Беларусь прорывно улучшила свою позицию в международном рейтинге по индексу человеческого развития. Согласно докладу Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), по итогам 2012 года республика заняла 50-е место среди 187 стран мира. Но для обеспечения устойчивого роста нужно максимально эффективно реагировать на новые глобальные вызовы. Как и большинству стран Восточной Европы и СНГ, Беларуси пока не удалось найти оптимальный баланс между темпами роста, равенством и экологией. ПРООН серьезно заинтересована в установлении партнерства со странами со средним уровнем доходов, в том числе и с Беларусью, для решения проблем неравенства и устойчивости. "После Великой рецессии нам нужна, как минимум, Великая трансформация для обеспечения благосостояния людей и всей планеты", - заявила в интервью корреспонденту БЕЛТА помощник Генерального секретаря ООН, помощник Администратора ПРООН, директор Регионального бюро по странам Европы и СНГ Джихан Султаноглу, которая 16-17 мая принимала участие в региональной конференции "Перспективы устойчивого развития стран со средним уровнем дохода в СНГ, Восточной и Южной Европе" в Минске.
- Госпожа Султаноглу, по каким позициям Беларусь лидирует в странах региона? И по каким отстает?
- Беларусь уже практически достигла целей развития тысячелетия (ЦРТ). Индекс человеческого развития Беларуси (0,79 в 2012 году) превысил аналогичные показатели в некоторых странах - членах ЕС (например, в Румынии и Болгарии - 0,78). По охране материнства и детства страна занимает первое место, что весьма отрадно. Беларусь значительно улучшила свои показатели и в рейтинге бизнеса: за пять лет поднялась со 115-го на 68-е место по классификации Всемирного банка. Это значительный прогресс.
Поскольку деятельность ПРООН направлена на дальнейшее человеческое развитие, то для нас комплекс мер в отношении социальной защиты людей, их безопасности крайне важен. На мой взгляд, в Беларуси есть огромный потенциал в развитии частного сектора, усилении социальной ответственности бизнеса, улучшении партнерства госорганов с негосударственными организациями.
- Каковы основные стратегические приоритеты ПРООН на ближайшее время?
- Наше партнерство с государствами всего мира основывается на приверженности оказанию поддержки странам по достижению к 2015 году восьми целей развития тысячелетия, о которых мировые лидеры договорились на историческом Саммите тысячелетия в 2000 году. Руководствуясь ЦРТ, ПРООН уделяет особое внимание пяти ключевым приоритетным вопросам: эффективное управление, энергетика и окружающая среда, борьба с бедностью и предотвращение распространения ВИЧ-инфекции, здравоохранение и развитие. Гендерное равенство также является важным приоритетом, который мы интегрируем во все программы.
Следует отметить, что при общности этих приоритетов для всех стран (в том числе для региона Европы и СНГ) нет двух одинаковых страновых программ. В каждом конкретном случае мы анализируем ситуацию и обсуждаем с правительством ключевые направления развития. Страновая программа ПРООН разрабатывается в зависимости от институциональных рамок и насущных проблем для того, чтобы реагировать именно на них.
В настоящее время ПРООН работает над новым стратегическим планом на 2014-2017 годы. Как бороться с нищетой и неравенством, как содействовать углублению интеграции и уменьшению конфликтов без ущерба окружающей среде, как нивелировать последствия изменения климата? Стратегический план - наш ответ на эти глобальные вопросы.
Устойчивое человеческое развитие сегодня является более актуальным, чем когда-либо: наступили времена беспрецедентных изменений, что, с одной стороны, представляет возможность для укрепления развития, с другой - способствует росту нестабильности и риска. В этом контексте ПРООН должна направить свою энергию туда, где она принесет наибольшую пользу.
- По вашему мнению, как изменились приоритеты проектной деятельности в Беларуси и в регионе? Чем это обусловлено?
- В регионе Европы и СНГ самый большой портфель проектов - в области энергетики и окружающей среды. Мы также проводим работу по содействию эффективному управлению, укреплению верховенства закона и борьбе с коррупцией. Социальная интеграция также остается в секторе повышенного внимания, поскольку в регионе сохраняется неравенство.
По моему мнению, верховенство закона, борьба с коррупцией, демократическое управление и права человека останутся в числе главных приоритетов в регионе как для правительств, так и для партнеров. Я также считаю, что ПРООН является движущей силой в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. При этом есть огромный потенциал для более успешного сотрудничества.
С января 2014 года у ПРООН, как я уже сказала, будет новый стратегический план на следующие четыре года. Это внесет коррективы в содержание работы ПРООН, но приоритеты скорее всего останутся неизменными, ведь мы создали наши программы на базе национальных интересов.
- Деятельность ПРООН в Беларуси в настоящее время основывается на страновой программе на 2011-2015 годы.
- Да. И она удовлетворяет текущие потребности государства и группирует всю нашу деятельность в четыре основные тематические области: экономическое развитие и социальная защита; энергетика и окружающая среда; противодействие распространению ВИЧ/СПИДа и туберкулеза; эффективное и подотчетное управление и безопасность человека.
Предыдущие страновые программы включали проблему реабилитации и устойчивого развития районов, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы. Мы не отказываемся от работы в пострадавших районах, но теперь чаще поддерживаем местные инициативы, а не выступаем со своими собственными предложениями.
Мы также изменили подход к программам в сфере экономического развития. Кстати, ранее эти программы назывались "Борьба с бедностью". И это не случайно. В первое десятилетие нового тысячелетия ПРООН и Министерство труда и соцзащиты Беларуси осуществили первый проект по борьбе с бедностью, который помог определить ключевые приоритеты Национальной стратегии по предупреждению бедности. Более того, положения этой стратегии нашли отражение в национальной программе социально-экономического развития.
В 2001 году, по официальной статистике, 26% горожан и 33% сельчан Беларуси находились за чертой бедности. Поскольку удалось преодолеть крайнюю бедность, были внесены изменения в нашу программу. ПРООН делает акцент на развитии частного сектора, микрофинансировании и микрокредитовании. Например, новый проект ПРООН (реализуется при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) способствует развитию частных микрокомпаний, малых и средних предприятий в сфере экотуризма.
Или еще один пример. В чернобыльском регионе оказана поддержка 30 заявителям, которые хотели внедрить сельскохозяйственные инновации и средства автоматизации коллективной работы. Проект помог фермерам улучшить условия предоставления и возврата сельскохозяйственных микрокредитов. В рамках этой инициативы первый сельхозкооператив "Селецкий аграрий" был создан в Брагинском районе.
Вопросы энергоэффективности приобретают все большую актуальность в мире. Следует отметить, что энергозатраты в белорусской экономике по-прежнему высокие по сравнению с индустриальными странами. Государственные программы на 2011-2015 годы включают снижение зависимости от импорта энергоносителей и диверсификацию источников энергии путем использования альтернативной энергетики. Проект Глобального экологического фонда "Энергоэффективность", осуществленный ПРООН в Беларуси в 2007-2011 годах, помог разработать бизнес-планы для более десятка энергосберегающих инициатив на промышленных предприятиях и в сфере ЖКХ. Последний проект в этой сфере нацелен на сокращение энергопотребления в ходе строительства и содержания жилых домов. Будут также реализованы пилотные проекты, призванные продемонстрировать энерго- и ресурсосберегающий потенциал на примере трех жилых домов в Минске и Гродно.
- Какие проекты из тех, что были начаты в вашу бытность представителем ООН/ПРООН в Беларуси, еще продолжаются?
- В 2004-2009 годах ПРООН и Министерство здравоохранения осуществили проект "Предупреждение и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь", профинансированный Глобальным фондом по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией (ГФ). В рамках этого проекта система здравоохранения получила медикаменты для проведения антиретровирусной терапии ВИЧ-позитивных людей. Успешная реализация гранта ГФ на $17 млн. создала прочную основу для финансирования дальнейших программ по борьбе с ВИЧ/СПИДом, рассчитанных до 2016 года, - программы реализуются ПРООН. Ресурсы, выделяемые Глобальным фондом на эти программы, превышают $40 млн.
За несколько месяцев до окончания моей миссии в Беларуси был подписан совместный проект с ОБСЕ, направленный на улучшение безопасности и управления резервами на складах, содержащих стрелковое оружие и легкие вооружения. Проект продлевался несколько раз и обрел дополнительного донора - ЕС. Сейчас методология и методики, отработанные по этому проекту, могут быть использованы в других странах Центральной и Восточной Европы.
Еще один пример. В 2005-2010 годах был реализован проект "Ренатурализация и устойчивое управление торфяными болотами в Беларуси". Восстановлены 15 выработанных торфяников и поврежденных болот общей площадью более 28 тыс.га. Успешное восстановление растительного и животного мира было подтверждено в ходе мониторинга биоразнообразия в этих районах. В марте текущего года стартовал проект, который можно назвать преемником предыдущего. Кстати, его бюджет в два раза больше ($3 млн. против $1,5 млн.), поэтому его результативность также будет выше.
- Какие, по вашему мнению, проекты являются наиболее эффективными и многообещающими для Беларуси?
- Абсолютно все проекты нужны и важны, мы надеемся на эффективность каждого из них. Подчеркну: они создавались, чтобы помочь стране найти свои решения глобальных и национальных проблем.
Например, в области здравоохранения проекты по борьбе с туберкулезом не менее важны для Беларуси, чем проекты по борьбе с ВИЧ/СПИДом. В рамках проекта создается современная система диагностики, регистрации и учета туберкулеза. В частности, лаборатории оснащены современным оборудованием для диагностики туберкулеза в соответствии со стандартами ВОЗ. Медперсонал учреждений здравоохранения, сестры милосердия Красного Креста, сотрудники лабораторий и медицинские работники пенитенциарных учреждений обучены современным методам диагностики, ухода и лечения больных туберкулезом, в том числе с множественной лекарственной устойчивостью. Электронный реестр туберкулеза успешно запущен в 40 тубучреждениях страны. До конца 2015 года более 7 тыс. человек (в гражданском секторе и пенитенциарных учреждениях) получат медицинскую помощь с использованием современных лекарств против туберкулеза.
Что касается будущих проектов, то они пройдут под знаком регионального развития. Так, вскоре будет запущен проект "Помощь местному развитию в Беларуси" с бюджетом в 4,4 млн. евро. К подписанию готовится соглашение о финансировании между ЕС и ПРООН. Национальные партнеры на местном уровне получат прогрессивное знание принципов развития территорий и практический опыт планирования, совместного решения проблем и выполнения местных инициатив, направленных на улучшение качества жизни в небольших городах и сельской местности Беларуси.
- Каков размер финансовой помощи, оказанной Беларуси через проекты ПРООН в последние годы? Каковы перспективы на будущее в этом отношении?
- В целом в странах со средним уровнем доходов донорских средств и ресурсов, привлекаемых через систему ООН, никогда не бывает достаточно для решения проблем неравенства и устойчивости.
В ходе третьей страновой программы (2006-2010 годы) благодаря поддержке со стороны доноров ПРООН привлекла $73,4 млн. в дополнение к собственным ресурсам для выполнения проектов. С января 2011 года Беларусь выполняет четвертую страновую программу ПРООН на пятилетний период с бюджетом более $80 млн. Ожидается, что в этом году будет привлечен $21 млн.
- Ранее в Беларуси реализовывались масштабные проекты ПРООН по преодолению последствий аварии на ЧАЭС. В последние годы они стали точечными. Насколько такой подход оправдан?
- Авария на "Фукусиме" в Японии показала, что такие происшествия могут повториться в любое время в любом месте. Мы должны быть готовы к предупреждению подобных катастроф, ведь самое главное - не допустить их.
На территориях, пострадавших от аварии на ЧАЭС, проводился и проводится комплекс мероприятий. Полученный в процессе работы опыт очень ценный, его нужно сохранить и приумножить.
ПРООН в Беларуси особый упор делает на просвещение населения пострадавших территорий. Это очень важно, на мой взгляд. Расширение возможностей местных сообществ, неправительственных организаций, частного бизнеса приводит к улучшению благосостояния жителей. Одним словом, работа продолжается, пусть и на несколько ином уровне.
- Как вы оцениваете уровень сотрудничества между учреждениями ООН и правительством, а также белорусскими неправительственными организациями?
- Правительство - наш основной партнер в Беларуси. К примеру, представитель правительства обычно является национальным координатором проектов ПРООН. Все документы страновой программы ПРООН, а также Рамочной программы Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития на 2011-2015 годы (первая совместная стратегия органов ООН в Беларуси) были подготовлены путем расширенных консультаций и в тесном сотрудничестве с нашими ключевыми партнерами в правительстве.
Разумеется, ПРООН вовлекает в выполнение проектов неправительственные организации (НПО). Кстати, первый национальный информационный портал белорусских НПО был запущен 10 лет назад при поддержке представительства ПРООН.
- Как вы полагаете, когда Беларусь сможет войти в число стран с высоким уровнем развития?
- Беларусь уже достигла больших успехов. Отрадно, что путь к высокому уровню развития начат и продолжается.
Елена ПРУС