Прикассовая зона. Территория равных возможностей?
Игорь Груцо
В Беларуси ведется работа по увеличению доли продаж отечественных
товаров. Для этого важно учесть все факторы, в том числе то, как
продукция размещается в магазине. Для покупателей наиболее заметной
является прикассовая зона. Важно, чтобы отечественные товары находилась в
зоне доступа - были расположены на уровне глаз и вытянутой руки. О том,
насколько эффективна такая работа, в беседе с корреспондентом БЕЛТА
анализировал начальник управления координации поставок товаров на
внутренний рынок и внешнеторговой деятельности концерна "Белгоспищепром"
Игорь Груцо.
- Игорь Юрьевич, почему прикассовая зона относится к "золотому треугольнику" торгового объекта?
-
По законам мерчандайзинга, посетители магазина проходят три ключевые
точки: вход, зона продажи товаров первой необходимости, касса.
Прикассовая зона - наиболее выгодное место в торговом объекте для
выкладки товара. Это всем известный факт, не требующий доказательств.
Именно здесь совершаются импульсные покупки. Каждый второй посетитель
магазина, стоя в очереди, чтобы расплатиться за товары, с большой
вероятностью захочет купить тот товар, который присутствует на полке.
Отсюда вывод: хотите увеличить продажи - разместите продукцию в
прикассовой зоне.
- Насколько я знаю, изначально предприятия
концерна "Белгоспищепром" столкнулись с рядом трудностей при размещении
товаров в прикассовой зоне?
- Верно. Во-первых, это невозможность
размещения продукции в прикассовых зонах на приоритетных местах.
Основную долю полки занимает импорт, при этом на товары отечественного
производства приходится минимальный процент выкладки. Белорусская
продукция расположена на "холодной" стороне и нижних полках.
Во-вторых,
наблюдается следующая тенденция: при расширении матрицы в прикассовой
зоне количество единиц товара на каждой полке не увеличивается. В
результате позиции чередуются, так как выделенная доля не позволяет
разместить в прикассовой зоне весь согласованный для выкладки
ассортимент.
Следует отметить, что сегодня уже есть и
положительные результаты: представленность отечественной кондитерской
продукции в прикассовой зоне все же увеличивается, как и количество
товаров, включенных в планограммы торговых сетей.
Наши кондитеры
предлагают для прикассовой зоны ассортимент из 100 наименований. В
основном это мелкоштучная продукция - шоколад, батончики, вафли, халва.
На данный момент ОАО "Красный пищевик" уже представлено в сетях 10-15
наименованиями из 40 предназначенных для размещения в прикассовой зоне;
СП ОАО "Спартак" - 15-25 из 32 предлагаемых наименований; ОАО
"Коммунарка" - 10-12 из 15; ОАО "Кондитерская фабрика "Слодыч" - 2-4 из
10; ОАО "Красный Мозырянин" - 1-2 из 3 наименований.
- Какие планы у концерна по увеличению представленности продукции отечественных производителей в сетевом ретейле?
-
Концерн принимает активное участие во всех рабочих встречах по вопросам
поэтапного замещения иностранных товаров в прикассовых зонах торговых
объектов продукцией отечественной кондитерской промышленности.
На
первое полугодие 2024 года мы ставим перед собой цель увеличить
представленность кондитерских изделий отечественного производства в
прикассовой зоне до не менее 50% по номенклатуре товаров, выпускаемых на
предприятиях концерна, без учета жевательной резинки, средств гигиены и
т.д. Кроме того, хотелось бы добиться равных с импортными поставщиками
условий при размещении кондитерских изделий в прикассовых зонах торговых
объектов: выкладка на "горячей" стороне на уровне глаз.
- Будет ли расширен ассортимент товаров подведомственных организаций для выкладки в прикассовой зоне?
-
Да, производители кондитерских изделий непрерывно работают над
совершенствованием ассортимента продукции, в том числе предназначенной
для выкладки в прикассовой зоне. В 2024 году ОАО "Красный пищевик"
представит халву с новым вкусом, жевательный мармелад, а также
жевательный зефир в новом формате 100 г. СП ОАО "Спартак" планирует к
выпуску шоколад с начинкой и вафельные батончики без сахара, а также
печенье 50 г. СОАО "Коммунарка" в ближайшее время предложит покупателям
батончики с кокосом и миндалем, шоколад весом 50 г в ассортименте,
батончики со сбивной начинкой.
- Если брать в целом по
организациям торговли, то какой удельный вес продукции белорусских
кондитеров в общем объеме выкладки в прикассовой зоне?
- На
сегодняшний день в рознице нет единого подхода к выкладке продукции: в
ряду торговых сетей товары отечественного производства составляют
практически 50% прикассовой зоны, а где-то - менее 25%. Нам есть куда
расти и есть к чему стремиться.
БЕЛТА.-0-