Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Путь к демократии и долог, и извилист, и тернист

Интервью 31.03.2011 | 11:59
Весенняя сессия белорусского парламента начнет работу 4 апреля. В преддверии этого события председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Анатолий Рубинов рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА о приоритетных направлениях работы парламентариев, а также высказал свое мнение по поводу перспектив политического развития нашей страны и ее отношений с соседними регионами - Россией и Евросоюзом.

- Анатолий Николаевич, 4 апреля открывается очередная весенняя сессия Совета Республики. Каковы ваши ожидания относительно предстоящей сессии?

- Шестая сессия будет насыщенной и содержательной, предстоит принять решения по ряду ключевых, жизненно важных для страны вопросов.

Важнейший блок вопросов будет касаться поправок в законы в связи с принятием Директивы №4. Как известно, она направлена на то, чтобы повысить инициативу граждан и предприятий, стимулировать развитие предпринимательства, устранить барьеры в развитии экономики. Директива определяет концептуальные вопросы, а правительство затем намечает конкретные меры для их реализации. Нам же предстоит пересмотреть большое число законодательных актов с тем, чтобы внести изменения, которые предусматриваются духом и буквой директивы.

Еще одно важное направление в работе парламентариев на время сессии - приведение законодательства в соответствие с договоренностями по формированию Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Парламентская сессия откроется 4 апреля, и в этот же день мы планируем провести семинар с участием членов Совета Республики, который будет посвящен вопросам образования как основы инновационного развития страны.

В Беларуси стоит задача как можно более тесно увязать образование с потребностями общества, в том числе экономическими и производственными. Чтобы профессора не просто читали лекции по конспектам, а давали знания о новых мировых технологиях, которые нужно осваивать. В Беларуси в этом направлении многое сделано. Например, вузы республики имеют более 150 совместных с предприятиями кафедр. Их число к 2015 году планируется удвоить. Несколько таких кафедр Белорусского национального технического университета на базе Минского тракторного завода парламентарии посетят 4 апреля.

- Начало апреля знаменательно еще одним событием: 2 апреля отмечается День единения народов Беларуси и России. В этом году Союзному государству исполняется 15 лет. Каковы, по вашему мнению, главные достижения этого интеграционного образования и какова его роль в свете создания Таможенного союза и формирования ЕЭП?

- Создание Союзного государства 15 лет тому назад по инициативе Президента Беларуси было большим прорывом после того, как распался СССР. СНГ поначалу было нежизнеспособной, скорее, формальной организацией. А союз, который создали Беларусь и Россия, позволил по-настоящему начать интеграционные преобразования.

Опыт, накопленный за время существования Союзного государства, дал возможность создать впоследствии похожую интеграционную модель на более широком пространстве. Имеется в виду Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана, а также ЕЭП. Они возникли не на пустом месте, и они не смогли бы возникнуть, если бы не был наработан очень большой опыт по функционированию СГ.

Уверен, что новые интеграционные образования и их перспективы никоим образом не конкурируют с Союзным государством. Напротив, они опираются на тот опыт, который был приобретен при союзном строительстве. Беларусь и Россия показали пример такого сотрудничества. Я с большим оптимизмом смотрю на будущее Союзного государства. Могу утверждать, что 15 лет не прошли даром, дали свои плоды.

- Можно ли рассчитывать, что сотрудничество Беларуси и России в рамках Союзного государства продолжится?

- Все будет зависеть от того, насколько глубоко пойдут интеграционные процессы в рамках ЕЭП, а, может быть, и дальше - в ЕврАзЭС. Если они пойдут широко и глубоко, тогда Союзное государство органически будет включено в это более общее образование. Сложно забегать вперед и что-то конкретное прогнозировать, но, видимо, в этом направлении идет процесс. Союзное государство никоим образом не мешает этим процессам, а только способствует.

- Отношения Беларуси и России на данном этапе выглядят довольно благополучными, в то время как обстановка на западноевропейском направлении весьма напряженная. Означает ли это, что Беларусь сделала выбор в пользу России против стран Евросоюза?

- Вы хотите сказать, что мы дружим с кем-то против кого-то? Это не так!

Мы, безусловно, дружим с Россией. Она наш стратегический партнер, нас связывает много общего. Мы друг без друга никаким образом не обходимся и не обойдемся.

Естественно также, что мы заинтересованы в хороших отношениях и с другими странами, но прежде всего с нашими соседями, с Евросоюзом.

У нас никогда не стоял и не стоит выбор - идти влево или вправо. Беларусь - самостоятельное, суверенное государство. Политику мы строим исходя из интересов народа. Эти интересы требуют, чтобы мы имели тесные стратегические отношения с Россией, с которой всегда будем оставаться в таких отношениях (это основа нашей политики), и чтобы мы выстраивали хорошие, доброжелательные отношения с Евросоюзом.

О выборе речи не идет. Президент давно сформулировал, что Беларусь придерживается многовекторной внешней политики, и мы от этого не отходим. Иногда какой-то вектор продвигается более успешно, какой-то - менее. Но в принципе мы придерживаемся этой политики.

- Тональность диалога Минска и Брюсселя после событий 19 декабря резко изменилась. Евросоюз принимает резолюции в адрес Беларуси, возобновляет ограничения на въезд чиновников, угрожает введением экономических санкций. Каким в этой связи вы видите будущее белорусско-европейских отношений?

- Будущее наших отношений очень хорошее.

Беларусь объективно двигается в направлении максимального установления близких контактов, связей, отношений с ЕС: и в экономической, и в политической, и в культурной, и в других сферах. Мы заинтересованы, чтобы эти контакты и связи были наиболее тесными и продуктивными.

Повторюсь: мы двигаемся в этом направлении, но движение это непростое и небыстрое. К тому же есть группа людей, которые называют себя оппозиционерами и всячески этому движению препятствуют. Они все время пытаются сорвать этот процесс разного рода провокационными действиями: вынуждают власть им противодействовать, а потом используют это, чтобы показать, какое у нас недемократическое государство.

Говорят, мол, демократии у нас мало. Да у нас никогда еще не было столько демократии и свободы, сколько сейчас! Все свободно ездят за границу, публикуют что угодно, Интернет заполнен любой информацией. Когда-нибудь это было возможно? Это огромный прогресс по сравнению с тем, что было, скажем, 20 лет назад.

Но у демократии, как и у свободы слова, две стороны. С одной стороны, например, где-то в мире могут погибнуть тысячи людей, но по телевизору в это время расскажут о страдании одного ребенка, и оно заслонит все. Или наоборот, эта картинка может создать ложное представление, что весь народ в стране болен. Так же с освещением в западных СМИ и событий 19 декабря. Выхватят отдельные факты и заслонят ими суть происходящего. У многих сложилось превратное впечатление о том, что происходит в Беларуси. А западные политики, даже если они знают и видят, что информация искажена, не осмеливаются заявить об этом, пойти против течения, никто не хочет показаться белой вороной.

Если же говорить про события 19 декабря, то президентские выборы в Беларуси прошли абсолютно демократично, и это признали все. Экс-кандидаты прекрасно понимали, что потерпели политическое поражение. Что им оставалось делать? Два варианта. Первый: склонить голову и согласиться с поражением. Но такой вариант не устраивает оппозиционеров, потому что они окажутся никому не нужными, уйдут с политической арены. Второй путь: обязательно что-нибудь спровоцировать, выкинуть что-нибудь такое, чтобы заставить власть их задержать, применить силовые методы. И они этого добились.

Наша задача - парламента, общественных организаций, СМИ - объяснить истинное положение дел: люди, потерпевшие политическое поражение и не желающие уйти с политической арены, приняли меры для обострения ситуации с тем, чтобы привлечь к себе внимание эпатажными, хулиганскими действиями, показать себя жертвами, борцами. Это уже не в первый раз. Они всегда одну и ту же тактику применяют. Запад на это клюет, там ведь тоже есть заинтересованные, в том числе и материально.

Нисколько не сомневаюсь, что все сложности в отношениях Беларуси и Евросоюза временные. Беларусь - мирная страна, спокойно развивается, опасности ни для кого не представляет, никому не угрожает. Более того, мы на своей границе удерживаем и наркотрафик, и потоки нелегальных мигрантов. Мы для Европы кроме пользы ничего не приносим. Никаких объективных причин тому, чтобы у Евросоюза была заинтересованность в смене власти в Беларуси, на самом деле нет.

- Анатолий Николаевич, как вы считаете, насколько эффективно личное общение парламентариев с европейскими политиками с целью повлиять на их мнение о Беларуси?

- Можно констатировать, что сегодня развивается межпарламентский диалог, осуществляется обмен визитами, проходят встречи парламентариев Беларуси с зарубежными политиками, руководителями парламентов других государств. Такие личные встречи весьма эффективны. Это еще одна причина, почему оппозиция так боится, чтобы установились контакты между властями Беларуси и ЕС, и старается не допустить такого общения.

Сколько я ни общался с европейцами, никогда не возникало непонимания или противоречий. Но когда эти же люди начинают выступать с трибуны, никто не пойдет против течения, против навязанного обществу стереотипа восприятия Беларуси как недемократичной страны. Никто не осмелится публично заявить: "Я был в Беларуси, там прекрасная страна". Будет сидеть и помалкивать, иначе у него завтра закончится политическая карьера.

Задумайтесь, почему ограничили въезд в ЕС для отдельных граждан Беларуси? С какой целью? Казалось бы, если европейцы считают, что в Беларуси не хватает демократии, и хотят ее тут установить, то путь достижения этой цели только один - как можно более тесное взаимодействие, в первую очередь, с теми, кто играет какую-то роль в стране, принимает управленческие решения. Вместо этого они говорят: нет, мы вас к себе не пускаем и контакты не поддерживаем. Где логика?

Вспомните послевоенную Германию. Разве она стала сразу демократической? У них в голове было одно - великая Германия и реванш. 25 лет прошло, пока поколение поменялось, стали устанавливаться демократические нормы. Что было бы, если бы Америка, которая их поддерживала, снабжала деньгами после войны, сказала: "Пока не будет демократии, мы вам ни цента не дадим и общаться с вами не будем"? Они бы законсервировали тот реваншизм, который был в головах немцев.

В решении Совета ЕС ограничить въезд для отдельных граждан Беларуси нет никакой логики. Результат этих ограничений может быть только один - время сближения Беларуси с Евросоюзом отдаляется. Разве это в интересах Евросоюза? Вряд ли. Это и не в наших интересах, но в то же время и не смертельно для нас. Ничего, подождем… Время и жизнь возьмут свое. Сойдет эта очередная эмоциональная волна, страсти успокоятся, и отношения Евросоюза с Беларусью выйдут на более реалистическую и продуктивную дорогу. Это неизбежно, и поэтому я считаю, что будущее наших отношений хорошее и радужное.

Ошибка европейских политиков в том, что, по их мнению, демократические устои в том виде, как они развились в западноевропейских странах, можно перенести мгновенно в любую страну мира, и там сразу все будет хорошо. Нет! Уровень демократии, который может позволить себе общество, зависит от уровня его развития, в первую очередь экономического. Демократическая модель не годится для всех времен и любого уровня цивилизационного развития общества. Ведь недаром она возникла лишь на позднем этапе истории. А, учитывая неравномерность исторического развития, не все страны и сегодня готовы в полной мере ее воспринять. Западные политики об этом забывают и пытаются немедленно насадить демократию в Афганистане. Какая демократия может быть сегодня в Афганистане? Какая демократия может быть сегодня в Ираке, если там совершенно другие нравы, другие традиции и иной уровень развития?

Теперь о Беларуси. Беларусь двигается целенаправленно и четко по пути развития демократии. Но двигается постепенно, по мере развития экономики, по мере расширения частной собственности, по мере роста политической культуры и ответственности в обществе. Однако нашим критикам это не нравится. Говорят: "Давайте нам демократию в полном объеме и немедленно". Мол, поддержим местных революционеров, пусть они все поменяют и тут же введут демократию. Неужели не ясно, что в таком случае никакой демократии не будет. Будет воровство, как было в России в начале 90-х годов. Попытка сразу перенести туда западный опыт привела к самым уродливым явлениям: воровству, олигархии, разгулу криминала.

Точно так же попытка подстегнуть процесс демократизации в Беларуси может привести только к дестабилизации в обществе и развитию всевозможных отрицательных явлений. Переход к демократии, западноевропейским ценностям должен быть постепенным. Другого нам не дано.

- Ситуация в Беларуси была предметом обсуждения во время мероприятий зимней сессии ПА ОБСЕ в Вене. Дискуссия проходила с участием наших парламентариев. В апреле должна пройти сессия ПАСЕ. Возможно ли донести до европейских политиков нашу точку зрения на события в стране?

- Сейчас в Евросоюзе идет волна негативной информации о Беларуси, но, уверяю вас, она схлынет. Пока они совершенно не хотят признавать, что произошло в действительности в Минске 19 декабря. Они утверждают, что была мирная демонстрация, которую разогнали, были хулиганские действия, за которые дают чересчур суровое наказание.

Но позвольте, это были не хулиганские действия. Один из экс-кандидатов на площади во всеуслышание заявил, что создается "правительство национального спасения". А это нельзя расценивать иначе как попытку государственного переворота. Если бы демонстранты били стекла в ГУМе или почтамте, или машину где-то перевернули, это были бы хулиганские действия. Но они же пошли в Дом правительства, причем не бить стекла, а проникнуть туда в качестве провозглашенного ими нового незаконного правительства.

Впрочем, сами организаторы беспорядков вряд ли надеялись, что смогут захватить власть. Их задача была более мелкой: продемонстрировать, как они борются, как деньги отрабатывают, а когда их посадили, показать, что они политические жертвы.

Я абсолютно убежден, что никто из них на самом деле не хочет власти. В глубине души они чувствуют, что не справятся. Ведь они не имеют и доли процента понимания, насколько сложна государственная машина, какой огромный ворох проблем, как их трудно решать.

- Ваши коллеги из Палаты представителей направили в Конституционный суд обращение с просьбой определить соответствие польского закона о карте поляка международным нормам права. Поддерживает ли Совет Республики эту инициативу?

- Беспокойство депутатов по этому вопросу вполне понятно и оправдано. Но я бы хотел высказаться по этой проблеме чуть шире.

По-моему, самое главное в этой ситуации - помнить, что Польша - это наш сосед и с ней у нас должны быть хорошие отношения. И именно на это должны быть направлены наши усилия.

Да, в Польше есть отдельные политические деятели, которые спекулируют на теме угнетения польского меньшинства в Беларуси. Однако то, что есть такие политики, не означает, что так думает вся Польша.

Что касается самой по себе карты поляка, то нет ничего плохого в том, что поляки хотят каждого из своей диаспоры, так сказать, взять на учет и как-то им помогать. Другой вопрос, если карту поляка кто-то использует в политических целях, если одним этническим полякам ее дают, а другим по политическим мотивам отказывают. Если это так, то, имея конкретные факты такой дискриминации, мы должны вносить соответствующий протест.

- Нынешний год объявлен Годом предприимчивости. Каких инициатив стоит ждать от парламентариев? Что, по вашему мнению, необходимо изменить в их работе?

- Год предприимчивости - это логическое продолжение Директивы №4. Задача руководства страны - расшевелить общество, повысить инициативу на местах, чтобы люди не формально относились к своей работе и пребывали бы в плену иждивенческих настроений, а инициативно, по-хозяйски, планировали свою деятельность. Это же относится и к членам Совета Республики. Каждый из них, работая на местах, должен шевелиться, не спать в шапку и ждать указаний сверху. Парламентариям следует сделать акцент в работе на общении с людьми, чтобы последние не чувствовали барьера между собой и властью, чтобы могли достучаться до власти, а их предложения могли бы быть услышаны и восприняты.

Екатерина НЕЧАЕВА,
БЕЛТА.
Все интервью