валерий Головко выступил автором слов всех песен, симфоническая поэма "Беларусь", исполненная во Дворце Республики пятью оркестрами и тремя хорами, саундтреки к фильмам, музыка к спектаклям.

Жанна КОТЛЯРОВА

Все интервью